Практическое изучение реализации активных методов обучения в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности реализации активных методов обучения в высшей школе.
Задачи:
На основе изученной психолого-педагогической литературы выявить сущность понятия активных методов обучения;
Рассмотреть основные классификации активных методов обучения, обосновать принципы их использования в процессе обучения в высшей школы;
Провести практическое изучение особенностей реализации активных методов обучения в высшей школе;
Разработать методические рекомендации по реализации активных методов обучения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы активных методов обучения 5
1.1. Понятие активных методов обучения в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2. Классификация активных методов обучения, принципы их использования.... 9
1.3. Особенности реализации активных методов обучения в высшей школе 21
Глава 2. Практическое изучение реализации активных методов обучения в высшей школе 26
2.1. Изучение отношения субъектов образования к использованию активных методов обучения в высшей школе 26
2.2. Методические рекомендации по использованию активных методов обучения в высшей школе 30
Заключение 35
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

курсовая настоящая.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

     2. Принцип моделирования. Моделью  учебного процесса выступает  учебный план. В нем отражаются  цели и задачи, средства и методы  обучения, процедура и режим занятий,  формулируются вопросы и задания, которые решают студенты в ходе обучения. Но также необходимо преподавателю смоделировать конечный результат, то есть описать «модель студента», завершившего обучение. А именно: какими знаниями (их глубина, широта и направленность) и навыками он должен обладать, к какой деятельности должен быть подготовлен, в каких конкретно форма должна проявляться его образованность. Полезно будет представить «модель среды», в которой учится и живет студент. Она поможет избежать отрыва от реальной действительности и ее проблем.

     3. Принцип входного контроля. Этот  принцип предусматривает подготовку  учебного процесса согласно реальному  уровню подготовленности студентов,  выявления их интересов, установления  наличия или потребности в  повышении знаний. Входной контроль дает возможность с максимальной эффективностью уточнить содержание учебного курса, пересмотреть выбранные методы обучения, определить характер и объем индивидуальной работы студентов, аргументированно обосновать актуальность обучения и тем вызвать желание учиться.

     4. Принцип соответствия содержания  и методов целям обучения. Для  эффективного достижения учебной  цели преподавателю необходимо  выбирать такие виды учебной  деятельности студентов, которые  наиболее подходят для изучения  конкретной темы или решения задачи. В одном случае достаточно диалога, обсуждения проблемы. В другом необходимо использовать дополнительные источники информации: журналы, газеты и т.п. Или же нужно обратиться к смежным областям знаний, за консультацией к специалистам.

     5. Принцип проблемности. В этом случае требуется такая организация занятия, когда студенты узнают новое, приобретают знания и навыки через преодоление трудностей, препятствий, создаваемых постановкой проблем. Именно проблемное построение занятия гарантирует достижение учебной цели.

     6. Принцип «негативного опыта». В  практической деятельности вместе  с успехом, допускаются и ошибки, поэтому необходимо учить человека  избегать ошибок. Эта задача очень  актуальна. В соответствии с  данным принципом в учебный  процесс, построенный на активных методах обучения, вносятся два новых обучающих элемента:

     - изучение, анализ и оценка ошибок, допущенных в конкретных ситуациях. Материалом для таких занятий могут быть критические публикации в периодической печати и реальные факты из жизни своей группы;

     - обеспечение ошибки со стороны студента в процессе освоения знаний, умений и навыков. Студентам предлагается для анализа ситуация или ставится проблемная задача, сформулированная таким образом, что при ее решении студент неизбежно допускает ошибку, источником которой, как правило является отсутствие необходимого опыта. Дальнейший анализ последовательности действий студента помогает обнаружить закономерность ошибки и разработать тактику решения задачи. Одновременно студент убеждается в необходимости знаний по данной проблеме, что побуждает его к более глубокому изучению учебного курса.

     7. Принцип «от простого к сложному».  Занятие планируется и организуется  с учетом нарастающей сложности  учебного материала и применяемых  методов в его изучении: индивидуальная работа над первоисточниками, коллективная выработка выводов и обобщений и т.д.

     8. Принцип непрерывного обновления. Одним из источников познавательной  активности студентов является  новизна учебного материала, конкретной  темы и метода проведения занятия.

     9. Принцип организации коллективной  деятельности. Студенту часто приходиться  сталкиваться с необходимостью  решения, каких либо задач или  принятия решений в группе, коллективно.  Возникает задача развития у  студентов способности к коллективным  действиям.

     10. Принцип опережающего обучения. Этот принцип подразумевает овладение  в условиях обучения практическими  знаниями и умение воплотить  их в практику, сформировать у  студента уверенность в своих  силах, обеспечить высокий уровень  результатов в будущей деятельности.

     11. Принцип диагностирования. Данный  принцип предполагает проверку  эффективности занятий. Например, анализ самостоятельной работы  студентов над учебной ситуацией  покажет, удачно ли тема вписывается  в контекст курса, правильно  ли выбран метод проведения занятий, хорошо ли студенты ориентируются в изучаемых проблемах, можно ли что–либо изменить к следующему занятию и т.д.

     12. Принцип экономии учебного времени.  Активные методы обучения позволяют  сократить затраты времени на  освоение знаний и формирование умений, навыков. Так как усвоение знаний, овладение практическими приемами работы и выработка навыков осуществляется одновременно, в одном процессе решения задач, анализа ситуаций или деловой игры. Тогда как обычно эти две задачи решаются последовательно, вначале студенты усваивают знания, а затем на практических занятиях вырабатывают умения и навыки.

     13. Принцип выходного контроля. Обычно, выходной контроль знаний происходит  после завершения обучения в  форме экзамена, зачетов, собеседований,  выполнения контрольных работ или рефератов с последующей их защитой. Но это формы проверки знаний не в каждом случае могут установить количество и качество приобретенных умений и навыков. [3, с.74]

 Глава 2. Практическое изучение реализации активных методов обучения в высшей школе

  • 2.1. Изучение отношения  субъектов образования  к использованию  активных методов  обучения в высшей  школе
  •      Для реализации цели исследования и решения  поставленных задач я разработала две анкеты, результаты которых, помогут мне в дальнейшей работе. Анкеты основаны на общих вопросах касаемых методов активного обучения.

         Данное  исследование было проведено на базе Омского государственного педагогического  университета, на факультете иностранных  языков.

         В исследование принимали участия 10 студентов, обучающиеся на разных курсах, и 5 преподавателей данного университета.

         Цель  анкеты №1 — выявить элементарные знания студентов об активных методах обучения, а также посмотреть отношения студентов к активным методам    обучения.

          

          Результаты  опроса показали, что 80% студентов знают, что такое АМО. Однако остальные 20% студентов не знают о таких методах. 100% студентов считают эффективным использование АМО, так как эти методы оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Вооружают студентов основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации. Также по мнению 70% студентов АМО способствуют развитию коммуникативных навыков и создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний и умений, т. к. для практики необходима теория, а для теории практика. Однако на вопрос №4 (См. Прил. №1) все студенты ответили, что преподаватели редко используют активные методы обучения, а вообще 1 студент не встречалсь в процессе обучения с АМО. Возможно причина этого в том, что выбор метода активного обучения зависит от времени, которым располагает преподаватель. Активные методы обучения требуют больше времени, чем простое изложение учебного материала. По мнению студентов при реализации АМО и студенты и преподаватели сталкиваются с некоторыми трудностями – сложность работы в команде, нехватка достаточного количества участников, отсутствие определенных навыков и умений для выполнения целей и другое. Все студенты указали, что считают эффективным использование АМО в преподавании всех без исключения учебных дисциплин и не считают необходимым полностью отказываться от использования традиционных методов обучения в высшей школе в пользу активных. Необходимо находить разумное сочетание и использовать как традиционные так и активные методы обучения.

          Цель  анкеты №2 —выявить отношения преподавателей к активным методам обучения.

          

          Среди более эффективных АМО преподаватели  назвали круглый стол, пресс-конференция, и деловые игры. Все преподаватели отметили, что знания более прочно усваиваются при использовании АМО. По результатам опроса АМО способствуют развитию коммуникативных качеств, развитию критического и творческого мышления, развитию навыков работы в команде. Преподаватели считают эффективным использование АМО так как они создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией, что определяет профессиональные качества будущего специалиста.

          Использование активных методов обучения позволяет  преподавателю создать положительный  микроклимат в группе, что будет  создавать атмосферу свободного общения на занятии. Поэтому преподаватели  стараются чаще использовать АМО. Но иногда из-за отсутствия достаточного количество времени преподаватели используют традиционные методы обучения. Также в задачи технологии активного обучения входит развитие познавательной сферы обучающихся и сознательное активное осмысление  и усвоение ими  информации, ее можно использовать только тогда, когда обучаемые уже владеют основами необходимой информации, полученной, как правило, традиционными методами. Следовательно преподаватели считают что нужно находить разумное сочетание методов, использовать традиционные и активные методы обучения.

         По  результатам опроса можно выделить следующие достоинства АМО: за относительно непродолжительный отрезок времени у студентов вырабатываются качества и навыки, которые невозможно наработать иными методами обучения; заинтересованное отношение студентов к АМО обеспечивает эффективность обучения, что активизирует умственную деятельность студентов и тем самым способствует более интенсивному запоминанию и усвоению необходимой информации, связанной с профессиональной подготовкой специалистов;  использование АМО позволяет осуществлять контроль знаний студентов, что значительно сокращает время на проведение текущего контроля полученных знаний. Анализ качества знаний позволяет сделать вывод о том, что использование АМО в учебном процессе значительно повышает уровень успеваемости и способствует формированию готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.

          Подводя итог, я бы хотела отметить, что одной из центральных задач подготовки студентов к трудовой деятельности является формирование у них профессиональных качеств процессе обучения в высшем учебном заведении. В педагогической практике выделяется большое количество разнообразных методов профессиональной подготовки специалистов. Использование активных методов обучения при организации образовательного процесса позволяет достичь высокого уровня профессиональной подготовки специалистов, обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда. 

     

         2.2. Методические рекомендации по использованию активных методов обучения в высшей школе

         Выбор методов обучения зависит от ряда условий: специфики содержания изучаемого материала, общих задач подготовки специалиста, времени, которым располагает  преподаватель, особенностей состава  студентов, наличия средств обучения.

         Обучение  умениям и навыкам происходит только в практической деятельности, поэтому при постановке такой  дидактической задачи необходимы использование  упражнений, анализ производительных ситуаций, решение ситуационных задач, деловые игры.

         Общие задачи подготовки специалиста также определяет выбор метода обучения. Преподаватель всегда должен помнить, что обучение – это не только усвоение знаний, но и развитие, и воспитание студентов. Для развития творческого профессионального мышления широко используются методы активного обучения: проблемные ситуации, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация, театрализация, творческая игра «Диалог», «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, метод проектов, методы удивления, метод эвристических вопросов и другие. Как правило, каждый метод решает не одну узконаправленную задачу обучения, воспитания или развития, а обеспечивает их решение в комплексе, но в ходе использования того или иного метода усиливается решение то одной, то другой задачи. Поэтому преподавателю, выбирая метод обучения, следует учитывать преимущества и недостатки каждого метода.

         При  использовании активных методов  обучения необходимо учитывать развитие и подготовленность студентов, их  возраст, наличия производственного опыта. А также выбор метода активного обучения зависит от формы обучения студентов. Преимущество метода активного обучения состоит в том, что студенты побуждаются к активной мыслительной деятельности. Этот метод способствует максимальному развитию творческого мышления, приучает студентов вдумываться в сущность явлений, отыскивать взаимосвязи между ними, формулировать выводы. Однако активное обучение требует от студентов определенных интеллектуальных умений и усилий. Не все студенты готовы к активному обучению. Некоторые из них накопили опыт такого обучения в школе, некоторые привыкли к традиционному объяснению преподавателя, а затем к ответу в виде пересказа прочитанного материала. Поэтому преподавателю следует приучать студентов к такому обучению с первых дней. Студенты сразу должны почувствовать,  что здесь иная система обучения, чем в школе. 

    Информация о работе Практическое изучение реализации активных методов обучения в высшей школе