У детей, являющихся
субъектами потребления товаров, преобладают
установки на рациональное потребительское
поведение в выборе товаров и услуг.
На основании
выявленных зависимостей можно говорить
о том, что именно наличие практического
опыта и свободных денежных средств формируют
у детей старшего дошкольного возраста
потребительское поведение и способствуют
успешности прохождения потребительской
социализации.
' По результатам
проведенного исследования можно
утверждать, что дети, имеющие доступ к
техническим источникам информации, легче
воспринимают знаковую систему и испытывают
к ней большее доверие, нежели к социальным
источникам информации, то есть мнению
родителей и сверстников, что позволяет
выделять «технократизацию»
как новый и на данный момент, ведущий
тип общения ребенка со средой.
Семья как
основной источник потребительской
социализации также видоизменяется под
воздействием внешних факторов, в первую
очередь культуры и экономики. С одной
стороны происходит рост браков в стране,
и, понимая, что зарегистрированные отношения
не дают полноты картины о наличии семейных домохозяйств,
мы все-таки не имеем возможности говорить
о нормальных условиях потребительской
социализации дошкольника. Растет количество
семей, где один из родителей не является
родным, сокращается количество
полных семей, семей с большим количеством
детей. Если принять во внимание тот факт,
что обучение навыкам потребительской
практики происходит в некоторых случаях
через подражание покупательским
привычкам родных, можно сделать вывод:
современные российские дошкольники испытывают
недостаток в ресурсах социализации.
Экономический
аспект социализации российских дошкольников
также оставляет желать лучшего. Семьи
с детьми тратят денежные
средства в основном на покупку
самого необходимого, продукты питания
в первую очередь. Незначительная доля потребления
услуг (около 20%), и всего шесть с небольшим процентов
расходов родителей приходится на образование
и отдых детей.
Литература
- Абраменкова В.В. Социальная
психология детства: развитие отношений
ребенка в детской субкультуре.-М.: МОДЭК,
2000. 415с. 2.
- Абрамова Г.С. Возрастная
психология: Учебник для студентов вузов.
Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 624с. Абульханова—Славская
К.А. 14-29. 4. 5.
- Абульханова—Славская К.А. Типология
активности личности Психологический
журнал. 1985. Т.6. 5.— 3 -
- Автономов B.C., Голдстин
Э. Экономика для школьников. М,, 1995.-159с. Албегова
И.Ф., Янкевич Г.А. Экономика и психология:
грани взаимодействия 2000.-С. 19-21
- Алешина Н.В. Ознакомление
дошкольников с окружающим и социальной
действительностью. Старшая и подготовительная
группы. М.: ЦГЛ, 2005. 242с.
- Андреева Г.М. Социальная
психология. М. 1996. 376с. 152 О путях построения
типологии личности Психологический журнал.
—1983. Т.4. 1.— Психология экономика: Труды
1-й Всероссийской научно-практической
конференции РПО. Калуга,
- Андреенкова Н.В. Роль
семьи в социализации индивида Проблема
быта, брака и семьи, Вильнюс, 1970. 162-171
- Андрущенко Т.Ю., Шашлова
Г.М. Диагностика содержания общения 6
7-летних детей с близкими взрослыми Психолог
в детском саду. 2000. №4. 39-53.
- Анцыферова Л.И. К психологии
личности как развивающейся системы Психология
формирования и развития личности. М.,
1981. С 3-19.
- Арушанова А. Коммуникативное развитие
Дошкольное воспитание. М., 1998. №6.- 86-89
- Асеев В. Г. Мотивация
поведения и формирование личности. —М.:
1976.—158 с.
- Асеев В.Г. Проблемы мотивации
и личность Теоретические проблемы психологии
личности. М., 1974. 122-145
- Асмолов А.Г. Личность
как предмет психологического исследования.
М., 1984. 104с. 20.
- Асмолов А.Г. Психология
личности. М., 1990. 367с. Бабицкая
Т.В. Отношение к деньгам в детском возрасте
как аспект экономической социализации
Психология и экономика: Труды 2-й Всероссийской
научно-практической конференции РПО.
Калуга, 2 0 0 2 С 153-155
- Белоус А.И. Представление
дошкольников о труде взрослых Психология
совместного труда детей. Минск: Нар. Асвета,
1987. 47-49
- Бобрышева Т.В. Социальные
представления как объект психологического
исследования. Автореф. дис. канд. псих.
наук. М., 1996.-24с.
- Бодалев А.А. Личность
и общение. М., 1983. —271 с. 153
- Божович Л. И. Личность
и ее формирование в детском возрасте:
- Божович Л. И. Проблема
развития мотивационной сферы ребенка
Изучение мотивации поведения детей и
подростков.— М.: Педагогика, 1972.—С. 7-44.
- Божович Л.И. Этапы формирования
личности в онтогенезе Вопросы психологии.
1978. №4. 23-35
- Бойко Е. Отклики на статью А. Шатовой
«Нужно ли и зачем дошкольнику
экономическое воспитание» Дошкольное
воспитание. -1990. №2. 60-61
- Боязитова И.В. Взаимосвязь
самооценки и волевой регуляции при переходе
детей от дошкольного к младшему школьному
возрасту: Автореф. дис. канд. псих. наук.
М., 1998. 21 с.
- Бояринцева А.В. Психологические
Деятельность, проблемы экономической
социализации Педагогика. 1994. №4. 12-18
- Брушлинский А.В. 33. действие
и психическое как процесс Вопросы психологии.
—1984—N 5. 17-
- Брушлинский А.В. О взаимосвязи
природного и социального в психическом
развитии человека. М.: Наука, 1970. 11-21.
- Брушлинский А.В. Социальность
субъекта и субъект социальности. -М., 1995.-С.
3-23
- Буева Л.П. Социальная
среда и сознание личности. М., 1968. 268с.
- Буре Р.С. Нравственно-трудовое
воспитание детей в детском саду. М., 1987.-82с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов
СМ. Словарь справочник по психологической
диагностике. Киев: Наука и физика, 1989.-199
с.
- Весна Е.Б. Психологические
закономерности и механизмы процесса
социализации индивидуализации в онтогенезе.
Автореф. дис. 154
- Визир В.В. Социально-психологический
анализ формирования рыночного экономического
мышления. Автореф. дис. канд. псих, наук.-М.,
1994.-22 с. 40.
- Вилюнас В.К. Психологические
механизмы мотивации человека. Москва:
Издательство МГУ, 1990.
234-244 Вилюнас В.К. Психология эмоциональных
явлений. М.: Изд-во МГУ, 1986.—143 с.
- Виноградова A.M. Нравственно-трудовое
воспитание детей в детском саду. М., 1987.
21 с.
- Выготский Л.С. Игра и
ее роль в психическом развитии ребенка
Вопросы психологии. 1966. №6. 62-76
- Выготский Л.С. Проблемы
возрастной периодизации детского развития:
Собрание сочинений. В 6 т. т.4. М.: Педагогика,
1984. -281с. 45.
- Выготский Л.С. Развитие
высших психических функций. М.: Изд. АПН
СССР. 1960. 499с. Выханду Л.К. Об исследовании
многопризнаковых биологических систем
Применение математических методов в
биологии. Ленинград: ЛГУ.
Вьш.№3.- 19-23.
- Вяткин А.П. Ролевые аспекты
исследования экономической социализации
студентов Психология и экономика: Труды
2-й Всероссийской научно-практической
конференции РПО. Калуга, 2002г.-С. 160-162
- Галкина Л. Как формировать экономическое
мышление школьников Народное образование.
1993. №3. 76-80
- Гамезо М.В., Герасимова
B.C., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший
школьник: психодиагностика
и коррекция развития. М., 1998.
- Гилинский ЯМ. Стадии социализации индивида
Человек и 155
- Головина Л.М. Ранние
этапы целеобразования.: Автореф. дис.
канд. псих. наук. М., 1996. 18с.
- Гусева
Т. В. Потребительское поведение детей
старшего дошкольного возраста в процессе
социализации. Автореф. дис. … канд. психол.
наук: 19.00.05. — Ярославль, 2005.- 24 с.
- Давыдов В.В. Генезис
и развитие личности в детском возрасте
Вопросы психологии. 1992. №1-2. 22-33.
- Дашкевич О.В. Экспериментальные
исследования социальнообусловленной
мотивации человека XIV Всесоюзный Совет
по проблемам нервной деятельности, посвященный
125-летию со дня рождения И.П. Павлова: Материалы
симпозиума.— М., 1974. 5960.
- Дащкевич О.В. Эмоциональная регуляция
деятельности в экстремальных условиях:
Автореф. дис. доктора психол.
наук. М., 1985. 36 с.
- Дейнека О.С. Экономическая
психология: Учебное пособие. СПб, 2003.-96с.
- Деркач А.А. Акмеологические
резервы развития творческого потенциала
личности. Кн. 3. М., 2000.
- Дробышева Т.В. К вопросу
экономической социализации детей Психология
и экономика: Труды 1-й Всероссийской научнопрактической
конференции РПО. Калуга, 2000г. 430-432
- Зимнухова Т.Ю. (Блинова
Т.Ю.), Торбина О.И. Экономическая социализация
детей младшего школьного возраста. //
Совершенствование системы подготовки
учителя в условиях реформирования образования:
Сборник научных трудов / Отв. ред. В.Я.
Жуковский / Научный редактор М.Г. Тайчинов.
- М., РИЦ «Альфа» МГОПУ
им. М.А. Шолохова, 2003. - С. 106 - 108. — 0,3 п.л.
- Зимнухова Т.Ю.(Блинова
Т.Ю.) Преемственность в экономическом
образовании. // Совершенствование педагогического
процесса в условиях модернизации системы
образования в России. Сборник научных
трудов. Выпуск № 1. / Научный редактор Сокольникова
Э.И. - М., РИЦ «Альфа» МГОПУ
им. М.А. Шолохова, 2003. -
С.55 - 58.
- Зимнухова Т.Ю.(Блинова
Т.Ю.) Роль изучения истории экономической
мысли в преподавании
экономической теории. // Совершенствование
педагогического процесса в условиях
модернизации системы образования в России.
Сборник научных трудов. Выпуск № 1. / Научный
редактор Сокольникова
Э.И. - М., РИЦ «Альфа» МГОПУ
им. М.А. Шолохова, 2003. -
С.23 - 24.
- Козлова А. Теория и методика ознакомления
дошкольников с социальной действительностью.
М., 1998. 178 с.
- Козлова О. Новое направление развитие
основы особенности социальной компетентности
Дошкольное воспитание. 1998. №9. 2-6 Е.В. Е.В.
Психологические Психологические экономической
экономической социализации: Учебное
пособие. Великий Новгород, 2004. 80с. социализации
на разных этапах детства. Автореф. дис.
канд. псих, наук.-М., 1998.-26с.
- Костяк Т.В. Индивидуальные
формы социализации у дошкольников Психология
и школа. 2003.- №4. 62-75
- Лисина М.И. Развитие
познавательной активности у детей в ходе
общения со взрослыми и сверстниками Вопросы
психологии. 1982.-№4.-С. 18-35
- Лунева Г. Играем в экономику Дошкольное
воспитание. 2003. №10.-С.51-54
- Макеева Г. Формирование представлений
о труде взрослых Дошкольное воспитание.
1989. №2. 83-85
- Максименко А.А. Стратегии
экономического поведения молодежи регионов
России: политико-психологический аспект:
Автореф. канд. псих. наук. СПб, 2004. 24с.
- Мельничук И.А. Использование
детской литературы в экономическом воспитании
младших школьников Начальная школа. 1988.
№5. 22-24
- Мудрик А.В. Социализация
и воспитание. М.: Сентябрь, 1997. 96с.
- Мухина B.C. Возрастная
психология. М.: Академия, 2000. 453с.
- Мухина B.C. Детская психология.
М.: Апрель ПРЕСС, 1992. 352с.
- Николаева Формирование начал экономической
культуры Дошкольное воспитание. 1998. №1.
52-58 162 ЯЗ.
- Поляков В.А., Сасова
И.А, Непрерывное экономическое образование
молодежи Педагогика. 1994, №4. 19-26
- Ратанова Т.А., Шляхта
Н.Ф. Психодиагностические изучения личности.
М.: Флинта, 1998. 264с.
- Реан А.А., Коломинский
Я.Л. Социальная педагогическая психология.
СПб.: Питер, 1990. 416с.
- Салихова Л.Б. Отношение
к деньгам как составляющая экономического
поведения подростков Психология и экономика:
Труды 2-й Всероссийской научно-практической
конференции РПО. Калуга, 2002. 181-183
- Сасова И.А. Экономическое
воспитание детей в семье. М., 1989. 44с.
- Табунова Л.П. Действия
детей в экономической игре Психологическая
наука и образование. 1997. №9. 85-87
- Теплюк Истоки самостоятельности Дошкольное
воспитание. 1991.-№7.-С.55-58
- Фетискин А.Б. Дети и
деньги: особенности экономической Социальносоциализации
Вопросы психологии. 2000. №2. 94-102 Н.П., Козлов
В.В., Мануйлов Г.М. психологическая диагностика
развития личности и малых групп. М.: Изд.
Института Психотерапии,
2002. 490 с.
- Шатова А. Дошкольник и экономика//Обруч.
1999. 1 С 23167
Шатова
А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое
воспитание? Дошкольное воспитание. 1989.
№1. 62-65; 1994.-№8.-С. 49-53
1
Росинская Г.М. Особенности потребительского
поведения домохозяйства в условиях трансформации
российского общества Дисс. докт. экон.
наук. М, 2009
2 Гусева Т. В. Потребительское поведение
детей старшего дошкольного возраста
в процессе социализации. Автореф. дис.
… канд. психол. наук: 19.00.05. — Ярославль,
2005.