Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:24, курсовая работа
В настоящее время в Российской Федерации сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную обеспокоенность государственных органов и общества в целом. По-прежнему чрезвычайно актуальны такие проблемы, как рост числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья, социальное сиротство, безнадзорность, преступность, религиозный экстремизм, наркомания среди подростков и молодежи.
1.Глава. Основы правового регулирования деятельности инспектора ПДН.
1.1.Задачи , функции и основные направления деятельности инспектора ПДН.
1.2. Государственный и прокурорский надзор за деятельностью инспектора ПДН и система правовых норм, регулирующих деятельность инспектора ПДН.
2.Глава. Деятельность инспектора ПДН в Липецкой области
2.1.Деятельность инспектора ПДН направленная на улучшение положения несовершеннолетних.
2.2. .Деятельность инспектора ПДН по профилактике безнадзорности и беспризорности.
Уголовно-исполнительным кодексом РФ (ст. 183, 187 – 190) определены органы, осуществляющие контроль за поведением условно осужденных, освобожденных от отбывания наказания, а также порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных, ответственность условно осужденных при уклонении от исполнения возложенных на них судом обязанностей либо при нарушении ими общественного порядка.18
Гражданский кодекс РФ (ст. 1073, 1074, 1075) устанавливает, что за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине. Если малолетний находился в учреждении, которое в силу закона является его опекуном (ст. 35 ГК РФ), то это учреждение обязано возместить вред, причиненный малолетним. Лицо, осуществляющее надзор за малолетним на основании договора, также отвечает за вред, причиненный малолетним. Вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет (ст. 1074 ГК РФ), возмещается родителями ,попечителями или учреждениями, под попечением которых находятся несовершеннолетние (ст.35 ГК РФ), лишь в случае, если у несовершеннолетних нет доходов или иного имущества, достаточного для возмещения вреда. Вред в этом случае возмещается полностью или в недостающей части. Родители, лишенные родительских прав, в течение последующих трех лет не освобождаются от ответственности за вред, причиненный ребенком, если будет доказано, что поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.19
Названные положения обязывают
инспекторов ПДН при проверке
материалов о правонарушениях
Семейный кодекс РФ содержит нормы
(ст. 63 – 65, 69, 73, 77), которые могут дать
инспектору ПДН инструмент для разрешения
вопросов, возникающих в процессе
осуществления профилактической деятельности,
правильно выстраивать
Профилактическая деятельность ПДН регулируется приказом МВД России от 26.05.2000 № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел». Она устанавливает порядок деятельности ПДН, определяет основные их функции и задачи. Принципиально важно то, что ПДН горрайлинорганов строят свою работу по зональному принципу. Размеры и границы территории (объектов транспорта), обслуживаемой старшими инспекторами, инспекторами ПДН, определяются начальником органа внутренних дел района, города, иного муниципального образования (органа внутренних дел на транспорте). При этом учитываются оперативная обстановка, численность инспекторов ПДН, нормативы штатного расписания.
Федеральным законом от 24.06.1999 г. (ст. 10) установлено, что за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется государственный и ведомственный контроль. 21Государственный контроль осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции в установленном порядке. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами соответствующих ведомств. В этих актах должен найти отражение основной принцип деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – ответственности должностных лиц (ст. 2 данного закона) за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей.
Осуществление государственного контроля за деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних очень важно в силу следующих обстоятельств. Преступность несовершеннолетних, которая, как отмечалось ранее, в определенной степени базируется на беспризорности и безнадзорности, создает угрозу безопасности общества. В процессе профилактической деятельности могут быть нарушены права и свободы личности, которые охраняются государством в приоритетном порядке (ст. 17 – 19 Конституции РФ). При осуществлении контроля имеется реальная возможность своевременно повлиять на негативные социальные явления или восстановить нарушенные права несовершеннолетних либо оказать содействие в защите их законных интересов.22
Высший уровень
Право вневедомственного контроля, по существу, предоставлено суду (ч. 4 ст. 29 УПК РФ). Суд вправе вынести частное определение, в котором должно быть обращено внимание соответствующих организаций и должностных лиц на обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушению прав и свобод несовершеннолетних, требующие принятия необходимых мер. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» судам надлежит повысить воспитательное значение процессов по делам о преступлениях несовершеннолетних, уделять особое внимание их профилактическому воздействию; по каждому делу устанавливать причины и условия, способствовавшие совершению преступления; не оставлять без реагирования установленные в судебном следствии недостатки и упущения в работе подразделений по делам несовершеннолетних и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (п. 21);вносить частные определения с указанием конкретных обстоятельств, способствовавших совершению преступления.23 Вневедомственный контроль за деятельностью ПДН осуществляется органами следствия и дознания (ст.73, 158 УПК РФ). В соответствии со ст. 73 УПК РФ при производстве следствия и дознания необходимо выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. Статья 158 УПК РФ предоставляет следователю, дознавателю право внести представление о принятии мер по устранению выявленных обстоятельств или других нарушений закона в деятельности ПДН. Такое представление следователем вносится начальнику ОВД.24
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних старших инспекторов, инспекторов ПДН осуществляет начальник ПДН. Он, в частности:
Регламентирован также примерный порядок проведения таких проверок в приложении 2 к указанной Инструкции. В ПДН ведется журнал учета результатов проверок их деятельности. Кроме того, контроль за законностью постановки на учет несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей для проведения профилактической работы осуществляется начальником горрайлиноргана или его заместителем. Они дают разрешение в письменном виде о постановке лиц на учет. Более того, не реже одного раза в полугодие изучают учетно-профилактические карточки, учетно-профилактические дела на лиц, состоящих на учете, и по результатам дают письменные указания, направленные на повышение эффективности профилактики правонарушений. Начальник горрайлиноргана в целом руководит деятельностью подчиненных ему подразделений (п. 20 приказа МВД России от 17.01.2006 № 19). На уровне субъекта Российской Федерации ведомственный контроль за деятельностью ПДН подведомственных горрайлинорганов осуществляют ПДН аппаратов МВД, ГУВД, УВД (ОВД) субъектов Российской Федерации. Данное положение закрепляется в должностных инструкциях, которые утверждаются соответствующими начальниками милиции общественной безопасности. Так, в целях выявления упущений в деятельности горрайлинорганов по профилактике правонарушений несовершеннолетних в установленном порядке они проводят соответствующие проверки по фактам совершения несовершеннолетними: двух и более преступлений в период испытательного срока при условном осуждении или отсрочки исполнения наказания либо во время предварительного следствия, когда обвиняемый не был заключен под стражу; нескольких тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в составе устойчивой группы; преступлений, совершенных с особой жестокостью либо повлекших смерть потерпевшего, а также вызвавших большой общественный резонанс и т.д.
Кроме государственного контроля за деятельность инспектора ПДН осуществляется прокурорский надзор. Под предметом прокурорского надзора понимают соответствие закону правовых актов и точное исполнение законов. В ст. 21, 26, 29, 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в зависимости от отрасли определен предмет надзора. Исходя из компетенции органов внутренних дел, их подразделений по делам несовершеннолетних предметом надзора являются:25
Задачи прокурорского надзора за исполнением ПДН законов о несовершеннолетних и молодежи сформулированы в приказе Генерального прокурора РФ от 25.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи». В частности:
Рассмотрим некоторые основные
аспекты, касающиеся организации надзора,
поскольку применительно к