Практические методы обучения обществознания в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Обществознание - что это за предмет? В чем его особенности и значение? Обществознание занимает особое место среди общественных и гуманитарных дисциплин, которые преподаются в школе. Особенность его состоит в том, что данный курс является не собственно наукой или ее разделом в системе научного знания, а учебной дисциплиной, призванной познакомить как с основами жизни общества, так и ввести в комплекс социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Но обществознание является наукой в том смысле, что знания, которые оно дает, получены, доказаны, систематизированы методами, принятыми в науке.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
Методы обучения обществознанию в начальной школ………………………………7
Понятие методов обучения, классификация…………………………………………..7
Практические методы обучения обществознанию……………………………….…..21
Возможности учащихся исследованию практических методов обучения…………26
Заключение……………………………………………………………………………...29
Список используемой литературы……

Файлы: 1 файл

Практические методы обучения обществознанию в начальной школе.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Может быть, они хотят бездельничать, баловаться на уроке, рассчитывая, что их не заметят?

И Галина Петровна предложила Леве и  Вове занять парты поближе к столу  учителя, а спорное место осталось свободным.

Описание — раскрытие внешних признаков объекта (черты, детали, свойства, функции, состояние).

В отличие от предыдущего  приема описание не имеет сюжета. Его  главные черты — образность и  конкретность. Учитель должен так словесно «нарисовать» предмет, событие, явление, чтобы уче ник узнал их, увидев на иллюстрации или «в живую». Поэтому важными педагогическими требованиями к этому приему являются следующие:

  • подбор точных слов и сравнений;
  • связность и последовательность описания.

Учтя эти простые  требования, учитель будет способствовать развитию творческого воображения  своих учеников.

Описание бывает картинным  и аналитическим. Картинное описание применяется для воссоздания быта людей, географической среды, культурной, общественной, хозяйственной жизни. Оно позволяет использовать документальные фотографии местности, географические и исторические карты, схемы, документы, художественную и историческую литературу, картины, репродукции.

Пример. Картинное описание. Много было богатых городов на Руси, но всех богаче был Новгород. Он стоит на реке Волхов у Ильмень-озера. В истории он известен с 859 г.

В то далекое время  Новгород был огромным городом. Он раскинулся по обоим берегам реки Волхов. Две  его части соединял между собой широкий деревянный мост.

Как и всякий город, Новгород одновременно был и крепостью. От незваных гостей его надежно защищали земляной вал, могучие башни. На левом  берегу возвышался красавец кремль.

За стенами Новгородского  кремля блестели на солнце купола собора, названного, как и в Киеве, в честь святой Софии. Предполагают, что оба храма возводили одни и те же мастера. Собор построен в середине XI в. Он был главным храмом, символом Новгорода. «Где святая София, там и Новгород», — говорили в те времена новгородцы.

Напротив Новгородского  кремля располагалась главная торговая площадь города. Кругом нее теснились каменные амбары, в которых хранились зерно, мука и разные товары. Везли их отовсюду. У пристани Волхова на причале стояло много кораблей и лодок, на которых приплывали гости из разных стран и городов. Судов было так много и стояли они так тесно прижавшись к друг другу, что, случись пожар, огонь перекидывался по ним с одного берега на другой.

А на главной торговой площади чего только не было! Прямо с возов продавали воск в мешках, мед в кадках, пушнину, рыбу. Здесь же купцы предлагали китовый и тюлений жир, моржовую кость, которую в то время называли «рыбьим зубом». На прилавках под навесами были выставлены напоказ разноцветные ткани. Чуть поодаль продавались серебряная посуда, украшения. Модницы примеряли дорогие кольца и браслеты. В толпе покупателей и любопытных, пришедших поглазеть на товары, сновали разносчики кваса. С лотков торговали горячими пирогами с зайчатиной и грибами, оладьями с медом. Голоса людей, крики разносчиков, стук телег, ржание лошадей — все сливалось в сплошной гул.

Аналитическое описание используется при описании орудий труда, бытовых предметов, оружия, памятников архитектуры, военных и хозяйственных  объектов. Оно сочетается с меловыми

рисунками, схемами, чертежами, с демонстрацией макетов и  моделей.

Пример. Аналитическое описание. Трудно представить себе русскую жизнь XIX века без дворянской усадьбы. Она обычно располагалась в каком-нибудь живописном месте, часто на берегу реки или пруда. Вокруг простирались поля, луга, леса, деревни. Центром любой усадьбы был барский дом в один или два этажа. Дом был виден задолго до подъезда к имению. От дороги к нему вела длинная тенистая аллея.

Дом состоятельного помещика был похож на дворец. Снаружи его украшали колоннами, скульптурами. К дому примыкали флигеля — одноэтажные постройки, в которых размещались хозяйственные службы (кухни, кладовые) и жилые помещения для прислуги. Кроме того, на территории усадьбы находились многочисленные хозяйственные строения: конюшни, скотный двор, мастерские, погреба, псарни. В каждой усадьбе была своя церковь.

Характеристика — выявление типичных черт общественной жизни, раскрывающих внутреннюю сущность происходящего. В характеристике отсутствует сюжет, поэтому ее иногда называют разновидностью описания. Однако разница есть. Описание характеризует внешние проявления объектов в статичном состоянии, а характеристика — их внутреннюю сущность в динамичном развитии.

Характеристика бывает образной, сравнительной и обобщающей. На уроках истории применяются все виды. Например, образная характеристика дается: единичным фактам с их индивидуальными чертами (памятники искусства, общественная мысль, документы); типичным явлением (ремесленное производство, мануфактура); типичным представителем общественных классов (казаки, купцы, крестьяне); выдающимся историческим деятелям.

Сравнительная характеристика применяется при изложении теоретического учебного материала. Например, сравниваются формы государственной власти на разных этапах развития государства, экономические изменения и т. д.

Обобщающая характеристика подводит итог изученному теоретическому материалу, формирует понятия.

Пример. Образная характеристика. Софийский собор был заложен при Ярославе Мудром в 1037 г. на том месте, где князь разбил печенегов. При помощи простых орудий труда киевские мастера создали подлинное произведение искусства, которое до сих пор вызывает всеобщее восхищение своей красотой и прочностью. Фресковые и мозаичные изображения внутри собора — замечательные произведения древнерусской живописи. Мозаика собора настолько прочна, что не потеряла цвета и не осыпалась до настоящего времени. Роспись собора была не только религиозного содержания. На стенах переходов, ведущих на хоры, изображены сцены охоты, народных зрелищ, плясок. Эти фрески — единственный дошедший до нас памятник светской живописи XI в. Алтарь отделяла преграда из белого мрамора. Над престолом на четырех беломраморных колоннах стоял навес, украшенный золотом и серебром. Сверху спадала шелковая занавесь. Внутреннее убранство собора свидетельствует о высоком художественном вкусе его создателей. Софийский собор был крупнейшим зданием древнего Киева. Кроме него, по свидетельству иностранцев, в Киеве в XI —XII вв. было 400 церквей.

Пример. Характеристика исторического деятеля. Александр Васильевич Суворов родился в семье офицера и с детства мечтал стать военным. Но он был слабым и хилым мальчиком, часто болел. Зная, что для службы в армии нужны сильные, крепкие, выносливые люди, Саша принялся закалять свое здоровье: обливался холодной водой, спал на досках, даже в холод носил легкую одежду, в любую погоду, несмотря на дождь и ветер, скакал верхом на коне, каждый день занимался гимнастикой, выполнял тяжелые физические упражнения. И еще Суворов каждую свободную минуту изучал военную науку, прочел множество книг, хорошо знал историю, математику. С детства он свободно говорил и писал не только по-русски, но и по-немецки, и по-французски. Позже он изучил испанский и итальянский языки.

Прежде чем стать  офицером, он стал образцовым солдатом. Угловатый, нескладный, малорослый, он добился отличной выправки, ловко выполнял ружейные приемы. К тому времени, когда Суворова произвели в офицеры, он отлично знал службу простых солдат. Образцовый солдат, Суворов был и образцовым офицером. Зная тяжелую солдатскую жизнь, Александр Васильевич заботился о них, относился к ним с уважением, делил с ними тяготы и невзгоды беспокойной армейской жизни.

А. В. Суворов за более чем 50 лет воинской службы получил шесть ранений и не проиграл ни одного сражения. За год до смерти ему было присвоено высшее воинское звание — генералиссимус.

Пример. Характеристика типичного представителя сословия. Во времена Ивана Грозного на границе нашего государства стали строить небольшие деревянные крепости для защиты от вражеских набегов. В них держали войска из нанятых на службу казаков.

Казаки — это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские  дружинники. Стремление к вольной жизни, желание избавиться от крепостной зависимости заставляло их бежать на окраины страны. Там они ни от кого не зависели, становились свободными людьми. Но и на новом месте не было им покоя. Постоянно приходилось защищаться от набегов неприятелей, которые часто нападали на приграничные земли, надеясь на легкую добычу. Казаки были воинами. Они всегда должны были держать наготове оружие и лошадей. За денежное жалованье и продовольствие они часто участвовали в походах русских войск. В мирное время они занимались торговлей, ремеслами, крестьянским трудом, а иногда даже разбоем и грабежами.

Пример. Обобщающая характеристика. 240 лет находилась Русь под властью монголо-татарских ханов (1240— 1480). Тяжелее всего монголо-татарское иго было для трудового народа. Русь была обложена тяжелой данью. Xан Золотой Орды посылал своих чиновников-баскаков с вооруженными отрядами для сбора дани. Баскаки старались выжать из народа все, что могли. Чтобы никто не ушел от дани, несколько раз проводилась перепись всего населения, включая однодневных младенцев. Баскаки собирали дань с бесчеловечной жестокостью. Недаром слово «баскак» по-татарски означает «давитель». Баскаки зачастую забирали у крестьян все имущество, лошадей, орудия труда, поэтому многие после выплаты дани становились нищими. У бедняков забирали детей, а иногда и угоняли в рабство их самих. Завоеватели уводили в орду прежде всего ремесленников — мастеров своего дела, а также девушек и молодых женщин.

Монголо-татарское иго  было мучительным для народа не только материально и физически. Оно оскорбляло человеческое достоинство и национальную гордость русских людей.

На уроках права и  экономики характеристика дается положительным и отрицательным героям, их поступкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические методы обучения обществознанию.

 

Ситуативная методика в  последние годы становится одной  из эффективных методик преподавания социальных наук не только в высших учебных заведениях и семинарах  по повышению квалификации работников разных сфер, но и в общеобразовательных  учреждениях. Поэтому усилия по ознакомлению, изучению и практическому применению данной методики не окажутся излишними. Использование ситуативной методики позволяет учащимся школы проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того, данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Ситуационную методику обучения часто называют кейс–методом.

Кейс–метод обучения начал применяться еще в начале XX века в области права и медицины. Ведущая роль в распространении кейс–метода принадлежит Гарвардской Школе Бизнеса. Учеников–практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации.

В последнее время  кейс–метод нашел широкое применение на Западе в области изучения социальных дисциплин, особенно экономики. Кейс–метод – метод анализа ситуаций, суть которого в том, что учащимся предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую–либо практическую проблему, но и активизирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при решении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Опыт работы по данной методике показывает, что применение кейсов эффективно при преподавании в школе граждановедения, права, обществознания, истории и экономики.

Сложной задачей для  учителя, требующей эрудиции, педагогического  мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.

Отличительными особенностями  кейс–метода являются:

  • описание реальной проблемной ситуации;
  • альтернативность решения проблемной ситуации;
  • единая цель и коллективная работа по выработке решения;
  • функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
  • эмоциональное напряжение учащихся.

Учащиеся должны разрешить  поставленную проблему и получить реакцию  окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные  решения проблемы. Поэтому преподаватель  должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений.

Роль преподавателя  состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса. 
Преподаватель, в случае затруднений учащихся, может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую учебную литературу.

Информация о работе Практические методы обучения обществознания в начальной школе