Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 00:55, реферат
Олигофренопедагогика- это часть дефектологии, изучающая ребенка с различными нарушениями интеллектуального развития, вопросы его воспитания, образования и обучения, а также последующей реабилитации и социальной адаптации. Термин «олигофрения» был введен немец. психиатором Э.Крепелином. Предметом изучения олиг-ки является воспитание, обучение и образование у/о детей с особыми трудностями в познавательной деятельности.
Предмет, цели и задачи олигофренопедагогики как науки о воспитании, обучении и образовании детей с проблемами.
Олигофренопедагогика- это часть дефектологии, изучающая ребенка с различными нарушениями интеллектуального развития, вопросы его воспитания, образования и обучения, а также последующей реабилитации и социальной адаптации. Термин «олигофрения» был введен немец. психиатором Э.Крепелином. Предметом изучения олиг-ки является воспитание, обучение и образование у/о детей с особыми трудностями в познавательной деятельности. Олиг-ка изучает педагогический процесс с уч-ся, имеющими особые трудности в деятельности, с целью повышения как теоретических знаний, так и практической его деятельности. Как самостоятельная наука выделилась из общей педагогики и имеет особенность в том, что объектом ее изучения является у/о ребенок. Основной целью олиг-ки является создание условий для максимального развития реальный и потенциальных возможностей проблемного ребенка и его ранняя социализация средствами спец. образования. Олиг-ка руководствуется в разработке теории обучения и воспитания а/детей общими педагогическими принципами. Дидактические основы обучения, общая методика урока, основы организации уч.работы в школе, основные положения частных методик -все это в олиг-ке разрабатывается в соответствии с общепедагогическими принципами. Однако общепедагогические принципы олиг-ка рассматривает как исходные для решения ее основной задачи- коррекции развития у/о ребенка. Задачами олиг-ки как науки также являются: 1. Разработка теоретических и методологических основ изучения, воспитания, обучения и развития у/о детей; 2.Разработка теоретических подходов к дифференциальной диагностике, дифференцированному обучению и воспитанию у/о детей; 3.Разработка пед.технологий восп-я и обуч-я у/о детей; 4.создание необходимой учебно-методической базы в подготовке учителя дефектолога к коррекционно-педагогической работе с детьми с недостатками в психофизическом развитии. 5.Поиск и разработка вариативных форм организации специального образования. Как наука олиг-ка имеет свой предмет исследования – научное обобщение практики и разработка теории обучения и воспитания у/о детей. У истоков олиг-ки стояли такие видные врачи и физиологи как Бехтерев, Маляревский, Россолимо, Лесграфт. Также Граборов, Занков, Замский. Т.О., современная олиг-ка изучает особенности и закономерности развития у/о детей, проявляющиеся под влиянием обучения, разрабатывает педагогическую классификацию и типологию, обеспечивающие возможности индивидуального и дифференцированного подхода к различным типам у/о детей, принципы и методы их воспитания, содержание общего образования и трудового обучения школьников, частные методики преподавания уч. предметов, систему и структуру специальных учреждений.
Олигофреноп-ка в системе пед. наук. Связь с тругими науками.
Несмотря на то, что общая педагогика как наука о воспитании детей насчитывает не одно столетие, лишь в начале 19 в., когда внимание ученых и педагогов было обращено на проблему воспитания детей, имеющих те или иные (в первую очередь достаточно ярко выраженные психофизические) отклонения от нормального развития, появляется еще одно направление – специальная педагогика, или олиг-ка. Олиг-ка это наука изучающая ребенка с различными нарушениями интеллектуально развития, вопросы его воспитания, образования и обучения, а также последующей реабилитации и социальной адаптации. Олиг-ка связана с целым рядом научных дисциплин. Олиг-ка имеет единую цель и принципы с общей педагогикой, хотя и разрабатывает свою концептуальную систему исходя из специальных задач обучения, воспитания и развития а/детей. Педагогическая психология, изучая психологические закономерности усвоения ЗУНов и формирования личности в процессе обучения и воспитания в массовой школе, дает необходимый материал для олиг-ки, изучающей закономерности а/развития. В тесных взаимоотношениях олиг-ка находится с общей, возрастной и социальной психологией. Психология вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания, а также взаимоотношения индивидуума с окружающей социальной средой, особенности психического склада людей, находящихся в разных социальных условиях. Исключительно ценными знаниями о природе физического развития человека педагогику вооружают общая и возрастная физиология и анатомия, составляющие естественно научную основу обучения и воспитания. Эти науки дают возможность установить органические и функциональные изменения в ЦНС, объяснить их механизмы. С логопедией- на основе учета своеобразия психического развития у/о детей разрабатывает содержание и методы коррекции у них дефектов речи. Олиг-ка не мыслима без тесной связи с целым рядом медицинских дисциплин, изучающих развитие детского организма в норме и патологии. Невропатология ориентирует в структуре органических и функциональных поражений ЦНС при у/о различного происхождения. Генетика дает знания о наследственности и наследственных заболеваниях. На основе детской психиатрии изучаются патологические проявления в детском возрасте. Разработке методов восстановления нарушенных психических функций с использованием приемов компенсации дефекта помогает патопсихология, отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга. Также она дает сведения по проблемам этиологии и патогенеза, клиники и лечения последствий заболевания ЦНС; ориентирует в вопросах отграничения у/о от сходных состояний. Клиника у/о- ориентирует в этиологии, патогенезе, симптомокомплексе у/о в ее клинических классификациях. Новые дополнительные возможности для совершенствования процесса обучения и воспитания ребенка с нарушениями развития, а также последующей его социальной реабилитации и адаптации перед олиг-кой открывают связи с отраслями таких знаний, как социология и право. Т.О. основная задача научных исследований в олиг-ки- разработка эффективных способов предупреждения и продаления аномалий развития у детей.