Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 18:19, курсовая работа
Актуальность изучения особенностей использования праздников и развлечений в работе по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что экологическое воспитание является одним из основных направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения, при этом праздники и развлечения выступают одним из эффективных средств формирования системы знаний ребенка-дошкольника о природе и воспитания осознанного отношения к ней.
Основополагающая роль экологических праздников и досугов, как показало проведенное исследование, заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Праздники и развлечения экологического содержания несут в себе определенную нагрузку: в таких праздниках важно не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на тему природы, сколько включенность детей в переживание событий в осознании экологических проблем, доступных пониманию детей. Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта при решении экологических проблем в соответствии с принятой на себя ролью является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.
Для определения места экологических праздников в педагогическом процессе, их влияния на экологическое развитие детей был проведен констатирующий эксперимент в ДОУ №44 «Золушка» города Старый Оскол. В эксперименте участвовали воспитанники старшей группы в количестве 20 человек.
Цель констатирующего эксперимента - изучить праздники и развлечения экологического содержания, проводимые в ДОУ №44 «Золушка» города Старый Оскол и выявить их влияние на экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста в экспериментальном ДОУ.
Констатирующий эксперимент был направлен на решение следующих задач:
1. Выявить уровень экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста, степень осознанности деятельности, владение правилами и нормами поведения в природе, уровень самооценки.
2. Выявить уровень развития эмпатийности, эмоциональности детей по отношению к живой природе.
3. Определить место и значение экологических праздников и вечеров досуга в работе по экологическому воспитанию детей старшей возрастной группы.
Констатирующий эксперимент проводился в два этапа:
1) В ходе первого этапа выявлялся уровень экологической воспитанности, эмпатийности, эмоциональности детей по отношению к объектам живой природы. Для этого, во-первых, в течение 2-х недель проводилось наблюдение за поведением детей в уголке природы и на участке, отмечались случаи как позитивного, так и негативного отношения детей к объектам живой природы. Результаты наблюдений за каждым из детей фиксировались в сводную таблицу «Отношение к объектам живой природы» по критериям выявленного отношения детей: положительное, нейтральное, отрицательное (см. Приложение 1).
Во-вторых, с детьми проводилась беседа по следующим вопросам:
- Как ты думаешь, как нужно относиться к природе, растениям, животным? Почему?
- Можно ли ломать деревья?
- Можно ли рвать цветы?
- Можно ли бить животных?
- Можно ли бросать мусор в лесу, на реке?
- Можно ли жечь костры? Почему?
Результаты беседы фиксировались в сводную таблицу. За правильный, продуманный и обоснованный ответ ребенка ставился 1 балл. За неполный ответ ставился показатель в 0,5 баллов. За ответ, не соответствующий правильности в аспекте экологического воспитания ребенка, ставился показатель в 0 баллов. По суммарному показателю нами был выявлен уровень экологической воспитанности каждого ребенка:
- высокий уровень - от 5,5 до 6 баллов;
- средний уровень - 5 баллов;
- низкий уровень - от 0 до 4,5 баллов.
Результаты оценок на вопросы беседы позволили так же выявить вопросы, на которые наибольшее число детей не смогли дать положительного ответа, и могут быть эффективно использованы в процессе составления примерного содержания праздников и развлечений экологической направленности в старшей группе экспериментального ДОУ. Результаты представлены в Приложении 2.
После этого использовалась серия заданий на выявление уровня эмпатийности и эмоциональной отзывчивости у детей по отношению к объектам живой природы. Для этого использовалось, во-первых, чтение отрывков из художественного произведения Л. Толстого «Лев и собачка». В ходе чтения наблюдали за поведением детей. Затем проводилась беседа по вопросам:
- Как ты относишься к этим героям?
- Тебе их жалко?
- Хотелось ли тебе помочь им?
- Чем бы ты им помог?
Во-вторых, предлагались игровые ситуации, в ходе которых дети проявляли свое отношение к объектам природы и демонстрировали его.
Ситуация № 1. Лиса бежит за зайцем по лесу. Как ты думаешь, что чувствует заяц, когда за ним бежит лиса? Как себя чувствует лиса, когда бежит за зайцем?
Ситуация № 2. Дует холодный ветер. Маленькая березка гнется до земли. Что она чувствует? Хорошо ли ей?
Ситуация № 3. Представь, что ты идешь вечером домой из детского сада. И вдруг ты слышишь, как под кустом мяукает маленький котенок. Как он себя чувствует? Хочешь ли ты помочь ему? Как ты можешь помочь ему?
На данном этапе эксперимента изучался уровень эмоциональной отзывчивости, чувствительности, способности к сопереживанию, вчувствованию во внутренний мир другого объекта живой природы, а также стремление к оказанию поддержки и действенной помощи. По ответам детей мы выявили уровни постижения эмоциональных состояний объектов живой природы детьми, понимания их чувств и переживаний, стремления к оказанию поддержки и действенной помощи, а также самореализации во взаимодействии с окружающими. Результаты исследования представлены в Приложении 3.
Второй этап эксперимента был направлен на выявление места и значения праздников и вечеров досуга в экологическом воспитании старших дошкольников. Данный этап включает:
- Анализ плана воспитателя за 6 месяцев (с сентября по февраль), в ходе которого выявлялось, как часто проводятся праздники и развлечения в данной группе, их место в педагогическом процессе. Особое внимание уделялось анализу содержания праздников и развлечений, их целям.
- Длительное время осуществлялось наблюдение за деятельностью воспитателя старшей группы. Отмечалось, как часто воспитатель проводит праздники и вечера досуга с детьми, насколько учитывает значимость и возможности досуговых мероприятий в педагогическом процессе, насколько праздники и вечера досуга взаимосвязаны с другими видами деятельности дошкольников.
- Анализ деятельности детей, наблюдение за их поведением: стремятся ли дети к участию в праздниках и развлечениях, насколько устойчивы интересы детей.
- Анализ условий, созданных в детском саду для организации праздников и вечеров досуга (оборудование зала, наличие атрибутов и т.д.).
1) Результаты выявления уровня экологической воспитанности, эмпатийности, эмоциональности детей по отношению к объектам живой природы представлены в таблицах 1,2,3 и на рис. 1,2,3.
Таблица 1. Выявление отношения детей к объектам живой природы (по результатам двухнедельного наблюдения за поведением детей в уголке природы и на участке)
Отношение к объектам живой природы | |||
Положительное |
Нейтральное |
Отрицательное | |
Всего детей, чел |
10 |
8 |
2 |
В процентном соотношении, % |
50 |
40 |
10 |
Рис.1. Показатели отношения детей экспериментальной группы к объектам живой природы, в процентном соотношении
Таким образом, исходя из таблицы 1, рис.1. видно, что 50% детей экспериментальной группы показали положительное отношение к объектам живой природы: интерес к явлениям природы; понимание специфики живого, желание практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимание и сочувствие к тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоциональный отклик, радость на любые проявления животных и растений, их красоту. Например, Маша А. и Галя У. при каждой утренней встрече в детском саду брались за руки и бежали к аквариуму, чтобы проверить, накормлены ли рыбки и достаточно ли чистая у них вода. Антон Ж. на прогулке любит кормить птиц. А Валя Я. на прогулке все время подмечает красивые явления погоды (например, радуга). Для таких детей характерна выраженная положительность к природе. В их поведении практически не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники предпочитают деятельность с природными объектами. С удовольствием, по собственной инициативе, общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь животному, самостоятельно видят необходимость ухода за ним и качественно выполняют его. У них уже сформирован широкий круг представлений о природе. Дети самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы объектов. Мотивом бережного отношения к животным выступает понимание ценности жизни.
40% детей
экспериментальной группы
10% детей
экспериментальной группы
Таблица 2. Уровень отношения детей к природе (по результатам индивидуальной беседы)
Уровень отношения детей к природе | |||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Всего детей, чел |
11 |
8 |
1 |
В процентном соотношении, % |
55 |
40 |
5 |
Рис.2. Показатели уровня отношения детей экспериментальной группы к природе, в процентном соотношении
Результаты индивидуальной беседы показали, что у 55% детей экспериментальной группы выявлен высокий уровень отношения к природе. Эти дети знают, как нужно относиться к природе, растениям, животным и могут обоснованно ответить, почему. У 40% детей выявлен средний уровень отношения к природе. Эти дети, зная о том, что необходимо бережно относиться к объектам живой природы, могут показать свою избирательность к некоторым из объектов. Например, Юля М. на вопрос «Можно ли рвать цветы» ответила: «Нет, нельзя, но все так делают, чтобы подарить букет цветов маме на 8 марта. А если все так поступаю, тогда, получается, что можно». Захар Я. ответил, что мусор в лесу бросать нельзя, но иногда и можно, например, в лесу, на пикнике, так как его некуда девать, нет мусорного бака. У 5% (один ребенок в экспериментальной группе) выявлен низкий уровень отношения к природе. Маша З. в беседе заявила, что ломать деревья, рвать цветы и бросать мусор можно. Таким образом, Маша З. показала несформированность экологически значимых ценностных ориентаций, недостаточную убежденность в необходимости бережного отношения к природе.
Результаты оценок на вопросы беседы позволили так же выявить вопросы, на которые наибольшее число детей не смогли дать положительного ответа. Это вопросы:
- Можно ли рвать цветы?
- Можно ли бросать мусор в лесу, на реке?
- Можно ли жечь костры?
Таким образом, необходима целенаправленная работа с детьми в аспекте
1) бережного ухода за растениями,
2) правил поведения в лесу, на отдыхе;
3) соблюдения правил пожарной безопасности в лесу.
Эти аспекты можно эффективно «вписать» в сценарий экологического праздника.
Результаты серии заданий на выявление уровня эмпатийности и эмоциональной отзывчивости у детей по отношению к объектам живой природы представлены в таблице 3.
Таблица 3. Выявление уровня эмпатийности и эмоциональной отзывчивости у детей по отношению к объектам живой природы
Уровень эмпатических тенденций по отношению к объектам живой природы | |||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Всего детей, чел. |
10 |
10 |
0 |
В процентном соотношении, % |
50 |
50 |
0 |
Рис.3. Уровень эмпатических тенденций по отношению к объектам живой природы у детей экспериментальной группы, в процентном соотношении
Таким образом, видно, что в группе детей у 50% выявлен высокий уровень эмпатийности и эмоциональной отзывчивости по отношению к объектам живой природы. У 50% детей выявлен средний уровень эмпатийности и эмоциональной отзывчивости по отношению к объектам живой природы. Низкого уровня эмпатии в группе не выявлено. Однако результаты исследования позволяют констатировать необходимость целенаправленной работы по повышению эмоциональной отзывчивости, чувствительности, способности к сопереживанию, вчувствованию во внутренний мир другого объекта живой природы, а также стремление к оказанию поддержки и действенной помощи. По ответам детей мы выявили, что не все дети в группе могут в должной мере постичь эмоциональные состояния объектов живой природы, понять их чувства и переживания, не все стремятся к оказанию поддержки и действенной помощи.
Результаты констатирующего эксперимента, таким образом, показали необходимость целенаправленной работы с детьми по повышению уровня экологической воспитанности, эмпатийности и эмоциональности по отношению к объектам живой природы.
Информация о работе Праздники и развлечения как способ экологического воспитания дошкольников