Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:47, контрольная работа
В повседневной жизни для детей значимость представляют права, которые непосредственно находят отражение в их повседневной жизни - личные и социально-культурные права. К первым можно отнести: право на жизнь, право жить в своей семье, право на имя, право на счастье, право на безопасное существование без эксплуатации или небрежного отношения, право на защиту от жестокости, издевательств и несправедливого отношения, право свободно выражать свое мнение, право на гражданство и др. Ко второй группе относятся: права на образование, на здоровье, на доступ к культурным ценностям, на интеллектуальное, психологическое, физическое, умственное развитие и на достойный уровень жизни.
Введение…………………………………………………………………………………3
1.Права детей, гарантированные Конвенцией
и Законом Республики Беларусь…………………………………………………...4
2. Причины и предупреждение нарушений прав ребенка……………………………….8
Заключение………………………………………………………………………………....17
Список литературы…………………………………………
УО «Мозырский педагогический
университет имени И.П.Шамякина»
и начального образования
Контрольная работа
по предмету «Права ребёнка»
на тему
«Причины нарушения прав ребёнка»
Мозырь 2012
План:
Введение………………………………………………………
1.Права детей, гарантированные Конвенцией
и Законом Республики Беларусь…………………………………………………...
2. Причины и предупреждение нарушений прав ребенка……………………………….8
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Права ребенка и права человека имеют общую основу, природу, но отличаются своей спецификой. Права ребенка определяются специфическими условиями жизни и развития этой группы людей: возрастом, психологическими особенностями, зависимостью от родителей, стремлением к постижению мира через знания, справедливость, открытость, доброту и т.д. Духовно-нравственный опыт первых лет жизни ребенка, взаимоотношения с родителями, атмосфера близкого семейного окружения, годы учебы в школе во многом определяют гармоническое развитие подростка в будущем, а значит и общества в целом.
В повседневной жизни для детей значимость представляют права, которые непосредственно находят отражение в их повседневной жизни - личные и социально-культурные права. К первым можно отнести: право на жизнь, право жить в своей семье, право на имя, право на счастье, право на безопасное существование без эксплуатации или небрежного отношения, право на защиту от жестокости, издевательств и несправедливого отношения, право свободно выражать свое мнение, право на гражданство и др. Ко второй группе относятся: права на образование, на здоровье, на доступ к культурным ценностям, на интеллектуальное, психологическое, физическое, умственное развитие и на достойный уровень жизни.
20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка, которая вступила в силу 2 сентября 1990 г. Это стало кульминацией почти 70-тилетней борьбы за то, чтобы международное сообщество признало особые потребности и уязвимость детей. Конвенция провозгласила приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. В ней подтверждается необходимость правовой и другой защиты ребенка до и после рождения, важность уважения культурных ценностей народа, к которому принадлежит ребенок, и жизненно важная роль международного сотрудничества в деле защиты прав ребенка.
1. Права детей, гарантированные Конвенцией и
Цивилизованность человеческого общества издавна проявлялась в защите самых слабых его членов, к которым, как правило, относили стариков, женщин, детей. Необходимость особой правовой защиты детей признается целым рядом международно-правовых документов ввиду физической и умственной незрелости ребенка.
В настоящее время координирующим центром по разработке и принятию норм международного права, касающихся интересов детей, является ООН, входящие в ее состав специализированные структуры - Комитет по правам ребенка, Детский фонд ЮНИСЕФ.
Важнейшим документом в этой области является Конвенция о правах ребенка, принятая в 1989 году.
Оценивая значение этого документа, следует подчеркнуть, что Конвенция о правах ребенка занимает особое место в сфере международного права в области прав человека как наиболее четкое и всеобъемлющее выражение чаяний мирового сообщества в отношении детей. Основная идея Конвенции, своеобразного билля о правах детей, заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка.
В преамбуле Конвенции ООН о правах ребёнка сказано: «признавая, что ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания...» [5,с. 17].
Говоря о правах ребёнка, следует принимать во внимание несколько основных положений:
Согласно Конвенции ребенком является лицо в возрасте 18 лет, если по национальным законам не указан более ранний возраст совершеннолетия.
Конвенция:
охватывает весь спектр прав человека: гражданских, политических, экономических, социальных и культурных - и признает, что осуществление одного права не может быть отделено от осуществления других прав;
указывает, что свобода, которая необходима для умственного, нравственного и духовного развития ребенка, требует, помимо прочего, создания здоровой и безопасной обстановки, доступа к медицинскому обслуживанию и достижению минимальных стандартов в обеспечении продовольствием, одеждой и жильем;
признает главенствующую роль семьи и родителей в уходе за детьми и в обеспечении их защиты, а также обязанность государства помогать им в выполнении этой задачи; закрепляет право ребенка на активную роль в процессе своего собственного развития, на выражение своего мнения и на то, чтобы его учитывали при принятии решений, качающихся его жизни;
расширяет юридические
затрагивает проблемы
Всю гамму прав, охватываемых Конвенцией, сгруппировали в три категории: обеспечение, защита и участие. Дети имеют право на обеспечение в самых широких пределах, начиная с имени и гражданства и заканчивая медико-санитарной помощью и образованием. Они имеют право на защиту от определенных действий, например пыток, эксплуатации, произвольного лишения свободы и необоснованного лишения семейной заботы. Дети также имеют право на участие в решениях, касающихся их жизни, и на участие в жизни общины.
Объединив все эти права в одном тексте, Конвенция преследует три основные цели:
Вновь подтвердить в отношении
детей права, которые уже предоставлены
людям вообще в рамках других
договоров. Некоторые из этих прав, например
защита от пыток, вполне очевидно, касаются
также и детей. Другие, например, право
выражения мнения, свобода собраний, свобода
вероисповедания и право на социальное
обеспечение, привели к горячим дискуссиям
во время подготовки документа в отношении
того,
могут ли и должны ли дети
иметь также права и если да, то в каких
случаях. Было очень важно вновь подтвердить,
что они должны иметь такие права, равно
как и тот факт, что дети тоже люди.
Укрепить некоторые основные права человека, с тем, чтобы учесть особые потребности и уязвимость детей. Очевидным примером являются условия труда, которые должны быть более легкими для детей и молодежи, чем для взрослых. Другим примером являются условия, при которых детей можно лишать свободы.
Установить нормы в тех областях, которые особенно актуальны для детей. Конвенция затрагивает весьма специфичные вопросы, касающиеся детей, например процедуры усыновления/удочерения, доступ к начальному образованию, защита от злоупотреблений и отсутствия заботы в семье, а также взыскание алиментов [5,с. 2].
Конвенция содержит три основных новшества.
Во-первых, она вводит понятие «прав участия» для детей и признает значение информирования самих детей об их правах.
Во-вторых, Конвенция поднимает такие вопросы, которые раньше никогда не рассматривались в международных документах: право детей, пострадавших от жестокости и эксплуатации, на реабилитацию и обязанность правительств принимать шаги для ликвидации традиционной практики, вредящей здоровью детей.
В-третьих, она включает принципы и нормы, которые ранее фигурировали лишь в юридически не обязывающих текстах, и в частности вопросы, касающиеся усыновления/удочерения и отправления правосудия в отношении несовершеннолетних [5,с. 2].
Конвенция также вводит две важные концепции, имеющие большое значение:
«наилучшее обеспечение интересов ребенка» (статья 3) становится обязательным критерием для «всех действий в отношении детей»;
принцип, в соответствии с которым родители (или другие лица, несущие ответственность за ребенка) обязаны должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им своих прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка получать и осуществлять эти права (статья 5).
Комитет по правам
ребенка выделил следующие
статья 2 (о предотвращении дискриминации);
статья 3 (о наилучших интересах ребенка);
статья 6 (о праве на жизнь, выживание и развитие);
статья 12 (об уважении взглядов ребенка) [5,с. 3].
Республики Беларусь ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 1 октября 1990 года, а 19 ноября 1993 году в республике был принят Закон «О правах ребенка» [11]. В Законе, состоящем из 35 статей, определены принципы государственной политики в отношении детей, закреплены их права и обязанности.
В соответствии с Законом «О правах ребенка», дети, как и все граждане Республики Беларусь, имеют:
право на жизнь, здоровье: так, для медицинского вмешательства в отношении лица, не достигшего 14 лет, требуется согласие его родителей, опекуна;
право на гражданство;
право на достойный уровень жизни;
право на личную неприкосновенность, право частной жизни;
право личной и семейной тайны;
право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно;
право на благоприятную окружающую среду;