Праздники. Виды праздников. Примеры проведения детских праздников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить термин «праздник», его сущность, классификацию, а так же методику подготовки праздника. Объект исследования – современные технологии организации детских праздников. Предмет исследования – современные технологии организации детских праздников. Задачи исследования:
1. Изучить понятие и характеристику праздника, его сущность.
2. Изучить методику подготовки праздника.
3. Познакомиться с организацией детского праздника.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и характеристика праздника…………………………...5
1.1. Понятие праздника…………………………………………………..5
1.2. Функции праздников………………………………………………..7
1.3. Методика подготовки праздника…………………………………...8
1.4. Классификация праздников……………………………………….10
Глава 2. Современные технологии организации детских праздников..16
2.1 Виды и формы детских праздников…………………………………16
2.2 Классификация детских праздников………………………………..17
2.3 Влияние праздников на формирование и развитие психических процессов детей…………………………………………………………...20
2.4 . Подготовка и организация праздника для детей…………………..22
2.5 Методические рекомендации по проведению детского праздника.24
Заключение………………………………………………………………..26
Список используемой литературы……………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая Праздник.docx

— 131.19 Кб (Скачать файл)

 

2. 3. Влияние праздников на формирование и развитие психических процессов детей.

 

Детский возраст  – время формирования и активного  развития всех без исключения психических  процессов. Праздники, как часть  учебно-воспитательной работы, как  часть детства, играют немаловажную роль в развитии этих процессов. Наибольшее влияние они оказывают на развитие внимания и памяти. По характеру  происхождения и по способам осуществления  выделяют два основных вида внимания: произвольное и непроизвольное. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений  человека. Внимание вызывает все необычное. Самые разнообразные раздражители, обладающие фактически одним только общим свойством – новизной, привлекают внимание потому, что реакция на них не ослаблена в результате привычки. А праздник для ребенка – это всегда масса новых, ярких впечатлений. На празднике часто используются сюрпризные моменты, меняются действующие лица и виды деятельности. Таким образом, можно говорить о постоянном использовании на нем непроизвольного внимания детей.

В процессе подготовки праздника  взрослые объясняют детям важность предстоящего мероприятия, тематику праздника, рассказывают, что на нем будет  и что надо будет сделать детям. Таким образом, перед детьми ставится задача, которую они при помощи взрослых и выполняют. Так “запускается”  механизм  и происходит тренировка произвольного внимания. Подготовка и проведение праздников для детей является одним из средств развития всех видов внимания детей.

Процесс подготовки и проведения праздников играет большую роль в  развитии памяти. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение  индивидом его опыта и называется памятью. В памяти различают основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение  и забывание. По характеру психологической  активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. В  процессе подготовки и проведения праздника  у детей используются и развиваются  все вышеназванные виды памяти. В процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды репродуктивной деятельности, что позволяет решать ряд специфических задач: развивать слуховое восприятие, голос и произношение детей, расширять активный словарь, развивать моторику, расширять представления детей об окружающем мире, способствовать формированию навыков общения. И хотя творческой деятельности у детей в дошкольном и школьном возрасте как таковой еще нет, в ходе подготовки и проведения праздника формируются предпосылки для ее развития. Праздники как часть учебно-воспитательного процесса оказывают большое влияние на развитие психических процессов.

 

2.4. Подготовка и организация праздника для детей.

 

Подготовка и проведение праздника для детей– долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых, учителей, воспитателей, руководителя и т.д. и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

Этапы работы над детским праздником:

I этап –  предварительное планирование.

II этап –  работа над сценарием.

III этап –  предварительное знакомство детей  с праздником.

IV этап –  репетиции.

V этап –  проведение праздника.

VI этап –  подведение итогов.

VII этап –  последействие праздника.

I. В начале  года проводится собрание, на  котором обсуждается план работы  на год. Происходит выбор праздников и устанавливаются сроки их проведения.

II. На втором  этапе начинается непосредственная  подготовка к празднику. На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей.

III. Когда сценарий  готов, детям рассказывается о  предстоящем празднике, объясняется  что это за праздник и чему  он посвящен. Если этот праздник  уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем  было.

После того, как  дети уяснили, что это за праздник, им объясняют кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, учителя, знакомые, дети из и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи взрослых будет двигаться.

IV. После определения  целей и задач начинается непосредственная  работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению  зала, уличных площадок, парков, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

V. Когда приходит  тот самый долгожданный день, когда преображенное и украшенное  место проведения полно зрителей  и дети с замиранием сердца  ждут начала действия… праздник  начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

VI. Это подведение  итогов. Как мы уже отмечали, детская,  да и взрослая память долго  хранит светлые, радостные, яркие  впечатления, которыми богат праздник. И задача взрослых на этом  этапе состоит в том, чтобы  “привязать” к этим воспоминаниям  те умения, навыки и знания, которые  дети получили на празднике  и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что  им понравилось, при помощи  взрослых выделяется наиболее  важное и главное в празднике,  поясняются непонятные моменты.

VII. Последействие  праздника. На этом этапе закрепляются  наиболее содержательные и красочные  впечатления, связанные с тематикой  праздника, они запечатлеваются  в рисунках, фотографиях, видеозаписях  и т.д. 

Все это помогает глубже почувствовать  содержание праздника, сохранить о  нем хорошие воспоминания и, что  очень важно для детей максимально  использовать эту ситуацию для обучения и развития.

 

 

2.5. Методические рекомендации по проведению детского праздника.

 

Изучение опыта работы по подготовке и проведению детских  праздников позволяет нам выделить следующие методические рекомендации:

• Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребенку нужно объяснить, что такое праздник. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.

• Речевой материал к празднику нужно подбирать в соответствии с программными требованиями, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи.

• При разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее содержание.

• При постановке танцев целесообразно использовать движения, уже разученные детьми (на занятиях по физкультуре, ритмопластике), т.к. использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над выразительностью, содержанием танца.

• При постановке игровых песен необходимо тщательно продумывать используемые во время пения движения, для того, чтобы они способствовали полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную окраску, соответствующую смысловому содержанию песни.

• Необходимо широкое использование изобразительной деятельности в процессе подготовки праздника, т.к. участие в общем деле формирует у детей чувство коллективизма, украшение зала, группы, создание костюмов способствует развитию творчества детей.

• Праздник не должен быть растянут во времени, т.к. слишком долго детям трудно удерживать внимание на происходящем.

• В структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка.

• В ходе праздника взрослые должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.

• После проведения праздника важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.

• В процессе подготовки и проведения праздника необходима четкая, взаимосвязанная работа ведущего, музыкального руководителя, взрослых, по возможности, родителей и, конечно, детей. Только при этом условии праздник пройдет успешно.

 

 

 

Заключение

Без праздников немыслима  жизнь. Чем она труднее, тем необходимее  праздники как потребность в  положительных эмоциях, потребность  быть вместе.

 

Праздник– важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Праздник для детей – это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения.

Мы выяснили, что праздник, включает в себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности – общение. Так же отметили, что хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

Можно сделать вывод о том, что на всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие взрослых, ведущего, педагогов, музыкального руководителя, которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо преодолевать трудности, возникающими в процессе подготовки к празднику. Праздники должны быть яркими, интересными, насыщенными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей. Кроме того, на празднике и во время подготовки к нему важно создать условия для полноценного эмоционального и речевого общения детей.

 

 

Список литературы

  1.   Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, т. 3. - М., 2008 - С. 380 -381.
  2.   Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды, т.1. - М., 2007 - С.5.
  3.   Мазаев А.И. Праздник как социально – художественное явление. - М., 2008 -  С.11.
  4. Бенифанд А.В. Праздник: сущность, история, современность.  - Красноярск, 2006. -  С. 34.
  5. Венгер А.А. Обучение дошкольников изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 2002.
  6. Выгодский Л.С.  Воображение и творчество в детском творчестве. М.: Просвещение, 2006.
  7. Комарова Т.С. Как научить ребенка выступать. М.: Столетие, 2008.
  8. Кораблева Л.В. Роль изобразительной деятельности в познании окружающего мира школьниками. // Тезисы международной  конференции «Ребенок в современном мире», Т.II «Здоровье ребенка». СП б: Научный центр проблем диалога, 2003.
  9. Красильникова О.А. Обучать и воспитывать творчеством. // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СП б, 2008.
  10. Кудрявцева Г.П. Коррекция познавательной деятельности средствами изобразительного искусства. // Коррекционная направленность обучения и воспитания детей./ Под ред. Аслановой Л.А., Красильниковой О.А. СП б, 2007.
  11. Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СП б, 2008.
  12. Методика музыкального воспитания  детей. / Под ред. Ветлугиной Н.А. М.: Просвещение, 2006.
  13. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования. / Под ред. Комаровой Т.С. М.: Просвещение, 2007.
  14. Никитина М.И. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста. // Никитина М.И., Панин Г.Н., Пономарева З.А. Воспитание младших школьников. СП б, 2006.
  15. Общая психология детей. / Под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 2006.
  16. Паклина Т.Н. Речевые праздники в школе. // Коррекционная направленность обучения и воспитания. Под ред. Аслановой Л.А., Красильниковой О.А. СП б, 2007.
  17. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. М., 2005.
  18. Седова М.Ю. Роль  праздника в коррекции личности ребенка. // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СП б, 2008.\
  19. Тарабарина Т.Н. Развитие ребенка. Ярославль: ООО «Академия развития», 2006.
  20. Яшунская Г.И. Музыкальное воспитание школьников. М.: Просвещение, 2007.

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

С термином «игра» тесно взаимосвязан термин «игровая деятельность». В человеческой практике игровая деятельность занимает ведущее место, особенно в детском возрасте, и ей присущи такие функции, как: развлекательная, социокультурная, диагностическая, воспитательная, коррекционная, социализирующая, познавательная, игротератевтическая и т.д. Зрелищно-игровой досуг – это форма креативной деятельности человека, направленная на его самореализацию (в качестве организатора, исполнителя, зрителя) в игровой акции и обладающая при этом значительным зрелищным эффектом  и очень часто используется на детских праздниках.

Классификации игр:

I

Субъект игры

руководитель

инструктор

педагог

участник

Организационный блок

Спонтанный блок, к нему относятся  оди- ночные, групповые, свободные, само- деятельные, естест- венные игры

     

 

 

 

 

 

II

Объект игры

участник

группа

коллектив

масса

Игры: дошкольников, младшего школьного  возраста, старшего школьного возраста, юношеские, молодежные игры.


 

III

Технологии игровой деятельности

По области деятельности

По игровой методике

По предметной области

По характеру педагогического  процесса

По игровой среде


 

IV

                                   Досуговедческие игры

         

Интеллектуальные

игры

Физические игры

Азартные игры: коммерческие, престижные

По характеру педагогического  процесса

По игровой среде


 

V

                                   Пространственно-временные

Настольные

В помещении

Игры на свежем воздухе:темати-ческие, празд-ничные, воени-зированные, спортивные

Сезонные: зимние, весенние, осенние, лет-ние

Временные: длительные, кратковремен-ные.

Информация о работе Праздники. Виды праздников. Примеры проведения детских праздников