Преподавание "Резьбы по дереву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

С глубокой древности человек, изготовлял и изготовляет различные изделия, стремясь сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ это то, что дарит земля, и что исходит от самой природы: камень, глина, солома, дерево.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Формы организации занятий по технологии……………………………….4
2.Резьба по дереву как средство развития творческих способностей обучающихся…………………………………………………………………...5
3.Виды резьбы по дереву………………………………………………………6
4.Занятия резьбой по дереву и эстетическое воспитание школьников……..8
5.Материал и инструменты для резьбы по дереву………………………….10
6. Методика проведения уроков по ручным операциям при изучении раздела «Резьба по дереву» на примере 6 класса…………………………..13
6.1. Методика обучения раздела «Резьба по дереву»……………………....13
6.2. Развернутые сценарии уроков технологии……………………………..18
6.3. План-конспект уроков……………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………...32
Список используемой литературы…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

резьба по дереву готово.docx

— 71.46 Кб (Скачать файл)

Дидактический материал к учебному занятию: презентация в Power Point «Художественная резьба по дереву»,»Технология обработки древесины»,

Место проведения: учебная мастерская

Ход урока

1. Организационный этап (2 мин.);

2. Мотивационный этап (3 мин.);

3. Сообщение темы и  цели урока (1 мин.);

4. Этап актуализации знаний (6 мин.);

5. Изучение нового материала  (42 мин.);

6. Этап применения нового  материала (30 мин.);

7. Подведение итогов урока  (4 мин.);

8. Домашнее задание (2 мин.).

УРОК №5-6

Раздел программы: Художественная обработка древесины

Тема: Основные виды геометрической резьбы, приемы их выполнения, простейшие композиции.

Класс: 6 класс

Время работы: 90 минут

Цели урока:

Образовательная: ознакомить учащихся художественно-техническими приемами геометрической резьбы по дереву, художественными изделиями из дерева, украшенные геометрической резьбой, образцами народного искусства, современными изделиями художественного промысла.

Сформировать первоначальные умения резьбы параллельных линий вдоль и поперек волокон, геометрической контурной и скобочной резьбы, резьбы "шашечек", "сетки", выполнения узоров: "куличок", "змейка", "витейка", "бусы", "елочка", "сколышек", "чешуйка", "шишки", "лесенки", "кубики", "решетка".

Развивающая: Способствовать развитию профессиональной  самостоятельности и творческого поиска в ходе выполнения задания; развивать мелкую мускулатуру рук.

Воспитательная: Воспитание у учащихся аккуратности, бережного отношения к материалу, инструменту, атмосферы взаимопомощи

Тип урока: комбинированный

Основной метод  проведения урока: словесный, наглядный.

Оборудование: циркуль, линейка, карандаш, заготовка деталей, рабочая коробка с инструментами

Дидактический материал к учебному занятию: образцы геометрической контурной и скобочной резьбы, технологическая карта, плакат техники безопасности.

Место проведения: учебная мастерская

Ход урока

1. Организационный этап (2 мин.);

2. Сообщение темы и  цели урока (1 мин.);

3. Опрос учащихся по  изученному материалу (7 мин.).

4. Изложение нового материала  (25 мин.);

5. Вводный инструктаж (15 мин.);

6. Вводное выполнение  приемов практической работы (10 мин.);

7. Самостоятельная практическая  работа учащихся (23 мин.);

8. Текущее инструктирование  учителя (5 мин.);

9. Подведение итогов урока  (2 мин.);

УРОК №7-8

Раздел программы: художественная обработка древесины

Тема: Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно-выемчатой резьбы.

Класс: 6 класс

Время работы: 90 минут

Цели урока:

Образовательная: ознакомить учащихся образной и смысловой русской национальной художественной культуры через декоративно-прикладное искусство; формировать знания учащихся о народном орнаменте; дать представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике; приобретение учащимися навыков построения орнаментальной композиции, умения выделить основные ритмические моменты и творчески представить их в самостоятельной работе.

Развивающая: Развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся; развивать творческое воображение детей средствами изобразительного искусства методом глубокого погружения в материал.

Воспитательная: формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого, а так же формировать осознанное видение связи прошлого и настоящего времени.

Тип урока: комбинированный

Основной метод  проведения урока: словесный, наглядный, практический

Оборудование: тетрадь в клетку; кисти № 2; гуашь “гамма”; карандаш; ластик.

Дидактический материал к учебному занятию: Подборка иллюстраций работ народных мастеров; работы учащихся прошлых лет.

Место проведения: учебная мастерская

Ход урока

1. Организационный этап (2 мин.);

2. Сообщение темы и  цели урока (1 мин.);

3. Опрос учащихся по  изученному материалу (5 мин.).

4. Изложение нового материала  (25 мин.);

5. Вводный инструктаж (15 мин.);

6. Вводное выполнение  приемов практической работы (12 мин.);

7. Самостоятельная практическая  работа учащихся (23 мин.);

8. Текущее инструктирование  учителя (5 мин.);

9. Подведение итогов урока  (2 мин.);

УРОК №9-10

Раздел программы: Художественная обработка древесины

Тема: Резьба несложного изделия в технике контурной или скобчатой резьбы.

Класс: 6 класс

Время работы: 45 минут

Цели урока:

Образовательная: научить составлять технологическую карту и по ней изготовлять изделие; закрепить технику владения резцом.

Развивающая: развить пространственное мышление при составлении модуля.

Воспитательная: воспитать чувство вкуса и умение правильно и аккуратно выполнять работу.

Тип урока: урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий

Основной метод  проведения урока: словесный, наглядный, практический

Оборудование: циркуль, линейка, карандаш, заготовка деталей, рабочая коробка с инструментами.

Дидактический материал к учебному занятию: образцы резьбы изделий, технологическая карта, плакат техники безопасности.

Место проведения: учебная мастерская

Ход урока

1. Организационный этап (2 мин.);

2. Мотивационный этап (2 мин.);

3. Сообщение темы и  цели урока (1 мин.);

4. Подготовка к выполнению  трудового задания (15 мин.);

5. Проверка готовности  рабочих мест (3 мин.);

6. Самостоятельное выполнение  учащимися трудового задания(57 мин.);

7. Подведение итогов урока  (3 мин.);

8. Домашнее задание. Уборка рабочих мест (5 мин.).

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Роль трудовой деятельности в системе внеурочной работы возрастает, расширяется влияние школы на учащихся, ее ответственность за организацию  режима, отдыха. Развитие внеурочной работы школы тесно связано с расширением  функций школы.

Внеурочная трудовая деятельность способствует лучшей организации самих  уроков труда, на которых слабые ученики  часто не усваивают материал а, сильные  работают с недогрузкой.

Учащимся на уроках часто  не хватает времени на самообразование, на разнообразную творческую работу, развивающую их всесторонне, гармонично, тем более это относится к  урокам труда, где занятия идут по единому для всех плану, программе, распорядку.

В школьных занятиях декоративно-прикладным искусством заложен высокий воспитательный потенциал. Раскрывая огромную духовную ценность изделий народных мастеров, такие занятия формируют эстетический вкус школьников, позволяют вооружать  учащихся техническими знаниями, развивать  у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и педагогическую подготовку к труду, к выбору профессии.

Основными принципами педагогики является единство обучения и воспитания. Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного  искусства тесно связано с, образованием и обучением, а эффективность  этого единства во многом зависит  от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного  процесса.

Резьба по дереву была включена в учебно-воспитательный процесс  с первых шагов школы. В “Основных  принципах единой трудовой школы” резьба по дереву была названа в  числе “главных приемов труда”, которые “… приближаясь к идеалу”, должна была преподать ученику новая  школа.

Вместе с тем немалое  значение имеет соответствие выбранных  видов декоративно-прикладного искусства  требованиям школьной гигиены и  безопасности труда, возможности проведения занятий в учебных мастерских и кабинетах. Непременным условием является также доступность материалов и малое количество инструментов, применяемых для создания изделий.

Таким образом, трудовое обучение учащихся ручным операциям будет эффективным  если:

- учитель будет владеть современной  теорией и практикой ручных  операций при трудовом обучении  учащихся.

- создана хорошая материальная  база для процесса трудового  обучения при ручных операциях.

- ручной труд будет рассматриваться  как средство развития личности  учащихся.

Разработанная методика технологии развернутые  сценарии и план - конспекты уроков могут быть использованы в работе учителей, студентов – практикантов, а так же руководителями кружков  дополнительного образования и  родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митланская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. М., 1984.

2.Гуламов Г. «Взаимосвязь общественно полезного труда и нравственного воспитания детей ! // Сов. «педагогика», 1991 г.

3.Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности детей. - Спб.: Нева, 2007г.

4.Платонов К.К. Обобщение характеристик как метод социально-психологического изучения личности. - М.: Вега, 2008 г.

5.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений: - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. Кн.2. М 2001.

6.Скаткин М.И., Костяшкин Э.Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. М., 1984

7.Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в младшем школьном возрасте. - М.: ИНФРА - М, 2007.

8.Харламов И.Ф. «Педагогика»: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2002 г.

 

 


Информация о работе Преподавание "Резьбы по дереву"