Практическое изучение реализации активных методов обучения в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности реализации активных методов обучения в высшей школе.
Задачи:
На основе изученной психолого-педагогической литературы выявить сущность понятия активных методов обучения;
Рассмотреть основные классификации активных методов обучения, обосновать принципы их использования в процессе обучения в высшей школы;
Провести практическое изучение особенностей реализации активных методов обучения в высшей школе;
Разработать методические рекомендации по реализации активных методов обучения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы активных методов обучения 5
1.1. Понятие активных методов обучения в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2. Классификация активных методов обучения, принципы их использования.... 9
1.3. Особенности реализации активных методов обучения в высшей школе 21
Глава 2. Практическое изучение реализации активных методов обучения в высшей школе 26
2.1. Изучение отношения субъектов образования к использованию активных методов обучения в высшей школе 26
2.2. Методические рекомендации по использованию активных методов обучения в высшей школе 30
Заключение 35
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

курсовая настоящая.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

1.2. Классификация активных методов обучения, принципы их использования.

     Активное  обучение - одно из мощнейших направлений  современных педагогических исканий. Проблема поиска методов активизации  учебно-познавательной деятельности обучающих  остро ставилась в разное время  разными авторами. Предлагались самые разнообразные варианты  решения этой проблемы: увеличение объема преподаваемой информации, ее спрессовывание и ускорение процессов считывания; создание особых психологических и дидактических условий учения; усиление контрольных форм в управлении учебно-познавательной деятельностью; широкое использование технических средств. Шел поиск и так называемых активных методов обучения, обеспечивающих интенсивное развитие познавательных мотивов, интереса, способствующих проявлению творческих способностей в обучении.

     Классификация основных активных методов обучения, имеющих особую ценность для высших учебных заведений:

     Анализ  конкретных ситуаций (case-study) - эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых. Кейс-метод наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом.  Кейс - это описание реальной ситуации или «моментальный снимок реальности», «фотография действительности».

     Различают несколько видов ситуаций:

     Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель обучаемых: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности.

     Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель обучаемых: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.

     Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель обучаемых: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.

     Ситуация-упреждение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель обучаемых: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.

     Грамотно  изготовленный кейс провоцирует  дискуссию, привязывая студентов к  реальным фактам, позволяет промоделировать  реальную проблему, с которой в  дальнейшем придется столкнуться на практике. Кроме того, кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать управленческие решения.

     Хороший CASE должен удовлетворять следующим  требованиям:

     - соответствовать четко поставленной  цели создания;

     - иметь соответствующий уровень  трудности;

     - иллюстрировать несколько аспектов  реальной жизни;

     - не устаревать слишком быстро;

     - иллюстрировать типичные ситуации;

     - развивать аналитическое мышление;

     - провоцировать дискуссию.

     Можно выделить пять этапов, специфицирующих  создание нового кейса:

     - поиск источника кейса; 

     - сбор данных для кейса; 

     - макетирование содержания кейса; 

     - пробация кейса в аудитории; 

     - жизненный цикл кейса. 

     CASE могут быть представлены в различной форме, от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Однако следует помнить, что большие кейсы вызывают у студентов некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые. Кейс может содержать описание одного события в одной организации или историю развития многих организаций за многие годы.

     Изначально  кейс-метод противопоставлялся традиционному  лекционному методу и ассоциировался, прежде всего, с открытой дискуссией. В кейс-методе предполагается, что  преподаватель руководит обсуждением проблемы, представленной в кейсе, а сами кейсы могут быть представлены студентам в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа.

     Кейс-метод  обучения предполагает не только наличие  банка кейсов, но и методические рекомендации по их использованию, вопросы для обсуждения, задания студентам, дидактические материалы в помощь преподавателю. Особенностью кейс-метода обучения является его образовательная открытость, с одной стороны, а с другой - замкнутость и жесткость в результативности обучения. В организации учебного процесса это связано с тем, что преподаватель и студент одновременно и ответственны, и свободны в процессе обучения. Преподаватель ответственен за сбор и отбор учебного материала и эффективную организацию его использования. Он свободен в выборе наиболее подходящих кейсов из множества существующих. Студенты несут ответственность за подготовку к занятию и эффективное выполнение заданий по кейсу, хотя они свободны в разрабатываемых решениях и выводах, сделанных в результате анализа кейс-ситуации. Студенты могут принимать ошибочные решения, поскольку кейс-ситуации происходят в учебной аудитории. Хотя как будущие экономисты, менеджеры они должны осознавать меру ответственности за неправильно принятое решение в реальной жизни.

     Разыгрывание  ролей (ролевая игра) - имитационный игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими признаками:

     1. Наличие задачи (проблемы) и распределение ролей между участниками ее решения. Пример: с помощью данного метода может быть имитировано производственное совещание.

     2. Взаимодействие участников первого занятия. Каждый из участников в соответствии со своей ролью может соглашаться или не соглашаться с мнением других участников, высказывать свое мнение и т.д.

     3. Ввод преподавателем в процесс занятия корректирующих условий. Так, преподаватель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло и т.п.

     4. Оценка результатов обсуждения и подведение итогов игры преподавателем и участниками. Разыгрывание ролей является достаточно эффективным методом решения организационных, управленческих и экономических задач цикла социально-экономических дисциплин и требует значительно меньших затрат и средств, чем деловые игры. [14]

     Одним из наиболее эффективных активных методов  обучения является деловая игра.

     В настоящее время различают три  сферы применения игрового метода:

     1. Учебная сфера: учебный метод  применяется в учебной программе  для обучения, повышения квалификации.

     2. Исследовательская сфера: используется  для моделирования будущей профессиональной  деятельности с целью изучения  принятия решений, оценки эффективности  организационных структур и т.д.

     3. Оперативно-практическая сфера:  игровой метод используется для анализа элементов конкретных систем, для разработки различных элементов системы образования. [9, С.5-11]

     Педагогическая  суть деловой игры – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность  будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, приблизить его к профориентационному, подготовить к профессиональной практической деятельности. Главным вопросом в проблемном обучении выступает «почему», а в деловой игре – «что было бы, если бы...»

     Данный  метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может диагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками.

     В процессе подготовки и проведения деловой  игры, каждый участник должен иметь  возможность для самоутверждения и саморазвития. Преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения.

     Деловая игра – это контролируемая система, так как процедура игры готовится, и корректируется преподавателем. Если игра проходит в планируемом режиме, преподаватель может не вмешиваться в игровые отношения, а только наблюдать и оценивать игровую деятельность студентов. Но если действия выходят за пределы плана, срывают цели занятия, преподаватель может откорректировать направленность игры и ее эмоциональный настрой.[9, с.104]

     Прежде  чем приступить к использованию деловой игры в учебном процессе, рекомендуется начинать с имитационных упражнений. Они отличаются меньшим объемом и ограниченностью решаемых задач.

     Имитационные  упражнения ближе к учебным играм. Их цель – предоставить студентам  возможность в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать  внимание на каком-либо важном понятии, категории, законе. В условии должно содержаться обязательное противоречие, то есть в имитационном упражнении есть элемент проблемности.

     После имитационных упражнений можно переходить к деловым играм. В учебном  процессе вуза – это скорее, ролевая  игра, так как студенты еще не владеют в полной мере своей специальностью. Цель данной игры - сформировать определенные навыки и умения студентов в их активном творческом процессе. Социальная значимость деловой игры в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения.

     В подготовке деловой игры можно выделить следующие операции:

     1) Выбор темы и диагностика исходной  ситуации. Темой игры может быть  практически любой раздел учебного  курса. Желательным является то, чтобы учебный материал имел практический выход на профессиональную деятельность.

     2) Формирование целей и задач  с учетом не только темы, но  и из исходной ситуации. Нужно  построить игру в одной ситуации.

     3) Определение структуры с учетом  целей, задач, темы, состава участников.

     4) Диагностика игровых качеств  участников деловой игры. Проведение  занятий в игровой форме будет  эффективнее, если действия преподавателя  обращены не к абстрактному  студенту, а к конкретному студенту  или группе.

     5) Диагностика объективного обстоятельства. Рассматривается вопрос о том, где, как, когда, при каких условиях, и с какими предметами будет проходить игра.

     Для подготовки деловой игры могут использоваться все дидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. Также следует соблюсти методические требования:

     1) игра должна быть логическим  продолжением и завершением конкретной  теоретической темы (раздела) учебной  дисциплины, практическим дополнением  изучения дисциплины в целом;

     2) максимальная приближенность к  реальным профессиональным условиям;

     3) создание атмосферы поиска и  непринужденности;

     4) тщательная подготовка учебно-методической  документации;

     5) четко сформулированные задачи; условия и правила игры;

     6) выявление возможных вариантов решения указанной проблемы;

     7) наличие необходимого оборудования.

     В использовании деловой игры можно  отметить положительные и отрицательные  моменты.

     Положительное в применении деловых игры: высокая  мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения, подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания и умения, студенты учатся применять свои знания, после игровое обсуждение способствует закреплению знаний.

     Отрицательным является: высокая трудоемкость к  занятию для преподавателя, он должен быть внимательным и доброжелательным руководителем в течение всего хода игры; большая напряженность для преподавателя, сосредоточенность на непрерывном творческом поиске, обладание актерскими данными; неготовность студентов к работе с использованием деловой игры; трудности с заменой преподавателя, который проводил игру.

     Деловая игра помогает достижению учебных, воспитательных и развивающих целей коллективного  характера на основе знакомства с  реальной организацией работы. Познавательная эффективность, осуществляемая в процессе игры путем знакомства студентов с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), организацией работы коллектива, с функциями своей будущей профессиональной деятельности на личном примере.

Информация о работе Практическое изучение реализации активных методов обучения в высшей школе