Причины нарушения прав ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:47, контрольная работа

Описание работы

В повседневной жизни для детей значимость представляют права, которые непосредственно находят отражение в их повседневной жизни - личные и социально-культурные права. К первым можно отнести: право на жизнь, право жить в своей семье, право на имя, право на счастье, право на безопасное существование без эксплуатации или небрежного отношения, право на защиту от жестокости, издевательств и несправедливого отношения, право свободно выражать свое мнение, право на гражданство и др. Ко второй группе относятся: права на образование, на здоровье, на доступ к культурным ценностям, на интеллектуальное, психологическое, физическое, умственное развитие и на достойный уровень жизни.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
1.Права детей, гарантированные Конвенцией
и Законом Республики Беларусь…………………………………………………...4
2. Причины и предупреждение нарушений прав ребенка……………………………….8
Заключение………………………………………………………………………………....17
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

К.р. по правам реб. Причины нарушения прав ребёнка.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

 

 

УО «Мозырский педагогический

университет имени И.П.Шамякина»

 

 

                                                                                Факультет дошкольного

и начального образования

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по предмету «Права ребёнка»

на тему

«Причины нарушения прав ребёнка»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Выполнила 

                                                                      Альхимович С.В.,

                                                                                       студентка 2 курса

                                                      3 группы

                                                                                       факультета ДиНО

                                                                                       специальности

                                                                                   «Начальное образование» 

                                   заочной формы получения 

                                                                                       высшего образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Мозырь 2012

 

 

                       

План:

 

 Введение…………………………………………………………………………………3

 1.Права   детей, гарантированные  Конвенцией 

    и  Законом  Республики Беларусь…………………………………………………...4

2. Причины и предупреждение  нарушений   прав ребенка……………………………….8

Заключение………………………………………………………………………………....17

Список литературы………………………………………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Права ребенка и права человека имеют общую основу, природу, но отличаются своей спецификой. Права ребенка определяются специфическими условиями жизни и развития этой группы людей: возрастом, психологическими особенностями, зависимостью от родителей, стремлением к постижению мира через знания, справедливость, открытость, доброту и т.д. Духовно-нравственный опыт первых лет жизни ребенка, взаимоотношения с родителями, атмосфера близкого семейного окружения, годы учебы в школе во многом определяют гармоническое развитие подростка в будущем, а значит и общества в целом.

     В повседневной жизни для детей значимость представляют права, которые непосредственно находят отражение в их повседневной жизни - личные и социально-культурные права. К первым можно отнести: право на жизнь, право жить в своей семье, право на имя, право на счастье, право на безопасное существование без эксплуатации или небрежного отношения, право на защиту от жестокости, издевательств и несправедливого отношения, право свободно выражать свое мнение, право на гражданство и др. Ко второй группе относятся: права на образование, на здоровье, на доступ к культурным ценностям, на интеллектуальное, психологическое, физическое, умственное развитие и на достойный уровень жизни.

20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка, которая вступила в силу 2 сентября 1990 г. Это стало кульминацией почти 70-тилетней борьбы за то, чтобы международное сообщество признало особые потребности и уязвимость детей. Конвенция провозгласила приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. В ней подтверждается необходимость правовой и другой защиты ребенка до и после рождения, важность уважения культурных ценностей народа, к которому принадлежит ребенок, и жизненно важная роль международного сотрудничества в деле защиты прав ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Права   детей, гарантированные Конвенцией  и

                                   Законом  Республики Беларусь.

 

     Цивилизованность человеческого общества издавна проявлялась в защите самых слабых его членов, к которым, как правило, относили стариков, женщин, детей. Необходимость особой правовой защиты детей признается целым рядом международно-правовых документов ввиду физической и умственной незрелости ребенка.

В настоящее  время координирующим центром по разработке и принятию норм международного права, касающихся интересов детей, является ООН, входящие в ее состав специализированные структуры - Комитет по правам ребенка, Детский фонд ЮНИСЕФ.

     Важнейшим документом в этой области является Конвенция о правах ребенка, принятая в 1989 году.

     Оценивая значение этого документа, следует подчеркнуть, что Конвенция о правах ребенка занимает особое место в сфере международного права в области прав человека как наиболее четкое и всеобъемлющее выражение чаяний мирового сообщества в отношении детей. Основная идея Конвенции, своеобразного билля о правах детей, заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка.

     В преамбуле Конвенции ООН о правах ребёнка сказано: «признавая, что ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания...» [5,с.  17].

     Говоря о правах ребёнка, следует принимать во внимание несколько основных положений:

  • Права ребёнка, относятся к категории прав человека и вытекают из достоинства и неповторимости ребёнка как человеческой личности.
  • Права ребёнка не следует отождествлять с его элементарными потребностями. Не существует права на воспитание в счастливой 
    семье или права на любовь, хотя это чрезвычайно важные потребности для каждого человека, а для ребёнка в особенности.
  • О правах ребёнка, как и правах человека, следует говорить с 
    точки зрения отношения «власть - личность». Если ребёнок имеет право, значит, государство обязано дать ему этим правом воспользоваться.
  • Права ребёнка, также как и права человека, подлежат ограничениям, но лишь таким ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Безоговорочно, без всяких исключений, должен соблюдаться только запрет на применение пыток,  рабства и содержания в подневольном состоянии.
  • Если ребёнок имеет определённое право, значит должны существовать процедуры его исполнения. Наличие права означает возможность предъявления претензии/обжалования, иначе право остаётся пустой декларацией.
  • Дети подлежат власти родителей, и именно родители в первую  очередь   решение об их воспитании и мировоззрении. У родителей могут быть самые разнообразные представления о том, как воспитывать своего ребенка, и государство не может вмешиваться в это,  разве что родители  не выполняют своих обязанностей по отношению или злоупотребляют  своей властью над ними [6, с. 58-59].

Согласно  Конвенции ребенком является лицо в возрасте 18 лет, если по национальным законам не указан более ранний возраст совершеннолетия.

Конвенция:

         охватывает весь спектр прав человека: гражданских, политических, экономических, социальных и культурных - и признает, что осуществление одного права не может быть отделено от осуществления других прав;

         указывает, что свобода, которая необходима для умственного, нравственного и духовного развития ребенка, требует, помимо прочего, создания здоровой и безопасной обстановки, доступа к медицинскому обслуживанию и достижению минимальных стандартов в обеспечении продовольствием, одеждой и жильем;

         признает главенствующую роль семьи и родителей в уходе за детьми и в обеспечении их защиты, а также обязанность государства помогать им в выполнении этой задачи; закрепляет право ребенка на активную роль в процессе своего собственного развития, на выражение своего мнения и на то, чтобы его учитывали  при принятии решений, качающихся  его жизни;

         расширяет  юридические  аспекты   прав  человека, обеспечивает защиту  детей от всех  форм эксплуатации. Опеку детей меньшинств и коренных групп населения;

         затрагивает проблемы злоупотребления   наркотиками и отсутствия  заботы  о детях  [14,с. 99-100].

  Всю  гамму  прав, охватываемых Конвенцией, сгруппировали в три категории: обеспечение, защита и участие. Дети имеют право на обеспечение в самых широких пределах, начиная с имени и гражданства и заканчивая медико-санитарной помощью и образованием. Они имеют право на защиту от определенных действий, например пыток, эксплуатации, произвольного лишения свободы и необоснованного лишения семейной заботы. Дети также имеют право на участие в решениях, касающихся их жизни, и на участие в жизни общины.

     Объединив все эти права в одном тексте, Конвенция преследует три основные цели:

         Вновь подтвердить в отношении детей права, которые уже предоставлены людям вообще в рамках других договоров. Некоторые из этих прав, например защита от пыток, вполне очевидно, касаются также и детей. Другие, например, право выражения мнения, свобода собраний, свобода вероисповедания и право на социальное обеспечение, привели к горячим дискуссиям во время подготовки документа в отношении того, 
могут ли и должны ли дети иметь также права и если да, то в каких случаях. Было очень важно вновь подтвердить, что они должны иметь такие права, равно как и тот факт, что дети тоже люди.

         Укрепить некоторые основные права человека, с тем, чтобы учесть особые потребности и уязвимость детей. Очевидным примером являются условия труда, которые должны быть более легкими для детей и молодежи, чем для взрослых. Другим  примером являются условия, при которых детей можно лишать свободы.

         Установить нормы в тех областях, которые особенно актуальны для детей. Конвенция затрагивает весьма специфичные вопросы, касающиеся детей, например процедуры усыновления/удочерения, доступ к начальному образованию, защита от злоупотреблений и отсутствия заботы в семье, а также взыскание алиментов  [5,с. 2].

     Конвенция содержит три основных новшества.

         Во-первых, она вводит понятие «прав участия» для детей и признает значение информирования самих детей об их правах.

        Во-вторых, Конвенция поднимает такие вопросы, которые раньше никогда не рассматривались в международных документах: право детей, пострадавших от жестокости и эксплуатации, на реабилитацию и обязанность правительств принимать шаги для ликвидации традиционной практики, вредящей здоровью детей.

         В-третьих, она включает принципы и нормы, которые ранее фигурировали лишь в юридически не обязывающих текстах, и в частности вопросы, касающиеся усыновления/удочерения и отправления правосудия в отношении несовершеннолетних  [5,с. 2].

     Конвенция также вводит две важные концепции, имеющие большое  значение:

         «наилучшее обеспечение интересов ребенка» (статья 3) становится обязательным  критерием для «всех действий в отношении детей»;

         принцип, в соответствии с которым родители (или другие лица, несущие ответственность за ребенка) обязаны должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им своих прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка получать и осуществлять эти права (статья 5).

Комитет по правам ребенка выделил следующие статьи в качестве «руководящих принципов», которые являются основой для всех прав, содержащихся в Конвенции:

         статья 2 (о предотвращении дискриминации);

         статья 3 (о наилучших интересах ребенка);

         статья 6 (о праве на жизнь, выживание и развитие);

         статья 12 (об уважении взглядов ребенка) [5,с. 3].

     Республики  Беларусь  ратифицировала  Конвенцию о правах ребенка  1  октября  1990  года, а  19  ноября  1993  году в республике  был  принят   Закон «О  правах  ребенка»   [11]. В Законе, состоящем из 35  статей,  определены  принципы  государственной политики в отношении детей, закреплены  их права и обязанности.

     В соответствии   с Законом  «О правах ребенка», дети, как и все граждане Республики Беларусь, имеют: 

         право на жизнь, здоровье: так, для медицинского вмешательства в отношении лица, не достигшего 14 лет, требуется согласие его родителей, опекуна;

         право  на гражданство;

         право на достойный уровень  жизни;

        право на личную неприкосновенность, право частной жизни;

        право личной и семейной тайны;

         право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно;

         право на благоприятную окружающую среду;

Информация о работе Причины нарушения прав ребёнка