Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:05, курсовая работа
Цель исследования – изучить термин «праздник», его сущность, классификацию, а так же методику подготовки праздника. Объект исследования – современные технологии организации детских праздников. Предмет исследования – современные технологии организации детских праздников. Задачи исследования:
1. Изучить понятие и характеристику праздника, его сущность.
2. Изучить методику подготовки праздника.
3. Познакомиться с организацией детского праздника.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и характеристика праздника…………………………...5
1.1. Понятие праздника…………………………………………………..5
1.2. Функции праздников………………………………………………..7
1.3. Методика подготовки праздника…………………………………...8
1.4. Классификация праздников……………………………………….10
Глава 2. Современные технологии организации детских праздников..16
2.1 Виды и формы детских праздников…………………………………16
2.2 Классификация детских праздников………………………………..17
2.3 Влияние праздников на формирование и развитие психических процессов детей…………………………………………………………...20
2.4 . Подготовка и организация праздника для детей…………………..22
2.5 Методические рекомендации по проведению детского праздника.24
Заключение………………………………………………………………..26
Список используемой литературы……………………………………….
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и характеристика праздника…………………………...5
Глава 2. Современные технологии организации детских праздников..16
2.1
Виды и формы детских
2.2 Классификация детских праздников………………………………..17
2.3
Влияние праздников на формирование и
развитие психических процессов детей…………………………………………………………...
2.4 . Подготовка и организация праздника для детей…………………..22
2.5 Методические рекомендации по проведению детского праздника.24
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………….27
Приложение №1…………………………………………………………..29
Приложение №2…………………………………………………………..31
Приложение №3…………………………………………………………...33
Без праздников немыслима жизнь. Чем она труднее, тем необходимее праздники как потребность в положительных эмоциях, потребность быть вместе.
Целесообразность применения
в образовательной и
В последние годы, насыщенные различными праздничными торжествами, проблема праздника стала особенно актуальной. В связи с развитием научно-технического прогресса, а также с улучшением условий быта у человека появилось больше свободного времени, которое требует рационального использования.
В 21 веке в условиях переориентации
российского общества на Запад, так
называемой «вестернизации», снижения
общего уровня культуры, смены идеалов,
роль праздника в жизни общества
приобретает большое значение. Возникают
новые и претерпевают серьезную
трансформацию старые праздники. Переход
современной России к новой парадигме
образования, качественные изменения
в социальной сфере влияют на характер
как будничного, так и праздничного
времени, реформируют локальную
и национальную идентичность миллионов
россиян. Праздник как социальный феномен
несет особую функциональную нагрузку
в переходные периоды развития социума.
Сегодняшнее состояние
Цель исследования – изучить термин «праздник», его сущность, классификацию, а так же методику подготовки праздника.
Объект исследования – современные технологии организации детских праздников.
Предмет исследования – современные технологии организации детских праздников.
Задачи исследования:
Анализ феномена праздника носит сложный многоаспектный характер. Зарубежные исследователи данной проблемы К. Жигульский, Н. Мизов осмысливают праздник в русле культурологии; Д. Марк, Э. Тайлор, Д. Фрэзер - этнографии и социокультурной антропологии. Они рассматривают праздничную культуру в связи с ритуалом и мифом. Весомый вклад в изучение социальной роли ритуала внесли представители французской социологической школы: Р. Бенедикт, Р. Барт, Э. Дюркгейм, Б. Малиновский. Теоретическое осмысление праздника как игры представил И. Хейзинга. Большой интерес представляют труды зарубежных философов.
Изучение праздника в отечественной научной традиции ведется достаточно давно. Начало этому было положено еще в XIX в, а затем продолжилось в 20-е годы XX в. В этот период появилось немало интересных идей относительно природы праздника. Однако ни в 20-е годы, ни в последующий период не была создана сколько-нибудь обоснованная методология научного изучения праздников. По мнению О. Л. Орлова, в 40-е и 50-е годы ученые не проявляли инициативы в разработке своих представлений о празднике.
Глава 1. Понятие и характеристика праздника
Слово «праздник» в широком обиходе, в популярной и научной литературе имеет множество различных значений, порой противоречащих друг другу. Термин «праздник» часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). Отождествление праздника с чувствами показывает лишь одну его грань: праздничное, эмоционально окрашенное состояние, вызванное особым приподнятым настроением.
В научной литературе сложилась довольно пестрая картина подхода к понятию «праздник». Первые попытки научного определения праздников появились на рубеже 19 – 20 вв.
Определение праздника имеется почти во всех толковых словарях. Еще в русском энциклопедическом словаре библиографического общества «Гранат» дано определение праздника, но лишь в связи с религиозными мотивами. Переизданный несколько раз словарь традиционно уделял внимание разъяснению социальной и культурной сущности праздника. Более развернутая характеристика праздников была дана в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Составители уже различали религиозные и светские праздники. В.И. Даль вывел понятие «праздник» из понятия «праздность», праздный – порожний, свободный (если речь идет о месте) и «праздное время» - период, когда можно быть праздным (если речь идет о времени). [1]
Есть мнении, что понятие «праздник» в русском языке произошло от древнеславянского «праздь», означающего безделье, отдых. Но в современном языке смысловое значение понятия «праздник» отделилось от понятия «праздный», которое многие авторы толкуют как бесцельный, бессодержательный.
Исследователь Снегирев И.М. в своей работе так сформулировал понятие «праздник»: «Самое слово праздник, - писал он,- выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд – знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий». [2]
Таким образом, слово «праздник» означает определенный период времени (час, день или дни), когда не занимаются делами. Оно характеризует такое свободное время, когда что – то отмечают, к примеру определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Последнее достигается в праздничном обряде или ритуале, т.е. в определенном символическом действии, которое художественно – выразительно оформлено, а к тому же всегда связано с чем - то необычайно радостным или торжественным. Праздник нуждается в особой душевной или психологической настроенности, в стремлении, настроенности к нему (назрела определенная праздничная ситуация), он же усиливает ее, причем значение этой настроенности сводиться к тому, чтобы осуществить в структуре сознания некие превращения, невозможные в обыденные, занятые трудом дни.
«Праздник, если определять
его не традиционно, есть
Праздновать – значит свободно общаться, коллективно переживать. Жизнедеятельность в ситуации праздника дает людям удовлетворение в той его избыточной форме, какая в будничных условиях подавляется или игнорируется. Благодаря этому она приносит людям разрядку от той неприятной напряженности, которая накапливается в них в результате действий обыденного характера.
Праздничное мероприятие имеет свои функции:
–обучающая функция – сочинение сценариев, сценическое движение, упражнения для дикции, вокальные, танцевальные занятия, работа над декорациями, пантомима, правильное использование жестов и мимики, искусство диалога, перевоплощения, экспромта;
– воспитательная функция – проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
– развивающая функция – гармоническое развитие личностных качеств при подготовке выступления, расширение кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;
– коммуникативная функция – объединение в коллектив, общение между сверстниками в процессе подготовки праздника, установление эмоциональных контактов с применением упражнений по общению, организация творческого сотрудничества с другими детскими коллективами;
– эстетическая функция – развитие вкуса, умение видеть прекрасное в обыденном;
– просветительская функция – развитие интереса к окружающей действительности, телевидению, кинофильмам, радиопередачам, чтению;
– развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на репетициях и во время игры, превращение занятия в увлекательное путешествие, проведение мини игр и экспромтов;
– релаксационная функция – снятие напряжения, вызванного повышенной учебной нагрузкой, с помощью игровых приемов и самой игры.
В «чистом» виде эти функции не встречаются, они взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга. Реализация данных функций обеспечивает решение следующих направлений:
- Объединение педагогических
усилий: создание триединого союза:
учитель–ученик–родители. При
- Формирование межличностных
отношений. Задача учителя
Методика организации праздников заслуживает отдельного рассказа о себе. Каждый праздник, как известно, представляет собой очень важное и долгожданное событие. От наилучшего решения данного вопроса зависит, как пройдет праздник, понравится ли он детям, какие чувства и эмоции вызовут участники праздника у детей и их родителей.
Методика организации праздников может быть абсолютно разной. При составлении примерного плана необходимо знать следующие этапы и азы, опираясь на которые возможно организовать праздник, который понравится всем его участникам и зрителям.
Организация праздника:
I этап. Организационный. Подготовка
к празднику должна начаться
заблаговременно. Создается
Поступившие предложения
в Совете праздника обсуждаются,
а когда станет ясным, каким хотят
его видеть, самостоятельный выбор
художественного материала, артистическое
проникновение в образ и
Распределяются поручения с учетом индивидуальных интересов и способностей и начинаются репетиции. В то же время решаются вопросы о месте, времени, материальном и техническом обеспечении праздника.
II этап. Предпраздничный. Проверяется готовность всех участников, составляется четкий график репетиций. Проводится генеральная репетиция (работа над отдельными эпизодами, их стыковкой, отрабатываются сложные моменты), несколько прогонов всего представления. Организованность и порядок для массового праздника — основа основ. Однако недопустим и жесткий регламент, который может привести к заорганизованности и лишить задуманное праздничных чувств и непосредственности.
III этап. Сам праздник. Самое
главное в начале его —
Ответственные за ход праздника готовы. Они на своих местах. Звучат фанфары, стихи, музыка, песни; увлекают детей танцы, сценки, яркие плакаты. Кульминацией праздника является точка наивысшего эмоционального подъема, момент наибольшей яркости и торжественности. Финал праздника должен закрепить в душе, в памяти детей главную мысль его. Эта "изюминка" в каждом празднике своя.
IV этап. Обсуждение итогов.
Условия успеха праздника:
Праздник – многообразное, сложное социальное явление, в связи с чем необходимо его изучение в различных аспектах (философском, социологическом, педагогическом, этнографическом, искусствоведческом и др.), это позволяет говорить о возможности существования различных оснований для его классификации. Ключом для нее могут служить слова Гегеля: чем «… богаче определяемый предмет, т.е. чем больше различных сторон представляет он для рассмотрения, тем более различимыми могут быть выставляемые на основе их определения».
Информация о работе Праздники. Виды праздников. Примеры проведения детских праздников