Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 22:04, курсовая работа
С глубокой древности человек, изготовлял и изготовляет различные изделия, стремясь сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ это то, что дарит земля, и что исходит от самой природы: камень, глина, солома, дерево.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Формы организации занятий по технологии……………………………….4
2.Резьба по дереву как средство развития творческих способностей обучающихся…………………………………………………………………...5
3.Виды резьбы по дереву………………………………………………………6
4.Занятия резьбой по дереву и эстетическое воспитание школьников……..8
5.Материал и инструменты для резьбы по дереву………………………….10
6. Методика проведения уроков по ручным операциям при изучении раздела «Резьба по дереву» на примере 6 класса…………………………..13
6.1. Методика обучения раздела «Резьба по дереву»……………………....13
6.2. Развернутые сценарии уроков технологии……………………………..18
6.3. План-конспект уроков……………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………...32
Список используемой литературы…………………………………………...34
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Формы организации занятий по технологии……………………………….4
2.Резьба по дереву как
средство развития творческих
способностей обучающихся………………
3.Виды резьбы по дереву…………………
4.Занятия резьбой по
дереву и эстетическое
5.Материал и инструменты
для резьбы по дереву…………………………
6. Методика проведения уроков
по ручным операциям при
6.1. Методика обучения раздела
«Резьба по дереву»……………………....
6.2. Развернутые сценарии уроков технологии……………………………..18
6.3. План-конспект уроков…………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы…………………………………………...
Введение
С глубокой древности человек, изготовлял и изготовляет различные изделия, стремясь сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ это то, что дарит земля, и что исходит от самой природы: камень, глина, солома, дерево.
Знакомство с общими чертами
народного искусства
Актуальность. В настоящее время перед школой в качестве приоритетной задачи стоит воспитание и развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры, формирование навыков практического решения художественных задач.
Целью работы является разработка и представление методических рекомендаций по использованию технологии резьбы по дереву, как средство развития творческих способностей обучающихся.
Задачи:
Объект – декоративное прикладное творчество.
Предмет – технология резьбы по дереву.
1.Формы организации занятий по технологии
Философское понимание творчества
исходит из того, что творчество
– это деятельность человека, преобразующая
природный и социальный мир в
соответствии с целями и потребностями
человека и человечества на основе
объективных законов
Учебно-трудовая деятельность
школьников при изучении технологии
протекает в различных
1. Учебно-трудовая деятельность учащихся;
2. Фронтальная, групповая;
3. Индивидуальная.
В процессе трудового обучения
учащихся овладевают умениями и навыками,
которые необходимы им для будущей
трудовой деятельности, и как база
для овладения новым
2.Резьба по дереву как средство развития творческих способностей обучающихся
Народные традиции в художественной обработке древесины
Потребность украшать предметы быта появилась у людей давно. Так сложилось, что Русь – страна лесов. И такой благодатный материал, как древесина, всегда был под рукой. Народные промыслы складывались веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Искусство это необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, по индивидуальному видению и замыслу мастеров. Художественные изделия, выполненные народными мастерами, служат непременной частью повседневной жизни человека. Их продуманная форма и пропорции, рисунок орнамента и цвет самого материала характеризуют их художественное содержание, превращают обыкновенные вещи в произведения искусства. С древних времен мастера стремились найти определенный ритм и сочетание узоров, чтобы дерево ожило и излучало тепло. Мастера тонко чувствовали материал, и часто использовали такие изобразительные мотивы как – образ птицы или коня, что было связано с культом животных. На самых разных предметах народные умельцы использовали также изображения сказочных персонажей – львов, наяд, русалок, единорогов и других сказочных чудовищ, исполняя их в резьбе или росписи. Важным центром искусства художественной обработки древесины в Древней Руси были Киев и Великий Новгород. Новгородское искусство обработки дерева достигло своего расцвета в XII —XIV вв. В Новгороде использовали такие приемы решения орнамента как: прямоугольники, круги, завитки. Все созданное человеком из дерева всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. В крестьянском искусстве XVIII — XX вв. геометрическая резьба была не только красивым узором , в нём был заключен глубокий смысл.[1]
3.Виды резьбы по дереву.
В нашей стране существует много видов резьбы по дереву. Культура резьбы живет столетия и продолжает совершенствоваться, развиваться. Многочисленные виды резьбы можно подразделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углубленная; рельефная; прорезная или ажурная; скульптурная или объемная. Каждая из групп, в свою очередь делится на различные по рисунку и технике выполнения разновидности.
Плосковыемчатой называют резьбу,
у которой низкие точки рельефа
расположены ниже уровня украшаемой
поверхности, а верхние точки
находятся на ее уровне. Для нее
характерна неглубокая порезка, чаще всего
в виде геометрического или
Геометрическая резьба выполняется в виде двух, трех, и четырех выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей. Она выгодно отличается от других видов резьбы большим разнообразием приемов художественного оформления деревянной поверхности. В то же время эта резьба несложна по выполнению, она не требует специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов.
Контурная резьба характеризуется небольшими тонкими двухгранными выемками, проходящими по всему контуру рисунка. Используют главным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, животных, птиц и т.д.
Завальная резьба, также как и контурная, выполняется в виде двухгранных выемок, но выемки режутся более глубокие, а их кромки закругляются. Завальная резьба дает небольшую светотень. Как и контурная резьба, она декоративна только при отделке полированием. Применяют завальную резьбу для украшения мелких изделий – шкатулок, рамок и т.д.
Рельефную резьбу выполняют путем подрезки плоского орнамента, оставленного на углубленном фоне, и различных выемок на плоскостях этого орнамента. Рельефная резьба отличается большой выразительностью и декоративностью. В прошлом ее широко применяли для украшения изделий из древесины и мебели классических стилей. Разновидностью рельефной резьбы является домовая резьба, широко применявшаяся в древнем зодчестве. [1]
Прорезной называется резьба, у которой фон удален. Прорезная резьба выполнятся как в технике плосковыемчатой резьбы, так и в технике рельефной резьбы. Прорезная резьба с плоским орнаментом на наличниках окон была широко распространена в древнем зодчестве 19- начало 20 веков. Такая резьба характерна для старинной русской мебели. Иногда прорезную резьбу приклеивают к деревянной основе.
Скульптурная резьба (объемная) характеризуется тем, что в ней орнамент частично или полностью отделяют от фона, преображая его в скульптуру. В отличие от одностороннего изображения объектов в плосковыемчатой резьбе, в объемной резьбе объект изображается всесторонне. Такая резьба широко применялась в мебели и интерьерах классических стилей. В настоящее время в технике скульптурной резьбы изготавливают деревянные резные игрушки, сувениры, предметы бытовой утвари.
4.Занятия резьбой по дереву и эстетическое воспитание школьников.
В настоящее время на первый план деятельности школы выдвигается трудовое воспитание и обучение, в том числе средствами искусства. Оно играет важную роль в гражданском становлении, нравственном формировании личности, в выработке осознанного отношения подростков к учебе, подготовке их к вступлению в самостоятельную жизнь.[5]
Комплексный подход к постановке всего дела воспитания является на современном этапе развития школы методологическим принципом организации ее воспитательной работы, важнейшим условием всестороннего развития личности школьников. Существенное значение в осуществлении единства эстетического и трудового воспитания школьников, в их духовном развитии имеют занятия декоративно – прикладным искусством, основанные на народном творчестве.
Декоративно–прикладное
искусство – это обширная область
искусств, которая служит художественному
формированию материальной среды, создаваемой
человеком, способствует внедрению
в нее эстетического и идейно–
В школьных занятиях резьбы
по дереву заложен высокий потенциал.
Раскрывая огромную духовную ценность
изделий народных мастеров, такие
занятия формируют эстетический
вкус школьников, позволяют вооружать
учащихся техническими знаниями, вырабатывать
у них трудовые умения и навыки,
вести психологическую и
Существует немало видов
художественной обработки материалов.
Однако далеко не каждый из них может
войти составной частью в содержание
занятий общеобразовательных
В школе должны находить место такие виды декоративно-прикладного искусства, в процессе которых устанавливались бы прочные межпредметные связи и получали практическое применение и дальнейшее развитие знания, приобретаемые школьниками на уроках по различным дисциплинам. Занятия резьбы по дереву должны основываться на знаниях, приобретенных учащимися на уроках изобразительного искусства, черчения и трудового обучения, физики и химии. При работе над декоративными композициями учащиеся могут воспользоваться знаниями из области ботаники, истории, литературы и других учебных дисциплин.
Вместе с тем немалое значение имеет соответствие выбранных видов резьбы по дереву требованиям школьной гигиены и безопасности труда, возможности проведения занятий в учебных мастерских и кабинетах. Непременным условием также является доступность материалов и малое количество инструментов, применяемых для создания изделий.
Внеклассные занятия резьбой
по дереву помогут учащимся старших
классов продолжить углубление знаний
в области изобразительной
Учащиеся в увлекательной форме закрепят знания, полученные на уроках изобразительного искусства и трудового обучения, больше узнают о прикладной химии, научатся затачивать инструмент, покрывать различные изделия лаками, получат навыки работы на токарных, сверлильных и фрезерных станках.
Занятия в кружках позволяют учащимся приобщиться к интересному делу, которое внутренне обогатит их, уведет в мир прекрасного, заполнит творческим трудом свободное от работы время.[7]
5.Материал и инструменты для резьбы по дереву.
Для резьбы по дереву используют различные породы древесины. Выбор той или иной породы зависит от назначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы.[1]
Из лиственных пород деревьев часто для резьбы применяет липу. Древесина липы легко и чисто режется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости липу не используют для изготовления мебели, поэтому ее применение ограничено мелкими бытовыми изделиями.
Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируется под другие породы, например под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.