Практическая работа по исследованию уровня эстетического развития старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что в последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания детей как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Экологическое воспитание, в свою очередь, должно решать проблемы эстетики, этики, нравственности, обращаясь к рассудку, чувствам и впечатлениям.
Объект исследования – процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – формы работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников. 1.1.Сущность эстетического воспитания.
1.2.Роль природы в эстетическом воспитании.
1.3.Психологические основы эстетического воспитания.
Глава 2. Практическая работа по исследованию уровня эстетического развития старших дошкольников.
2.1.Программа исследования.
2.2. Методы исследования.
2.3. Результаты исследования.
Выводы.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по природе.docx

— 68.31 Кб (Скачать файл)

Таким образом, дошкольный возраст  – это период, характеризующийся  становлением эстетического развития, совершенствующегося под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач,

вытекающих  из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности. Без умения воспринимать и создавать прекрасное, человек не может воспринимать и создавать гармонию и в человеческих отношениях.

 

 

 

 

Глава 2. Практическая работа по исследованию уровня эстетического  развития старших дошкольников.

        2.1. Программа  исследования.

Эксперимент по исследованию уровня эстетического развития старших  дошкольников проводился  в дошкольном  образовательном учреждении №9 «Гвоздичка » г. Алушты. Испытуемые дети старшего дошкольного возраста. Количество детей, участвовавших в исследовании – 40 человек. Исследование проводилось в двух старших группах детского сада.

Цель исследования – определить уровень эстетического развития старших дошкольников.

Предмет исследования –  эстетическое развитие детей.

Объект исследования –  дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Гипотезой исследования послужило  предположение о том, что на эстетическое развитие влияет не только успешность обучения детей воспитателем, но и  его подход к этому процессу.

Задачи исследования:

- анализ литературы по  данной теме;

- выдвинуть гипотезу исследования;

- определить метод исследования;

- определить уровень эстетического  развития;

- обобщить результаты  исследования.

База исследования – ДОУ  №9 « Гвоздичка» г. Алушты.

Время проведения эксперимента -  январь 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Методы исследования.

Для определения уровня эстетического  развития детям двух старших групп  были предложены по два задания в  методиках.

Первым этапом являлась методика «Нелепицы».

При помощи этой методики оценивались  элементарные образные представления  детей об окружающем мире: о живой  и неживой природе, о жизни  домашних и диких животных. С помощью  этой методики также определяли умение детей рассуждать логически и  грамматически правильно выражать свою мысль.

Процедура проведения методики была следующей:  вначале ребёнку  показывали картинку. В ней имеется  несколько нелепых ситуаций с  животными. Во время рассматривания картинки  ребёнок получал следующую  инструкцию:

« Внимательно посмотри на эту картинку и скажи,  всё ли здесь находится на своём месте  и правильно нарисовано. Если  что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен сказать , как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами.

Уровень развития оценивался следующим образом:

10 баллов - очень высокий  уровень

8-9 баллов – высокий  уровень

4-7 баллов – средний  уровень

2-3 балла – низкий уровень

0-1 балл – очень низкий  уровень

10 балов – за отведённое  время ребёнок правильно назвал  и связал все 8 небылиц, успел  за 3 минуты удовлетворительно объяснить,  что не так и сказать, как  на самом деле должно быть.

8-9 баллов – ребёнок  заметил и отметил все имеющиеся  небылицы, но от одной до трёх  из них не сумел до конца  объяснить, как на самом деле  должно быть.

6-7 баллов – ребёнок  заметил и отметил все имеющиеся  небылицы, но три- четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, кА на самом деле должно быть.

4-5 баллов – ребёнок  заметил все имеющиеся нелепицы, но пять- восемь из них не успел за отведённое время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла – за отведённое  время не успел заметить 1-4 из 8 небылиц, а до объяснения дело  не дошло.

    1. баллов – за отведённое время ребёнок  успел обнаружить меньше 4-8 имеющихся небылиц.

Результаты проведённого исследования представлены в таблице  №1.

     Вторым  этапом  послужила система заданий, выявляющая  у детей знания об объектах  живой и неживой природы, их  существенных признаках и свойствах  поверхности.

Задание 1.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях  роста растений.

Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить  их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

 Задание 2.

Цель. Выявить представления  ребенка об основных стадиях роста  животных.

Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы, птицы.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить  их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

Задание 3.

Цель. Выявить знания детей  о неживой природе.

Методика.  С ребёнком проводится беседа по следующим вопросам:

О воде:

- Какого цвета может  быть вода?

-Что происходит с водой  зимой, летом – в сильную  жару?

- Что произойдёт с водой,  если зачерпнуть её в ладошку?  Как называется это свойство  воды? (текучесть)

- Зачем нужна вода?

О песке:

- Чем отличается сухой  песок от влажного?

- Что произойдёт, если  наступить на влажный песок?

- Зачем нужен песок?

О природных явлениях (ветер, дождь, небо):

- Каким бывает ветер  весной, летом, осенью, зимой?

-Что происходит с деревьями,  когда дует ветер?

- Зачем нужен дождь  в природе?

- Что было бы с растениями, если бы не было дождя?

- Что появляется после  дождя на городских улицах?

- Как меняется небо  весной, летом, зимой?

- Почему небо иногда  кажется белым или серым? Что  может «застилать» небо?

- Если на небе тёмные  тучи осенью или летом –  как изменится погода?

 

Оценка деятельности:

1 балл – представления  об объектах живой и неживой  природы, их существенных признаках  и свойствах поверхностны; ребёнок  имеет небольшие по объёму  знания; задания выполняет неправильно,  допускает много неточностей,  не может ответить на поставленные  вопросы.

2 балла –  у ребёнка  имеются некоторые существенные  представления об объектах живой  и неживой природы, их свойствах  и признаках; при выполнении  заданий допускает 2-3 ошибки, не  на все поставленные вопросы  отвечает правильно, не всегда  может аргументировать свой ответ.

3 балла – сформирован  широкий круг представлений об  объектах живой и неживой природы;  задания выполняет правильно,  на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

 

Уровни экологических  представлений и отношения к  природе:

Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) — ребенок различает и  называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает  частные связи, сравнивает объекты  по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков  испытывает затруднения.

Имеет представление о  некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки.

Трудовые процессы выполняет  не самостоятельно, качество труда  низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым  объектам. Проявление гуманного отношения  ситуативно . Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

 

Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) — ребенок различает большое  количество объектов живой и неживой  природы, вычленяет характерные  и — под руководством педагога — существенные признаки. Знает  признаки живого. Устанавливает частные  и некоторые общие связи. Умеет  сравнивать объекты по признакам  различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.

Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам.

Трудовые процессы выполняет  самостоятельно, достигает хороших  результатов.

 

Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) — ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер.

Самостоятельно, по собственной  инициативе проявляет интерес к  знакомым и незнакомым живым объектам.

Достаточно уверенно ориентируется  в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относится к  природе. Готов оказать помощь в  случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.

Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов.

Результаты проведённого исследования представлены в таблице  №2.

Методами исследования были наблюдение и беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2.3. Результаты  исследования.

Как видно из таблицы №1, диаграммы №1,

Оценка результатов

1ст. группа

2ст.группа

Очень высокий уровень

         0

        0

Высокий уровень

         6

        5

Средний уровень

         10

        11

Низкий уровень

          4

         4

Правильно ответили

на вопросы

          0

         2

Правильно ответили

на  4 вопроса

          12

         13

Правильно ответили на

менее, чем 4 вопроса

           8

            5

 

 

 

 

 

 

 



 уровень эстетического  развития детей достаточно высокий.  Многие дети хорошо справились  с заданием первой методики. Обе  группы находятся на одном  уровне развития, поскольку расхождения  в баллах очень незначительны.  Выявленный в ходе исследования  уровень развития является достаточным,  т.к. работа осуществлялась с  комплексным подходом, достаточно  внимания уделялось экскурсиям. наблюдениям и практической деятельности, присутствовало разнообразие методов, форм занятий.

 

                                                                           Таблица № 1.

Результаты эксперимента по выявлению уровня эстетического  развития детей старшего дошкольного  возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень эстетического развития старших дошкольников (в%)


 

 

 

 

                 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

                 
                   
                   

Информация о работе Практическая работа по исследованию уровня эстетического развития старших дошкольников