Праздники и развлечения как способ экологического воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучения особенностей использования праздников и развлечений в работе по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что экологическое воспитание является одним из основных направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения, при этом праздники и развлечения выступают одним из эффективных средств формирования системы знаний ребенка-дошкольника о природе и воспитания осознанного отношения к ней.

Файлы: 1 файл

1212.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

Это можно эффективно реализовать посредством организации экологических праздников и развлечений для детей.

Однако, в первую очередь, целесообразно изучить место и значение праздников и вечеров досуга в экологическом воспитании старших дошкольников.

2) Результаты  комплексного анализа по определению  места и значения экологических  праздников и вечеров досуга  в работе по экологическому  воспитанию детей старшей возрастной  группы МДОУ № 44 «Солнышко» города Старый Оскол представлены в таблице 4

 Таблица 4. Анализ плана воспитателя за 6 месяцев (с сентября по февраль)

№ п/п

Название

Форма работы

Программные задачи

Сентябрь

1

Беседа о лете

Занятие-беседа

Обобщить и систематизировать представления о лете по существенным признакам. Уточнить представления о некоторых видах  сельскохозяйственного труда летом. Развивать связную речь. Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями

2

Осень золотая

Занятие-развлечение

Закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить пословицы и поговорки; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родной природе; учить понимать закономерности явлений природы.

3

Беседа об овощах

Занятие-беседа

Формировать обобщенные представления об овощах. Уточнить представления о многообразии овощей. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.

Октябрь

4

Осенины

Экологический праздник

Встреча Осени. Рассказать детям о встрече осени в старину на Руси: традиции, забавы

5

Фрукты

Практическое занятие

Закрепить и уточнить знания детей о фруктах, закреплять умение различать фрукты по внешнему виду. Уточнить знания  где, на чём растут. Развивать внимание, память.

6

Сказка о дереве

Занятие-развлечение

Закрепить названия деревьев и их отличительные особенности.

7

Грибное царство

Беседа

Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут и т.д.) Рассказать об их разнообразии, что есть не только съедобные, но и ядовитые. Обогащать словарный запас детей.

8

Беседа о труде людей осенью.

Беседа

Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных.

Активизировать словарь: зернохранилище, овощехранилище. Воспитывать уважение к труду людей.

Ноябрь

9

Человек как часть живой природы.     

Беседа

Развивать представления о том, что человек так же, как и растения, является частью живой природы, о строении человеческого организма; воспитывать желание заботится о братьях меньших.

10

Птицы осенью

Занятие-игра

Способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелётных птицах; развитию познавательного интереса к природе; воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к живым существам.

11

Беседа о диких животных.

Беседа

Сформировать обобщенное представление о жизни животных в лесу; их внешнем виде. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных для них условиях.

12

Красная шапочка встречает лесных животных...

Занятие-развлечение

Способствовать углублению знаний о диких животных в зимний период (пища, способы  добывания зимой, условия жизни). Развивать связную речь детей.

Декабрь

13

Идёт волшебница зима…

Занятие-развлечение

Конкретизировать и углубить представления детей о характерных признаках зимы. Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев. Развивать у детей наблюдать. Воспитывать любовь к природе.

14

Беседа о домашних животных.

Занятие-беседа

Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных (их характерных  особенностях, условиях жизни, пользе для человека); воспитывать заботливое отношение к домашним животным.

15

Домашние птицы.

Беседа

Расширить представления детей о домашних птицах и их птенцах (что едят, какую пользу приносят людям, особенности поведения, передвижения). Развивать связную речь, обогащать словарь.

16

Беседа о зимующих птицах.

Беседа

Формировать обобщенное представление о зимующих птицах; учить различать их по существенным признакам по внешнему виду.

Январь

17

Расскажи Хрюше о комнатных растениях

Беседа

Расширять знания детей о комнатных растениях; учить называть части растения (корень, стебель, лист, цветок); учить размышлять и делать выводы; поощрять желание ухаживать за растениями, относиться  к   ним с любовью.

18

Путешествие в королевство воды.

Практическое занятие

Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями; познакомить детей со свойствами воды. Воспитывать бережное отношение к воде.

19

Фартук для почемучки.

Практическое занятие

Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: болоньи, капрона, ситца, мешковина. Развивать умение сравнивать, делать выводы; расширять словарный запас детей.

Февраль

20

Пруд на окошке

Занятие-игра

Закрепить знания детей о рыбах, о строении их тела, способе передвижения, жизни. Развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к живым существам

21

Животные Севера.

Занятие-игра

Уточнять и расширять знания детей о животных Севера: характерном внешнем виде, повадках, питании, детенышах. Активизировать в речи прилагательные и глаголы.

22

Беседа о волшебнице воде.

Занятие-беседа

Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды.

23

Дом под крышей неба голубой

Игра

Дать детям понять, что природа-это наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.


 

На основе таблицы 4 составим сводную таблицу и диаграмму для определения места и значения экологических праздников и развлечений в работе по экологическому воспитанию детей старшей возрастной группы МДОУ № 44 «Солнышко» города Старый Оскол

 

 

 

 

 

Таблица 4. Сводная таблица на выявление места и значения экологических праздников и развлечений в работе по экологическому воспитанию детей старшей возрастной группы МДОУ № 44 «Солнышко» города Старый Оскол

Вид занятия по экологическому воспитанию детей старшей возрастной группы

Количество проведенных занятий данного вида, за 6 месяцев (с сентября по февраль)

Беседа

11

Игра

4

Практическое занятие

2

Развлечение

5

Экологический праздник

1

ИТОГО

23


Рис.4. Место и значение экологических праздников и развлечений в работе по экологическому воспитанию детей старшей возрастной группы МДОУ № 44 «Солнышко» города Старый Оскол

 

Анализ таблицы 4 и рисунка 4 позволяет утверждать, что в старшей возрастной группе МДОУ № 44 «Солнышко» города Старый Оскол в работе по экологическому воспитанию наибольшее значение придается таким видам занятий, как беседа, игра и занятие-развлечение.

На развлечения экологического содержания приходится 22% выделенного времени. Развлечения в детском саду проводятся с целью позабавить детей, внести радость в повседневную жизнь. Развлечения являются радостным событием для детей, способствуют проявлению у них положительных эмоций, поднимают настроение. Систематически проводимые развлечения в детском саду обогащают жизнь детей, способствуют более полному и гармоничному их развитию.

В структуре занятий, на праздники экологического содержания приходится всего 4% (1 занятие из 23), что, наряду с их ролью и значением, обуславливает необходимость внедрение новых видов праздников экологического содержания в педагогический процесс старше группы экспериментального ДОУ.

 

2.2. Внедрение новых видов праздников и развлечений в педагогический процесс старше группы экспериментального ДОУ

 

Анализ плана воспитателя за 6 месяцев (с сентября по февраль) показал, что за 6 месяцев в старшей возрастной группе МДОУ № 44 «Солнышко» города Старый Оскол организуются достаточное количество развлечений экологического содержания и всего 1 праздник «Осенины». За 6 месяцев в экспериментальном ДОУ проводятся следующие праздники:

Таблица 5. Анализ плана организации праздников за 6 месяцев (с сентября по февраль) в экспериментальном ДОУ

Месяц проведения мероприятия

Название праздника

Вид праздника

Сентябрь

Праздник Букваря

Бытовой

Октябрь

Осенины

Народный праздник экологического содержания

Эстафета

Традиционный праздник

Ноябрь

День матери

Семейный

Январь

Новый год

Государственно-гражданский

Февраль

Зимняя сказка

Традиционный праздник


 

Исходя из таблицы 5 видно, что в экспериментальном ДОУ за 6 месяцев проводится 6 праздников, из них только 1 - экологического содержания.

Теоретический обзор особенностей экологических праздников как эффективного способа экологического воспитания дошкольников показал, что экологические праздники дают большие воспитательные возможности и положительно влияют на эмоциональное развитие дошкольников. Экологические праздники углубляют усвоение экологических знаний, знаний о природе, её причинно-следственных связей, что способствует появлению эмоциональной оценки. Праздники влияют на накопление и актуализацию экологического опыта и детей. Экологические праздники вызывают у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание.

Наше исследование было направлено на изучение особенностей использования экологических праздников и развлечений в старшей группе детского сада «Солнышко» города Старый Оскол. Результаты обследования показали необходимость целенаправленной работы с детьми по повышению уровня экологической воспитанности, эмпатийности и эмоциональности по отношению к объектам живой природы. Это можно эффективно реализовать посредством организации экологических праздников и развлечений для детей. В экспериментальном ДОУ на развлечения экологического содержания приходится 22% выделенного времени. Развлечения в детском саду проводятся с целью позабавить детей, внести радость в повседневную жизнь. Развлечения являются радостным событием для детей, способствуют проявлению у них положительных эмоций, поднимают настроение. Систематически проводимые развлечения в детском саду обогащают жизнь детей, способствуют более полному и гармоничному их развитию.

В структуре занятий, на праздники экологического содержания приходится всего 4%. Таким образом, праздники для детей старшей группы в экспериментальном ДОУ являются неприоритетным видом деятельности в работе по экологическому воспитанию. Однако, наблюдая за детьми во время проведения праздника, театральных народных представлений, спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, частью природы, узнать о обычаях и традициях. Праздники дают детям представление  о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам.

Нашей задачей было улучшение работы в данном направлении посредством организации и проведении новых видов экологических праздников в экспериментальном ДОУ.

Таблица 6. Предложения по внедрению новых видов праздников и развлечений в педагогический процесс старше группы экспериментального ДОУ

Месяц проведения мероприятия

Название праздника

Вид праздника

Сентябрь

Праздник Букваря

Бытовой

Праздник Солнца

Экологический праздник

Октябрь

Осенины

Народный праздник экологического содержания

Эстафета

Традиционный праздник

Ноябрь

День матери

Семейный

Декабрь

Земля - наш общий дом

Экологический праздник

Январь

Новый год

Государственно-гражданский

Февраль

Зимняя сказка

Традиционный праздник


 

По итогам проведенной нами работы можно сделать следующие выводы: с помощью разработанных сценариев экологических праздников нам удалось успешно реализовать 2 новых вида праздника экологического содержания и тем самым развить положительное эмоциональное отношение к природе у детей старшего дошкольного возраста; у детей повысился уровень активности и интереса к экологическим праздникам, а так же проведенная работа способствовала накоплению экологического опыта детей, умению общаться и сотрудничать друг с другом. Гипотеза исследования подтверждена.

Конспекты экологических праздников для работы с детьми старшей возрастной группы детского сада «Солнышко» города Старый Оскол представлены в Приложении 4.

Заключение

 

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

2. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

3. Цель экологического воспитания в современном ДОУ - становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.

4. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Экологическое воспитание дошкольников осуществляется в ДОУ через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеют экологические праздники и развлечения. Праздники и развлечения - это яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Празднично-досуговая деятельность детей отличается особым динамизмом, появлением неожиданных видов и форм. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к познавательной деятельности и творчеству.

5. Для того чтобы преодолеть расхождения между знаниями моральных норм и реальным поведением детей, необходимо, чтобы возникло не только понимание той или иной ситуации, но и положительное отношение к событию. Эмоциональное развитие, воспитание чувств детей осуществляется под воздействием взрослых, которые как бы задают ребенку эталон эмоционального отношения к окружающему, в том числе и к природе. Роль праздников и досугов заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Они несут в себе определенную нагрузку в соответствии с особым содержанием. В таких праздниках важно не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на тему природы, сколько включенность детей в переживание событий в осознании экологических проблем, доступных пониманию детей. Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта при решении экологических проблем в соответствии с принятой на себя ролью является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.

6. В ходе праздников экологической направленности дети не только получают положительные эмоции, у них формируются элементарные экологические представления о природе, понимание важности охраны окружающей природы; гуманно-деятельное отношение к природе, выраженное в бережном и заботливом отношении к живым существам, а также осознание выполнения определенных норм поведения.

Информация о работе Праздники и развлечения как способ экологического воспитания дошкольников