Практика використання здоров’яформуючих і здоров’язберігаючих технологій в умовах ДНЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:08, реферат

Описание работы

Здоровозберігаюча педагогіка відкриває великі можливості для вибору методик , технологій , а також методів і форм організації роботи з дітьми . Сучасні інноваційні технології спрямовують підвищення педагогічної майстерності культури по забезпеченню якісного здоровозберігаючого процесу виховання дітей.
Серед інноваційних оздоровчих технологій для дітей дошкільного віку в ДНЗ слід виокремити: фітболгімнастику, художню гімнастику, пальчикову (вправи, ігри, картинки), дихальну та звукову гімнастику, імунну гімнастику, гідроаеробіку, психогімнастику (вправи, ігри, етюди, пантоміми) тощо.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 73.52 Кб (Скачать файл)

изменяется   по   определённым   законам,  и  невозможно  провести  грань  между

минералами и всем окружающим нас миром.

Литеротерапия  –  наука  о  правилах  лечения камнями  и минералами. Камни бывают

полезны  не  только для  лечения заболеваний, но и при  соматической ослабленности

человека,  когда  требуется  пополнение  энергии. В работе необходимо учитывать,

что  минералы обладают фосфоричностью, теплопроводностью, магнитными свойствами,

проводят    электричество,    то    есть    вполне    могут    быть   средствами

физиотерапевтического  воздействия.  Электромагнитные  биопотенциалы, излучаемые

кристаллами,  являются  тем  лечебным фактором, который  помогает организму стать

здоровым.

Разработана  методология  и  создана  отечественная  диагностическая  аппаратура,

позволяющая  осуществить индивидуальный  подбор  соответствующих минералов для

коррекции    функционального    состояния    человека,   а   также   определение

противопоказаний к ним.

Анализ  многовекового  опыта дал возможность осуществить  классификацию минералов

с  учётом  их влияния  на организм человека. Считается, что  минералы координируют

циркуляторную  систему  сосудов  и  деятельность  мозга.  Литеротерапия обладает

особыми,  неповторимыми  свойствами, расшифровка которых  может принести огромную

пользу в диагностике  и лечении многих заболеваний.

Так,  например,  алмаз  улучшает  функции  мозга,  помогает  выравниванию костей

черепа, усиливает энергетику абстрактного мышления.

Аквамарин  повышает  ясность  мышления,  помогает  снятию стрессового  состояния,

страхов, фобий.

   Амазонит  снимает  чувство тревоги, неуверенности  в своих силах. 

Бирюза   способствует   уравновешиванию  эмоций,  создаёт  атмосферу  дружеского

общения, укрепляет чувство  взаимопонимания.

Созерцание  жемчуга  благотворно  действует на перевозбуждённую психику, приносит

покой и умиротворение.

Изумруд   считается   одним   из   сильных  средств,  уравновешивающих  процессы

возбуждения и торможения.

«Кошачий  глаз»  повышает  волю  владельца,  способствует концентрации внимания,

уменьшает склонность к упрямству, повышает энергию.

Лунный  камень  меняет манеру поведения от резкой, прямолинейной, к более мягкой

и гибкой.

Рубин  положительно  влияет  на  работу  мозга  и  сердца,  укрепляет иммунитет,

повышает   тонус   организма,   способствует   проявлению   чувства   храбрости,

ответственности, стремления к лидерству.

    Сапфир помогает  избавится от бессонницы, неврозов.

Янтарь   –  стимулятор  нервной  системы,  улучшает  настроение,  уравновешивает

эмоциональное состояние, повышает активность организма.

Камни  –  источник здоровья и благополучия. Даже ношение камней в виде украшений

может  оказать  положительное  влияние  на  организм.  Присутствие  биологически

активных  минералов  в  пищевом  рационе  изменяет иммунный статус, деятельность

ряда физиологических  систем.

Таким  образом,  окружение  из  камней  (будь  -  то  дизайн  группы, помещений,

изготовление  атрибутов  и  различных  поделок,  ношение  амулетов) вполне могут

отвечать  профилактическим  и  терапевтическим  целям,  и  поэтому использование

камней  и  минералов  в  дошкольных  учреждениях  благотворно  будет  влиять  на

воспитанников и весь персонал.

 

                                         1.6. Аромотерапия

 

   Аромотерапия –  лечение ароматами.

Народный  опыт  и  исследования  учёных  доказали, что запахи способны управлять

настроением   и   работоспособностью.   Ароматерапию  применяют  в  сочетании  с

музыкотерапией.  Сеанс  продолжается 20 –30 минут. Курс ароматерапии (от10 до 20

сеансов)    предназначен    для    ослабленных,    угнетённых   или,   наоборот,

перевозбуждённых детей.

В  1939 году физиолог Д.И.Шатенштейн впервые научно обосновал и экспериментально

доказал,  что  некоторые  обонятельные  раздражители  влияют на многие функции и

особенно на работоспособность.

Так,  например,  ароматы  лаванды и розмарина действуют  успокаивающе и устраняют

состояние  стресса,  запахи  лимона  и  эвкалипта  возбуждают  нервную систему и

повышают  работоспособность.  Эфирное масло садового чабреца  прекрасно действует

на  вегетативную  нервную  систему.  Мигрень  и  тошнота  отступают при вдыхании

аромата  мяты.  Длительное  вдыхание лаванды обеспечивает снотворный эффект, так

же,  как ромашки, валерианы, тимьяна, фенкеля и мелиссы. Эфирные масла базилика,

кориандра,  дягиля,  из кожуры лимона, майорана, петрушки, эвкалипта  тонизируют,

а  фито  – композиции из базилика, кориандра, розмарина, мяты, тимьяна и вербены

создают  ароматы,  прекрасно  успокаивающие  перевозбуждённую  нервную  систему.

Настойка  ивы  снимает  напряжение,  раздражительность,  плаксивость,  жалость к

себе,  приводит  человека  в состояние равновесия. Настойка остролиста уменьшает

злобность, снижает чувство  ревности.

Для  того  чтобы  проверить,  подходит  ли  настойка ребёнку, достаточно втереть

несколько  капель в виски  в область щитовидной железы. При  положительной реакции

наступает приятное чувство  расслабления мышц.

Использование   на  занятиях  и  в  повседневной  жизни  детского  сада  техники

ароматерапии   позволит   организовать  воспитательно-образовательную  работу  с

большей пользой и дополнительно  оздоровительным эффектом.

 

 

                                                1.7. Хромотерапия

 

          Хромотерапия – наука, изучающая  свойства цвета.

Цвету  издавна приписывалось  магическое значение, благотворное или  отрицательное

действие  на  человека,  ведь  для человека зрение является самым важным из всех

видов чувств.

Воздействие  цвета  на  людей  неоднозначно,  а  сугубо индивидуально, оно носит

избирательный характер, и  это необходимо учитывать в работе с дошкольниками.

Энергия  цвета  и цветовые ощущения воздействуют на функции вегетативной нервной

системы,  эндокринных  желез  и  другие  жизненно  важные  органы  и  процессы в

организме.

Педагогам   необходимо   владеть   элементарной  информацией  о  цветотерапии  и

использовать  эти  знания  в  учебно-образовательном  процессе,  коррекционной и

лечебной педагогике.

Так,  синий  цвет  оказывает  успокаивающее  воздействие,  расслабляет,  снимает

спазмы,  уменьшает  головные  боли,  понижает  аппетит.  Голубой  цвет оказывает

тормозящее  действие  при  состоянии  психического  возбуждения. Фиолетовый цвет

оказывает   угнетающее  действие  на  психические  и  физиологические  процессы,

снижает   настроение  людей.  Красный  цвет  активизирует,  повышает  физическую

работоспособность,  вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические  процессы.

Зелёный  цвет  успокаивает,  создаёт  хорошее  настроение.  Этот  цвет оказывает

благотворное  влияние  на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений,

при  ослабленном зрении. Розовый тонизирует при подавленном настроении, а жёлтый

цвет – цвет радости, покоя, теплоты, нейтрализует негативные действия.

Установлено,  что  даже  употребление  овощей  и  фруктов  нужного цвета, ношение

одежды   определённых  цветов  тоже  могут  дать  положительный  терапевтический

эффект.

Знание  «азбуки  цвета»  -  «лекарство»  для  внутреннего  потенциала и развития

внутренних ресурсов человека.

 

 

 

                                        1.8. Арттерапия 

 

В  последние  годы  вырос интерес специалистов к  механизму воздействия искусства

на   ребёнка.   Современная  психология  и  педагогика  в  значительной  степени

ориентирована   на   использование   в   коррекционной работе  различных видов

искусства,  как  важного  средства  воспитания гармоничной  личности ребёнка, его

культурного развития.

Понятие  «арттерапии»  (художественная  терапия,  терапия  искусством) возникло в

контексте  идей  З.Фрейда  и К.Юнга  и рассматривалось как один  из  методов

терапевтического   воздействия  посредством  художественного  (изобразительного)

творчества.  В настоящее  время понятие «арттерапия» имеет  несколько значений: 1)

рассматривается  как  совокупность  видов  искусства,  используемых  в лечении и

коррекции;  2)  как  комплекс  арттерапевтических  методик;  3)  как направление

психотерапевтической  и  психокорррекционной  практики; 4) как  метод. Арттерапия

используется   как   самостоятельно,  так  и  в  сочетании  с  медикаментозными,

педагогическими средствами

Сущность  арттерапии  состоит  в  терапевтическом  и  коррекционном  воздействии

искусства  на  человека  и  проявляется  в  реконструировании  психотравмирующей

ситуации   с   помощью   художественно   –  творческой  деятельности,  выведении

переживаний во внешнюю форму  через продукт художественной деятельности.

В  настоящее  время  арттерапия  в широком понимании  включает в себя: изотерапию

(лечебное   воздействие   средствами   изобразительного  искусства:  рисованием,

лепкой,  декоративно  –  прикладным  искусством и др.) , библиотерапию (лечебное

воздействие   чтением)   ,  иммаготерапию (лечебное  воздействие через образ,

театрализацию)  , музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки) ,

вокалотерапию  (  лечение  пением)  , кинезитерапию (танцетерапия, хореотерапия,

коррекционная ритмика –  лечебное воздействие движениями) .

                                           Основные функции арттерапии:

- катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний)

-   регулятивная   (снятие   нервно   –   психического   напряжения,   регуляция

психосоматических процессов, моделирование положительного состояния)

-  коммуникативно  –  рефлексивная  (обеспечивающая коррекцию нарушений общения,

формирование адекватного  межличностного поведения, самооценки) .

Основываясь  на  коррекционно-личностном  и  деятельностном подходах в развитии,

арттерапия  преследует  одну  цель  –  гармоничное  развитие ребёнка, расширение

возможностей   его   социальной  адаптации,  посредством  искусства,  участия  в

общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.

Различные   варианты   арттерапии   предоставляют   возможность   самовыражения,

самопознания  и  позволяют  личности  подняться  на более  высокую ступень своего

развития.

 

 

                                               1.9. Гештальттерапия

 

Гештальттерапия     –    гуманистическое    психотерапевтическое    направление,

ориентированное  на  личностный  рост,  изменение  структуры  потребностей сферы

личности,   снятие   невротических  механизмов  её  воздействия  со  средой,  на

интеграцию  личности.  Основной  целью  гештальттерапии  является восстановление

психологических  процессов,  нарушенных  в  ходе  жизненного цикла, и достижение

личностью  зрелости.  Под  зрелостью  понимается оптимальное  состояние здоровья,

когда  личность способна взаимодействовать со средой, свободно удовлетворяя свои

потребности.

Гештальттерапия  не есть понимание, а это – ежесекундное сознавание реальности –

метод отучения «сбегания» от реальности в свои страхи, неврозы.

Чем  выше тревожность  человека по отношению к реальности, чем чаще он стремиться

избегать  конфликтов  с  нею, тем больше его зона фантазий и тем менее адаптивен

становится  он  по  отношению  к  реальности.  Гештальттерапия  –  это  процесс,

приводящий  ощущение внешнего и внутреннего мира в соответствие и избавляющий от

невроза.

Основным  положением  гештальтпсихологии,  из  которого  она  исходит,  является

понятие  целостности.  Целое  –  это качественно новое  образование, определяемое

взаимодействием  и взаимозависимостью составляющих его частей. Понятие  организма

как  целого  разрабатывается  в гештальтпсихологии, исходя из его  неповторимости,

уникальности  взаимодействия его частей между собой и его  со средой. На практике

этот  принцип  реализуется  в  том,  что  терапевт  работает  одновременно  и  с

вербальным   материалом  и  с  телесными  проявлениями.  Обсуждая  предъявляемую

клиентом  проблему,  терапевт  следит за его телом. Телесные проявления являются

сообщением  о  событиях,  неосознаваемых  самим  клиентом.  Клиенту предлагается

«говорить»  от  имени  частей своего тела, манипулировать ими  или сделать попытку

объяснить  их.  Это  способствует целостному осознанию  себя клиентом. В процессе

терапии выявленные части личности интегрируются, приводя её к целостности.

Принцип  целостности  проявляется также и в том, что взаимодействия со средой (с

группой)   конкретной   личности   определяются   структурой  самой  личности  и

представляют собой единую систему.

В  ходе  терапии  терапевт  поддерживает  сознание человеком  потока переживаний,

усиливает и сохраняет  их непрерывность.

Погружаясь  в  мир  клиента  и  находясь  рядом,  он  помогает осуществить поиск

Информация о работе Практика використання здоров’яформуючих і здоров’язберігаючих технологій в умовах ДНЗ