Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 22:04, курсовая работа
С глубокой древности человек, изготовлял и изготовляет различные изделия, стремясь сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ это то, что дарит земля, и что исходит от самой природы: камень, глина, солома, дерево.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Формы организации занятий по технологии……………………………….4
2.Резьба по дереву как средство развития творческих способностей обучающихся…………………………………………………………………...5
3.Виды резьбы по дереву………………………………………………………6
4.Занятия резьбой по дереву и эстетическое воспитание школьников……..8
5.Материал и инструменты для резьбы по дереву………………………….10
6. Методика проведения уроков по ручным операциям при изучении раздела «Резьба по дереву» на примере 6 класса…………………………..13
6.1. Методика обучения раздела «Резьба по дереву»……………………....13
6.2. Развернутые сценарии уроков технологии……………………………..18
6.3. План-конспект уроков……………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………...32
Список используемой литературы…………………………………………...34
В конце урока учитель оценивает работу класса, демонстрирует лучшие изделия, т.е. те, которые выполнены в срок в соответствии с техническими требованиями, сообщает, обобщает типичные ошибки, вскрывает их причины и рассматривает способы их предупреждения.
Рекомендуемая литература.
V. Закрепление материала. (7 мин.)
Ученики повторяют последовательность выполнения работы.
Учитель. Практические и теоретические знания, которые вы получили на уроке, вам помогут лучше выполнить проект, а деталь, выполненная вами, является материалом для творческого проекта.
VI. Итог урока. (5 мин.)
Рефлексия, самооценка, взаимооценка учащихся, обсуждение ошибок.
Выставление оценок. Выполненная деталь является материалом для творческого проекта учащихся.
- На этом наш урок закончен. До свидания.
УРОК № 3-4
Раздел программы: Художественная обработка древесины
Тема: Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно-выемчатой резьбы.
Класс: 6 класс
Время работы: 90 минут
Цели урока:
Образовательная: ознакомить учащихся образной и смысловой русской национальной художественной культуры через декоративно-прикладное искусство; формировать знания учащихся о народном орнаменте; дать представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике; приобретение учащимися навыков построения орнаментальной композиции, умения выделить основные ритмические моменты и творчески представить их в самостоятельной работе.
Развивающая: Развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся; развивать творческое воображение детей средствами изобразительного искусства методом глубокого погружения в материал.
Воспитательная: формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого, а так же формировать осознанное видение связи прошлого и настоящего времени.
Тип урока: комбинированный
Основной метод проведения урока:
Оборудование: тетрадь в клетку; кисти № 2; гуашь “гамма”; карандаш; ластик.
Дидактический материал к учебному занятию: Подборка иллюстраций работ народных мастеров; работы учащихся прошлых лет.
Место проведения: учебная мастерская
Ход урока
I. Организационный момент. (2 мин.)
- Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).
- Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).
Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.
II. Изучение нового материала. (43 мин.)
Итак, тема сегодняшнего урока «Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно-выемчатой резьбы.». Запишите в тетрадях дату и тему урока.
1. История возникновения орнамента.
Орнамент имеет свою историю. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. В древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.
По-видимому, одним из первых орнамент украсил глиняный сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и, главное, “защищали” от проникновения через горловину злых духов.
Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле.
С усовершенствованием орудий
труда стало возможным украшать
не только глиняные сосуды, но и изделия
из дерева и камня. Украшения были
в виде неглубоких точек, прямых и
кривых линий. Зависимость человека
от тайных сил природы способствовала
созданию более сложного орнамента
– геометрического, который в
те давние времена имел определенный
символический смысл. Необъяснимые
тогда явления природы привели
к поклонению им – дождю и ветру,
луне и звездам, земле и воде. Но
центральное место отводилось солнцу
– источнику света, тепла и
жизни. Часто встречающееся
Со временем изображение
солнца в виде круга с лучами и
изображение воды в виде волнистой
линии потеряли изначальный смысл,
но они остались любимыми мотивами
орнамента в народном искусстве.
Розетка с солнцем помещается
обычно в центре, а волнистая линия
воды обрамляет изделие или же
несколько рядов волнистой
С течением времени развивались торговые и политические связи между странами и народами. А вместе с ними, в ХI–ХIII веках на русскую землю пришли такие мифические существа, как райская птица Сирин, птица с человеческим лицом, но без ног, вынужденная по этому все время летать; сирены – морские существа, имеющие голову и тело женщины, но рыбий хвост . С далекого Востока пришли легенды об огненной птице Феникс возрожденной из пепла; о единороге, считавшемся владыкой подземного царства; о льве – царе зверей на земле лев. Изображения этих существ часто встречаются в украшениях домов и построек Русского Севера и Поволжья и в росписях прялок. Единоборство льва и единорога также стало элементом орнаментального украшения – это стоящие на задних лапах звери, повернутые друг к другу мордами; их передние лапы скрещены или опираются на «древо жизни» – символ плодородия. Постепенно невиданные легендарные существа приняли у народных мастеров облики узнаваемых из их собственной жизни существ. Например, единорога изображали конем, но только с рогом на лбу; лев стал похож на собаку или коня; «древо жизни» постепенно превратилось в обыкновенное дерево. Таким образом постепенно складывались устойчивые (но не застывшие) формы, а вместе с ними и принципы построения орнамента, во много м определившие национальные художественные традиции.
Виды орнамента.
Геометрический орнамент. Характерен для многих эпох и народов. Несмотря на предельную простоту, до сих пор сохранил эстетическую ценность. Основу построения такого орнамента составляет четкое чередование геометрических элементов в заданном порядке. Очень часто употребляется с другими типами орнамента. Не следует забывать, что прообразом геометрического орнамента была природная форма. Например, греческий меандр символизирует волну, круг – солнце, плетенка – воду.
Растительный орнамент. Самый распространенный в народном искусстве после геометрического и самый излюбленный во многих видах ДПИ. Разные времена и разные народы давали свои растительные мотивы. В раннем средневековье особенно популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко – тюльпан и пион; в период модерна – лилия и т.д. Можно сказать, что растительный орнамент использует самый многочисленный комплекс мотивов, а разных вариаций таких мотивов существует бесконечное множество. Причем один и тот же мотив может быть сильно приближен к натуре, а может быть упрощен до неузнаваемости. Фантастический орнамент. В его основе лежат изображения мифических существ: птицы Сирин, сирен, единорогов, львов и др. Часто его использовали в резьбе по дереву, вышивке, росписи по дереву.
Зооморфный орнамент. Как и в растительном орнаменте, здесь встречаются приближенные к реальным и чрезвычайно упрощенные изображения птиц и зверей. Этот орнамент часто прекрасно сочетается с растительным.
Беседа о порядке построения орнаментальной полосы.
Основные способы построения орнаментальной полосы
«куст»
«дерево»
«волна»
По закономерностям построения обычно выделяют три широко распространенные разновидности орнаментального рельефа:
– орнаментальные ленты (фризы, окаймления, бордюры);
– сетчатые орнаменты (заполняющие поверхность предмета сплошным узором).
Бордюр – орнамент, в котором повторяемые фигуры перемещаются вдоль одной прямой (или кривой) линии.
На основе различных видов симметрии получают вариации бордюрного орнамента.
Раппорт – законченная наименьшая по размеру площадь рисунка, которая повторяется точно по вертикали и горизонтали (для сетчатого раппорта) или в одном направлении (для линейного раппорта) необходимое число раз без просветов фона.
Симметричные орнаментальные композиции уравновешены и статичны. Наиболее статичны композиции с использованием осевой (зеркальной) симметрии. Симметрично могут быть построены как элементы композиции, так и мотивы, состоящие из групп элементов, или вся композиция в целом.
IV. Практическая работа. (39 мин.)
V. Завершение урока. Анализ детских работ. (7 мин.)
Анализ результатов
1. Уровень овладения приемами
построения орнаментальной
2. Выразительность и цветовой
настрой придуманной
3. Аккуратность в выполнении работы.
VI. Подведение итогов. (3-4 мин.)
- На этом наш урок закончен. До свидания.
6.3. План-конспект уроков
УРОК №1-2
Раздел программы: Художественная обработка древесины
Тема: Народное декоративное искусство. Резьба по дереву в России.
Класс: 6 класс
Время работы: 90 минут
Цели урока:
Образовательная: ознакомить учащихся с народным декоративным искусством, резьбой по дереву в России, особенностями народного искусства, творчеством народных мастеров-резчиков по дереву русского Севера, Поволжья, Богородска, Хотькова, производственным циклом, технологическим процессом изготовления художественных изделий из дерева, оборудование и инструменты рабочего места резчика, токаря, техникой безопасности при работе с режущими инструментами.
Развивающая: развивать любовь к народным декоративным искусствам, резьбе по дереву, и к профессии резчика, токаря.
Воспитательная: воспитать чувство вкуса и умение правильно и аккуратно выполнять работу.
Тип урока: урок изучения нового материала
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный.
Оборудование: циркуль, линейка, карандаш, заготовка деталей, рабочая коробка с инструментами.
Дидактический материал к учебному занятию: образец резьбы народных мастеров-резчиков, технологическая карта.
Место проведения: учебная мастерская
Ход урока
1. Организационный этап (2 мин.);
2. Мотивационный этап (3 мин.);
3. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);
4. Этап актуализации знаний (6 мин.);
5. Изучение нового материала (40 мин.);
6. Этап применения нового материала (32 мин.);
7. Подведение итогов урока (4 мин.);
8. Домашнее задание (2 мин.).
УРОК №3-4
Раздел программы: Художественная обработка древесины
Тема: Древесина и ее свойства. Измерительные инструменты резчика по дереву. Инструменты для резьбы. Подготовка к работе. Техника безопасности.
Класс: 6 класс
Время работы: 90 минут
Цели урока:
Образовательная: ознакомить учащихся свойствами древесины, измерительными инструментами резчика по дереву, инструментами для резьбы; получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме «Технология обработки древесины», формировать у учащихся начальные трудовые знания и умения, развить их техническое мышление и творческие способности, используя ИКТ для лучшего восприятия материала.
Развивающая: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие умения правильно выбрать заготовку, прострогать базовую кромку и разметить заготовку по шаблону.
Воспитательная: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развивать мотивацию изучения этапов изготовления объектов труда, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.
Тип урока: урок изучения нового материала
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный.
Оборудование: проектор, компьютер, верстаки, наборы столярного инструмента, измерительный инструмент, технологические карты, образцы изделий, заготовки.