Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:18, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности реализации активных методов обучения в высшей школе.
Задачи:
На основе изученной психолого-педагогической литературы выявить сущность понятия активных методов обучения;
Рассмотреть основные классификации активных методов обучения, обосновать принципы их использования в процессе обучения в высшей школы;
Провести практическое изучение особенностей реализации активных методов обучения в высшей школе;
Разработать методические рекомендации по реализации активных методов обучения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы активных методов обучения 5
1.1. Понятие активных методов обучения в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2. Классификация активных методов обучения, принципы их использования.... 9
1.3. Особенности реализации активных методов обучения в высшей школе 21
Глава 2. Практическое изучение реализации активных методов обучения в высшей школе 26
2.1. Изучение отношения субъектов образования к использованию активных методов обучения в высшей школе 26
2.2. Методические рекомендации по использованию активных методов обучения в высшей школе 30
Заключение 35
Список литературы 36
2.
Принцип моделирования.
3.
Принцип входного контроля. Этот
принцип предусматривает
4.
Принцип соответствия
5. Принцип проблемности. В этом случае требуется такая организация занятия, когда студенты узнают новое, приобретают знания и навыки через преодоление трудностей, препятствий, создаваемых постановкой проблем. Именно проблемное построение занятия гарантирует достижение учебной цели.
6.
Принцип «негативного опыта». В
практической деятельности
- изучение, анализ и оценка ошибок, допущенных в конкретных ситуациях. Материалом для таких занятий могут быть критические публикации в периодической печати и реальные факты из жизни своей группы;
- обеспечение ошибки со стороны студента в процессе освоения знаний, умений и навыков. Студентам предлагается для анализа ситуация или ставится проблемная задача, сформулированная таким образом, что при ее решении студент неизбежно допускает ошибку, источником которой, как правило является отсутствие необходимого опыта. Дальнейший анализ последовательности действий студента помогает обнаружить закономерность ошибки и разработать тактику решения задачи. Одновременно студент убеждается в необходимости знаний по данной проблеме, что побуждает его к более глубокому изучению учебного курса.
7.
Принцип «от простого к
8.
Принцип непрерывного
9.
Принцип организации
10.
Принцип опережающего обучения.
Этот принцип подразумевает
11.
Принцип диагностирования. Данный
принцип предполагает проверку
эффективности занятий.
12.
Принцип экономии учебного
13.
Принцип выходного контроля. Обычно,
выходной контроль знаний
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач я разработала две анкеты, результаты которых, помогут мне в дальнейшей работе. Анкеты основаны на общих вопросах касаемых методов активного обучения.
Данное исследование было проведено на базе Омского государственного педагогического университета, на факультете иностранных языков.
В исследование принимали участия 10 студентов, обучающиеся на разных курсах, и 5 преподавателей данного университета.
Цель анкеты №1 — выявить элементарные знания студентов об активных методах обучения, а также посмотреть отношения студентов к активным методам обучения.
Результаты опроса показали, что 80% студентов знают, что такое АМО. Однако остальные 20% студентов не знают о таких методах. 100% студентов считают эффективным использование АМО, так как эти методы оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Вооружают студентов основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации. Также по мнению 70% студентов АМО способствуют развитию коммуникативных навыков и создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний и умений, т. к. для практики необходима теория, а для теории практика. Однако на вопрос №4 (См. Прил. №1) все студенты ответили, что преподаватели редко используют активные методы обучения, а вообще 1 студент не встречалсь в процессе обучения с АМО. Возможно причина этого в том, что выбор метода активного обучения зависит от времени, которым располагает преподаватель. Активные методы обучения требуют больше времени, чем простое изложение учебного материала. По мнению студентов при реализации АМО и студенты и преподаватели сталкиваются с некоторыми трудностями – сложность работы в команде, нехватка достаточного количества участников, отсутствие определенных навыков и умений для выполнения целей и другое. Все студенты указали, что считают эффективным использование АМО в преподавании всех без исключения учебных дисциплин и не считают необходимым полностью отказываться от использования традиционных методов обучения в высшей школе в пользу активных. Необходимо находить разумное сочетание и использовать как традиционные так и активные методы обучения.
Цель анкеты №2 —выявить отношения преподавателей к активным методам обучения.
Среди
более эффективных АМО
Использование
активных методов обучения позволяет
преподавателю создать
По результатам опроса можно выделить следующие достоинства АМО: за относительно непродолжительный отрезок времени у студентов вырабатываются качества и навыки, которые невозможно наработать иными методами обучения; заинтересованное отношение студентов к АМО обеспечивает эффективность обучения, что активизирует умственную деятельность студентов и тем самым способствует более интенсивному запоминанию и усвоению необходимой информации, связанной с профессиональной подготовкой специалистов; использование АМО позволяет осуществлять контроль знаний студентов, что значительно сокращает время на проведение текущего контроля полученных знаний. Анализ качества знаний позволяет сделать вывод о том, что использование АМО в учебном процессе значительно повышает уровень успеваемости и способствует формированию готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.
Подводя
итог, я бы хотела отметить, что одной из центральных
задач подготовки студентов к трудовой
деятельности является формирование у
них профессиональных качеств процессе
обучения в высшем учебном заведении.
В педагогической практике выделяется
большое количество разнообразных методов
профессиональной подготовки специалистов.
Использование активных методов обучения
при организации образовательного процесса
позволяет достичь высокого уровня профессиональной
подготовки специалистов, обеспечить
их конкурентоспособность на рынке труда.
2.2. Методические рекомендации по использованию активных методов обучения в высшей школе
Выбор методов обучения зависит от ряда условий: специфики содержания изучаемого материала, общих задач подготовки специалиста, времени, которым располагает преподаватель, особенностей состава студентов, наличия средств обучения.
Обучение умениям и навыкам происходит только в практической деятельности, поэтому при постановке такой дидактической задачи необходимы использование упражнений, анализ производительных ситуаций, решение ситуационных задач, деловые игры.
Общие задачи подготовки специалиста также определяет выбор метода обучения. Преподаватель всегда должен помнить, что обучение – это не только усвоение знаний, но и развитие, и воспитание студентов. Для развития творческого профессионального мышления широко используются методы активного обучения: проблемные ситуации, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация, театрализация, творческая игра «Диалог», «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, метод проектов, методы удивления, метод эвристических вопросов и другие. Как правило, каждый метод решает не одну узконаправленную задачу обучения, воспитания или развития, а обеспечивает их решение в комплексе, но в ходе использования того или иного метода усиливается решение то одной, то другой задачи. Поэтому преподавателю, выбирая метод обучения, следует учитывать преимущества и недостатки каждого метода.
При использовании активных методов обучения необходимо учитывать развитие и подготовленность студентов, их возраст, наличия производственного опыта. А также выбор метода активного обучения зависит от формы обучения студентов. Преимущество метода активного обучения состоит в том, что студенты побуждаются к активной мыслительной деятельности. Этот метод способствует максимальному развитию творческого мышления, приучает студентов вдумываться в сущность явлений, отыскивать взаимосвязи между ними, формулировать выводы. Однако активное обучение требует от студентов определенных интеллектуальных умений и усилий. Не все студенты готовы к активному обучению. Некоторые из них накопили опыт такого обучения в школе, некоторые привыкли к традиционному объяснению преподавателя, а затем к ответу в виде пересказа прочитанного материала. Поэтому преподавателю следует приучать студентов к такому обучению с первых дней. Студенты сразу должны почувствовать, что здесь иная система обучения, чем в школе.
Информация о работе Практическое изучение реализации активных методов обучения в высшей школе