Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:05, курсовая работа
Цель исследования – изучить термин «праздник», его сущность, классификацию, а так же методику подготовки праздника. Объект исследования – современные технологии организации детских праздников. Предмет исследования – современные технологии организации детских праздников. Задачи исследования:
1. Изучить понятие и характеристику праздника, его сущность.
2. Изучить методику подготовки праздника.
3. Познакомиться с организацией детского праздника.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и характеристика праздника…………………………...5
1.1. Понятие праздника…………………………………………………..5
1.2. Функции праздников………………………………………………..7
1.3. Методика подготовки праздника…………………………………...8
1.4. Классификация праздников……………………………………….10
Глава 2. Современные технологии организации детских праздников..16
2.1 Виды и формы детских праздников…………………………………16
2.2 Классификация детских праздников………………………………..17
2.3 Влияние праздников на формирование и развитие психических процессов детей…………………………………………………………...20
2.4 . Подготовка и организация праздника для детей…………………..22
2.5 Методические рекомендации по проведению детского праздника.24
Заключение………………………………………………………………..26
Список используемой литературы……………………………………….
Праздник вообще – такое сложное, многостороннее явление, что очевидно, единой, всесторонней классификации его для всех времен и народов создать невозможно, так же сложность классификации состоит в том, что одни и те же праздники можно включить как в одну группу, так и в другую. Сделать исчерпывающую классификацию праздников практически не возможно.
Одним из первых классификацию массовых праздников еще в 19 веке предложил Снегирев И.М. Он делил праздники на подвижные, и неподвижные (имеющие или не имеющие точной даты), исключительные, т.е связанные с особым событием, сельские и городские, отечественные и заимствованные. Эта классификация не имеет методологической основы, однако отражает самые первые шаги науки о празднике, содержит в себе истоки многих, более поздних классификаций.
Польский философ Жигульский
К. в своей работе «Праздник и
культура», предложил несколько
принципов классификации
Во – первых он делил праздники на периодически отмечаемые и непериодические, обусловленные моментом.
Классическим примером периодического
праздника, весьма часто наблюдаемого
у первобытных обществ, является
праздник, связанный с культом
луны, отмечаемый в начале двух ее фаз
– новолуние и полнолуния. Там,
где каждое новолуние и полнолуние
считается праздником, а календарь,
как правило, основан на лунном месяце,
периодичность праздника
Гораздо реже встречаются непериодические праздники, обусловленные моментом. К таким можно отнести, например, праздники, отмечаемые по случаю необычайного события в общественной жизни: победы в войне, прекращения эпидемии, начала какого – либо крупного предприятия, важного события при дворе государя, рождения наследника престола или его бракосочетания. В хрониках минувших эпох встречаются упоминания о таких порой весьма торжественно отмечаемых праздниках; лишь незначительная часть их часть попадала в календарь в виде праздничных годовщин.
Происходящие в процессе
исторического развития, часто весьма
резкие, политические, социальные и
культурные изменения, которые иногда
сопровождались сменой летоисчисления,
введением нового календаря и
новых периодических
Так же как и Снегирев И.М., Жигульский К. делит праздники на подвижные и неподвижные, только он именует их постоянными и не постоянными. Эти два класса праздников разграничиваются с точки зрения даты, времени, на которое они приходятся. Постоянные праздники имеют в календаре точно определенное время, как, например, христианский праздник Рождество Христова, приходящийся на 7 января, или Международный женский день 8 марта. По природе своей к этой категории праздников относятся годовщины, праздники, увековечивающие определенные события и приходящиеся на одно и то же календарное время. Непостоянные праздники не имеют точно определенного времени, выпадают на разные дни в рамках определенного интервала, соответственно принципу их вычисления. Примером может служить христианская Пасха, приходящаяся в календаре на разные воскресенья, в зависимости от первого весеннего полнолуния или языческий праздник Масленица, который является неделей, предшествующей Великому посту.
Не все исследователи праздника в своих работах дают развернутую, подробную классификацию праздников, например Бенифанд А.В. в своей работе «Праздник: сущность, история, современность» писал так: «Классификация праздника строится по религиозным и безрелигиозным, личностным и групповым, массовым, семейным и общественным основаниям. В качестве одного из принципов классификации можно взять общечеловеческий и классовый характер праздника, тогда к одному типу следует отнести праздники связанные с природой, временами года, с сельскохозяйственными и городскими профессиями, семейно – личностные, физкультурно – спортивные, а так же празднование юбилеев деятелей искусства, культуры, науки, миротворческого характера, фестивали, форумы, дни культуры и т.д. В другую группу нужно включить праздники политические, партийные, общественные». [4]
Наиболее распространенная в 20 веке система классификации исходит из распределения праздника по временам года, сезонам, календарю. Этот принцип чрезвычайно узок, ограничен, так как носит местный характер. Широкое распространение получило также деление праздников на религиозные и нерелигиозные. В этом случае за принцип классификации принимается отношение праздника и религии, подчеркивается его первоначально религиозное, мистическое направление и последующее разделение на две линии, что совершенно не приемлемо.
Исследователь Брудный В.И., показывая неправомочность такого деления, справедливо утверждает, что такое деление ошибочно, так как оно не соответствует материалистической, трудовой теории происхождения праздника.
Интересно то, что очень часто праздники классифицируют по аналогии с театральными жанрами. В этом случае за основу классификации принимаются либо сценарно – режиссерские формы его реального воплощения (массовое представление, театрализованный митинг, карнавальное шествие и т.д.) либо площадка действия (площадь, парк, улица, стадион, клуб).
К такой классификации склонны многие сценаристы, искусствоведы, режиссеры. Но эта классификация так же не совершенна, ибо праздник всегда представляет собой комплекс разнообразных действий.
По мнению болгарского исследователя Мизова Н. нужно разделять две линии праздников.
Первая линия исходя из основных сфер общественной жизни, включает в себя политические, культурные, бытовые, религиозные праздники.
Вторая линия, идущая от личности и общественных групп, включает в себя личные, семейные, племенные, народно – национальные, классово – партийные, международные праздники.
Но и эта классификация не совершенна, ибо она «разрывает» общественную жизнь и конкретные социальные общности людей.
Глава 2. Современные технологии организации детских праздников
2.1 Виды и формы детских праздников
Детский праздник – один из самых ярких моментов в жизни ребенка. Праздники открывают детям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце.
Здесь крайне актуален вопрос
о восприятии праздника не только
как формы досуга, но и как культурно-
Особая педагогическая ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых.
Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми. Важная роль в реализации культурно-досуговой деятельности принадлежит учреждениям дополнительного образования детей.
Можно выделить следующие виды праздников, в которых возможно участие детей:
- церковные
праздники, главными из
- календарно-обрядовые праздники - Новый год, Масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купалы, праздник урожая;
- профессионально-трудовые
праздники (день учителя и т.д.
- гражданско-личностные праздники, или семейные (свадьба, день рождения, юбилей и т.д.)
- спортивные праздники;
- праздники для детей;
- мемориальные
праздники, связанные с жизнью
и творчеством великих русских
поэтов и писателей,
- юбилейные
праздники городов (День
2.2. Классификация детских праздников
Для детей традиционно проводятся следующие праздники:
• Праздник осени. Проводится обычно в октябре месяце. Это праздник прощания с летом. Поскольку этот праздник является первым в учебном году и дети на занятиях, в основном, занимались повторением материала, пройденного в прошлом году, основу праздника составляют зрелища и игры.
• Новый Год. Детей традиционно посещает Дед Мороз со Снегурочкой. Дети водят хоровод вокруг нарядной елки. Дети показывают Деду Морозу свои танцы, песни, читают стихи. Новый Год – самый веселый праздник для всех. Поэтому он обычно бывает самым ярким, самым запоминающимся. Детей приходят поздравить с Новым Годом самые разнообразные сказочные герои. В завершении праздника Дед Мороз дарит детям подарки.
• Восьмое Марта. Дети поздравляют своих мам, бабушек, учителей и воспитателей с праздником. На занятиях изобразительной деятельностью дети готовят подарки для мам, мальчикам объясняется, что это праздник всех женщин и девочек тоже надо поздравлять в этот день. Нужно быть вежливыми и внимательными к ним.
Праздники можно условно разделить на два типа:
календарные тематические
Восьмое Марта Праздник осени
Новый Год До свиданья, детский сад
Таблица 1. Основные примеры цели праздников
Тип |
Название праздника |
Цели |
КАЛЕНДАРНЫЕ |
Восьмое Марта |
воспитание чувства уважения и благодарности к маме и близким женщинам |
Новый Год |
формирование у детей | |
ТЕМАТИЧЕСКИЕ |
Праздник осени |
воспитание умения видеть прекрасное в природе и окружающей среде |
До свиданья, детский сад |
формирование положительной |
У любого народа и во все времена одним из самых любимых периодов
календарного года, самым любимым развлечением и ритуальным занятием был и остается «праздник». Каждый народ, вместе с тем знает, что праздник – не только время отдыха и веселья. Это то, что в первую очередь связано с чем-то особенным, важным. Неслучайно с давних пор всякий народный праздник – не только не работный день», но и день знаменательный, памятный, посвященный определенному событию.
Поэтому у каждого праздника свое время, своя идея, свое «лицо». Считается, что учредить или выдумать народный праздник невозможно. Его
надо десятилетиями
переживать и закреплять в соответствии
с переживаниями предыдущих поколений
в сознании поколений последующих.
Поэтому культивирование
Событийность и свободное от определенной занятости пространство людей –основной, хотя и двойственный по природе, феномен праздника. На празднике, с одной стороны, можно развлечься, снять физическое и психическое напряжение, проявить себя как талант, а, с другой, осознать принадлежность к чему-то могучему, историческому, символичному и церемониальному. Содержание праздников основано на признанных или признаваемых ценностях межличностного общения (межличностных отношений), на ценностях коллективных и индивидуальных человеческих переживаний, на ценностях художественного творчества людей.
Поэтому одни
праздники посвящены
Общенародные
праздники для многих одаренных
личностей - шанс творческой самореализации,
самовыражения, позволяют личности
испытать чувство собственной
окружающих. Праздник древних афинян, например, предоставлял возможность реализации самодеятельного творчества лицам любого возраста, пола, сословия в формах нравственно - религиозной, обрядно - ритуальной, музыкально – песенной или спортивно – физической. Древним грекам праздник утверждал гражданские свободы и демократию, давал мощный толчок раскрытию духовных и физических потребностей, удовлетворению этих потребностей эстетическими средствами.
Детские народные праздники – комплексная синтетическая деятельность, которая является активной деятельностью в сфере культурного наполнения свободного времени детей, иначе говоря, в сфере досуга. В традиционных типах культур детские праздники – это праздники взрослых, где детям незапрещается присутствовать и участвовать, иногда быть главными персонажами ритуального действия. Детские праздники – не пустое времяпрепровождение для детей, это составная часть их образовательной культурно – просветительской программы.
Информация о работе Праздники. Виды праздников. Примеры проведения детских праздников