Практическая работа по исследованию уровня эстетического развития старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что в последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания детей как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Экологическое воспитание, в свою очередь, должно решать проблемы эстетики, этики, нравственности, обращаясь к рассудку, чувствам и впечатлениям.
Объект исследования – процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – формы работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников. 1.1.Сущность эстетического воспитания.
1.2.Роль природы в эстетическом воспитании.
1.3.Психологические основы эстетического воспитания.
Глава 2. Практическая работа по исследованию уровня эстетического развития старших дошкольников.
2.1.Программа исследования.
2.2. Методы исследования.
2.3. Результаты исследования.
Выводы.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по природе.docx

— 68.31 Кб (Скачать файл)

                                             План

Введение

Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников. 1.1.Сущность эстетического воспитания.

1.2.Роль природы в эстетическом  воспитании.

1.3.Психологические основы  эстетического воспитания.

Глава 2. Практическая работа по исследованию уровня эстетического              развития старших дошкольников.

2.1.Программа исследования.

2.2. Методы исследования.

2.3. Результаты исследования.

Выводы.

Список использованной литературы.

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

                                        Введение

Идеи эстетического воспитания зародились ещё в глубокой древности  во время Платона и Аристотеля. Термин “эстетика” происходит от греческого-«воспринимаемый чувством». Философы материалисты ( Дидро, Чернышевский) считали, что объектом эстетики является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

Древние греки полагали, что красота, мера, гармония- это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.

В последнее время слова  о необходимости эстетического  воспитания всё чаще можно прочитать  на страницах газет и журналов и услышать с экранов телевизора. Цивилизация, давшая человечеству много  житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба : экологические кризисы, кровавые конфликты и т. д.

Природа – вечный источник разнообразных эстетических переживаний.

Ребёнок с раннего детства  открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому , яркому, испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир разнообразных красок и звуков. В.А.Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка - это мир природы с безграничным богатством  явлений, с неисчерпаемой красотой». Из практики нам известно, что детские впечатления влияют на всю последующую жизнь человека : его поведение, поступки и экологическую этику.

Проблема эстетического  воспитания вызывает интерес у специалистов разных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающем мире и в  искусстве – это важное условие  духовной жизни человека.

   Актуальность данной  работы заключается в том, что в последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания детей как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Экологическое воспитание, в свою очередь, должно решать проблемы эстетики, этики, нравственности, обращаясь к рассудку, чувствам и впечатлениям.

Объект исследования –  процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования –  формы работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы.

Целью исследования в курсовой работе является определение уровня эстетического развития у детей  старшего дошкольного возраста.

Гипотезой  исследования послужило предположение, что природа, является средством развития эстетического  воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

- подобрать и проанализировать  литературу по данной теме;

- изучить психолого – педагогические основы эстетического воспитания        старших дошкольников;

- раскрыть значение природы  в эстетическом воспитании дошкольников;

- выявить основные пути  и методы эстетического воспитания  старшего дошкольного возраста  средствами природы;

- включить детей в  разные виды практической деятельности, участвовать в простых опытах  в роли «исследователей в коротких  штанишках» ;

- определить уровень  эстетического развития;

- обобщить результаты  исследования.

Базой исследования был ДУЗ  ясли № 9 «Гвоздичка» г. Алушты.

Исследование проводилось  в двух старших группах детского сада. Количество детей, участвовавших  в исследовании, составляло 40 человек.

 

Глава 1. Теоретические  основы эстетического воспитания. 1.1.Сущность эстетического воспитания.

   Существует множество  определений понятия «эстетическое  воспитание». В кратком словаре  по эстетике написано: «эстетическое  воспитание – система мероприятий,  направленных  на выработку и  совершенствование в человеке  способности воспринимать, правильно  понимать, ценить и создавать  прекрасное и возвышенное в  жизни и в искусстве».

    Д. Б. Лихачёв  определил, что « эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности».

    Проблема эстетического  воспитания вызывает интерес   у специалистов разных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов.

Особенностями эстетического  восприятия детьми прекрасного, занимались специалисты по дошкольному воспитанию: (Я. Шлегер, В. Шмидт, Д. Лазуткина,  Е. Тихеева, Р. Орлова), деятелями общей психологии, физиологии, педагогики: ( С. Шацкий, П. Блонский,  Е. Аркин, К. Корнилов).

Эстетическое воспитание есть часть педагогической науки. Педагогика определяет это воспитание, как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве; как воспитание плюс стремление самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

   Понимание эстетического  воспитания имеет в педагогике  ещё давнюю традицию. Уже в  первых постановлениях Советской  власти(1918) сказано, что эстетическое  воспитание отнюдь не представляет  собой преподавание «упрощённого  детского искусства», под ним  понимается «систематичное развитие  органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать её.

 В 30-е годы в разработке  вопросов эстетического воспитания  значительная роль принадлежала  Е. Флериной, Н. Сакулиной.  Они противопоставляли две стороны педагогического процесса: обучение и творчество, как средства приобщения детей к художественной деятельности.

В 50-е годы преобладали  определения, которые ограничивали предметную сферу  эстетического воспитания, представляли его только как воспитание искусством.

 К 60-м годам на основе обобщения опыта окончательно складывается система эстетического воспитания детей дошкольного возраста, получившая отражение в «Программе воспитания в детском саду» (1962 г.) В этой программе впервые сделана попытка показать весь процесс воспитания, единство психического и физического развития ребёнка с 1-ых месяцев его жизни до семи лет, определить формы организации детской деятельности в игре, на занятии, в быту, в труде.

Многообразие жизни рождает  и многообразие видов и жанров искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, литературой, музыкой, каждое из которых имеет свои жанры. Дети также усваивают и основные эстетические понятия, отражающие наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего мира. Основная эстетическая категория – это категория прекрасного. В ней выражается оценка не только эстетическая, но и нравственная . Под руководством взрослых, дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений применять их в жизни, следовать им и выражать свои чувства.

       Основные средства эстетического  воспитания.

Красота окружающей действительности. Эстетика быта.

Знания о красивом формируются  с раннего детства, и самым  важнейшим условием полноценного эстетического  воспитания является среда, которая окружает ребёнка в семье и детском саду; предметная среда, интерьер здания, участок. Своим внешним видом они способствуют формированию эстетического восприятия, чувств, оценок, основ эстетического вкуса.

     Природа

Ознакомление с природой помогает осуществлять эстетическое воспитание.

Природа – неисчерпаемый  источник впечатлений, радостных переживаний  для ребёнка. Красота природы  является объективной, существующей свойственностью  и эта свойственность отображается, т.е. воспринимается, переживается и  осмысливается человеком. Но прибывать  в прекрасной природной среде  – это ещё мало. Можно вырасти  среди богатой природы и остаться равнодушным к ней.

   Занятия : музыка, ИЗО, развитие речи.

Занятия о различных видах  искусства детям сообщают уже  с раннего детства. Декоративные игрушки, музыка, книги входят в жизнь  ребёнка очень рано. В области  музыкальной деятельности дети овладевают навыками культуры слушания музыки, а  также несложными исполнительскими навыками : певческими, музыкально-двигательными, навыками игры на детских музыкальных инструментах.

В изобразительной деятельности дети приобретают навыки  умения наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира (Додаток  А ).

Дети также учатся рассматривать  произведения изобразительного искусства  и анализировать их содержание и  выразительные средства. [2:c.67].

Уровень психологического развития дошкольников даёт возможность им визуально  представить те объекты и явления  природы, которые описаны в стихах, эстетично их оценить. Самостоятельно систематизировать свои впечатления  ребёнку ещё трудно, поэтому вместе со взрослым он ищет образные высказывания, сравнивает в стихах, которые выражают наши эстетические эмоции, чувства.

Задачи эстетического  воспитания:

1.Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природы и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлечённость.

2.Приобщать детей  к деятельности в области искусства, воспитывая в них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.

3.Формировать основы эстетического  вкуса детей и способность  самостоятельно оценивать произведения  искусства и явления жизни.  Развивать художественно-творческие  способности детей.

Решение задач эстетического  воспитания тесно связано с формированием  у детей таких качеств, как  инициативность, умение предвидеть определённые результаты, стремиться к ним, умение мечтать.

Задачей всякого воспитания является формирование в личности определённых потребностей. В нашем случае речь идёт о формировании эстетической потребности, которую мы определяем как потребность  человека в красоте.

   Педагогическая наука  и практика определяет ряд  наиболее эффективных методов,  способствующих формированию у  детей эстетических чувств, отношений,  суждений, оценок, практических действий:

1) метод убеждения, направленный  на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений  вкуса;

2) метод приучения, упражнения  в практических действиях, предназначенных  для преобразования окружающей  среды и выработки навыков  культуры поведения;

3) метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и  практическим действиям.

4) метод побуждения учит сопереживанию, эмоционально- положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в окружающем мире.

В целом, лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное  эстетическое развитие ребёнка. Эстетический вкус развивается в процессе привлечения  внимания ребёнка к явлениям повседневной жизни, к предметам окружающего  быта. Большая роль в эстетическом воспитании дошкольников принадлежит педагогическому коллективу детсада. Перед ними должна стоять задача – последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Роль природы в эстетическом воспитании.

 

В иерархии ценностей одно из первых мест должна иметь эстетическая ценность природы. Эстетический потенциал  природы исследуют философы, психологи, педагоги и много других учёных. Эстетическими свойствами природы является разнообразность форм, звуков, запахов; свет и цвет; пропорции, симметрии, ритм; гармония и дисгармония; единство разнообразия, целостность; характерная структура поверхности.

Эстетическое- это не только красивое, но и выразительное. Понятие «выразительное» включает такие понятия, как «красивое», «прекрасное», «целесообразное», «идеальное» и т. п. Всё в природе есть эстетичным. К ужасным можно отнести только те природные феномены, в каких нарушены жизненные процессы. Ужасное возникает в следствии нанесения вреда экологии. Здоровая природа не знает ужасного.

Информация о работе Практическая работа по исследованию уровня эстетического развития старших дошкольников