Практическая работа по исследованию уровня эстетического развития старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что в последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания детей как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Экологическое воспитание, в свою очередь, должно решать проблемы эстетики, этики, нравственности, обращаясь к рассудку, чувствам и впечатлениям.
Объект исследования – процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – формы работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников. 1.1.Сущность эстетического воспитания.
1.2.Роль природы в эстетическом воспитании.
1.3.Психологические основы эстетического воспитания.
Глава 2. Практическая работа по исследованию уровня эстетического развития старших дошкольников.
2.1.Программа исследования.
2.2. Методы исследования.
2.3. Результаты исследования.
Выводы.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по природе.docx

— 68.31 Кб (Скачать файл)

Исследования свидетельствуют  о том ,что своё отношение к объектам и явлениям природы дети дошкольного возраста мотивируют преимущественно их эстетической привлекательностью: «Потому, что хорошие, красивые». Осознавание эстетических переживаний относительно природы доступнее детям старшего  возраста. У дошкольников необходимо целенаправленно формировать ценностные эстетические критерии. Открывая выразительное в себе, природа обращается к людям визуальными признаками( световые свойства, формы, размеры, цвета, симметрия. ритм, пропорции, движение, звуки, , дополнительные особенности поверхности и т. .д.), и надо как можно раньше научить малышей воспринимать их.

На воспитание органов  чувств обращал внимание Ж. Ж. Руссо, который считал, что ребёнка необходимо научить не только «смотреть, слушать  и прикасаться» кое-как, а и до всего присматриваться, прислушиваться, всё задерживать в руке. Воспитывать  чувства нужно постоянно, одновременно следя за всеми чувствами, так как они проявляются вместе и не работают отдельно друг от друга.

В окружающем мире внимание ребёнка привлекает всё, особенно то, что двигается и издаёт звуки. Если объект привлёк внимание ребёнка, желательно остановиться и дать ему  возможность рассмотреть его. Первые впечатления от увиденного ребёнок должен выразить сам. Это могут быть звуки удивления, мимика ,жесты. Важно понять, что именно привлекло внимание ребёнка и помочь ему  выяснить «язык природы». Ребёнку до  трёх лет трудно высказать свои чувства словами, поэтому взрослый называет объект и даёт ему обобщающую эстетическую оценку. Например, «Это снег. Снег красивый – белый, пушистый.»

Оценивая наиболее яркие  качества объектов природы, что «лежат»  на поверхности, всё чаще обращают внимание детей на менее заметные. Например, всем нравятся красочные крылья бабочек. Одновременно обратить внимание на красоту их глаз, спиралевидный хоботок, каким так удобно собирать нектар с цветов.

Необходимо воспитывать  в детях эстетическое отношение  к объектам, которые относятся  к категории «ужасных» - жабы, гадюки, пауки и т. п. Знакомя детей  с этими животными, следует подчеркнуть  природную целесообразность их внешнего  вида и поведения.

Одним из выразительнейших проявлений «языка» природы есть разнообразие цветов.  Яркие цвета  невольно привлекают внимание дошкольников и вызывают  радостное изумление. Задание взрослого -  научить малышей  наблюдательности, чтобы получать эстетическое наслаждение от цветов, оттенков и  их  поразительное соединение. что есть неповторимым для каждого вида.

Эффективным приёмом эстетического  воспитания является сравнение. В опыте  детей установились некоторые эстетические эталоны, которые представлены в их сознании в виде конкретных образов. Нахождение в объектах природы схожесть с знакомыми приемлемыми образами вызывает в ребёнке удивление и позитивные эмоциональные переживания.

Использование приёма сравнения  значительно обогащает процесс  наблюдения в природе и способствует формированию у детей сравнительной  деятельности. В дальнейшем детям  будет  интересно находить сходство между объектами природы и  другими предметами. Сначала, чтобы  их похвалил взрослый. Затем они  получают эстетическое удовольствие от личных находок.

Особое место отводила М. Мантессори  развитию в маленьких детях чувств. Для развития восприятия цветов детям давали сначала большие и маленькие карточки основных цветов, которые они соответственно цвету накладывали одну на другую. Затем добавляли карточки с несколькими оттенками, неспеша  увеличивая количество до восьми оттенков каждого цвета. Ребёнок раскладывал 64 катушки шёлка,  упорядочивая  коробку с катушками. Такие упражнения захватывали детей своей красотой и способствовали развитию умения различать цвета. Эта способность переносилась детьми на цвета природного окружения.

Эффективным способом познания природы является игра. Детям разного  возраста интересно играть в дидактические  игры: «У кого какая одежда», «Найди цветок такого же цвета. Во время игр  и упражнений дети учатся внимательнее присматриваться к объектам и  явлениям природы, высказывать свои чувства и размышления, что способствует их осознаванию и развитию эстетично оценочной деятельности.

Мир природы удивляет нас  не только изысканными цветами, но идеальностью своих форм. Этому эстетическому свойству дети уделяют меньше внимания. Поэтому их внимание следует обратить на форму лепестков тюльпанов, роз, лилий, которые являются украшением парков, участков. Разнообразие форм можно показать детям  в дидактических  играх с листьями. Разложите на светлой поверхности стола листочки растений, которые растут на территории дома или детского сада. Дайте возможность детям рассмотреть их, обвести пальчиком каждую форму, описать их словами: листочек круглой формы, удлинённый, похожий на треугольник, имеет зубчики и т. д.

Удивительные формы органов  тела можно наблюдать у животных. Обратите внимание детей на формы  и размеры клювов у птиц: маленький  и заострённый у воробья, большой  лопатовидный  у гуся, удлинённый у аиста.

Сколько фантастических форм можно найти среди пеньков  и веточек! Безграничный простор  для нашего воображения раскрывает наблюдение за облаками на голубом  небе, падающими снежинками, созвездиями. Подобные игры развивают мышление, помогают выделить форму как эстетическое свойство.

В педагогическом наследстве Ф.Фребеля, М. Мантессори значительное внимание уделялось ознакомлению детей с геометрическими формами. Это формы, которые используются в орнаментах, архитектуре. Научившись ориентироваться в формах, дети смогут видеть их в художественных произведениях, предметах быта, объектах природы и смогут видеть их красоту.

    Крайне малое  внимание мы уделяем развитию  в детях чувства прикосновения. Поиграв с детками в дидактическую игру «Волшебный мешочек», забываем про бесконечные возможности природного окружения. Ребёнку от рождения свойственно желание ко всему прикоснуться. Это желание остаётся и во взрослом человеке. Отсюда уместным будет высказывание: «Когда глаз ошибается, прикосновение его исправляет». Человек прикосновением руки контролирует впечатление других чувств. Именно через прикосновение ребёнок начинает взаимодействовать с окружающим миром. К примеру, если ребёнок тянется к дереву, стоит поднять его, пускай  он рукой погладит кору, листочки, называя при этом структуру поверхности. Знакомство с каким – либо объектом обязательно предусматривает ощущение прикосновения. Постепенно опыт ребёнка пополняется ощущением тёплого и холодного, мягкого и твёрдого, гладкого и шершавого, ребристого и острого, колючего ит.д. Обязательным условием во время касательного обследования является ознакомление с правилами поведения с растениями и животными. Прикасаться к живому существу следует так , чтобы не навредить ему.

Важно, что воду, воздух, песок, землю, камни дети могут ощущать  разными частями тела, что значительно  усиливает  впечатление от  них. Дошкольники с удовольствием выполняют игровые поручения взрослых – находят на участке гладенькие, пушистые, мягкие, жесткие объекты. Такие упражнения можно усложнять, изменять, то есть варьировать в зависимости от места нахождения, возраста детей, времени года, наличие времени.

       Природа  имеет ещё одну эстетическую  ценность – звуки. В любое время года благодаря хорошо развитым слуховым восприятиям можно услышать множество звуков: шум ветра, крики животных, шорох опавшей листвы .Чтобы эстетично наслаждаться звуками природы, необходимо с младенчества развивать слуховую чувствительность. Главными направлениями воспитательной работы является развитие внимания и памяти в восприятии звуков. Невольное внимание детей привлекают громкие звуки: гавканье собак, пение птиц, раскаты грома и т. д. Следует узнать, откуда доносятся звуки, объяснить их происхождение. Далее учить прислушиваться к менее выразительным звукам. Целесообразными при этом будут игровые упражнения «Кто больше услышит звуков», «Кто издаёт эти звуки» и т. д.  Желательно обращать внимание детей на мелодичные, шумовые, ритмичные звуки, научить различать их в окружающей среде. Ритм производит движения людей, помогает им работать. Шумовые звуки, в частности плескание воды, шелест листьев, вызывают покой, душевное равновесие, позитивные эмоциональные переживания.

       Неоправданно  мало уделяется внимания роли запахов в жизни человека. Чувствовать запахи свойственно ребёнку уже в первые дни после рождения: ему знакомый запах материнского молока, и он тянется к нему. Природа открывает перед ребёнком свои богатства с условием хорошо развитого нюхательного восприятия. Каждый объект природы выделяется среди других своим неповторимым запахом. Больше всего запахов имеют растения, и не только цветы, но и листья, стебли, корни.

      Глубже  понять свои эстетические переживания   детям помогает поэтическое слово.  Лирика природы, из высказывания  В.Лейбсона, развивает в детях «эстетическую звёздность». Благодаря эстетическому восприятию природы в поэтических высказываниях дошкольники осознают свои наблюдения, у них появляется желание изобразить свои впечатления в рисунках. То есть поэтическое слово со свойственной ему образностью помогает обобщить впечатления от наблюдений.

      Уровень  психологического развития дошкольников  даёт возможность им визуально  представить те объекты  и явления природы, которые описаны в стихах, эстетично их оценить. Самостоятельно систематизировать свои впечатления ребёнку ещё трудно, поэтому вместе  со взрослым он ищет образные высказывания, сравнивает в стихах, которые выражают наши эстетические эмоции, чувства.

 Из всего вышесказанного  можно сделать небольшой вывод:  усвоенные детьми экологические  знания – основа, на которой  формируется система морально – эстетических  ценностей, воспитывается представление о человеке, как частице природы. углубляется понимание значимости  природы. Природа лучше, чем что-либо – обогащает психику ребёнка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус.

 

 

 

 

     1.3. Психологические основы эстетического  воспитания.

Дошкольный возраст  – период интенсивного формирования умственных способностей детей. В это  время закладывается фундамент наиважнейших представлений и понятий. Известный психолог А.В.Запорожец писал : « Огромнейшее количество знаний и умений, которые получают дети в этом возрасте, усваивается сразу, формируется навечно, до конца жизни.»[3.c 55]

 

Эстетические свойства личности не являются врождёнными, но начинают развиваться с самого раннего  возраста в условиях социального  окружения и активного педагогического  руководства. В процессе эстетического  развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры нашего общества, формирование эстетического  восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, художественной деятельности и творческих способностей.

При анализе эстетической жизни ребёнка, мы должны иметь в  виду то же, что лежит в основе характеристики моральной сферы  у ребёнка, именно, что эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она захватывает  и чувства, и интеллект, и активность, и это значит, что мы имеем дело с целостной сферой , с особым типом миропонимания.  Эстетические переживания вызывают сложную психическую работу. С одной стороны – эстетическое мышление, а с другой – эстетическое творчество. Детство насыщенно переживаниями, порывами к эстетическому творчеству.

Психология игры не только близка, но и идентична психологии эстетической жизни. Слабый ещё интеллект  не выносит трезвого и критического отношения к действительности [12.с 38].

Эстетическая жизнь ребёнка  замечательна своим универсализмом и этим отличается от эстетической жизни взрослого; всё прекрасное привлекает и увлекает ребёнка. Дошкольник любит и музыку, и сказку, и  рисование, и танцы. Другая характерная  черта детской эстетической жизни  заключается в творческом её характере: ребёнок никогда не может ограничиться эстетическим восприятием. К трём годам отчётливо проявляются эстетические чувства. Сначала ребёнок выделяет красивое, подражая взрослому, который обращает внимание на эстетические объекты. Но потом и сам начинает замечать красоту в окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям. Чем дальше идёт развитие ребёнка, тем ярче и сильнее в нём эстетическая жизнь. Эволюция эстетических переживаний в течении детства заключается в том, что они охватывают всё большую сферу. Развитие эстетических чувств,  связано со становлением собственной художественно-творческой деятельностью детей и художественного восприятия [14.с22].

Эстетические чувства  детей взаимосвязаны с  нравственными.  Ребёнок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое. Н.А.Ветлугина писала: «….Нельзя научить ребёнка правде, добру без формирования у него понятий*красивое* и *некрасивое* , *истинное* и *ложное*, нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи….»

В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие восприятия, которое связано с личным опытом ребёнка, его интересами. К концу  старшего дошкольного возраста ребёнок  может более сосредоточенно слушать  музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также, более глубоко  их воспринимать, сопереживать, осуждать зло. У ребёнка развивается музыкальный  и поэтический слух. Активно развиваются  художественно-творческие способности, дети сами придумывают сказки, песни, создают аппликацию , рисуют. У них проявляется оценочное отношение к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и своим собственным. Постепенно, благодаря обучению, у детей формируется эмоциональная отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Дети начинают запоминать поэтические образы из художественных произведений и используют их в своей речи. У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности.  У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми ещё не осознаются. Развлечения способствуют проявлению у ребёнка положительных эмоций, в то же время, они объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии и т.д. В целом эмоциональнее восприятие зависит от общего интеллектуального и художественно-речевого развития ребёнка. Оно углубляется и совершенствуется в речевой деятельности ( рассказ, чтение наизусть, словесные игры) , которая осуществляется под руководством воспитателя [16.с39]. Знания  о природных явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, углубляются, дополняются на художественно –речевых занятиях. Опыт живого общения с природой даёт ребёнку возможность  эмоционально воспринять сказку, рассказ, стихотворение. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребёнок сопоставляет действительность и образы, ярче чувствует красоту природных явлений [19.с.18].

Информация о работе Практическая работа по исследованию уровня эстетического развития старших дошкольников