Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:08, реферат
Здоровозберігаюча педагогіка відкриває великі можливості для вибору методик , технологій , а також методів і форм організації роботи з дітьми . Сучасні інноваційні технології спрямовують підвищення педагогічної майстерності культури по забезпеченню якісного здоровозберігаючого процесу виховання дітей.
Серед інноваційних оздоровчих технологій для дітей дошкільного віку в ДНЗ слід виокремити: фітболгімнастику, художню гімнастику, пальчикову (вправи, ігри, картинки), дихальну та звукову гімнастику, імунну гімнастику, гідроаеробіку, психогімнастику (вправи, ігри, етюди, пантоміми) тощо.
психологических ресурсов, опираясь на которые, личность интегрируется. Процесс
сознавания организуется так, чтобы воздействовать на все проявления личности:
чувства, телесные ощущения, поведение, мысли.
Использование некоторых приёмов, методов гештальттерапии в работе с
дошкольниками, на мой взгляд, позволит добиться гармоничного, целостного
развития личности, и адаптировать дошкольников к внешней и внутренней среде.
Кроме того, процесс гештальттерапии предполагает изменение в структуре личности
самого педагога, психолога. Познавая внутренний мир детей, структурируются и по
– новому осознаются проявления своего собственного внутреннего мира, своё
состояние.
1.10. Сказкотерапия
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом.
Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и
переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под
термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души
и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют
воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают,
что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако
возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.
Задачи сказкотерапии:
Научиться тому, как учить;
Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что
интересно, а не то, что необходимо;
Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и для
кого хаос – это способ адаптации;
Пробуждение Веры. Именно вера способна активизировать ресурсы личности и
сообщить действиям дополнительную силу. Именно внутренняя вера формирует
духовную цель. Искренняя вера в успех приводит к результату. Испокон веку веру
пробуждали постепенно, используя для этого чудесные истории, легенды, мифы и
сказки. Не случайно в волшебных сказках побеждает Добро, ведь это пробуждает
внутреннюю Веру и внутреннюю созидательную силу. Сначала они проявляются на
уровне неосознанного ощущения, трепета. И постепенно превращаются в осознанные
способности.
Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к
сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их.
Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс
противостояния злу и хаосу.
1.11. Игротерапия
К великому таинству игры вот уже многие века пытаются приблизиться
литературоведы, фольклористы, психологи, педагоги. Благодаря их трудам и
исследованиям Организация Объединённых Наций провозгласила игру универсальным и
неотъемлемым правом ребёнка.
Игра как средство подготовки к будущей жизни – одно из главных положений
русской народной педагогики. Игра призвана помочь ребёнку накопить душевный
материал, сформировать и уточнить представления о жизненно – важных действиях,
поступках, ценностях. Детская игра обеспечивает ребёнку и безопасность и
«психический простор», «психическую свободу», необходимую для того, чтобы могли
оформиться все силы, дремлющие в глубине души потенциалы.
Игротерапия – процесс взаимодействия ребёнка и взрослого посредством игры, в
котором на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания
и укрепления собственного «Я», успешное моделирование собственного настоящего и
будущего. Это процесс совместного с ребёнком проживания и осмысления какой –
либо жизненно важной ситуации, поданной в игровой форме.
Основной призрак сказочной игротерапии – инструкция к игре в форме сказки или
притчи. Инструкция в сказочной форме создаёт условия для более глубокого
проживания ребёнком всего хода игры.
Выделяют два способа превращения обычной игротерапии в сказочную: 1)
«переписывание» существующей инструкции к игре в форме сказки или притчи;
2) игра придумывается к сказке. В зависимости от целей работы и проблем
воспитанника, подбираются сказки и на основе их сюжета придумываются игры.
Сказочная игра, особенно разыгранная в песочнице или с помощью кукол, поможет
детям осознать причины своего деструктивного поведения и понять свои сильные и
слабые стороны.
1.12. Песочная терапия
Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром
Маргарет Ловенфельд в 1939 году.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому
можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие
занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее
органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются
законы окружающего мира. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека,
стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие взрослых и
детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и
саморазвития человека.
Для организации песочной терапии необходимо следующее оборудование:
водонепроницаемый деревянный ящик, чистый просеянный песок, коллекция
миниатюрных фигурок.
Песочная терапия рассматривается в контексте сказкотерапии, во – первых, как
среда для создания сказок и мифов. В песочнице происходит таинство
мифотворчества и сказкотворчества. Во – вторых, песочница рассматривается как
посредник в установлении контакта с клиентом. В – третьих, играя в песок,
создавая свой мир, свою сказку, ребёнок чувствует себя настоящим волшебником. В
– четвёртых, игры в песочнице позволяют преодолеть комплекс «плохого
художника». В – пятых, игра в песочнице не имеет методических ограничений,
только общечеловеческие. В – шестых, песочная картина позволяет глубоко постичь
внутренний мир другого. В – седьмых, сказочная инструкция, наделяющая клиента
ролью волшебника, позволяет не только перенести в песочницу своё эмоциональное
состояние, но и найти созидательные пути его изменения.
Итак, говоря о сказкотерапевтической песочной терапии, с одной стороны мы имеем
прекрасную развивающую среду. С другой стороны, мы работаем с явлением
«переноса», «проекции» внутреннего мира. Всё это делает возможным использование
сказкотерапевтической песочной терапии в четырёх аспектах:
аспект проективной
аспект психокоррекции и психотерапии;
аспект психопрофилактики;
аспект обучения.
Все четыре аспекта проявляются как в индивидуальных занятиях, так и в
групповых, без ограничения возраста.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов,
повышающих резервные возможности человека, является в настоящее время
актуальной проблемой. По мере роста знаний в области педагогики и психологии,
распространения педагогической мысли создаются новые концепции воспитания,
разрабатываются стандарты образования, изучаются теоретические основы и
технологии воспитания детей, создаются новые отрасли знаний и методики.
Проблема заключается в своевременной интенсивной «пропаганде» нововведений
среди педагогов, психологов и умелой интеграции комплекса
психолого-педагогических дисциплин с новыми нетрадиционными подходами.
Взоры многих современных учёных, исследователей всё больше обращаются в сторону
различных видов искусства, в качестве адаптогенных, профилактических, лечебных,
коррекционных средств. При этом внимание педагогов обращается на поддержку в
детях стремления к творчеству – способности выйти за пределы знаний и умений,
находить новые средства и способы достижения поставленной цели. Ведь творчество
– это высший компонент в структуре личности, основной способ существования и
развития личности (как ребёнка, так и воспитателя). Благодаря использованию
неординарных (нетрадиционных) методов в педагогической работе развиваются
творческие способности детей, формируется иная психология ребёнка, развиваются
аналитическое мышление, оценочная деятельность к явлениям окружающего мира,
саморегуляция поведения. Это происходит потому, что все новые технологии в
воспитательно-образовательном процессе направлены на максимальное устранение
негативных факторов в психологическом, биологическом, социальном развитии
ребёнка и создание благотворного микро- и макроклимата.
Теория и практика физического воспитания подрастающего поколения также ставит
перед физкультурными и педагогическими работниками всё новые и новые задачи по
дальнейшему совершенствованию форм и методов обучения, так как физическое
развитие необходимо для формирования и поддержания жизнедеятельности детского
организма.
Важным в интегративной работе является чёткое соблюдение педагогических
принципов и, безусловно, творчества самого педагога, который пытается раскрыть
природу каждого ребёнка, чтобы понять и помочь ему.
В настоящее время все нетрадиционные направления доступны, и в тоже время,
оставляют за собой огромный потенциал и материал для дальнейших модификаций.
Готовність педагога до застосування технологій збереження, формування та зміцнення фізичного здоров’я дітей.
Сутність здоров’язберігаючих
та здоров’яформуючих технологій постає
в комплексній оцінці умов виховання і
навчання, які дозволяють зберігати наявний
стан учнів, формувати більш високий рівень
їхнього здоров’я, навичок здорового
способу життя, здійснювати моніторинг
показників індивідуального розвитку,
прогнозувати можливі зміни здоров’я
і проводити відповідні психолого-педагогічні,
корегувальні, реабілітаційні заходи
з метою забезпечення успішності навчальної
діяльності та її мінімальної фізіологічної
"вартості”, поліпшення якості життя
суб’єктів освітнього середовища. (Т.
Бойченко)
Аналіз класифікацій існуючих здоров’язберігаючих
технологій дає можливість виокремити
такі типи (О. Ващенко):
В современной литературе
основное внимание уделяется сбережению
здоровья детей в образовательных
учреждениях. Содержание нашей работы
составляет процесс сохранения и
укрепления здоровья детей, а также
формирования знаний, умений и навыков
в области здоровьесбережения. Термин
«здоровьесберегающий»
2. Комплексы используемых
здоровьесберегающих
3. Наиболее весомый результат
применения в работе с детьми
отдельных технологий показали
такие технологии, как гимнастика
для глаз, технология коммуникативной
игры, фонетическая ритмика.