Правовое регулирование деятельности инспектора ПДН в РФ на примере Липецкой области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в Российской Федерации сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную обеспокоенность государственных органов и общества в целом. По-прежнему чрезвычайно актуальны такие проблемы, как рост числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья, социальное сиротство, безнадзорность, преступность, религиозный экстремизм, наркомания среди подростков и молодежи.

Содержание работы

1.Глава. Основы правового регулирования деятельности инспектора ПДН.
1.1.Задачи , функции и основные направления деятельности инспектора ПДН.
1.2. Государственный и прокурорский надзор за деятельностью инспектора ПДН и система правовых норм, регулирующих деятельность инспектора ПДН.
2.Глава. Деятельность инспектора ПДН в Липецкой области
2.1.Деятельность инспектора ПДН направленная на улучшение положения несовершеннолетних.
2.2. .Деятельность инспектора ПДН по профилактике безнадзорности и беспризорности.

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование деятельности инспектора ПДН.docx

— 86.83 Кб (Скачать файл)

Правовое регулирование  деятельности инспектора ПДН в РФ на примере липецкой области.

1.Глава. Основы правового регулирования деятельности инспектора ПДН.

1.1.Задачи , функции и основные направления деятельности инспектора ПДН.

1.2. Государственный и прокурорский надзор за деятельностью инспектора ПДН и система правовых норм, регулирующих деятельность инспектора ПДН.

2.Глава. Деятельность  инспектора ПДН в Липецкой  области

2.1.Деятельность инспектора ПДН направленная на улучшение положения несовершеннолетних.

2.2. .Деятельность инспектора ПДН по профилактике безнадзорности и беспризорности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время в  Российской Федерации сохраняется  комплекс проблем в сфере жизнедеятельности  и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную обеспокоенность государственных  органов и общества в целом. По-прежнему чрезвычайно актуальны такие  проблемы, как рост числа семей  и детей, находящихся в социально-опасном  положении, ухудшение физического  и психического здоровья, социальное сиротство, безнадзорность, преступность, религиозный экстремизм, наркомания среди подростков и молодежи. Острой остается проблема детей, оказавшихся  вне образования. Несмотря на повышение  роли воспитания в системе образования, по-прежнему во многих случаях образовательные  учреждения стараются избавиться от "трудных" детей. Не снижается  количество правонарушений, совершаемых  несовершеннолетними, не обучающимися в общеобразовательных учреждениях  и нигде не работающими. Сохраняется  опасная тенденция повышения  криминальной активности подростков младших  возрастов. Особую тревогу вызывает продолжающееся распространение злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами среди детей и подростков, а также массовое внутригрупповое насилие в молодежной и подростковой среде. Непрекращающийся процесс расширения масштабов преступности молодежи, повышение степени её общественной опасности, появление новых форм преступного поведения, резко обостряющих криминальную ситуацию в регионах, а также иные признаки кризисного положения дел в сфере борьбы с молодежной преступностью, убедительно свидетельствуют, что общество и государство далеко не полно используют резервы для борьбы с ней. Поэтому деятельность инспектора ПДН достаточно актуальная тема на сегодняшний день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Глава. Основные задачи и функции деятельности инспектора ПДН.

1.1.Задачи, функции и направления деятельности инспектора ПДН.

Подразделения по делам несовершеннолетних (далее ПДН) - специальные отделы органов внутренних дел осуществляющие работу с безнадзорными и беспризорными детьми и подростками совершившими правонарушение. Подразделения по делам несовершеннолетних действуют во всех районных и городских органах управлениях внутренних дел.

Основные права и обязанности  этих подразделений регламентированы Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

По моему мнению основными задачами инспектора ПДН являются:

  • осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних
  • выявление и устранение причин способствующих, правонарушениям и антиобщественным деяниям
  • проведение профилактических мер направленных на предотвращение и устранение безнадзорности, беспризорности

«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних- система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении»1

Согласно статье 2 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

  1. предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому
  2. обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних
  3. социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении
  4. выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий

Теперь рассмотрим каждую из задач  подробнее.

  1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений это проведение целого комплекса профилактических мер, который включает в себя: проведение мероприятий по обеспечению правопорядка, проведение мероприятий по выявлению, изъятию с улиц, из общественных мест лиц занимающихся бродяжничеством, установление их личности, проведение индивидуальных профилактических работ. Профилактика безнадзорности это целая система в которую входят: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.2

Федеральный закон N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в главе 1 статья 5 устанавливает категорию. лиц в отношении которых должна проводится индивидуальная профилактическая работа.

  1. Российская Федерация является участником Конвенции ООН о правах ребенка, которая рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами.3 Законодательство РФ охраняет права ребенка т.к. дети являются высшей ценностью государства «Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов»4 но несовершеннолетние являются юридически самой уязвимой категорией граждан, так как не могут сами защищать свои права и интересы. Поэтому одной из важнейших задач ПДН является защита прав и интересов несовершеннолетних.
  2. Сущность социально-педагогической реабилитации состоит в прохождении ребенком основных этапов воспитательного процесса заново — на значительно углубленной мотивационной основе. Для этого требуется: обеспечение их регулярным и здоровым питанием, предоставление им возможности полноценно отдыхать, заниматься самообразованием, соблюдать в полной мере личную гигиену, культурно проводить свободное время. Для достижения целей реабилитации создаются специализированные реабилитационные учреждения.

К специализированным учреждениям  для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации, органов  управления социальной защитой населения  относятся:

  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.5

В специализированные учреждения круглосуточно  принимаются дети которые нуждаются в реабилитации в установленном Федеральным законом №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» порядке, а именно несовершеннолетние:

  1. оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей
  2. проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;
  3. заблудившиеся или подкинутые;
  4. самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
  5. не имеющие места жительства, места пребывания и средств к существованию;
  6. оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и реабилитации.
  7. Согласно официальным статистическим данным, в январе 2011 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 245,3 тыс. преступлений, из числа которых каждое девятнадцатое (5,3%) совершено несовершеннолетними или при их соучастии.6Однако эти данные не отражают всего объема случаев, когда фактически имели место подстрекательские действия со стороны взрослых лиц и случаи вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления, которые также широко распространены. Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность является одной из самых сложных проблем. Поэтому подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.7

Помимо задач которые поставлены перед инспектором ПДН, он обладает определенными функциями:

  • Осуществление в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения.
  • Участие в подготовке материалов в отношении лиц, указанных в пункте 2 статьи 22 Федерального Закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», для рассмотрения возможности их помещения в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
  • Участие в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
  • Внесение в уголовно-исполнительные инспекции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
  • Внесение в уголовно-исполнительные инспекции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
  • Координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципального образования.
  • Защита и восстановление прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности и содействие несовершеннолетним в реализации их прав.
  • Выявление, анализ и устранение причин и условий, способствующих беспризорности, безнадзорности и правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
  • Принятие мер по обеспечению защиты несовершеннолетних от физического, психического, сексуального, психологического и иных форм насилия, а также от вовлечения в различные виды антиобщественного поведения.

Рассмотрев задачи и функции  инспектора ПДН, далее следует рассмотреть направление деятельности и полномочия инспектора ПДН. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.8

Инспектор ПДН в соответствии с  законодательством имеет право: посещать несовершеннолетних по месту жительства, учебы, работы, беседовать с несовершеннолетним и родителями; вызывать несовершеннолетних и родителей для выяснения обстоятельств; участвовать в обсуждении поведения несовершеннолетних и их родителей; в установленном порядке доставлять несовершеннолетних в органы внутренних дел. Для обеспечения эффективной работы инспектор по делам несовершеннолетних обязан знать: численность и состав населения до 18 лет; руководителей местных органов самоуправления, органы, которые ведут работу с детьми; статистические данные о правонарушениях; сведения об образе жизни и связях несовершеннолетних; информацию о профилактике. Инспекторы ПДН имеют право, проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних: употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания, совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не подлежащих уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием, получивших отсрочку отбывания наказания, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и после освобождения находятся в социально-опасном положении и нуждаются в социальной помощи и реабилитации, осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы, родителей или законных представителей несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних и отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, других несовершеннолетних, их родителей или законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя, выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 9 Профилактическая работа рассматривается как средство предотвращения социально-негативных явлений: правонарушений несовершеннолетних, социальной дезадаптации подростков, агрессивного поведения, девиаций, злоупотребления подростками психоактивных веществ и т. д.

Информация о работе Правовое регулирование деятельности инспектора ПДН в РФ на примере Липецкой области