Правовое регулирование деятельности инспектора ПДН в РФ на примере Липецкой области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в Российской Федерации сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную обеспокоенность государственных органов и общества в целом. По-прежнему чрезвычайно актуальны такие проблемы, как рост числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья, социальное сиротство, безнадзорность, преступность, религиозный экстремизм, наркомания среди подростков и молодежи.

Содержание работы

1.Глава. Основы правового регулирования деятельности инспектора ПДН.
1.1.Задачи , функции и основные направления деятельности инспектора ПДН.
1.2. Государственный и прокурорский надзор за деятельностью инспектора ПДН и система правовых норм, регулирующих деятельность инспектора ПДН.
2.Глава. Деятельность инспектора ПДН в Липецкой области
2.1.Деятельность инспектора ПДН направленная на улучшение положения несовершеннолетних.
2.2. .Деятельность инспектора ПДН по профилактике безнадзорности и беспризорности.

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование деятельности инспектора ПДН.docx

— 86.83 Кб (Скачать файл)

Должностные лица ПДН в целях  предупреждения правонарушений несовершеннолетних, своевременного выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению: Анализируют состояние правонарушений несовершеннолетних на территории, обслуживаемой горрайлинорганом, за отчетный период и ряд лет, а при необходимости - по отдельным направлениям в зависимости от складывающейся оперативной обстановки, готовят аналитические материалы для информирования о состоянии правопорядка среди несовершеннолетних соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, принимают участие в подготовке предложений в соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения и религиозные организации по вопросам совершенствования работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устранения причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, оказанию отрицательного влияния на несовершеннолетних со стороны их родителей или законных представителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию детей, организации трудоустройства, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетних правонарушителей и детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, другим вопросам, связанным с предупреждением правонарушений несовершеннолетних, участвуют в разработке и проведении целевых профилактических рейдов и операций, осуществляют взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенными на обслуживаемой территории. При этом особое внимание уделяют организации и осуществлению взаимодействия с администрациями расположенных на обслуживаемой территории образовательных учреждений и специальных учебно - воспитательных учреждений открытого и закрытого типа. Участвуют в разработке совместных планов горрайоргана и администрации указанных учреждений на полугодие или год по профилактике правонарушений и предупреждению чрезвычайных происшествий, а также групповых нарушений общественного порядка, самовольных уходов воспитанников из специальных учебно - воспитательных учреждений закрытого типа. Собирают и обобщают информационно - статистические материалы на образовательные учреждения. Согласно приказу от 26 мая 2000 года № 569 сотрудники ПДН должны оказывать содействие:

  • Администрации образовательных учреждений - в организации правовой пропаганды.
  • Органам опеки и попечительства - в выявлении детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.
  • Подразделениям Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Государственной противопожарной службы МВД России - в проводимой ими работе по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма и неосторожного обращения с огнем.10

Целью деятельности инспектора ПДН  является:

  • выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
  • осуществление в пределах своей компетенции мер по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;
  • рассмотрение в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;
  • участие в подготовке материалов для рассмотрения возможности помещения в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел следующих лиц: направляемых по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; временно ожидающих рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случаях, когда на основании постановления судьи несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности, могут быть направлены в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей на срок до 30 суток;

Таким образом, мы рассмотрели полномочия и цели деятельности ПДН. Они заключаются  в том, чтобы обеспечить защиту прав и свобод несовершеннолетнего, выявить  лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, вести  учет родителей несовершеннолетних, которые употребляют наркотики, пьянствуют, тем самым не занимаются воспитанием своих детей и  т.д.

 

1.2. Государственный и прокурорский надзор за деятельностью инспектора ПДН и система правовых норм, регулирующих деятельность инспектора ПДН.

Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.11 В соответствии со ст. 15 Конституции РФ все субъекты, осуществляющие деятельность по предупреждению беспризорности, безнадзорности и преступлений несовершеннолетних, в том числе ПДН, обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые являются составной частью ее правовой системы. Указанные конституционные положения предопределяют правовую упорядоченность и законность их профилактической деятельности. Статья 2 Конституции РФ прямо провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и обязывает государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Согласно ст. 18 Конституции РФ эти высшие ценности определяют смысл и содержание всей деятельности государства. Положения указанных статей Конституции РФ предполагают не только признание профилактической деятельности ПДН социально значимой, но и обязанность осуществлять эту деятельность, цель которой – защита прав и свобод несовершеннолетних от преступных посягательств. Глава 2 Конституции РФ, определяющая права и свободы человека и гражданина и устанавливающая гарантии их существования, приобретает особую значимость в профилактической деятельности. Следует особо выделить ст. 21–25 Конституции РФ, устанавливающие правовой статус личности и, соответственно, пределы возможного вмешательства инспекторов ПДН при осуществлении профилактических мероприятий, а также ст. 45, 46, 48, гарантирующие конституционную защиту несовершеннолетних. Содержание указанных норм Конституции РФ обязывает ПДН активно действовать в интересах защиты несовершеннолетних от преступных посягательств и возможных злоупотреблений властью. И наконец, ст. 52 и 53 Конституции РФ предусматривают право на возмещение причиненного преступлением вреда, что имеет значение для виктимологической профилактики, осуществляемой как органами внутренних дел в целом, так и ПДН в частности.12 В системе правовых актов, регулирующих предупредительную, профилактическую деятельность подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, важную роль играют признанные Россией такие международные документы, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. В названных документах содержатся принципиальные положения, касающиеся установления не только неотъемлемых прав человека, но и обязанности каждого гражданина, каждого органа государства обеспечивать эти права путем всеобщего признания, просвещения, образования, содействия, осуществления прогрессивных национальных и международных мероприятий. Кроме того, эти принципиальные положения следует учитывать при разработке законодательства, в процессе планирования, контроля и осуществления конкретных практических мер в области предупреждения правонарушений. В числе международных есть специальные акты, касающиеся непосредственно несовершеннолетних. К ним относятся: Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.); Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила (1985 г.); Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы (1990 г.); Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Из содержания указанных документов следует, что политика обращения с несовершеннолетними, совершившими правонарушения, включает: профилактические меры; социальную реинтеграцию; обеспечение гарантий соблюдения прав человека в отношении несовершеннолетних правонарушителей; применение мер, альтернативных лишению свободы.

Как нам представляется, следует  остановиться на некоторых положениях этих документов, поскольку они касаются деятельности подразделений по делам  несовершеннолетних как органа, главной  функцией которого является специальная  профилактика на индивидуальном уровне с несовершеннолетними, их родителями, иными законными представителями.

Согласно Конвенции о правах ребенка (1989 г.) государство обязано обеспечить осуществление всех этих мер законодательными, административными и другими способами, а также должно привести свое законодательство и практику в соответствие с этими стандартами. Большинство из названных стандартов инкорпорировано в наше законодательство. В любом случае указанные стандарты могут осуществляться в рамках существующего законодательства. Для этого все лица, имеющие отношение к детям, должны добросовестно толковать и применять принцип Конвенции о правах ребенка, сформулированный в ч. 1 ст. 3: «Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются ли они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка»13

Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (1990 г.) рекомендуют ряд принципиальных положений, которые следует учитывать в сфере как общей профилактической деятельности, так и специальной профилактики. В частности, система образования должна отвечать разнообразным потребностям детей и их развитию, особенно детей в зоне социального риска или нуждающихся в специальной заботе и защите. Официальное вмешательство в поведение ребенка должно осуществляться, прежде всего, в его интересах. Необходимо учитывать особенности подросткового поведения, которое с возрастом изменяется. Нужно активнее использовать общественность для предотвращения правонарушений подростков, а к официальным репрессивным мерам прибегать только в качестве самой крайней меры. Средства массовой информации должны ответственно подходить к содержанию материалов, которые могут негативно повлиять на поведение подростка.14

Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.), рекомендуют, что задержание должно использоваться только в качестве крайней меры; полиция и другой персонал правоохранительных органов, имеющий дело с детьми, должны постоянно получать специализированную подготовку; необходимо в максимально возможной степени избегать помещения подростка в место лишения свободы.15

Применение перечисленных правил и российских законов должно находиться в соответствии с Конвенцией о  правах ребенка, в которой все  положения взаимосвязаны, поэтому  они должны применяться и в  отношении детей, находящихся в  конфликте с законом. Составной  частью системы правовых норм, регулирующих профилактическую деятельность ПДН, являются законы и другие правовые акты, непосредственно  направленные на борьбу с преступностью, беспризорностью, безнадзорностью  несовершеннолетних, совершенствование  правоприменительной и правоохранительной практики, в том числе деятельности органов внутренних дел. К числу основных таких актов относятся, например: Федеральный закон от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», приказ от 26 мая 2000 г. N 569 «Об утверждении инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» и др. В указанных актах закреплены права и обязанности ПДН в области профилактической деятельности. Названы субъекты и объекты предупредительной и профилактической деятельности. Определен порядок взаимодействия. Решены и иные вопросы, более частного характера.

В правовом обеспечении деятельности ПДН органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних существенную роль играют действующие  нормы Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального  кодекса РФ, Уголовно-исполнительного  кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Гражданского кодекса  РФ, Семейного кодекса РФ.

В Уголовном кодексе РФ – это  глава 14 (ст. 87 – 96), регулирующая особенности  уголовной ответственности и  наказания несовершеннолетних, содержание и применение принудительных мер  воспитательного воздействия к  несовершеннолетним, освобождения от наказания, сроки давности для освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности  или отбывания наказания, сроки  погашения судимости, применение положений  главы 14 к лицам в возрасте от 18 до 20 лет. В главе 20 УК РФ содержатся нормы, устанавливающие ответственность за преступления против семьи и несовершеннолетних.16

В Уголовно-процессуальном кодексе  РФ содержатся нормы (ст. 73, 420 – 432), требующие  выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений, регламентирующие особенности производства по уголовным  делам о преступлениях несовершеннолетних. Так, ст. 421 УПК РФ предписывает, что  наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ, устанавливаются  возраст несовершеннолетнего, условия  его жизни и воспитания, уровень  психического развития и иные особенности  личности, влияние на несовершеннолетнего  старших по возрасту лиц.17

Информация о работе Правовое регулирование деятельности инспектора ПДН в РФ на примере Липецкой области