Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 22:04, курсовая работа
С глубокой древности человек, изготовлял и изготовляет различные изделия, стремясь сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ это то, что дарит земля, и что исходит от самой природы: камень, глина, солома, дерево.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Формы организации занятий по технологии……………………………….4
2.Резьба по дереву как средство развития творческих способностей обучающихся…………………………………………………………………...5
3.Виды резьбы по дереву………………………………………………………6
4.Занятия резьбой по дереву и эстетическое воспитание школьников……..8
5.Материал и инструменты для резьбы по дереву………………………….10
6. Методика проведения уроков по ручным операциям при изучении раздела «Резьба по дереву» на примере 6 класса…………………………..13
6.1. Методика обучения раздела «Резьба по дереву»……………………....13
6.2. Развернутые сценарии уроков технологии……………………………..18
6.3. План-конспект уроков……………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………...32
Список используемой литературы…………………………………………...34
Дидактический материал к учебному занятию: презентация в Power Point «Художественная резьба по дереву»,»Технология обработки древесины»,
Место проведения: учебная мастерская
Ход урока
1. Организационный этап (2 мин.);
2. Мотивационный этап (3 мин.);
3. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);
4. Этап актуализации знаний (6 мин.);
5. Изучение нового материала (42 мин.);
6. Этап применения нового материала (30 мин.);
7. Подведение итогов урока (4 мин.);
8. Домашнее задание (2 мин.).
УРОК №5-6
Раздел программы: Художественная обработка древесины
Тема: Основные виды геометрической резьбы, приемы их выполнения, простейшие композиции.
Класс: 6 класс
Время работы: 90 минут
Цели урока:
Образовательная: ознакомить учащихся художественно-техническими приемами геометрической резьбы по дереву, художественными изделиями из дерева, украшенные геометрической резьбой, образцами народного искусства, современными изделиями художественного промысла.
Сформировать первоначальные умения резьбы параллельных линий вдоль и поперек волокон, геометрической контурной и скобочной резьбы, резьбы "шашечек", "сетки", выполнения узоров: "куличок", "змейка", "витейка", "бусы", "елочка", "сколышек", "чешуйка", "шишки", "лесенки", "кубики", "решетка".
Развивающая: Способствовать развитию профессиональной самостоятельности и творческого поиска в ходе выполнения задания; развивать мелкую мускулатуру рук.
Воспитательная: Воспитание у учащихся аккуратности, бережного отношения к материалу, инструменту, атмосферы взаимопомощи
Тип урока: комбинированный
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный.
Оборудование: циркуль, линейка, карандаш, заготовка деталей, рабочая коробка с инструментами
Дидактический материал к учебному занятию: образцы геометрической контурной и скобочной резьбы, технологическая карта, плакат техники безопасности.
Место проведения: учебная мастерская
Ход урока
1. Организационный этап (2 мин.);
2. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);
3. Опрос учащихся по изученному материалу (7 мин.).
4. Изложение нового материала (25 мин.);
5. Вводный инструктаж (15 мин.);
6. Вводное выполнение приемов практической работы (10 мин.);
7. Самостоятельная практическая работа учащихся (23 мин.);
8. Текущее инструктирование учителя (5 мин.);
9. Подведение итогов урока (2 мин.);
УРОК №7-8
Раздел программы: художественная обработка древесины
Тема: Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно-выемчатой резьбы.
Класс: 6 класс
Время работы: 90 минут
Цели урока:
Образовательная: ознакомить учащихся образной и смысловой русской национальной художественной культуры через декоративно-прикладное искусство; формировать знания учащихся о народном орнаменте; дать представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике; приобретение учащимися навыков построения орнаментальной композиции, умения выделить основные ритмические моменты и творчески представить их в самостоятельной работе.
Развивающая: Развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся; развивать творческое воображение детей средствами изобразительного искусства методом глубокого погружения в материал.
Воспитательная: формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого, а так же формировать осознанное видение связи прошлого и настоящего времени.
Тип урока: комбинированный
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование: тетрадь в клетку; кисти № 2; гуашь “гамма”; карандаш; ластик.
Дидактический материал к учебному занятию: Подборка иллюстраций работ народных мастеров; работы учащихся прошлых лет.
Место проведения: учебная мастерская
Ход урока
1. Организационный этап (2 мин.);
2. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);
3. Опрос учащихся по изученному материалу (5 мин.).
4. Изложение нового материала (25 мин.);
5. Вводный инструктаж (15 мин.);
6. Вводное выполнение приемов практической работы (12 мин.);
7. Самостоятельная практическая работа учащихся (23 мин.);
8. Текущее инструктирование учителя (5 мин.);
9. Подведение итогов урока (2 мин.);
УРОК №9-10
Раздел программы: Художественная обработка древесины
Тема: Резьба несложного изделия в технике контурной или скобчатой резьбы.
Класс: 6 класс
Время работы: 45 минут
Цели урока:
Образовательная: научить составлять технологическую карту и по ней изготовлять изделие; закрепить технику владения резцом.
Развивающая: развить пространственное мышление при составлении модуля.
Воспитательная: воспитать чувство вкуса и умение правильно и аккуратно выполнять работу.
Тип урока: урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование: циркуль, линейка, карандаш, заготовка деталей, рабочая коробка с инструментами.
Дидактический материал к учебному занятию: образцы резьбы изделий, технологическая карта, плакат техники безопасности.
Место проведения: учебная мастерская
Ход урока
1. Организационный этап (2 мин.);
2. Мотивационный этап (2 мин.);
3. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);
4. Подготовка к выполнению трудового задания (15 мин.);
5. Проверка готовности рабочих мест (3 мин.);
6. Самостоятельное выполнение учащимися трудового задания(57 мин.);
7. Подведение итогов урока (3 мин.);
8. Домашнее задание. Уборка рабочих мест (5 мин.).
Заключение
Роль трудовой деятельности
в системе внеурочной работы возрастает,
расширяется влияние школы на
учащихся, ее ответственность за организацию
режима, отдыха. Развитие внеурочной работы
школы тесно связано с
Внеурочная трудовая деятельность способствует лучшей организации самих уроков труда, на которых слабые ученики часто не усваивают материал а, сильные работают с недогрузкой.
Учащимся на уроках часто не хватает времени на самообразование, на разнообразную творческую работу, развивающую их всесторонне, гармонично, тем более это относится к урокам труда, где занятия идут по единому для всех плану, программе, распорядку.
В школьных занятиях декоративно-прикладным
искусством заложен высокий воспитательный
потенциал. Раскрывая огромную духовную
ценность изделий народных мастеров,
такие занятия формируют
Основными принципами педагогики
является единство обучения и воспитания.
Эстетическое и трудовое воспитание
средствами декоративно-прикладного
искусства тесно связано с, образованием
и обучением, а эффективность
этого единства во многом зависит
от организационно-методического
Резьба по дереву была включена в учебно-воспитательный процесс с первых шагов школы. В “Основных принципах единой трудовой школы” резьба по дереву была названа в числе “главных приемов труда”, которые “… приближаясь к идеалу”, должна была преподать ученику новая школа.
Вместе с тем немалое
значение имеет соответствие выбранных
видов декоративно-прикладного
Таким образом, трудовое обучение учащихся ручным операциям будет эффективным если:
- учитель будет владеть
- создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения при ручных операциях.
- ручной труд будет
Разработанная методика технологии развернутые сценарии и план - конспекты уроков могут быть использованы в работе учителей, студентов – практикантов, а так же руководителями кружков дополнительного образования и родителей.
Список используемой литературы
1.Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митланская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. М., 1984.
2.Гуламов Г. «Взаимосвязь общественно полезного труда и нравственного воспитания детей ! // Сов. «педагогика», 1991 г.
3.Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности детей. - Спб.: Нева, 2007г.
4.Платонов К.К. Обобщение характеристик как метод социально-психологического изучения личности. - М.: Вега, 2008 г.
5.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений: - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. Кн.2. М 2001.
6.Скаткин М.И., Костяшкин Э.Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. М., 1984
7.Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в младшем школьном возрасте. - М.: ИНФРА - М, 2007.
8.Харламов И.Ф. «Педагогика»: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2002 г.