Практическая работа по исследованию уровня эстетического развития старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что в последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания детей как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Экологическое воспитание, в свою очередь, должно решать проблемы эстетики, этики, нравственности, обращаясь к рассудку, чувствам и впечатлениям.
Объект исследования – процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – формы работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников. 1.1.Сущность эстетического воспитания.
1.2.Роль природы в эстетическом воспитании.
1.3.Психологические основы эстетического воспитания.
Глава 2. Практическая работа по исследованию уровня эстетического развития старших дошкольников.
2.1.Программа исследования.
2.2. Методы исследования.
2.3. Результаты исследования.
Выводы.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по природе.docx

— 68.31 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

                                                        

 

 

 

 

 

 

Как видно из таблицы № 2, диаграммы № 2, вторая группа находиться на высоком уровне развития, что  стало возможным при использовании  воспитателем комплексного подхода.

                                                                                      Таблица №2.

Результаты, полученные с  помощью второй методики, по выявлению  уровня эстетического развития старших  дошкольников.

 

 

 

Оценка результатов

1 группа

2 группа

Очень высокий уровень

2

12

Высокий уровень

7

7

Средний уровень

11

1

Низкий уровень

0

0

Правильно ответили

На все вопросы

9

19

Правильно ответили

На 4 вопроса

11

1

Правильно ответили

На менее 4 вопроса

0

0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Диаграмма № 2.

Уровень эстетического развития старших дошкольников (в %).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

               
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

 

 

                         Заключение

Проблема эстетического  воспитания давно полно разработана  в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам  провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие  выводы: эстетическое воспитание действительно  занимает важное место во всей системе  учебно – воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и личности в целом: её сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Исследования показали, что  эффективное осуществление эстетического  воспитания подрастающего поколения  и формирование всесторонне и  гармонически развитой личности в настоящее  время невозможно без комплексного подхода, который включает в себя следующие элементы:

- проведение экскурсий  и походов на природу;

- демонстрация художественных  иллюстраций (картинки фотографии  и т.д)

- беседы с элементами  художественного описания;

- чтение отрывков поэзии, описание путешествий;

- демонстрация экспонатов, естественной наглядности;

- использование эстетических  впечатлений, полученных во время  прогулок и экскурсий.

Комплексный подход не только важнейшее условие всестороннего  развития личности, но и основа построения системы воспитательной работы. Данная работа доказала необходимость систематического, целенаправленного влияния на эстетическое развитие детей.

Эстетическое воспитание является организованным, активным, целенаправленным процессом. Составными элементами его  являются развитие интереса и любви  к природе, привитие умений и навыков  замечать красивое, любоваться им, способность  проявлять чувство прекрасного  при восприятии явлений природы. Чтобы эстетическое восприятие явлений природы детям было целенаправленным, необходимо постоянное руководство воспитателя. При наличии педагогического руководства у детей воспитывается умение сопоставлять воспринятые предметы и явления, сравнивать их между собой, выделять их форму, окраску и характерные особенности. Задачи, которые воспитатель ставит перед дошкольниками, активизируют, конкретизируют, облегчают воспитание,  способствуют их эстетическому развитию.

Благотворное влияние  природы необходимо соединить со систематическим, глубоко продуманным  педагогическим влиянием. Под влиянием природы, эстетического отношения к её явлениям у детей развивается художественное мышление, формируются эстетические суждения, т.е. воспитывается вкус, манеры, привычки, мировоззрение. Таким образом, важным путём эстетического воспитания является организованное, целеустремлённое восприятие природы, которое помогает углубить эстетическое впечатление. Сила впечатлений от природы зависит от способности видеть красоту разнообразных явлений, эмоционально на него откликнуться. Во время прогулок, экскурсий необходимо обратить внимание на своеобразие красок природы, пробуждать интерес к явлениям природы, любовь и бережное отношение к ней.

Общение с природой, методически правильно организованный труд, эстетическое восприятия явлений природы способны обеспечить эстетическое развитие дошкольников, а это много значит для всестороннего развития личности, которая соединяла бы в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство.

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Список использованной литературы

  1. Алпатоев А. М. «Развитие, преобразование и охрана природы.»- Л.: Наука;
  2. Аркин Е.А. «Ребёнок в дошкольные годы.» - М.:Просвещение, 1969.
  3. Бениаминова М.В. «Воспитание детей.» -М.:Медицина,1991.
  4. Божович Л.И. «Личность и её формирование в детском возрасте.» -М.: Просвещение,1968.
  5. Буре В.С. «Воспитание в процессе обучения.» - М.: Просвещение,1981.
  6. Веретинникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой». –М.: Просвещение, 1993.
  7. Виноградова Н.Ф. «Дети и взрослые вокруг».-М.:Просвещение.1993.
  8. « Возрастные возможности усвоения знаний»/ под ред. Эльконина Д.В., Давыдова В.В., М.,1986.
  9. Выготский Л.С. « Педагогическая психология».-М.:Педагогика,1991.
  10. Дмитриев Ю.Д. «Твоя красная книга».-М.:Молодая гвардия,1986.
  11. Жуковская В.Н. «Родной край».-М.:Просвещение,1985.
  12. Заззо Р.А. «Психическое развитие ребёнка и влияние среды»// Вопросы психологии. М.,1967.
  13. Запорожец А.В. «Вопросы психологии обучения и воспитания детей раннего дошкольного возраста».-М.,Советская педагогика,1968.
  14. Краткий психологический словарь/ под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г.-М.,1984.
  15. Мухина В.С. «Психология дошкольника».-М.: Просвещение,1975.
  16. Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети».-М.,1985.
  17. Поддьякова И.Н. «Особенности психического развития детей дошкольного возраста».-М.,1996.
  18. Психология воспитания/ под ред. Петровского А.В.-М.,1995.
  19. Психологический словарь / под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г.- 2-е изд.,перераб. и доп.-М.:Педагогика-Пресс,1999.
  20. Развитие ребёнка /под ред.Запорожца А.В., Венгера Л.А. –М.: Просвещение,1968.
  21. Саморукова Г.Г. «Как познакомить дошкольников с природой?».-М.: Просвещение,1978.

 

 

 

 

 

 

                                                                                

 

                                                          

 

 

                                                                                                                                         

 
                 
                   
                   
                   
                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Додаток А

 

 

 

 

   Додаток  Б


Информация о работе Практическая работа по исследованию уровня эстетического развития старших дошкольников