Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 18:19, курсовая работа
Актуальность изучения особенностей использования праздников и развлечений в работе по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что экологическое воспитание является одним из основных направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения, при этом праздники и развлечения выступают одним из эффективных средств формирования системы знаний ребенка-дошкольника о природе и воспитания осознанного отношения к ней.
Это можно эффективно реализовать посредством организации экологических праздников и развлечений для детей.
Однако, в первую очередь, целесообразно изучить место и значение праздников и вечеров досуга в экологическом воспитании старших дошкольников.
2) Результаты
комплексного анализа по
Таблица 4. Анализ плана воспитателя за 6 месяцев (с сентября по февраль)
№ п/п |
Название |
Форма работы |
Программные задачи |
Сентябрь | |||
1 |
Беседа о лете |
Занятие-беседа |
Обобщить и систематизировать представления о лете по существенным признакам. Уточнить представления о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. Развивать связную речь. Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями |
2 |
Осень золотая |
Занятие-развлечение |
Закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить пословицы и поговорки; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родной природе; учить понимать закономерности явлений природы. |
3 |
Беседа об овощах |
Занятие-беседа |
Формировать обобщенные представления об овощах. Уточнить представления о многообразии овощей. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос. |
Октябрь | |||
4 |
Осенины |
Экологический праздник |
Встреча Осени. Рассказать детям о встрече осени в старину на Руси: традиции, забавы |
5 |
Фрукты |
Практическое занятие |
Закрепить и уточнить знания детей о фруктах, закреплять умение различать фрукты по внешнему виду. Уточнить знания где, на чём растут. Развивать внимание, память. |
6 |
Сказка о дереве |
Занятие-развлечение |
Закрепить названия деревьев и их отличительные особенности. |
7 |
Грибное царство |
Беседа |
Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут и т.д.) Рассказать об их разнообразии, что есть не только съедобные, но и ядовитые. Обогащать словарный запас детей. |
8 |
Беседа о труде людей осенью. |
Беседа |
Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных. Активизировать словарь: зернохранилище, овощехранилище. Воспитывать уважение к труду людей. |
Ноябрь | |||
9 |
Человек как часть живой природы. |
Беседа |
Развивать представления о том, что человек так же, как и растения, является частью живой природы, о строении человеческого организма; воспитывать желание заботится о братьях меньших. |
10 |
Птицы осенью |
Занятие-игра |
Способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелётных птицах; развитию познавательного интереса к природе; воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к живым существам. |
11 |
Беседа о диких животных. |
Беседа |
Сформировать обобщенное представление о жизни животных в лесу; их внешнем виде. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных для них условиях. |
12 |
Красная шапочка встречает лесных животных... |
Занятие-развлечение |
Способствовать углублению знаний о диких животных в зимний период (пища, способы добывания зимой, условия жизни). Развивать связную речь детей. |
Декабрь | |||
13 |
Идёт волшебница зима… |
Занятие-развлечение |
Конкретизировать и углубить представления детей о характерных признаках зимы. Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев. Развивать у детей наблюдать. Воспитывать любовь к природе. |
14 |
Беседа о домашних животных. |
Занятие-беседа |
Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных (их характерных особенностях, условиях жизни, пользе для человека); воспитывать заботливое отношение к домашним животным. |
15 |
Домашние птицы. |
Беседа |
Расширить представления детей о домашних птицах и их птенцах (что едят, какую пользу приносят людям, особенности поведения, передвижения). Развивать связную речь, обогащать словарь. |
16 |
Беседа о зимующих птицах. |
Беседа |
Формировать обобщенное представление о зимующих птицах; учить различать их по существенным признакам по внешнему виду. |
Январь | |||
17 |
Расскажи Хрюше о комнатных растениях |
Беседа |
Расширять знания детей о комнатных растениях; учить называть части растения (корень, стебель, лист, цветок); учить размышлять и делать выводы; поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью. |
18 |
Путешествие в королевство воды. |
Практическое занятие |
Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями; познакомить детей со свойствами воды. Воспитывать бережное отношение к воде. |
19 |
Фартук для почемучки. |
Практическое занятие |
Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: болоньи, капрона, ситца, мешковина. Развивать умение сравнивать, делать выводы; расширять словарный запас детей. |
Февраль | |||
20 |
Пруд на окошке |
Занятие-игра |
Закрепить знания детей о рыбах, о строении их тела, способе передвижения, жизни. Развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к живым существам |
21 |
Животные Севера. |
Занятие-игра |
Уточнять и расширять знания детей о животных Севера: характерном внешнем виде, повадках, питании, детенышах. Активизировать в речи прилагательные и глаголы. |
22 |
Беседа о волшебнице воде. |
Занятие-беседа |
Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды. |
23 |
Дом под крышей неба голубой |
Игра |
Дать детям понять, что природа-это наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать. |
На основе таблицы 4 составим сводную таблицу и диаграмму для определения места и значения экологических праздников и развлечений в работе по экологическому воспитанию детей старшей возрастной группы МДОУ № 44 «Солнышко» города Старый Оскол
Таблица 4. Сводная таблица на выявление места и значения экологических праздников и развлечений в работе по экологическому воспитанию детей старшей возрастной группы МДОУ № 44 «Солнышко» города Старый Оскол
Вид занятия по экологическому воспитанию детей старшей возрастной группы |
Количество проведенных занятий данного вида, за 6 месяцев (с сентября по февраль) |
Беседа |
11 |
Игра |
4 |
Практическое занятие |
2 |
Развлечение |
5 |
Экологический праздник |
1 |
ИТОГО |
23 |
Рис.4. Место и значение экологических праздников и развлечений в работе по экологическому воспитанию детей старшей возрастной группы МДОУ № 44 «Солнышко» города Старый Оскол
Анализ таблицы 4 и рисунка 4 позволяет утверждать, что в старшей возрастной группе МДОУ № 44 «Солнышко» города Старый Оскол в работе по экологическому воспитанию наибольшее значение придается таким видам занятий, как беседа, игра и занятие-развлечение.
На развлечения экологического содержания приходится 22% выделенного времени. Развлечения в детском саду проводятся с целью позабавить детей, внести радость в повседневную жизнь. Развлечения являются радостным событием для детей, способствуют проявлению у них положительных эмоций, поднимают настроение. Систематически проводимые развлечения в детском саду обогащают жизнь детей, способствуют более полному и гармоничному их развитию.
В структуре занятий, на праздники экологического содержания приходится всего 4% (1 занятие из 23), что, наряду с их ролью и значением, обуславливает необходимость внедрение новых видов праздников экологического содержания в педагогический процесс старше группы экспериментального ДОУ.
Анализ плана воспитателя за 6 месяцев (с сентября по февраль) показал, что за 6 месяцев в старшей возрастной группе МДОУ № 44 «Солнышко» города Старый Оскол организуются достаточное количество развлечений экологического содержания и всего 1 праздник «Осенины». За 6 месяцев в экспериментальном ДОУ проводятся следующие праздники:
Таблица 5. Анализ плана организации праздников за 6 месяцев (с сентября по февраль) в экспериментальном ДОУ
Месяц проведения мероприятия |
Название праздника |
Вид праздника |
Сентябрь |
Праздник Букваря |
Бытовой |
Октябрь |
Осенины |
Народный праздник экологического содержания |
Эстафета |
Традиционный праздник | |
Ноябрь |
День матери |
Семейный |
Январь |
Новый год |
Государственно-гражданский |
Февраль |
Зимняя сказка |
Традиционный праздник |
Исходя из таблицы 5 видно, что в экспериментальном ДОУ за 6 месяцев проводится 6 праздников, из них только 1 - экологического содержания.
Теоретический обзор особенностей экологических праздников как эффективного способа экологического воспитания дошкольников показал, что экологические праздники дают большие воспитательные возможности и положительно влияют на эмоциональное развитие дошкольников. Экологические праздники углубляют усвоение экологических знаний, знаний о природе, её причинно-следственных связей, что способствует появлению эмоциональной оценки. Праздники влияют на накопление и актуализацию экологического опыта и детей. Экологические праздники вызывают у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание.
Наше исследование было направлено на изучение особенностей использования экологических праздников и развлечений в старшей группе детского сада «Солнышко» города Старый Оскол. Результаты обследования показали необходимость целенаправленной работы с детьми по повышению уровня экологической воспитанности, эмпатийности и эмоциональности по отношению к объектам живой природы. Это можно эффективно реализовать посредством организации экологических праздников и развлечений для детей. В экспериментальном ДОУ на развлечения экологического содержания приходится 22% выделенного времени. Развлечения в детском саду проводятся с целью позабавить детей, внести радость в повседневную жизнь. Развлечения являются радостным событием для детей, способствуют проявлению у них положительных эмоций, поднимают настроение. Систематически проводимые развлечения в детском саду обогащают жизнь детей, способствуют более полному и гармоничному их развитию.
В структуре занятий, на праздники экологического содержания приходится всего 4%. Таким образом, праздники для детей старшей группы в экспериментальном ДОУ являются неприоритетным видом деятельности в работе по экологическому воспитанию. Однако, наблюдая за детьми во время проведения праздника, театральных народных представлений, спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, частью природы, узнать о обычаях и традициях. Праздники дают детям представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам.
Нашей задачей было улучшение работы в данном направлении посредством организации и проведении новых видов экологических праздников в экспериментальном ДОУ.
Таблица 6. Предложения по внедрению новых видов праздников и развлечений в педагогический процесс старше группы экспериментального ДОУ
Месяц проведения мероприятия |
Название праздника |
Вид праздника |
Сентябрь |
Праздник Букваря |
Бытовой |
Праздник Солнца |
Экологический праздник | |
Октябрь |
Осенины |
Народный праздник экологического содержания |
Эстафета |
Традиционный праздник | |
Ноябрь |
День матери |
Семейный |
Декабрь |
Земля - наш общий дом |
Экологический праздник |
Январь |
Новый год |
Государственно-гражданский |
Февраль |
Зимняя сказка |
Традиционный праздник |
По итогам проведенной нами работы можно сделать следующие выводы: с помощью разработанных сценариев экологических праздников нам удалось успешно реализовать 2 новых вида праздника экологического содержания и тем самым развить положительное эмоциональное отношение к природе у детей старшего дошкольного возраста; у детей повысился уровень активности и интереса к экологическим праздникам, а так же проведенная работа способствовала накоплению экологического опыта детей, умению общаться и сотрудничать друг с другом. Гипотеза исследования подтверждена.
Конспекты экологических праздников для работы с детьми старшей возрастной группы детского сада «Солнышко» города Старый Оскол представлены в Приложении 4.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
2. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
3. Цель экологического воспитания в современном ДОУ - становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.
4. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Экологическое воспитание дошкольников осуществляется в ДОУ через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеют экологические праздники и развлечения. Праздники и развлечения - это яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Празднично-досуговая деятельность детей отличается особым динамизмом, появлением неожиданных видов и форм. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к познавательной деятельности и творчеству.
5. Для того чтобы преодолеть расхождения между знаниями моральных норм и реальным поведением детей, необходимо, чтобы возникло не только понимание той или иной ситуации, но и положительное отношение к событию. Эмоциональное развитие, воспитание чувств детей осуществляется под воздействием взрослых, которые как бы задают ребенку эталон эмоционального отношения к окружающему, в том числе и к природе. Роль праздников и досугов заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Они несут в себе определенную нагрузку в соответствии с особым содержанием. В таких праздниках важно не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на тему природы, сколько включенность детей в переживание событий в осознании экологических проблем, доступных пониманию детей. Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта при решении экологических проблем в соответствии с принятой на себя ролью является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.
6. В ходе праздников экологической направленности дети не только получают положительные эмоции, у них формируются элементарные экологические представления о природе, понимание важности охраны окружающей природы; гуманно-деятельное отношение к природе, выраженное в бережном и заботливом отношении к живым существам, а также осознание выполнения определенных норм поведения.
Информация о работе Праздники и развлечения как способ экологического воспитания дошкольников