Практическое изучение реализации активных методов обучения в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности реализации активных методов обучения в высшей школе.
Задачи:
На основе изученной психолого-педагогической литературы выявить сущность понятия активных методов обучения;
Рассмотреть основные классификации активных методов обучения, обосновать принципы их использования в процессе обучения в высшей школы;
Провести практическое изучение особенностей реализации активных методов обучения в высшей школе;
Разработать методические рекомендации по реализации активных методов обучения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы активных методов обучения 5
1.1. Понятие активных методов обучения в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2. Классификация активных методов обучения, принципы их использования.... 9
1.3. Особенности реализации активных методов обучения в высшей школе 21
Глава 2. Практическое изучение реализации активных методов обучения в высшей школе 26
2.1. Изучение отношения субъектов образования к использованию активных методов обучения в высшей школе 26
2.2. Методические рекомендации по использованию активных методов обучения в высшей школе 30
Заключение 35
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

курсовая настоящая.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

     При использовании групповых и коллективных форм организации работы со студентами необходимо учитывать индивидуальные особенности учебной группы и  каждого студента в отдельности.

     Также выбор метода активного обучения зависит от времени, которым располагает преподаватель. Активные методы обучения требуют больше времени, чем простое изложение учебного материала. Например, в процессе деловой игры учащиеся постоянно побуждаются к размышлению, припоминанию ранее полученных знаний, что не только развивает их мышление и память, но и создает интерес к работе и состояние активного участия в ней, а также позволяет преподавателю выявить ошибочные представления и суждения студентов, а, следовательно, предупредить возможные ошибки в усвоении учебного материала. В зависимости от значимости учебного материала для дальнейшей профессиональной деятельности преподавателю следует отдавать предпочтения тому или иному методу, так распределяя время на разные вопросы учебного материала, чтобы добиться высокого уровня усвоения именно наиболее значимого, а не второстепенного, вспомогательного содержания.

     При выборе темы преподавателю следует  учитывать ее актуальность, тема не должна выходить за пределы последних 5 лет. Также при выборе темы преподавателю следует учитывать интересы студентов.

     При проведении кейса преподаватель  должен соответствовать четко поставленной цели создания чтобы кейс имел запланированный  результат.

     Хороший кейс должен иметь соответствующий  уровень трудности. Если вопрос достаточно легкий и заведамо предполагает ответ, то не имеет смысла организации этого кейса.

     В хорошем кейсе должна рассматриватся конкретная ситуация, имеющая место  в реальной жизни (основные случаи, факты). Кейс должен содержить дозированную информацию, которая позволит студенту войти в проблему и получить все необходимые данные. Кейс может быть коротким или длинным, может излагаться конкретно или обобщенно. Однако следует помнить, что большие кейсы вызывают у студентов некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.

     Хороший кейс должен содержать случай приближенный к жизни и действительности и  оформленный таким образом, чтобы  позволял установить непосредственную связь с накопленным жизненным  опытом. Случай должен содержать проблемы и конфликты, а также он должен допускать различные варианты решения.

     Грамотно  изготовленный кейс провоцирует  дисскусию, позволяет промоделировать  реальную проблему, с которой в  дальнейшем придеться столкнуться  на практике.

      Деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. Это получение целостного опыта  будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени и пространстве.

     При конструировании игры преподаватель  должен организовать совместную деятельность игроков, имеющую характер ролевого взаимодействия в соответствии с правилами и нормами. Достижение цели происходит путем принятия групповых и индивидуальных решений.

     Игра  должна содержать ситуацию, которая  предполагает неоднозначность решений, содержать элемент неопределенности, что обеспечивает проблемный характер игры и личностное проявление игроков. Преподавателю не следует применять прямую формулировку желательного решения проблемы. Но в то же время правила, нормы формулируются однозначно и определенно. В конструкции игры необходимо заложить возможность каждому игроку принимать решения и обеспечить осознание этого участниками. В процессе подготовки и проведения деловой игры, каждый участник должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения, раскрыть его личностный потенциал.

     Преподавателю следует закрепить за каждым участником определенной позиции в игре. Как правило, роль понимается не только как сумма функций, но и образцов поведения. Участники игры формируют у себя некоторую систему ожиданий от носителя определенной роли. Желательно, чтобы эти ожидания совпадали у всех игроков. В этих целях в инструкции игроку достаточно полно описываются нормы поведения. Это организует взаимодействие в группе, упорядочивает и регулирует межличностные отношения и уменьшает вероятность возникновения конфликтов.

     Для облегчения разработки и проведения игры, а также усвоения участниками правил лучше, преподавателю необходимо разработать пакет документов. Каждый документ должен быть ориентирован на определенного игрока.

     Для представления игры необходимо подготовить  методическую инструкцию по проведению игры, ролевые инструкции игрокам и необходимый справочный материал. Методическая инструкция по проведению игры включает описание назначения и целей игры, структуры игрового коллектива и функций участников, этапы и эпизоды игры.

     Игровая мотивация и активность игроков, а значит эффективность игры, во многом определяется формой подачи информации. Справочный материал должен быть представлен таким образом, чтобы вызвать у участников потребность в поиске информации о заложенной проблемы в игре.

     Чем больше свобода выбора решений, тем охотней игроки включаются в игру. Важно продумать стимулы, обеспечивающие высокую вовлеченность участников. Они должны концентрироваться не на выигрыше, а на результате.

     Преподаватель осуществляет постановку цели деловой  игры, знакомит участников с ее описанием, участвует в распределении ролей, предоставляет в распоряжение участников необходимую информацию.

     Для достижения сотрудничества лучше, чтобы  в команде наблюдались позитивные межличностные отношения.

     Качество  знаний в игровой форме в значительной степени зависит от авторитета преподавателя. Преподаватель, не имеющий глубокого и стабильного контакта с членами группы, не может на высоком уровне провести деловую игру.

     Если  преподаватель не вызывает доверия  у студентов своими знаниями, педагогическим мастерством, человеческими качествами, игра не будет иметь запланированного результата, или даже может иметь противоположный результат так как выбор активного обучения зависит от реальных возможностей преподавателя и соответсвующих средств обучения.

     Рассмотренные нами активные методы обучения могут быть использованы в преподавании всех без исключения учебных дисциплин.

Заключение

     Подводя итоги работы, следует отметить, что активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией, что определяет профессиональные качества будущего специалиста.

     Анализ  психолого-педагогической литературы показал, что активные методы получают отражение во многих технология обучения, направленных на перестройку и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовки специалистов к профессиональной деятельности в современный период.

     В результате использования активных методов в вузовском учебном  процессе повышается эмоциональный  отклик студентов на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении.

       Преимущество всех рассмотренных мной методов активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у  учащихся и у преподавателей массу положительных эмоций и переживаний.

     В ходе работы мы постарались выяснить сущность понятия активных методов  обучения и обосновать принципы их использования в процессе обучения в высшей школы.

     Нами  были изучены особенности реализации активных методов обучения в высшей школе, которые были более полно раскрыты в исследовании проведённом на базе факультета иностранных языков ОмГПУ. И на основании этих особенностей мы разработали методические рекомендации по реализации активных методов обучения.

     Для реализации задач подготовки специалистов следует применять активные методы обучения систематически и целенаправленно.

 

      Список литературы

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Высшая школа, 2005 – 191с.
  2. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 254 с.
  3. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.- 208с.
  4. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: «Народное образование», 2007, с.534
  5. Гулюкина Н.А. Система адаптивного обучения (самостоятельная работа студентов). – Новосибирск: ТАТАПринт, 2008 – 77 с.
  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2007, с.463
  7. Дакупин Использование активных методов обучения // «Вестник высшей школы» № 8 2007, с.46
  8. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. - М.: Наука, 2007 – 223 с.
  9. Комплексная деловая игра. Под ред. Абрамова И.Г. и др. // «Мысль» М., 2006, с.434
  10. Кулюткин Ю.Н. Культура групповых дискуссий. – СПб.: СПбГУПМ, 2007 – 25 с.
  11. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПбГУПМ, 2008 – 48 с.
  12. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 – 384с.

     13.  http://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения

     14. http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2008/issue1/Cult4.html 
 
 
 
 

Приложение  №1

     Анкета  для опроса студентов ОмГПУ

  1. Знаете ли вы что такое активные методы обучения?

    А) Да

    Б) Нет

  1. Как часто преподавание дисциплин ведется с использованием активных методов?

    А) Часто

    Б) Редко

    В) Никогда

  1. Считаете ли эффективным использование активных методов обучения?

    А) Да

    Б) Нет

  1. С какими сложностями вы сталкиваетесь при реализации активных методов обучения?

    А) сложность работы в команде

    Б) нехватка достаточного количества участников

    В) отсутствие определенных навыков и умений для выполнения целей

    Г) нехватка времени

  1. Развитию каких качеств студентов способствует реализация активных методов?

    А) развитию навыков работы в команде

    Б) развитию критического и творческого мышления

    В) коммуникативных качеств

    Г) все перечисленные

  1. При изучении каких дисциплин, как вы считаете, необходимо использование активных методов?

    А) Гуманитарних

    Б) Математических

    В) Всех без исключения

  1. Считаете ли вы необходимым отказаться от традиционных методов обучения в пользу активных?

Информация о работе Практическое изучение реализации активных методов обучения в высшей школе