Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:18, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности реализации активных методов обучения в высшей школе.
Задачи:
На основе изученной психолого-педагогической литературы выявить сущность понятия активных методов обучения;
Рассмотреть основные классификации активных методов обучения, обосновать принципы их использования в процессе обучения в высшей школы;
Провести практическое изучение особенностей реализации активных методов обучения в высшей школе;
Разработать методические рекомендации по реализации активных методов обучения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы активных методов обучения 5
1.1. Понятие активных методов обучения в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2. Классификация активных методов обучения, принципы их использования.... 9
1.3. Особенности реализации активных методов обучения в высшей школе 21
Глава 2. Практическое изучение реализации активных методов обучения в высшей школе 26
2.1. Изучение отношения субъектов образования к использованию активных методов обучения в высшей школе 26
2.2. Методические рекомендации по использованию активных методов обучения в высшей школе 30
Заключение 35
Список литературы 36
Активное обучение - одно из мощнейших направлений современных педагогических исканий. Проблема поиска методов активизации учебно-познавательной деятельности обучающих остро ставилась в разное время разными авторами. Предлагались самые разнообразные варианты решения этой проблемы: увеличение объема преподаваемой информации, ее спрессовывание и ускорение процессов считывания; создание особых психологических и дидактических условий учения; усиление контрольных форм в управлении учебно-познавательной деятельностью; широкое использование технических средств. Шел поиск и так называемых активных методов обучения, обеспечивающих интенсивное развитие познавательных мотивов, интереса, способствующих проявлению творческих способностей в обучении.
Классификация основных активных методов обучения, имеющих особую ценность для высших учебных заведений:
Анализ конкретных ситуаций (case-study) - эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых. Кейс-метод наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. Кейс - это описание реальной ситуации или «моментальный снимок реальности», «фотография действительности».
Различают несколько видов ситуаций:
Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель обучаемых: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности.
Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель обучаемых: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.
Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель обучаемых: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.
Ситуация-упреждение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель обучаемых: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.
Грамотно изготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая студентов к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике. Кроме того, кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать управленческие решения.
Хороший CASE должен удовлетворять следующим требованиям:
-
соответствовать четко
- иметь соответствующий уровень трудности;
-
иллюстрировать несколько
- не устаревать слишком быстро;
-
иллюстрировать типичные
-
развивать аналитическое
- провоцировать дискуссию.
Можно выделить пять этапов, специфицирующих создание нового кейса:
- поиск источника кейса;
- сбор данных для кейса;
-
макетирование содержания
- пробация кейса в аудитории;
- жизненный цикл кейса.
CASE могут быть представлены в различной форме, от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Однако следует помнить, что большие кейсы вызывают у студентов некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые. Кейс может содержать описание одного события в одной организации или историю развития многих организаций за многие годы.
Изначально кейс-метод противопоставлялся традиционному лекционному методу и ассоциировался, прежде всего, с открытой дискуссией. В кейс-методе предполагается, что преподаватель руководит обсуждением проблемы, представленной в кейсе, а сами кейсы могут быть представлены студентам в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа.
Кейс-метод обучения предполагает не только наличие банка кейсов, но и методические рекомендации по их использованию, вопросы для обсуждения, задания студентам, дидактические материалы в помощь преподавателю. Особенностью кейс-метода обучения является его образовательная открытость, с одной стороны, а с другой - замкнутость и жесткость в результативности обучения. В организации учебного процесса это связано с тем, что преподаватель и студент одновременно и ответственны, и свободны в процессе обучения. Преподаватель ответственен за сбор и отбор учебного материала и эффективную организацию его использования. Он свободен в выборе наиболее подходящих кейсов из множества существующих. Студенты несут ответственность за подготовку к занятию и эффективное выполнение заданий по кейсу, хотя они свободны в разрабатываемых решениях и выводах, сделанных в результате анализа кейс-ситуации. Студенты могут принимать ошибочные решения, поскольку кейс-ситуации происходят в учебной аудитории. Хотя как будущие экономисты, менеджеры они должны осознавать меру ответственности за неправильно принятое решение в реальной жизни.
Разыгрывание ролей (ролевая игра) - имитационный игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими признаками:
1. Наличие задачи (проблемы) и распределение ролей между участниками ее решения. Пример: с помощью данного метода может быть имитировано производственное совещание.
2. Взаимодействие участников первого занятия. Каждый из участников в соответствии со своей ролью может соглашаться или не соглашаться с мнением других участников, высказывать свое мнение и т.д.
3. Ввод преподавателем в процесс занятия корректирующих условий. Так, преподаватель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло и т.п.
4. Оценка результатов обсуждения и подведение итогов игры преподавателем и участниками. Разыгрывание ролей является достаточно эффективным методом решения организационных, управленческих и экономических задач цикла социально-экономических дисциплин и требует значительно меньших затрат и средств, чем деловые игры. [14]
Одним из наиболее эффективных активных методов обучения является деловая игра.
В настоящее время различают три сферы применения игрового метода:
1.
Учебная сфера: учебный метод
применяется в учебной
2.
Исследовательская сфера:
3.
Оперативно-практическая сфера:
Педагогическая суть деловой игры – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, приблизить его к профориентационному, подготовить к профессиональной практической деятельности. Главным вопросом в проблемном обучении выступает «почему», а в деловой игре – «что было бы, если бы...»
Данный метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может диагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками.
В
процессе подготовки и проведения деловой
игры, каждый участник должен иметь
возможность для
Деловая игра – это контролируемая система, так как процедура игры готовится, и корректируется преподавателем. Если игра проходит в планируемом режиме, преподаватель может не вмешиваться в игровые отношения, а только наблюдать и оценивать игровую деятельность студентов. Но если действия выходят за пределы плана, срывают цели занятия, преподаватель может откорректировать направленность игры и ее эмоциональный настрой.[9, с.104]
Прежде чем приступить к использованию деловой игры в учебном процессе, рекомендуется начинать с имитационных упражнений. Они отличаются меньшим объемом и ограниченностью решаемых задач.
Имитационные упражнения ближе к учебным играм. Их цель – предоставить студентам возможность в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории, законе. В условии должно содержаться обязательное противоречие, то есть в имитационном упражнении есть элемент проблемности.
После имитационных упражнений можно переходить к деловым играм. В учебном процессе вуза – это скорее, ролевая игра, так как студенты еще не владеют в полной мере своей специальностью. Цель данной игры - сформировать определенные навыки и умения студентов в их активном творческом процессе. Социальная значимость деловой игры в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения.
В подготовке деловой игры можно выделить следующие операции:
1)
Выбор темы и диагностика
2)
Формирование целей и задач
с учетом не только темы, но
и из исходной ситуации. Нужно
построить игру в одной
3)
Определение структуры с
4)
Диагностика игровых качеств
участников деловой игры. Проведение
занятий в игровой форме будет
эффективнее, если действия
5)
Диагностика объективного
Для подготовки деловой игры могут использоваться все дидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. Также следует соблюсти методические требования:
1)
игра должна быть логическим
продолжением и завершением
2)
максимальная приближенность к
реальным профессиональным
3) создание атмосферы поиска и непринужденности;
4)
тщательная подготовка учебно-
5) четко сформулированные задачи; условия и правила игры;
6) выявление возможных вариантов решения указанной проблемы;
7)
наличие необходимого
В использовании деловой игры можно отметить положительные и отрицательные моменты.
Положительное в применении деловых игры: высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения, подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания и умения, студенты учатся применять свои знания, после игровое обсуждение способствует закреплению знаний.
Отрицательным является: высокая трудоемкость к занятию для преподавателя, он должен быть внимательным и доброжелательным руководителем в течение всего хода игры; большая напряженность для преподавателя, сосредоточенность на непрерывном творческом поиске, обладание актерскими данными; неготовность студентов к работе с использованием деловой игры; трудности с заменой преподавателя, который проводил игру.
Деловая
игра помогает достижению учебных, воспитательных
и развивающих целей
Информация о работе Практическое изучение реализации активных методов обучения в высшей школе