Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:43, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что в последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания детей как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Экологическое воспитание, в свою очередь, должно решать проблемы эстетики, этики, нравственности, обращаясь к рассудку, чувствам и впечатлениям.
Объект исследования – процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – формы работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы.
Введение
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников. 1.1.Сущность эстетического воспитания.
1.2.Роль природы в эстетическом воспитании.
1.3.Психологические основы эстетического воспитания.
Глава 2. Практическая работа по исследованию уровня эстетического развития старших дошкольников.
2.1.Программа исследования.
2.2. Методы исследования.
2.3. Результаты исследования.
Выводы.
Список использованной литературы.
Таким образом, дошкольный возраст
– это период, характеризующийся
становлением эстетического развития,
совершенствующегося под
вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности. Без умения воспринимать и создавать прекрасное, человек не может воспринимать и создавать гармонию и в человеческих отношениях.
Глава 2. Практическая работа по исследованию уровня эстетического развития старших дошкольников.
2.1. Программа исследования.
Эксперимент по исследованию уровня эстетического развития старших дошкольников проводился в дошкольном образовательном учреждении №9 «Гвоздичка » г. Алушты. Испытуемые дети старшего дошкольного возраста. Количество детей, участвовавших в исследовании – 40 человек. Исследование проводилось в двух старших группах детского сада.
Цель исследования – определить уровень эстетического развития старших дошкольников.
Предмет исследования – эстетическое развитие детей.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что на эстетическое развитие влияет не только успешность обучения детей воспитателем, но и его подход к этому процессу.
Задачи исследования:
- анализ литературы по данной теме;
- выдвинуть гипотезу
- определить метод исследования;
- определить уровень
- обобщить результаты исследования.
База исследования – ДОУ №9 « Гвоздичка» г. Алушты.
Время проведения эксперимента - январь 2013 г.
2.2. Методы исследования.
Для определения уровня эстетического развития детям двух старших групп были предложены по два задания в методиках.
Первым этапом являлась методика «Нелепицы».
При помощи этой методики оценивались
элементарные образные представления
детей об окружающем мире: о живой
и неживой природе, о жизни
домашних и диких животных. С помощью
этой методики также определяли умение
детей рассуждать логически и
грамматически правильно
Процедура проведения методики была следующей: вначале ребёнку показывали картинку. В ней имеется несколько нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребёнок получал следующую инструкцию:
« Внимательно посмотри на
эту картинку и скажи, всё ли
здесь находится на своём месте
и правильно нарисовано. Если
что-нибудь тебе покажется не так, не
на месте или неправильно
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами.
Уровень развития оценивался следующим образом:
10 баллов - очень высокий уровень
8-9 баллов – высокий уровень
4-7 баллов – средний уровень
2-3 балла – низкий уровень
0-1 балл – очень низкий уровень
10 балов – за отведённое
время ребёнок правильно
8-9 баллов – ребёнок
заметил и отметил все
6-7 баллов – ребёнок
заметил и отметил все
4-5 баллов – ребёнок
заметил все имеющиеся
2-3 балла – за отведённое время не успел заметить 1-4 из 8 небылиц, а до объяснения дело не дошло.
Результаты проведённого исследования представлены в таблице №1.
Вторым этапом
послужила система заданий,
Задание 1.
Цель. Выяснить, имеет ли
ребенок представления о
Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.
Задание 2.
Цель. Выявить представления ребенка об основных стадиях роста животных.
Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы, птицы.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.
Задание 3.
Цель. Выявить знания детей о неживой природе.
Методика. С ребёнком проводится беседа по следующим вопросам:
О воде:
- Какого цвета может быть вода?
-Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?
- Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть)
- Зачем нужна вода?
О песке:
- Чем отличается сухой песок от влажного?
- Что произойдёт, если наступить на влажный песок?
- Зачем нужен песок?
О природных явлениях (ветер, дождь, небо):
- Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?
-Что происходит с деревьями, когда дует ветер?
- Зачем нужен дождь в природе?
- Что было бы с растениями, если бы не было дождя?
- Что появляется после дождя на городских улицах?
- Как меняется небо весной, летом, зимой?
- Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо?
- Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?
Оценка деятельности:
1 балл – представления
об объектах живой и неживой
природы, их существенных
2 балла – у ребёнка
имеются некоторые
3 балла – сформирован
широкий круг представлений об
объектах живой и неживой
Уровни экологических представлений и отношения к природе:
Низкий уровень (от 1 до 1,6
баллов) — ребенок различает и
называет большое количество животных,
растений вычленяет их особенности.
Знает некоторые их потребности
(во влаге, в пище). Устанавливает
частные связи, сравнивает объекты
по отдельным характерным
Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки.
Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам. Проявление гуманного отношения ситуативно . Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) — ребенок различает большое количество объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и — под руководством педагога — существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.
Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам.
Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.
Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов)
— ребенок знает основные признаки
живого и объектов неживой природы,
устанавливает связи между
Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым живым объектам.
Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.
Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов.
Результаты проведённого исследования представлены в таблице №2.
Методами исследования были наблюдение и беседа.
2.3. Результаты исследования.
Как видно из таблицы №1, диаграммы №1,
Оценка результатов |
1ст. группа |
2ст.группа |
Очень высокий уровень |
0 |
0 |
Высокий уровень |
6 |
5 |
Средний уровень |
10 |
11 |
Низкий уровень |
4 |
4 |
Правильно ответили на вопросы |
0 |
2 |
Правильно ответили на 4 вопроса |
12 |
13 |
Правильно ответили на менее, чем 4 вопроса |
8 |
5 |
| ||
уровень эстетического
развития детей достаточно
Результаты эксперимента по выявлению уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Уровень эстетического развития старших дошкольников (в%)
|
||||||||||
|
||||||||||