Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:29, курсовая работа
Обществознание - что это за предмет? В чем его особенности и значение? Обществознание занимает особое место среди общественных и гуманитарных дисциплин, которые преподаются в школе. Особенность его состоит в том, что данный курс является не собственно наукой или ее разделом в системе научного знания, а учебной дисциплиной, призванной познакомить как с основами жизни общества, так и ввести в комплекс социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Но обществознание является наукой в том смысле, что знания, которые оно дает, получены, доказаны, систематизированы методами, принятыми в науке.
Введение…………………………………………………………………………………3
Методы обучения обществознанию в начальной школ………………………………7
Понятие методов обучения, классификация…………………………………………..7
Практические методы обучения обществознанию……………………………….…..21
Возможности учащихся исследованию практических методов обучения…………26
Заключение……………………………………………………………………………...29
Список используемой литературы……
Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно–воспитательной деятельности. Таким образом, кейс–метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, игровые методы, ТРИЗ и другие формы и методы преподавания.
При использовании кейс–метода в практической деятельности следует помнить об основных идеях (принципах) данного метода:
– как указывалось
выше, кейс–метод предназначен для
получения знаний по дисциплинам, темам,
истина в которых неоднозначна;
– в процессе сотрудничества учителя
и учащегося, усилия последнего направлены
не на овладение готовым знанием, а на
его выработку;
– результатом такой деятельности является
не только получение знаний, но и формирование
навыков учебной работы. Несомненно, такие
навыки будут востребованы и в будущей
профессиональной деятельности обучающихся.
– важным достоинством кейс–метода является
и формирование ценностей, жизненных установок
учащихся.
Кейсы по объему могут быть от нескольких строк до нескольких страниц, в зависимости от возраста и подготовленности учащихся. Ниже я привожу в качестве примера несколько кейсов, которые применяю в работе на уроках граждановедения и права в 7 – 9 классах.
Кейс 1.
Терехов имел на праве собственности первый этаж двухэтажного дома. Собственником второго этажа была Губанова. Дом не имел ни парового, ни водяного отопления, поэтому и Терехов, и Губанова пользовались обыкновенными печками. Понятно, что дым из печки, расположенной на первом этаже, выходил из трубы, проходящей через второй этаж. Но затем Губанова уничтожила эту трубу, заявив, что весь второй этаж является ее собственностью, и она имела на это право. Терехов лишился возможности отапливать свое помещение и обратился в суд с требованием защитить его права.
Кейс 2.
Кононенко разрешил своей знакомой Горшковой покататься на автомобиле. При этом он находился рядом с ней на пассажирском месте. На сложном участке дороги Горшкова не справилась с управлением и врезалась в иномарку.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ обязанность по возмещению ущерба в данной ситуации лежит на законном владельце автомобиля. Однако, между Кононенко и Горшковой возник спор, кто из них в момент аварии являлся законным владельцем. Горшкова утверждала, что им был Кононенко, так как это записано в техпаспорте. Кононенко не соглашался, утверждая, что он доверил автомобиль Горшковой, а значит, она и владела автомобилем на законном основании.
Кейс 3.
16 ноября Игнатов купил
в универмаге костюм и ботинки,
В качестве примера кейса по обществознанию (10–11 кл.) рассмотрим фрагмент текста “Охота на рабов”, заимствованный из газеты “Московские новости”. –1991. – № 42.
“ОХОТА НА РАБОВ”
“Рабский труд в бывшем СССР уже не сенсация. О рабстве писали газеты и даже снят фильм "Камышовый рай". Наш корреспондент побеседовал с реальным рабом...
Г. Максимову всего 40 лет, а на вид все 70. За 5 лет paбства в Чечено–Ингушетии он ссохся и сгорбился. Шея навек искривлена ошейником, на котором его держали в сарае. На руках не хватает пальцев: за каждую потерянную овцу – отрубали. Туберкулез, от которого он умирает в больнице под Санкт–Петербургом, он получил во время второго побега. А когда его поймали в первый раз, то сначала намертво отбили почки, а потом несколько недель топили в навозной яме. Его и других рабов в семье Юсупа кормили тухлой похлебкой, сваренной из внутренностей дохлых животных. Тех, кто умирал, не выдержав непосильного труда, сбрасывали в ущелье или оставляли шакалам. В них вбили: рабство – пожизненно. А чтобы не сомневались – выжигали клеймо. Одному приложили к щеке раскаленную подкову, у другого клеймо выжгли на голове...
Рабство появилось в конце 50–х годов. Первыми на охоту за рабами отправились дети сосланных в Казахстан чеченов. На сибирских вокзалах обещаниями сладкой жизни они заманивали бичей в Казахстан. Бичи попадали в настоящий концлагерь в тростниковых пампасах, удаленных на тысячи километров от жилья. Они изготовляли из тростника строительные блоки. Затем появились рабы на чабанских стоянках Северного Кавказа, на хлопковых плантациях Узбекистана и Туркмении. Конец 80–х годов – рабский труд применяется на выращивании наркотиков. Сегодня использование рабского труда становится массовым. По данным красноярских социологов, ежегодно только из Восточной Сибири похищается несколько тысяч человек. Появляются новые отрасли: рабыни–проститутки, рабы–доноры для трансплантации органов. Невольничьи поселения сегодня называют семейными фермами. Постороннему вход туда заказан. А коррумпированные местные власти определяют их как возврат к исконным национальным традициям”.
Возможности учащихся исследованию практических методов обучения.
В рамках этого направления учащиеся реализуют себя как практики. Полученная на уроках теоретическая база позволяет отработать навыки организации и проведения процедуры предвыборной агитации и выборов.
В качестве примера автор опыта приводит процедуру выборов «Ученик года школы». Согласно положению, раз в два года школа участвует в выборах ученика года, организация проведения возлагается на учащихся 10-11 классов. Школьный коллектив делится на «избирательные участки» – параллели классов. Каждый класс выдвигает своих кандидатов на звание «Ученик года». Старшеклассники курируют избирательные участки, объясняют процедуру выборов, правила голосования и др. По результатам 3-ей четверти остаются 5-6 наиболее достойных кандидатур. С этого момента начинается основная работа. Параллели классов включаются в предвыборную агитацию. Формируется избирательная комиссия, которая назначает день выборов, составляет списки избирателей, регистрирует кандидатов. Создается выездная комиссия, печатаются бюллетени, назначается охрана и т.д. День выборов проходит согласно основным требованиям Закона о выборах. После окончания выборов избирательная комиссия подсчитывает бюллетени, гасит не проголосовавшие, оформляет протокол и т.д. Итоги выборов объявляются на празднике «За честь школы». Учащиеся по итогам выборов выполняют практическую работу, в ходе которой отвечают на следующие вопросы:
Подобного рода мероприятия способствуют повышению активности школьников, приобретению практического опыта, а в дальнейшем и активной политической и жизненной позиции гражданина РФ.
В.Э.Попов говорит о
том, что даже в рамках существующей
учебной программы
В заключении автор опыта работы В.Э.Попов утверждает, что политологический подход играет большую роль в гражданском образовании. Вместе с тем учитель убежден в том, что будет неправильным утверждение о его исключительности и незаменимости. Оптимальным следует считать сочетание различных моделей и подходов при изучении учащимися обществознания, именно эта оптимальность будет способствовать развитию школьников, их разносторонней подготовке и адаптации к современной жизни.
Педагог, говоря о развитии гражданских компетентностей у учащихся, прав в том, что российская образовательная традиция всегда являлась энциклопедической, большой акцент при этом уделялся знаниям. В настоящее время движение к отказу от излишнего энциклопедизма закономерно и обосновано. Однако не следует принижать и знаниевый компонент. Если в рамках учебной программы будет уделяться пристальное внимание активным формам обучения, мотивации, интеллектуальным умениям, ценностям, применению получаемых знаний на практике, только тогда можно достичь необходимого баланса в развитии личности школьника – будущего России.
Подводя итог своему педагогическому опыту, автор утверждает, что «не важно, какой подход будет выбран в качестве определяющего. Главное, чтобы он выполнял в совокупности с другими следующие задачи:
Заключение
В заключение следует сказать, что главной целью гражданского образования становится воспитание цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. В практическом плане – это подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве.
Ребенок быстро воспринимает все, что видит вокруг. Чем старше он становится, тем больше его интересует мир взрослых и тем больше он стремится соотнести с этим миром себя. Поэтому чрезвычайно важно то, насколько доступно и правильно представляет начальная школа окружающий мир.
Обществознание занимает важное место в ряду наук, описывающих действительность. Обществознание объясняет ее с точки зрения социальных отношений и взаимосвязей. Однако ребенку в начальной школе еще достаточно сложно постигать политические тонкости или законы физики, мотивирующие природные явления. Но он воспринимает факты и осознает их на доступном уровне. Поэтому современная начальная школа должна больше описывать и рассказывать, нежели углубляться в терминологию и теорию.
Само собой, чем красочнее будут описания и чем более увлекательными будут рассказы, тем больший интерес вызовут у ребенка подобные занятия по обществознанию.
Список используемой литературы
1. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Н. Каким быть школьному обществоведческому образованию? / Педагогика. – 1989. - №9.
2. Иоффе А.Н. Методические приемы в гражданском образовании / А.Н.Иоффе, В.П.Пахомов. - Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 1999. - С.38.
3. Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В.Клименко, В.В.Румынина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 480 с.
4. Колосков А.Г, Боголюбов Л.Н. Уроки мысли и действия. / Педагогика. – 1989. - №4.
5. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования». – М.: Российская Академия Образования, 2004. – 15 с.
6. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву / Е.А.Певцова. - М.: Владос, 2003. – 214 с.
8. Суворова Н.Г. Основы правовых знаний. 8-9 кл. Пособие для учителей. Серия «Основы правовых знаний». - 2-е изд. перераб. / Н.Г.Суворова. - М.: ЗАО изд-во «Вече», 2003. - 592 с.
Информация о работе Практические методы обучения обществознания в начальной школе