Праздники и развлечения как способ экологического воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучения особенностей использования праздников и развлечений в работе по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что экологическое воспитание является одним из основных направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения, при этом праздники и развлечения выступают одним из эффективных средств формирования системы знаний ребенка-дошкольника о природе и воспитания осознанного отношения к ней.

Файлы: 1 файл

1212.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 


Содержание

 

 

Введение

 

Актуальность изучения особенностей использования праздников и развлечений в работе по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что экологическое воспитание является одним из основных направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения, при этом праздники и развлечения выступают одним из эффективных средств формирования системы знаний ребенка-дошкольника о природе и воспитания осознанного отношения к ней.

В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. В исследованиях Н.Н. Кондратьевой, А.М. Федотовой, И.А. Хайдуровой и других доказано, что детям старшего дошкольного возраста доступны экологические знания о растениях, животных, человеке как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой; о многообразии ценностей природы - оздоровительной, познавательной, нравственной, эстетической, практической; о том, что природа является средой обитания для человека. Формирование знаний в экологическом воспитании - не самоцель. Они - необходимое условие воспитания осознанно-бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения, к предметам рукотворного мира. Осознанный характер отношения проявляется в том, что ребенок старшего дошкольного возраста, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить, поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать тем, кто испытывает в этом потребность. Он способен откликаться на красивое и некрасивое в окружающем мире, адекватно оценивать свое отношение и отношение окружающих людей к социальной среде. Исследованиями также доказано [5,9,16], что старшие дошкольники способны овладеть умениями и навыками разнообразной деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, осознанно-бережным отношением к объектам растительного и животного мира.

Проблематика исследования обусловлена тем, что жизненный путь человека с самого первого его шага немыслим вне живого мира. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важна для воспитания подрастающей личности. При этом наиболее важными и актуальными становятся вопросы разработки содержания, методов, форм, технологий экологического образования, его специфики.

Экологическое образование в период детства базируется на двух главных основаниях: первое заключается в том, что у детей следует формировать осмысленные представления и отношения к окружающему миру; второе заключается в том, что положительные, эмоционально окрашенные взаимодействия с окружающим миром являются важной составляющей развития ребенка, они расширяют сферу изучения мира и качество жизни ребенка в течение широкого диапазона времени.

Организация и проведение экологических праздников является одной из интереснейших форм экологического воспитания дошкольников,  так как они способны вызывать у участников и зрителей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание. Праздник является специфичной формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании. В условиях нарастающих кризисных явлений в духовной жизни всего общества, в том числе детей и подростков, особую социально-педагогическую значимость приобретает обоснование содержания и методов организации праздничных форм досуговой деятельности, которая способствует становлению и развитию личности ребенка.

На наш взгляд наиболее полным понятием экологического праздника является определение предложенное Дерябо С.Д., Ясвиным В.А: «Экологический праздник - это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате» [3, С.27]. Данным вопросом занимались такие исследователи как Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Зацепина М.Б., Молодова Л.П., Николаева С.Н., Рыжова Н.А. и др.

Экологические праздники дают большие воспитательные возможности и положительно влияют на эмоциональное развитие дошкольников. Эмоции, которые ребенок получил от праздника, способствуют так же социальному и нравственному развитию. С помощью сценических образов дети рассказывают о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры людей. Экологические праздники и развлечения углубляют усвоение экологических знаний, знаний о природе, её причинно-следственных связей, что способствует появлению эмоциональной оценки. Праздники влияют на накопление и актуализацию экологического опыта и детей, и взрослых. Педагогический смысл экологических праздников заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность дошкольника в целом, поэтому  рекомендуется проводить праздники регулярно, завершая ими сезон или какой–либо содержательный блок.

Исходя из актуальности и проблематики, сформулирована цель исследования - изучить особенности использования праздников и развлечений в работе по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: мы исходим из предположения, что систематическая организация праздников экологического содержания в ДОУ развивает положительное эмоциональное отношение к природе у детей старшего дошкольного возраста; у детей повышается уровень активности и интереса к экологическим праздникам, а так же проведенная работа способствует накоплению экологического опыта детей.

Достижению поставленной цели и проверке заявленной гипотезы способствует решение следующих задач:

1. Изучить  праздники и развлечения как  способ экологического воспитания  дошкольников.

2. Изучить  особенности использования праздников  и развлечений экологического  содержания, возможности их организации  в старшем дошкольном возрасте.

3. Определить  влияние и место экологических  праздников и развлечений в  педагогическом процессе старшей группы экспериментального детского сада, их влияние на формирование личности дошкольника, особенности организации и проведения.

4. По результатам  изучения влияния экологических  праздников и развлечений в  экспериментальном ДОУ наметить  примерное содержание праздников  и развлечений экологического  содержания для детей старшего дошкольного возраста.

При написании курсовой работы использовались методические и научные исследования особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, как Л.С.Выготский, С.Д. Дерябо, В.А. Зацепиной, Н.Н. Кондратьевой, Л.П. Молодовой, С.Л. Новоселовой, Е.Ф. Рыбалко,  Н.Н.Подъякова, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, А.М. Федотовой, И.А. Хайдуровой, В.А. Ясвина и других.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: качественный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за поведением детей, беседа с детьми, анализ плана воспитателя, анализ условий, созданных для организации праздников.

Опытно-экспериментальная база исследования: ДОУ №44 «Золушка» города Старый Оскол. В эксперименте участвовали воспитанники старшей группы в количестве 20 человек.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в воспитательном процессе дошкольных учреждений.

В структурном плане работа состоит из введения, двух глав. заключения, списка литературы и Приложения.

 

 

Глава I. Праздники и развлечения как способ экологического воспитания дошкольников

 

1.1. Праздники и развлечения как  особая форма организации работы  в детском саду

 

Праздники и развлечения - это яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П.К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...» [13, С.31].

Подготовка и проведение праздников и развлечений служит нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию [4, С.48].

Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы эстетического воспитания.

Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным [5, С.16].

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Например, праздник Октября - это праздник Осени. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.  Для  детей праздник – это море веселья и неограниченного счастья. И хоть осень и называют «унылой порой», тем не менее кто, как ни дети, больше всего радуются ярким разноцветным листьям, опавшим с деревьев, и дождику, после которого можно вдоволь набегаться в резиновых сапогах. Именно поэтому праздник Осени в детском саду – одни из наиболее любимых у детей. В таких сценариях всегда много песен, танцев, конкурсов и разнообразных игр. Тем более что в детских мероприятиях принимают участие не только сами дети, но и родители, и педагоги.  К таким праздникам дети готовятся заранее. Они собирают гербарий из  осенних листьев, разучивают песни и стихи об осени.

Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается, прежде всего, тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т.д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным «Программой воспитания в детском саду». При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т.д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20-30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45-55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее [13, С.33].

Важно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности [13, С.49].

Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.

Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника важно обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т. д.). Но, конечно, нужны и новые номера.

В современных дошкольных учреждениях поддерживается замечательная традиция торжественно отмечать праздники. По своей тематической направленности и построению М.Б. Зацепина и Т.В. Антонова различают праздники трех видов [6, С.29]:

1. Общественные, например, 8 Марта, Праздник Победы.

2. Бытовые, к которым относятся новогодний  праздник, праздник выпуска детей  в школу и др.

3. Сезонные: праздник Осени, проводы зимы, День птиц, летний праздник.

Общественные праздники проводятся с особой торжественностью. Начинается такой праздник с парадного выхода детей в зал, затем они перестраиваются лицом к гостям. Начинается праздничная перекличка, за которой следует концерт. Торжественность уступает место веселым развлечениям, играм, пляскам, хороводам. Детские выступления перемежаются играми-аттракционами, которые вносят оживление, веселье и не требуют предварительной подготовки. Дошкольники соревнуются в ловкости, сообразительности. Завершающая часть праздника вновь подчеркивает торжественность и радость происходящего. В каждом детском саду праздничный ритуал дополняется своими интересными находками. Эта особенность (разнообразие вариантов) характерна также для проведения и других видов праздников [6, С.29].

Бытовые и сезонные праздники отличаются от общественных своей тематикой, связанной с бытом, жизнью детей, художественным оформлением и построением, в котором больше непосредственности, меньше торжественности. Особое место среди них занимает праздник Нового года, один из самых любимых детьми. Это сказочный, полный волшебных превращений праздник, сулящий дошкольникам немало волнующих неожиданностей. Центр новогоднего празднества - сверкающая огоньками и игрушками елка. Красота ели обычно настолько захватывает детей, что праздник может начинаться только с нее. Под веселую музыку дошкольники вместе с воспитателем входят в зал и рассматривают елку, ее праздничный наряд. Обойдя ее несколько раз, они рассаживаются на свои места. Они поют веселые песни, водят хороводы вокруг елки. Но самое главное начинается с появления Деда Мороза и Снегурочки. Они приносят с собой шутки, забавы, игры, загадки, сказочные чудеса и конечно же подарки.

Информация о работе Праздники и развлечения как способ экологического воспитания дошкольников