Потребительское поведение дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 12:29, реферат

Описание работы

Необходимо связать тему работы с социально-психологическим аспектом и образованием,сделать основной акцент на то,что дети не покупают продукт,но являются непосредственными потребителями продукта и оказывают влияние на покупателей. Рассмотреть вопросы: 1)Проблема потребительского выбора-управление потребительским поведением(пример дети) 2)Возрастные особенности 3)Формирующий эксперимент 4)Особенности проведения эксперимента на детях 5)Типы поведения 6)Проективные методики,контент анализ

Файлы: 1 файл

Потребительское поведение дошкольников.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

У детей, являющихся субъектами потребления товаров, преобладают установки на рациональное потребительское поведение в выборе товаров и услуг.

На основании выявленных зависимостей можно говорить о том, что именно наличие практического опыта и свободных денежных средств формируют у детей старшего дошкольного возраста потребительское поведение и способствуют успешности прохождения потребительской социализации.

' По результатам  проведенного исследования можно  утверждать, что дети, имеющие доступ к техническим источникам информации, легче воспринимают знаковую систему и испытывают к ней большее доверие, нежели к социальным источникам информации, то есть мнению родителей и сверстников, что позволяет выделять «технократизацию» как новый и на данный момент, ведущий тип общения ребенка со средой.

Семья как основной источник потребительской социализации также видоизменяется под воздействием внешних факторов, в первую очередь культуры и экономики. С одной стороны происходит рост браков в стране, и, понимая, что зарегистрированные отношения не дают полноты картины о наличии семейных домохозяйств, мы все-таки не имеем возможности говорить о нормальных условиях потребительской социализации дошкольника. Растет количество семей, где один из родителей не является родным, сокращается количество полных семей, семей с большим количеством детей. Если принять во внимание тот факт, что обучение навыкам потребительской практики происходит в некоторых случаях через подражание покупательским привычкам родных, можно сделать вывод: современные российские дошкольники испытывают недостаток в ресурсах социализации.

Экономический аспект социализации российских дошкольников также оставляет желать лучшего. Семьи с детьми тратят денежные средства в основном на покупку самого необходимого, продукты питания в первую очередь. Незначительная доля потребления услуг (около 20%), и всего шесть с небольшим процентов расходов родителей приходится на образование и отдых детей.

 

Литература

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре.-М.: МОДЭК, 2000. 415с. 2.
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 624с. Абульханова—Славская К.А. 14-29. 4. 5.
  3. Абульханова—Славская К.А. Типология активности личности Психологический журнал. 1985. Т.6. 5.— 3 -
  4. Автономов B.C., Голдстин Э. Экономика для школьников. М,, 1995.-159с. Албегова И.Ф., Янкевич Г.А. Экономика и психология: грани взаимодействия 2000.-С. 19-21
  5. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. М.: ЦГЛ, 2005. 242с.
  6. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1996. 376с. 152 О путях построения типологии личности Психологический журнал. —1983. Т.4. 1.— Психология экономика: Труды 1-й Всероссийской научно-практической конференции РПО. Калуга,
  7. Андреенкова Н.В. Роль семьи в социализации индивида Проблема быта, брака и семьи, Вильнюс, 1970. 162-171
  8. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Диагностика содержания общения 6 7-летних детей с близкими взрослыми Психолог в детском саду. 2000. №4. 39-53.
  9. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы Психология формирования и развития личности. М., 1981. С 3-19.
  10. Арушанова А. Коммуникативное развитие Дошкольное воспитание. М., 1998. №6.- 86-89
  11. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. —М.: 1976.—158 с.
  12. Асеев В.Г. Проблемы мотивации и личность Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. 122-145
  13. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 104с. 20.
  14. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. 367с. Бабицкая Т.В. Отношение к деньгам в детском возрасте как аспект экономической социализации Психология и экономика: Труды 2-й Всероссийской научно-практической конференции РПО. Калуга, 2 0 0 2 С 153-155
  15. Белоус А.И. Представление дошкольников о труде взрослых Психология совместного труда детей. Минск: Нар. Асвета, 1987. 47-49
  16. Бобрышева Т.В. Социальные представления как объект психологического исследования. Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1996.-24с.
  17. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983. —271 с. 153
  18. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте:
  19. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка Изучение мотивации поведения детей и подростков.— М.: Педагогика, 1972.—С. 7-44.
  20. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе Вопросы психологии. 1978. №4. 23-35
  21. Бойко Е. Отклики на статью А. Шатовой «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание» Дошкольное воспитание. -1990. №2. 60-61
  22. Боязитова И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1998. 21 с.
  23. Бояринцева А.В. Психологические Деятельность, проблемы экономической социализации Педагогика. 1994. №4. 12-18
  24. Брушлинский А.В. 33. действие и психическое как процесс Вопросы психологии. —1984—N 5. 17-
  25. Брушлинский А.В. О взаимосвязи природного и социального в психическом развитии человека. М.: Наука, 1970. 11-21.
  26. Брушлинский А.В. Социальность субъекта и субъект социальности. -М., 1995.-С. 3-23
  27. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. 268с.
  28. Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М., 1987.-82с.
  29. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь справочник по психологической диагностике. Киев: Наука и физика, 1989.-199 с.
  30. Весна Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации индивидуализации в онтогенезе. Автореф. дис. 154
  31. Визир В.В. Социально-психологический анализ формирования рыночного экономического мышления. Автореф. дис. канд. псих, наук.-М., 1994.-22 с. 40.
  32. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. Москва: Издательство МГУ, 1990. 234-244 Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1986.—143 с.
  33. Виноградова A.M. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М., 1987. 21 с.
  34. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка Вопросы психологии. 1966. №6. 62-76
  35. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития: Собрание сочинений. В 6 т. т.4. М.: Педагогика, 1984. -281с. 45.
  36. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд. АПН СССР. 1960. 499с. Выханду Л.К. Об исследовании многопризнаковых биологических систем Применение математических методов в биологии. Ленинград: ЛГУ. Вьш.№3.- 19-23.
  37. Вяткин А.П. Ролевые аспекты исследования экономической социализации студентов Психология и экономика: Труды 2-й Всероссийской научно-практической конференции РПО. Калуга, 2002г.-С. 160-162
  38. Галкина Л. Как формировать экономическое мышление школьников Народное образование. 1993. №3. 76-80
  39. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М., 1998.
  40. Гилинский ЯМ. Стадии социализации индивида Человек и 155
  41. Головина Л.М. Ранние этапы целеобразования.: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1996. 18с.
  42. Гусева Т. В.  Потребительское поведение детей старшего дошкольного возраста в процессе социализации. Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05. — Ярославль, 2005.- 24 с.
  43. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте Вопросы психологии. 1992. №1-2. 22-33.
  44. Дашкевич О.В. Экспериментальные исследования социальнообусловленной мотивации человека XIV Всесоюзный Совет по проблемам нервной деятельности, посвященный 125-летию со дня рождения И.П. Павлова: Материалы симпозиума.— М., 1974. 5960.
  45. Дащкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис. доктора психол. наук. М., 1985. 36 с.
  46. Дейнека О.С. Экономическая психология: Учебное пособие. СПб, 2003.-96с.
  47. Деркач А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. Кн. 3. М., 2000.
  48. Дробышева Т.В. К вопросу экономической социализации детей Психология и экономика: Труды 1-й Всероссийской научнопрактической конференции РПО. Калуга, 2000г. 430-432
  49. Зимнухова Т.Ю. (Блинова Т.Ю.), Торбина О.И. Экономическая социализация детей младшего школьного возраста. // Совершенствование системы подготовки учителя в условиях реформирования образования: Сборник научных трудов / Отв. ред. В.Я. Жуковский / Научный редактор М.Г. Тайчинов. - М., РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003. - С. 106 - 108. — 0,3 п.л.
  50. Зимнухова Т.Ю.(Блинова Т.Ю.) Преемственность в экономическом образовании. // Совершенствование педагогического процесса в условиях модернизации системы образования в России. Сборник научных трудов. Выпуск № 1. / Научный редактор Сокольникова Э.И. - М., РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003. - С.55 - 58.
  51. Зимнухова Т.Ю.(Блинова Т.Ю.) Роль изучения истории экономической мысли в преподавании экономической теории. // Совершенствование педагогического процесса в условиях модернизации системы образования в России. Сборник научных трудов. Выпуск № 1. / Научный редактор Сокольникова Э.И. - М., РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003. - С.23 - 24.
  52. Козлова А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998. 178 с.
  53. Козлова О. Новое направление развитие основы особенности социальной компетентности Дошкольное воспитание. 1998. №9. 2-6 Е.В. Е.В. Психологические Психологические экономической экономической социализации: Учебное пособие. Великий Новгород, 2004. 80с. социализации на разных этапах детства. Автореф. дис. канд. псих, наук.-М., 1998.-26с.
  54. Костяк Т.В. Индивидуальные формы социализации у дошкольников Психология и школа. 2003.- №4. 62-75
  55. Лисина М.И. Развитие познавательной активности у детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками Вопросы психологии. 1982.-№4.-С. 18-35
  56. Лунева Г. Играем в экономику Дошкольное воспитание. 2003. №10.-С.51-54
  57. Макеева Г. Формирование представлений о труде взрослых Дошкольное воспитание. 1989. №2. 83-85
  58. Максименко А.А. Стратегии экономического поведения молодежи регионов России: политико-психологический аспект: Автореф. канд. псих. наук. СПб, 2004. 24с.
  59. Мельничук И.А. Использование детской литературы в экономическом воспитании младших школьников Начальная школа. 1988. №5. 22-24
  60. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997. 96с.
  61. Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Академия, 2000. 453с.
  62. Мухина B.C. Детская психология. М.: Апрель ПРЕСС, 1992. 352с.
  63. Николаева Формирование начал экономической культуры Дошкольное воспитание. 1998. №1. 52-58 162 ЯЗ.
  64. Поляков В.А., Сасова И.А, Непрерывное экономическое образование молодежи Педагогика. 1994, №4. 19-26
  65. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические изучения личности. М.: Флинта, 1998. 264с.
  66. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1990. 416с.
  67. Салихова Л.Б. Отношение к деньгам как составляющая экономического поведения подростков Психология и экономика: Труды 2-й Всероссийской научно-практической конференции РПО. Калуга, 2002. 181-183
  68. Сасова И.А. Экономическое воспитание детей в семье. М., 1989. 44с.
  69. Табунова Л.П. Действия детей в экономической игре Психологическая наука и образование. 1997. №9. 85-87
  70. Теплюк Истоки самостоятельности Дошкольное воспитание. 1991.-№7.-С.55-58
  71. Фетискин А.Б. Дети и деньги: особенности экономической Социальносоциализации Вопросы психологии. 2000. №2. 94-102 Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд. Института Психотерапии, 2002. 490 с.
  72. Шатова А. Дошкольник и экономика//Обруч. 1999. 1 С 23167

Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? Дошкольное воспитание. 1989. №1. 62-65; 1994.-№8.-С. 49-53

1 Росинская Г.М. Особенности потребительского поведения домохозяйства в условиях трансформации российского общества Дисс. докт. экон. наук. М, 2009

 

2 Гусева Т. В.  Потребительское поведение детей старшего дошкольного возраста в процессе социализации. Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05. — Ярославль, 2005.


Информация о работе Потребительское поведение дошкольников