Потребительское поведение дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 12:29, реферат

Описание работы

Необходимо связать тему работы с социально-психологическим аспектом и образованием,сделать основной акцент на то,что дети не покупают продукт,но являются непосредственными потребителями продукта и оказывают влияние на покупателей. Рассмотреть вопросы: 1)Проблема потребительского выбора-управление потребительским поведением(пример дети) 2)Возрастные особенности 3)Формирующий эксперимент 4)Особенности проведения эксперимента на детях 5)Типы поведения 6)Проективные методики,контент анализ

Файлы: 1 файл

Потребительское поведение дошкольников.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Останавливаясь на широте («богатстве») списка потребительских предпочтений, следует отметить, что на данном этапе процесса принятия решения о покупке количество товаров и услуг, способных удовлетворить актуальную потребность ребенка, резко ограничено относительно «зрелого» потребителя. Узость перечня товаров и услуг, выбираемых ребенком старшего дошкольного возраста, на наш взгляд, объясняется небольшим, на данном возрастном этапе, личным опытом. В процессе успешно проходящей экономической (потребительской) социализации и обогащения собственного практического опыта ребенка, список потребительских предпочтений дошкольника будет значительно увеличиваться, а следовательно, и расширяется круг предметов, способных удовлетворить актуальную потребность.

Далее перейдем к этапу поиска информации. В поисках информации о товаре, потребитель может обратиться к следующим источникам:

– личные источники (семья, друзья, соседи, знакомые,..);

– коммерческие источники (реклама, продавцы, лидеры, упаковка, выставки);

– общедоступные источники (средства массовой информации, организации занимающиеся изучением и классификацией потребителей);

– источники эмпирического опыта (осязание, изучение, использование товара).

В рамках данной работы нас интересуют источники информации, используемые детьми старшего дошкольного возраста. В исследованиях французских психологов (1989) было выявлено три основных источника экономической информации, используемых детьми: активный (предполагающий самостоятельное участие детей в экономической жизни - различного рода «шоппинги»); зрелищный (подразумевающий просмотр ребенком рекламы); социальный (включающий получение информации из общения - сначала с родителями, затем со сверстниками, а на более поздних этапах социализации - со взрослыми, которые воспринимают ребенка в качестве экономического партнера, а не объекта воспитания).

Для получения информации из разряда активных источников, детьми могут быть использованы такие методы потребительской социализации, как наблюдение, совместный шоппинг и прямой опыт.

Наблюдение - метод обучения потребительскому поведению путем визуального восприятия поведения других людей. Чаще всего дети наблюдают и имитируют родительское поведение - родители, в данном случае, служат ролевыми моделями поведения.

Следующий метод называется совместный шоппинг. Это метод потребительской социализации, реализующийся в процессе совместных походов родителей и детей за покупками. Во время таких походов родители объясняют детям, почему они покупают или не покупают данный товар и в чем состоит роль рекламы.  

И, наконец, прямой опыт - это метод обучения детей на их собственном опыте как самостоятельных покупателей. Данный метод наиболее распространен в последнее время, в связи с увеличением занятости обоих родителей. В данном случае, ребенок выступает в роли агента по закупкам для всей семьи в целом.

Источник информации под названием зрелищный предполагает просмотр ребенком телевизионной рекламы. Данному источнику экономической информации следует уделить пристальное внимание, так как товар, предназначенный для детей, рекламируется достаточно броско, привлекательно, в нем. тщательно маскируется вредное воздействие товара. Рекламные ролики, рассчитанные на детскую аудиторию, отличаются динамичностью, музыкальностью, яркостью. В них используются мультипликационные персонажи или же образы реальных детей. В случае с использованием образа реальных детей, реклама способствует идентификации дошкольников с рекламными образами, а рекламные ролики в жанре мультипликации позволяют ребенку отделиться от мира взрослых и создать «свою» реальность.

Надо заметить, что одной из особенностей телевизионной рекламы является быстрота подачи информации. Рекламные ролики содержат некий конгломерат слов и образов, которые меняются с такой скоростью, что не позволяют зрителю реально оценить достоинства рекламируемого товара. В результате чего, зрителю приходится воспринимать поступающую информацию как достоверную, не имея возможности в таком темпе проанализировать и вынести собственное суждение относительно созданного образа.

Дети дошкольного возраста в данной ситуации находятся в наиболее сложном положении. Не имея достаточных навыков в быстроте мыслительных операций, им приходится довольствоваться полученной в ролике информацией как единственно верной и использовать её как руководство к действию.

Таким образом, привлекая внимание своей яркостью, броскостью и динамичностью подачи рекламируемых образов, телевизионная реклама формирует потребительские предпочтения детей дошкольного возраста.

Социальный источник информации включает в себя получение ребенком экономической информации в процессе общения со значимыми для него людьми.

Для старшего дошкольного возраста значимыми в процессе общения являются родители и группа сверстников. Рассмотрим более подробно каждую из представленных групп.

В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудничестве со взрослыми; в дошкольном же возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания, причем не только способен, но и активно хочет действовать сам. В результате совместная деятельность его со взрослыми как бы распадается.

Однако прежнее эмоциональное отношение ребенка к взрослому не пропадает и даже не ослабевает. Взрослый продолжает оставаться постоянным, притягательным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это вызывает у детей потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При этом ребенок хочет воспроизводить не просто отдельные действия взрослого, но и подрожать всем сложным формам его деятельности, его поступкам, его взаимоотношением с другими людьми, - словом, всему образу жизни взрослых людей.

При этом в процессе взаимодействия взрослого и ребенка, взрослые предъявляют к детям определенные требования. За выполнение требуемых социальных норм детей одобряют, за нарушение - ругают или наказывают. Но так как на данном возрастном этапе одобрение взрослого более значимо, нежели наказание, то все поведение дошкольника направлено на получение одобрения своего поведения значимым взрослым, то есть родителем.

Еще одной существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование «детского общества». Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется возрастным осознанием собственного «Я» и значения своих поступков. В совместной деятельности со сверстниками у ребенка обнаруживается потребность в признании другими людьми.

Обращаясь к результатам исследований сотрудников лаборатории дошкольного возраста Психологического института РАО, можно говорить о том, что к старшему дошкольному возрасту сверстник является для ребенка предпочтительным партнером по общению и совместной деятельности, не только средством самоутверждения, но и «внутренним собеседником», субъектом обращения его целостного, неразложимого Я. Во внутреннем мире ребенка появляется тот, к кому можно отнести себя и свои переживания. Этим внутренним другим становится для старшего дошкольника сверстник.

Исходя из вышеизложенного, в процессе поиска информации относительно приобретения товаров и услуг, ребенок старшего дошкольного возраста в первую очередь ориентируется на личный опыт в приобретении товаров и услуг, затем - на сообщения телевизионной рекламы, и в последнюю очередь, обращается к мнению родителей и значимых сверстников.

В результате осознания потребности и на основе полученной информации, ребенок приступает к оценке и выбору вариантов.

В первую очередь потребитель рассматривает любой товар как определенный набор свойств. Каждый потребитель выбирает для себя тот набор свойств товара, который максимально удовлетворит актуализированную потребность. Так как ранее уже делался акцент на том, что поведением дошкольника руководит интерес и привлекательность предмета или осуществляемой деятельности, следовательно, товар, способный удовлетворить потребительские предпочтения старшего дошкольника должен быть внешне привлекательным.

Образ марки, который достаточно часто упоминается в исследованиях потребителей, более старшего возраста базируется на наборе убеждений о конкретном марочном товаре. Образ марки формируется на знаниях о товаре по собственному опыту, а также знаниях, являющихся результатом избирательного восприятия, избирательного искажения и избирательного запоминания.

Под избирательным восприятием понимается акцентированность внимания на предмете, способном удовлетворить имеющуюся на данный момент потребность, а так же предмет, выбивающийся из общего ряда образов.

Избирательным искажением называется склонность людей к интерпретации информации таким образом, чтобы она не опровергала, а подтверждала ранее формированное убеждение.

Избирательность запоминания обозначает, что люди склонны запоминать информацию, которая поддерживает их отношения и убеждения.

Отношение к марочным альтернативам складывается у потребителя в результате проведенной им оценки.

Следовательно, потребители старшего дошкольного возраста среди характерных свойств товара обращают внимание на его внешнюю привлекательность, необычность, а так же на возможность товара удовлетворить возникшую потребность.

Выбор источника покупки и процесс покупки. В процесс перехода от намерений до принятия решения может вмешаться также отношение других людей к данному товару. Весомость мнения другого человека зависит от двух вещей: (1) интенсивности его негативного отношения к выбранной потребителем марке и (2) побуждения потенциального покупателя не обмануть его ожидания.

Чем сильнее негативный и позитивный настрой другого лица и чем ближе это лицо к потребителю, тем решительнее пересматривает он свое намерение совершить покупку в ту или другую сторону.

Выбор места покупки и особенности приобретения товара будут определяться, как нами уже говорилось ранее, наличием собственного опыта приобретения, либо моделированием потребительского поведения родителей как наиболее значимых взрослых. Следовательно, навыки покупки и в том, и в другом случае, формируются в процессе совместных походов ребенка с родителем в магазины, где дошкольник усваивает модель потребительского поведения взрослого.

ОБОБЩАЯ вышесказанное, необходимо сделать акцент на том, что у ребенка старшего дошкольного возраста есть предпосылки для формирования процесса принятия решения о покупке. Дошкольник может осуществлять отдельные этапы процесса, но не у всех детей старшего дошкольного возраста процесс покупки товара является завершенным. В силу своей подверженности влиянию интереса, ребенок может анализировать информацию, поступающую из различных источников, но эта информация не всегда будет определять выбор и приобретение товара.

 

 

Глава 3. Особенности формирования потребительского поведения в условиях рыночных отношений.

3.1. Описание методик и базы исследования

3.2. Анализ результатов исследования

3.3. Рекомендации по формированию потребительского поведения дошкольников

В дошкольном возрасте дети часто воспроизводят определенные мнения и суждения, на которые существенно влияют представления, доступные в момент конструирования анализируемых экономических понятий или воспроизводящие результаты личного опыта.

Так, известные по смыслу категории не используются для объяснения других (например, -«профессия» для характеристики «богатства») или содержание понятия известно через проявления непосредственно знакомые по собственному опыту, но не как экономический термин. Итак, в процессе анализа выявлены и описаны тенденции в становлении экономических представлений в детстве. Определены факторы влияющие на формирование экономических представлений у детей.

Главная черта формирования экономических представлений у детей состоит в прямо пропорциональной зависимости знания от опыта включения ребенка в систему экономических отношений. Предоставляемая возможность поведенческих опытов имеет ярко выраженную возрастную динамику на групповом уровне, по не всегда прослеживается на индивидуальном.

В целом, возрастная динамика позволяет зафиксировать генезис экономических представлений в детстве от полного отсутствия знания до соотносимого с имеющим место в реальности или обусловленного как научное понятие.

Выявленные факты организации экономических представлений позволяют определить детство как начальный период формирования экономического сознания. На основании вышеперечисленных выводов можно дать родителям и педагогам некоторые рекомендации:

1. Больше  рассказывать детям о своей  профессии.

2. Объяснять  источники получения денег.

3. Выделять  детям деньги на карманные  расходы уже с 4-5 лет.

4. Обсуждать, для чего могут быть использованы деньги, поощряйте личные сбережения.

5. Чаще обсуждать  с детьми финансово-бытовые проблемы  семьи, советоваться с ними. Это  даст им чувство принадлежности  к своей семье и чувство  ответственности.

6. Вместе  совершать и обсуждать покупки.

Воспитателям дошкольных учреждений и учителям начальных классов можно порекомендовать делать акцент на экономических вопросах при изучении профессий, труда людей, социально-экономических процессов и явлений.

Полученные результаты позволяют сказать, что нельзя недооценивать важность правильного и более раннего формирования экономических представлений у детей, т. к. основы экономических знаний, экономического мышления и поведения, начинают закладываться уже в дошкольном детстве.

 

 

Заключение

. Материалы, проведенного исследования показывают, что:

Дети старшего дошкольного возраста уже могут выступать самостоятельными потребителями и покупателями некоторых товаров и услуг, что в ряде случаев не одно и тоже, так как дети старшего дошкольного возраста не всегда владеют собственными денежными средствами для выполнения роли покупателя.

В качестве условий формирования потребительского поведения выступают наличие свободных денежных средств, практический опыт в приобретении товаров и услуг, а также доступность к различным источникам экономической информации.

Информация о работе Потребительское поведение дошкольников