Практические методы обучения обществознания в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Обществознание - что это за предмет? В чем его особенности и значение? Обществознание занимает особое место среди общественных и гуманитарных дисциплин, которые преподаются в школе. Особенность его состоит в том, что данный курс является не собственно наукой или ее разделом в системе научного знания, а учебной дисциплиной, призванной познакомить как с основами жизни общества, так и ввести в комплекс социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Но обществознание является наукой в том смысле, что знания, которые оно дает, получены, доказаны, систематизированы методами, принятыми в науке.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
Методы обучения обществознанию в начальной школ………………………………7
Понятие методов обучения, классификация…………………………………………..7
Практические методы обучения обществознанию……………………………….…..21
Возможности учащихся исследованию практических методов обучения…………26
Заключение……………………………………………………………………………...29
Список используемой литературы……

Файлы: 1 файл

Практические методы обучения обществознанию в начальной школе.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………………3

Методы обучения обществознанию в начальной школ………………………………7

Понятие методов обучения, классификация…………………………………………..7

Практические методы обучения обществознанию……………………………….…..21

Возможности учащихся исследованию практических методов обучения…………26

Заключение……………………………………………………………………………...29

Список используемой литературы…………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Обществознание - что  это за предмет? В чем его особенности  и значение? Обществознание занимает особое место среди общественных и гуманитарных дисциплин, которые преподаются в школе. Особенность его состоит в том, что данный курс является не собственно наукой или ее разделом в системе научного знания, а учебной дисциплиной, призванной познакомить как с основами жизни общества, так и ввести в комплекс социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Но обществознание является наукой в том смысле, что знания, которые оно дает, получены, доказаны, систематизированы методами, принятыми в науке.

Итак, прежде всего, обществознание призвано познакомить учащихся с  тем, что такое общество, по каким  законам оно живет и развивается. То же самое делает и знакомая наука  история, но между ними есть принципиальная разница. История изучает те события и явления, которые происходили в определенном месте и в определенное время. Обществознание стремится выявить и показать те общие, сходные, типичные черты, которые были присущи и присущи сейчас всем человеческим обществам в любом месте и в любое время. Почему это важно? Да потому, что без знания общего невозможно понять ничего отдельного, особенного, конкретного. Например, если мы не знаем, что такое государство вообще, какими признаками оно обладает, вряд ли поймем, что представляет собой российское государство или государство в любой другой стране.

Во-вторых, обществознание призвано дать целостную картину  общественной жизни, а именно рассмотреть  все компоненты социальной и общественной жизни. Поэтому содержание обществознания будет включать в себя широкий круг тем от философии до политологии, от социологии до этики и эстетики. Можно сказать, что оно представляет собой введение в общий комплекс философских, социальных и гуманитарных наук, которые в дальнейшем будут изучаться в вузах. Тем самым, обществознание призвано расширить горизонт восприятия окружающего мира.

В-третьих, расширение горизонта  восприятия будет состоять не только в том, что обществознание будет  формировать представления об обществе, но и в том, что оно призвано заложить элементарные начала теоретического мышления, научить способности мыслить, именно благодаря обобщающему взгляду на вещи. Тем самым благодаря формированию теоретического мышления мы не только сможем получить уже имеющиеся знания, но и получим возможность приобретать новые знания.

Современное общество ставит перед школой задачу воспитания гражданина, способного принимать активное участие в развитии своего Отечества. В связи с этим проблеме обществоведческого образования учащихся уделяется большое внимание на всех ступенях образования, в том числе и в начальной школе, где предлагаемые обществоведческие курсы носят характер пропедевтический, т. е. вводный, первоначальный.

В обязательном минимуме содержания обучения в начальной  школе обществознание представлено интегрированной образовательной областью «Окружающий мир». Образовательная область «Обществознание» образовательного компонента «Окружающий мир» может изучаться как самостоятельный курс или как его составная часть. Обществознание в начальной школе представлено как система интегрированных знаний, включающих первоначальные знания по истории, экономике, праву, граждановедению, краеведению, основам безопасности жизни.

На уроках обществоведческого характера начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, конкретизируются опорные понятия: окружающий мир; природа; человек и природа; общество; Россия — наша Родина; государственная символика России; государственные праздники; столица России; регион, где живет учащийся; Земля — планета.

В последнее время  большое внимание уделяется вопросам разработки методики преподавания обществознания в начальной школе, что является оправданным, так как для учителя очень важным является знание не только содержательной стороны курса, но и его методического сопровождения.

Особое значение приобретает  данный вопрос в связи с введением в 2001 г. новых образовательных стандартов в системе среднего профессионального образования по специальности «Преподавание в начальных классах» и включением в обязательный минимум содержания учебного курса «Методика преподавания обществознания в начальной школе». Данный курс ставит своей задачей формирование системы методических знаний для обеспечения преподавания курса «Обществознание» в начальной школе.

    1. Предмет и задачи методики преподавания обществознания в начальной школе.
    2. Методы и приемы обучения обществознанию в начальной школе.
    3. Методика формирования и развития представлений и понятий у учащихся на уроках обществознания.
    4. Урок обществознания в начальной школе и подготовка к нему учителя.
    5. Современные педагогические технологии в обществоведческом образовании в начальной школе.
    6. Внеурочная работа по обществознанию в начальной школе.

В каждом разделе определяются особенности изучения обществознания и роль учителя в процессе преподавания.

Предлагаемое пособие  ставит перед собой задачу методического обеспечения курса «Методика преподавания обществознания в начальной школе» в системе среднего профессионального образования по специальности «Преподавание в начальных классах». 

Особое внимание уделяется системному подходу в освещении курсов обществоведческого характера, определяются основные принципы отбора содержания и методы изучения обществознания в начальной школе, а также формы организации учебной деятельности учащихся. Наряду с классическими методами построения учебного процесса дается описание педагогических технологий наиболее часто встречающихся в практике преподавания в начальной школе.

Методика  построена на основе уже имеющихся достижений педагогической науки в области преподавания курсов истории, обществознания, права, краеведения, граждановедения, экономики и других предметов в младших классах. Опыт преподавания обществоведческих курсов в начальной школе показывает, что учитель должен не только осуществлять выбор курса с точки зрения содержательного компонента, но и обязательно учитывать возрастные особенности школьников, использовать возможности школы и района, в котором она находится. Учитель сам определяет формы и методы организации обучения учащихся и должен не только знать, но и уметь их использовать в практической деятельности. Поэтому в каждом разделе для иллюстрации теоретического материала используется большое количество примеров, позволяющих увидеть, как тот или иной прием может быть использован в практической деятельности.

Все вышесказанное обосновывает актуальность выбранной темы.

Объект: правовое образование  и правовое воспитание учащихся.

Предмет: роль курса «Обществознание» в формировании правового сознания учащихся.

Цель работы: рассмотрение теоретических и методических аспектов курса «Обществознание» в формировании правового сознания учащихся в процессе обучения.

Исходя из цели, объекта  и предмета решены следующие задачи:

1. Проведен теоретический  анализ курса «Обществознание».

2. Исследован современный  опыт при изучении курса «Обществознание», а именно политологический подход (из опыта работы учителя обществознания  Акшинской СОШ В.Э.Попова).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы обучения обществознанию в начальной школе.

Понятие методов обучения, классификация.

 

Обществознание - в РФ учебный предмет в старших классах средней школы, на старших курсах средних специальных учебных заведений.

Впервые «Обществоведение» в советской школе было введено в 1920-х гг. прошлого века. Курс интегрировал в себе сведения об истории, экономике и праве, и должно было привить учащимся цельное марксистское мировоззрение, понимание революционного характера социалистического строительства и подготовить к непосредственному участию в нем. В середине 30-х гг. Обществоведение как учебный предмет было упразднено. Вновь введено по пост. ЦК КПСС с 1962/63 учебного года, однако школьная практика выявила низкую эффективность этого предмета с точки зрения образовательно-воспитательных задач. Преподавание курса давало результаты, противоположные ожидаемым: сопоставляя информацию, полученную на уроках, с действительностью, учащиеся проникались недоверием к догмам, которое нередко переносилось и на все идейные основы советского государства и общества.

Во 2-й пол. 80-х гг. в  СССР началось переосмысление предмета с учётом требований, адекватных развернувшимся процессам демократизации обществ, жизни и утверждения гласности. Опыт разработки качественно нового учебного предмета показал его целесообразность как синтеза курсов истории, права и собственно обществознания, при этом возможны различные варианты интеграции учебного материала и его сочетания с другими учебными курсами. При определении содержания курса приоритет отдаётся социальным потребностям человека, живущего в реорганизующемся обществе. Важнейшими в курсе выступают юридические, этические, экономические и экологические проблемы.

Вклад обществознания в  формирование правовой культуры учащихся и их гражданской ответственности в настоящее время достаточно весомый.

Курс включает темы, как  правило, комплексно раскрываемые в  ходе изучения: человек, политика, экономика (труд, профессия); мораль, государство  и право; знания о религиях; интернационализм и патриотизм, защита Родины; семья; бережное отношение к природе; культура; воспитание в духе мира; физическое здоровье.

Воспитательное значение «Обществознания» заключается в  возможности достижения органической связи между приобретением учащимся знаний о человеке, обществе, формированием личности. Реализация воспитательной возможностей курса связана с решением основных задач:

1) сообщением всей  учебно-воспитательной работе характера  деятельности, направленной на развитие  способностей учащихся к самостоятельному осознанию человеческого общества и себя как развивающейся личности в этом обществе;

2) обеспечением максимального  соответствия изучаемого материала  реальным динамичным обществ,  процессам, отражающим противоречивый  характер хода преобразования  общества;

3) диалектические связи  изучаемого материала с конкретной  практикой учащихся, их деятельностью  в различных сферах обществ,  жизни.

В результате решения  этих задач создаются предпосылки  для выработки у школьников мотивов  общественной деятельности, соответствующих общественным мотивам, и личностных потребностей, отвечающих обществ, потребностям, т.е. закладываются основы гражданственности личности, реализуются важнейшие целевые установки гражданского воспитания.

Гражданственность и  нравственность самого учителя определяют эффективность всего труда по реализации курса в школе. Ведущей частью педагогического мастерства - умение создавать предпосылки для возникновения нравственных отношений в процессе взаимодействия учащихся.

Кроме того, система внеклассной, внешкольной работы по курсу «Обществознание» позволяет в привлекательных для учащегося формах не только познавать окружающую действительность, но и становиться активным субъектом процесса преобразования этой действительности. Такой деятельностью может стать участие школьников в актах милосердия (в детских домах, домах для престарелых и инвалидов и т.д.), в работе по благоустройству, по реставрации памятников архитектуры и т.д.

Каждый школьный предмет  имеет свои особенности. Общие методы обучения не отражают специфику отдельной учебной дисциплины. Очевидно, что история и физика отличаются друг от друга прежде всего содержанием. И также очевидно, что любой метод обучения проявится на уроке физики иначе, чем на уроке истории. Впервые об этом заговорили методисты в 50-е гг. XX в. Появилась идея создать классификацию методов обучения с учетом специфики учебного материала конкретной дисциплины. Так, В.Г.Карцев предложил классификацию с учетом особенностей учебного исторического материала.

В основу классификации методист положил учение о ступенях познания действительности, соотнес их с частями учебного исторического материала и выделил методы: создания исторических представлений и единичных понятий; формирования общих понятий; раскрытия исторических закономерностей; установления связи истории с современностью и применение исторических знаний на практике.

Информация о работе Практические методы обучения обществознания в начальной школе