Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 12:29, реферат
Необходимо связать тему работы с социально-психологическим аспектом и образованием,сделать основной акцент на то,что дети не покупают продукт,но являются непосредственными потребителями продукта и оказывают влияние на покупателей. Рассмотреть вопросы: 1)Проблема потребительского выбора-управление потребительским поведением(пример дети) 2)Возрастные особенности 3)Формирующий эксперимент 4)Особенности проведения эксперимента на детях 5)Типы поведения 6)Проективные методики,контент анализ
1. Физиологические потребности: голод, жажда, сексуальность.
2. Потребности в безопасности: безопасность и защита от боли, страха, гнева.
3. Потребности в социальных связях: потребности в любви, нежности, социальной присоединенности, идентификации.
4. Потребности самоуважения: потребности в достижении, в признании, в одобрении.
5. Потребности самоактуализации: реализация собственных возможностей и способностей, потребность в понимании и осмыслении.
Следовательно, наиболее популярные классификации потребностей, представленные в психологии, под потребностью понимают активность человека, определяемую социальной направленностью личности и группой, к которой она принадлежит.
Нам интересны следующие, представленные ниже, классификации.
Исследователи, изучающие поведение покупателей, выделяют потребности, которые обязательно актуализируются при приобретении какого-либо товара или услуги.
1. Потребность в безопасности.
Это, прежде всего, услуга или товар на который можно положиться.
2. Потребность в привязанности.
Речь идет о том, что все мы привязаны к тем или иным вещам, людям, товарной марке.
3. Потребность в комфорте.
Технические параметры, удобство, которое мы приобретаем с очередной покупкой.
4. Потребность чувствовать себя гордым.
Желание выделиться на общем фоне и чем то отличаться от других, желание обновить свои приобретения или отношения.
5. Потребность в экономии.
Часто именно цена определяет, приобретут ли люди этот товар и где приобретут.
Некоторые исследователи поведения потребителей предлагают свою классификацию мотивов потребления: утилитарные мотивы потребителя, прежде всего, интересуют эксплуатационные характеристики товара, его гарантийный срок, долговечность, возможность быстрого и качественного ремонта; эстетические мотивы - потребитель уделяет особое внимание внешнему виду изделия, привлекательность формы, оригинальность цветового решения, возможности гармоничного сочетания с другими предметами; мотивы престижа - принадлежность к социальной группе, статус, материальное положение и достаток (могут подразделяться на мотив уподобления и мотив моды); мотив традиции - обусловлен преимущественно национально-культурными особенностями различных наций и народностей.
Исходя из рассмотренных нами классификаций, важно подчеркнуть, что предложение любого товара или услуги должно опираться, в первую очередь, на тот комплекс потребностей людей, на который данный товар ориентирован. Чем лучше удовлетворяет товар весь комплекс социально-экономических и иных требований, тем более он востребован.
Социализация дошкольника - это целенаправленный процесс создания и реализации оптимальных условий для духовно-нравственной адаптации индивида к традициям социума, формирование у ребенка потребности в саморазвитии. Ребенок с момента рождения является членом общества, которое влияет на его развитие посредством социальных законов, регулирующих отношения в данном обществе. Для того чтобы оценить уровень социализации ребенка дошкольного возраста, необходимо разработать систему критериев, которые позволят оценить степень вложения этим ребенком его способностей, состояния здоровья и т.п. в развитее общества в целом. Эта система формируется как на локальном (в семье) уровне, так и на глобальном уровне -государственном (социальная защищенность), которая оценивается интенсивностью взаимосвязей в институциональной среде.
Семья
и образовательное учреждение
как первичные социальные
Основы процесса социализации характеризуются социальными, культурологическими и педагогическими факторами непосредственного влияния на личность ребенка. При этом семейное воспитание является одной из наиболее эффективных, наиболее плодотворных и созидательных форм дошкольной социализации.
Под дошкольной социализацией на основе взаимодействия семьи и образовательного учреждения мы понимаем такое ее развитие, в ходе которого она усваивает культурно-исторический и социальный опыт, семейные традиции, включающие в себя коммуникативные умения, умения оценивать собственную и совместную деятельность. Процесс социализации предполагает активное взаимодействие личности и общества.
Социализация определяет существование детей в обществе и существование человека как человека - в его отношениях к другим людям и к самому себе. С их помощью ребенок стремится сохранить и реализовать определенные ценности в той или иной природной и социальной действительности, в которой он живет. В дошкольном возрасте роль социальных норм и правил, осознанного отношения к ним имеют приоритетное значение для процесса социализации личности ребенка.
Потребительская социализация – это приобретение навыков потребительского поведения и усвоение знаний об экономических понятиях, характеризующих различные аспекты потребления: деньги, покупка, место покупки и др. Результатом потребительской социализации становится потребительское поведение.2
Анализируя особенности потребительского поведения детей старшего дошкольного возраста, возникает необходимость рассматривать ребенка как активного субъекта потребления в том смысле, что ребенок способен активно исполнять потребительскую роль. В результате освоения потребительского поведения дети приобретают социально-психологические качества, позволяющие им гибко менять поведение в нестабильной экономической среде.
Опыт показывает: многие предпосылки будущие экономической деятельности складываются очень рано, и, если не развивать их своевременно, могут проявиться негативные стороны в поведении детей – небрежность, неряшливость, безразличие к испорченным вещам.
Приобщение дошкольников к экономической деятельности, одна наиболее сложных и в то же время важных проблем настоящего времени. Только человек экономически грамотный способен адекватно оценивать себя, своё место в обществе с точки зрения материальных возможностей. Современный ребенок должен знать, что такое деньги, их ценность, назначение, должен понимать, что существуют экономические отношения в обществе и, что он тоже в свое время будет являться субъектом данного вида отношений. Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, но и формирует деловые качества личности.
В рамках раскрываемого нами вопроса следует уделить внимание особенностям развития мотивационно-потребностной сферы детей именно старшего дошкольного возраста. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом возрасте, считается механизм соподчинения мотивов. У ребенка одновременно могут возникать разные потребности, которые для своего удовлетворения требуют иногда взаимоисключающих типов поведения. Благодаря развитию механизма соподчинения мотивов старшие дошкольники легче ограничивают свои непосредственные желания, и делают выбор в пользу наиболее сильного на данный момент мотива.
К пяти годам у ребенка появляется соподчиненность потребностей, желаний. Они приобретают разную силу и значимость. Дошкольник начинает планировать смысл своей деятельности, формируется смыслообразующая функция мотива. Образ другого помогает ему регулировать свое поведение вследствие предвидения осуждения, наказания. К шести годам эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний, направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном» плане. Эмоции, связанные с представлениями, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний.
Механизм эмоционального предвосхищения описан А.В.Запорожцем. Ещё до того, как дошкольник начинает действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Аффект становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. Ребенок начинает переживать как по поводу того, что он делает в денный момент, так и по поводу того, что ему ещё предстоит сделать.
Изменяется содержание аффектов - расширяется круг эмоций, присущих ребенку. В силу своего возраста ребенок не способен делать то, что ему неинтересно.
В преддошкольном возрасте у ребенка появляются мотивы достижения успеха, мотивы соревнования, соперничества и мотив избегания неудач. Происходит подавление внутренних побуждений в связи с привлекательностью предмета, а не только выбор одного из многих. Божович и Кистяковская выделяют в этом возрасте потребность во впечатлениях и потребность в активности. Эльконин добавляет потребность в поддержке и признании.
К шести годам у детей начинается усвоение этических норм, которые учитываются ребенком при планировании своих поступков. Старший дошкольник уже может во многих случаях побороть свои желания. Обогащение представлений о самом себе ведет к появлению потребности в уважении, во взаимопонимании с окружающими и в сопереживании. Ряд авторов добавляют к этому потребность в познании объектов внешнего мира (Бауэр Т., Лисина М.И.) и стремление к овладению деятельностью. В области познавательного интереса исследователи делают акцент на наличие интереса к деятельности взрослых.
Анализируя вышеизложенное, можно говорить о том, что дети пяти и шестилетнего возраста одинаково акцентированы на получение впечатлений из окружающего мира, на активное его познание. И те, и другие испытывают потребность в участии в общественной жизни и признании своих достижений референтной (значимой) группой. Отличительной особенностью шестилетних детей от пятилетних является потребность быть не просто активным членом группы, но и соучастником её, т.е. иметь возможность чувствовать и переживать вместе с группой, быть не только понятым, но и понимать состояние других. У шестилеток развивается потребность занять определенную статусно-ролевую позицию в этой группе.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, можно сделать вывод о том, что применительно к психологическим классификациям потребностей актуальными потребностями детей пяти-шестилетнего возраста являются социальные потребности, характеризуемые стремлением к присоединению и идентификации с группой. Относительно же классификации мотивов потребителя, по мнению теоретиков потребительского поведения, ребенок данного возраста ориентирован на мотивы престижа, а если быть более точным, то на мотивы уподобления группе при выборе понравившегося товара.
Исходя из вышеизложенного, дети старшего дошкольного возраста в процессе приобретения товара ориентируются на мнение референтной группы.
Содержательную основу потребительского поведения, по мнению Алешиной, составляют процесс принятия решений потребителями и факторы, его определяющие.
Немногие ученые берут на себя смелость заниматься таким сложным и многогранным вопросом, как психология принятия решения. Одним из таких авторов, несомненно, является Карпов А.В. Он исследует вопрос принятия решения несколько в другом аспекте относительно нашей проблематики, а именно в аспекте управленческой деятельности, но структура процесса принятия решения остается единой. В нашем случае количество этапов в цикле принятия решения несколько сокращено в силу относительной простоты ситуаций выбора товара или услуги ребенком дошкольного возраста.
Процесс принятия решения понимается как выбор одной из нескольких альтернатив. Выбор осуществляется тогда, когда невозможно свети к единому критерию предпочтительность, по крайней мере, двух из существующих альтернатив поведения.
Итак, теоретики потребительского поведения придерживаются мнения о том, что процесс принятия решения о покупке включает в себя пять основных этапов, которые потребитель преодолевает на пути к принятию решения о покупке и ее совершению: осознание проблемы, поиск информации, оценка и выбор вариантов, выбор источника покупки и покупка. Потребитель преодолевает все пять этапов при любой покупке. Однако при совершении обыденных покупок он пропускает некоторые этапы или меняет их последовательность. Мы будем оперировать полной моделью, поскольку в ней отражены все соображения, возникающие, когда потребитель сталкивается с новой для себя ситуацией.
Процесс покупки начинается с того, что покупатель осознает проблему или нужду. Здесь сделаем акцент на то, что дети к концу дошкольного возраста могут ощущать потребности безотносительно ситуации, то есть представлять себе предмет, способный удовлетворить возникшую у ребенка потребность, а не лицезреть предмет, способный удовлетворить потребность, непосредственно.
Еще одной особенностью данного возраста является социальность возникающих потребностей. Так, ребенок в своей деятельности ориентирован на среду, к которой он принадлежит. Следовательно, потребности, возникающие у ребенка старшего дошкольного возраста, будут определяться нормами и ценностями референтной группы.
Итак, первым этапом процесса принятия решения о покупке будет этап осознание проблемы.