Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 22:04, курсовая работа
С глубокой древности человек, изготовлял и изготовляет различные изделия, стремясь сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ это то, что дарит земля, и что исходит от самой природы: камень, глина, солома, дерево.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Формы организации занятий по технологии……………………………….4
2.Резьба по дереву как средство развития творческих способностей обучающихся…………………………………………………………………...5
3.Виды резьбы по дереву………………………………………………………6
4.Занятия резьбой по дереву и эстетическое воспитание школьников……..8
5.Материал и инструменты для резьбы по дереву………………………….10
6. Методика проведения уроков по ручным операциям при изучении раздела «Резьба по дереву» на примере 6 класса…………………………..13
6.1. Методика обучения раздела «Резьба по дереву»……………………....13
6.2. Развернутые сценарии уроков технологии……………………………..18
6.3. План-конспект уроков……………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………...32
Список используемой литературы…………………………………………...34
Подготовка рабочего места резчика по дереву в зависимости от характера выполняемых резных работ.
Назначение измерительных инструментов. Краткая характеристика каждого из них.
Инструменты для резьбы по дереву. Выбор инструмента для различных видов резьбы. Хранение инструментов. Подготовка инструментов для резьбы по дереву.
Освоение учащимися навыков заточки и правки инструментов. Техника безопасности при заточке и правке инструментов для резьбы.
Тема 1.2. Основные виды геометрической резьбы, приемы их выполнения, простейшие композиции.
Художественно-технические
приемы геометрической резьбы по дереву.
Художественные изделия из дерева,
украшенные геометрической резьбой. Образцы
народного искусства, современные
изделия художественного
Приемы резьбы параллельных линий вдоль и поперек волокон Начальные приемы геометрической контурной и скобочной резьбы. Приемы резьбы «шашечек», «сетки». Создание вариантов композиций освоенных приемов резьбы на дощечках.
Техника безопасности при работе с режущими инструментами.
Трехгранно-выемчатая резьба.
Техническая и художественная
стороны трехгранновыемчатой
Создание на дощечках из
липы или осины вариантов узоров,
образуемых благодаря техническим
приемам трехгранновыемчатой
Техника безопасности при работе с режущими инструментами.
Тема 1.3. Резной геометрический
орнамент. Создание несложных изделий
в технике трехгранно-
Копирование типовых несложных композиций. Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра, равновесие и т.д.) в резьбе на прялках, на наличниках окондомов, в украшении бытовой утвари.
Создание эскизов
Выполнение резьбы несложного изделия.
Основные виды отделки художественных изделий с резьбой. Отделка готового изделия.
Тема 1.4. Резьба несложного изделия
в технике контурной или
Искусство резьбы на пряничных досках, ярославских и северодвинских прялках. Современные изделия народных художественных промыслов, украшенные контурной и скобчатой резьбой. Копирование образцов народной резьбы по дереву. Сбор материала для собственной композиции.
Обсуждение с учащимися зарисовок, отбор рисунков для разработки с собственных композиций.
Разработка эскизов композиций
в технике скобчатой и
Инструменты для скобчатой и контурной резьбы. Подготовка инструментов к работе.
Выполнение созданных композиций в материале и отделка изделий.
6.2. Развернутые сценарии уроков технологии
УРОК № 1-2
Раздел программы: Художественная обработка древесины
Тема: Древесина и ее свойства. Измерительные инструменты резчика по дереву. Инструменты для резьбы. Подготовка к работе. Техника безопасности.
Класс: 6 класс
Время работы: 90 минут
Цели урока:
Образовательная: ознакомить учащихся свойствами древесины, измерительными инструментами резчика по дереву, инструментами для резьбы; получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме «Технология обработки древесины», формировать у учащихся начальные трудовые знания и умения, развить их техническое мышление и творческие способности, используя ИКТ для лучшего восприятия материала.
Развивающая: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие умения правильно выбрать заготовку, прострогать базовую кромку и разметить заготовку по шаблону.
Воспитательная: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развивать мотивацию изучения этапов изготовления объектов труда, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.
Тип урока: урок изучения нового материала
Основной метод проведения урока:
Оборудование: проектор, компьютер, верстаки, наборы столярного инструмента, измерительный инструмент, технологические карты, образцы изделий, заготовки.
Дидактический материал к учебному занятию: презентация в Power Point «Художественная резьба по дереву»,»Технология обработки древесины», плакат техника безопасности, таблица инструментов резчика.
Место проведения: учебная мастерская
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. (2 мин.)
- Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).
- Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).
II. Повторение ранее изученного материала. (7 мин.)
Учащиеся отвечают на следующие вопросы:
Затрагивается тема «Материаловедение», где рассматриваются понятия о строении древесины, породы и их применение. Тема «Пиломатериалы и древесные материалы» позволяет изучить сорта материалов и способы их производства. Тема «Графическая документация» содержит понятия в техническом изображении изделия, видах графических документах их построении и чтении. Тема «Строгание», «Пиление», «Разметка», «Сверление», «Зачистка» знакомят с этапами изменения формы , размеров, и чистоты поверхности заготовки с применением столярных инструментов.
III. Изучение нового материала. (39 мин.)
Итак, тема сегодняшнего урока «Древесина и ее свойства. Измерительные инструменты резчика по дереву. Инструменты для резьбы. Подготовка к работе. Техника безопасности.», обратите внимание на доску, где она записана. Запишите в тетрадях дату и тему урока.
Во время объяснения нового материала идет демонстрация слайдов презентации «Художественная резьба по дереву».
И в наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины: мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и т.д. Своеобразная красота обработанной поверхности изделия из древесины всегда привлекает взгляд. Изучив основы технологии обработки древесины, и вы сможете самостоятельно сделать кухонную разделочную доску.
Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения ,орудия труда, посуду и многое другое.
Дерево хранит тепло Солнца, тепло человеческих рук, работавших с ним.
Дерево капризно и неповторимо. Невозможно получить две одинаковые вещи из дерева: они будут отличаться цветом и фактурой, направлением прожилок – и движением руки Мастера...
Именно необходимость тонкой ручной работы делает деревянные сувениры такими дорогими, и такими редкими.
Мы имеем честь представить совершенно новую технологию обработки дерева. Теперь Художник не занимается тиражированием своей работы: но при этом изобретённая нами технология позволяет в точности передать тончайшие детали прихотливой авторской резьбы.
Деревянные изделия сохраняют индивидуальность и неповторимость авторской работы и живого материала – но при этом становятся серийными. И, в отличие от ручной работы, стоят тем дешевле, чем больше их нужно изготовить.
Мы не преувеличиваем, говоря об изобретении: патентный поиск показал, что такой технологии нет нигде в мире.
Далее материал включает в
себя сведения о ручной и механической
обработке древесины, применяемых
материалах, инструментах и станках;
основных заготовительных, обработочных,
контрольно-измерительных и
Так, знания по планированию, контролю, измерению и другие, дают представления об общих закономерностях и процессах, характерных для ручного производства изделия из древесины.
Процесс изготовления изделия. Технологическая карта.
В школьных мастерских на верстаках изготавливают детали и сборочные единицы.
Деталь является изделием из однородного материала без применения сборочных операций (например, шип, шкант, винт и т.п.). В детали можно выделить элементы, имеющие определенное значение, например отверстия, выступы, углубления и др.
Сборочная единица состоит из нескольких деталей. Процесс соединения деталей между собой называется сборкой.
Каждое изделие имеет свою конструкцию, т.е. определенное устройство. Материалы, из которых изготовлены изделия (древесина, металлы, пластмассы и др.), называют конструкционными.
Перед изготовлением изделия надо внимательно изучить его конструкцию: уяснить форму, размеры, число деталей и способы их соединения, число элементов и др.
При изготовлении изделия
используют рабочие и контрольно-
Рабочие инструменты предназначены для обработки материалов (например, ножницы, молоток). Контрольно-измерительные инструменты служат для определения размеров и проверки точности изготовления изделия (например, линейка, угольник). При обработке материалов используют также приспособления – устройства, которые облегчают работу. Например, при пилении древесины применяют упор.
Для изготовления каждого
изделия необходим
Операция является законченной частью технологического процесса, выполняемой на одном рабочем месте.
Разработка технологического процесса начинается с изучения чертежа детали. Изучая чертеж, определяют форму и размеры заготовок, материал, из которого изготавливают деталь, припуски (дополнительный слой поверхности заготовки, подлежащий удалению при обработке). Затем определяют последовательность обработки, подбирают необходимые инструменты и приспособления.
Технологический процесс
оформляется в виде технологической
карты, т.е. документа, в котором указана
последовательность выполнения операций,
дано графическое изображение
Изготовление изделия начинают с выбора заготовки, т.е. материала (доска, брусок, фанера и т.п.), который будут обрабатывать для получения детали. На детали выбирают базовую сторону, т.е. наиболее ровную поверхность, от которой затем ведут разметку и обработку.
Работа у верстака. Короткая беседа о необходимости выполнения правил техники безопасности.
Добрый совет – не трогай того, о назначении чего имеешь слабое представление!
IV. Практическая работа. (30 мин.)
Проведение практического занятия сопровождается презентацией в Power Point «Технология обработки древесины».
Ученики самостоятельно выполняют творческую практическую работу, согласно своим технологическим картам, соблюдая правила техники безопасности. Учитель проводит текущий инструктаж и проверяет ход их творческой работы.
Если ошибки присущи большинству учащихся, то необходим фронтальный инструктаж с повторной демонстрацией приемов работы. Ребятам, которые допустили брак в работе, предлагают другую заготовку. Учитель оказывает помощь в ее обработке. В текущем инструктаже необходимо подчеркнуть, что невнимательная и неаккуратная работа приводит к браку, большому расходу материала, непроизводительным затратам учебного времени. Качественно обработанной считается заготовка, имеющая правильную геометрическую форму, гладко отшлифованная, без сколов и ворсистости на лицевой поверхности.