Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:47, контрольная работа
В повседневной жизни для детей значимость представляют права, которые непосредственно находят отражение в их повседневной жизни - личные и социально-культурные права. К первым можно отнести: право на жизнь, право жить в своей семье, право на имя, право на счастье, право на безопасное существование без эксплуатации или небрежного отношения, право на защиту от жестокости, издевательств и несправедливого отношения, право свободно выражать свое мнение, право на гражданство и др. Ко второй группе относятся: права на образование, на здоровье, на доступ к культурным ценностям, на интеллектуальное, психологическое, физическое, умственное развитие и на достойный уровень жизни.
Введение…………………………………………………………………………………3
1.Права детей, гарантированные Конвенцией
и Законом Республики Беларусь…………………………………………………...4
2. Причины и предупреждение нарушений прав ребенка……………………………….8
Заключение………………………………………………………………………………....17
Список литературы…………………………………………
право на неприкосновенность внешнего облика;
право на неприкосновенность частной документации;
право на образование и труд;
право на защиту чести и достоинства;
право на свободу объединений и др.
2. Причины и предупреждение нарушений прав ребенка.
В республике сохраняются и продолжают обостряться многие проблемы в области гарантии и защиты прав ребенка. Причины, нарушения прав ребенка:
кризисные явления в семье (рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни родителей, падение уровня жизни и, как следствие, ухудшение условий содержания детей);
распространение жестокого обращения с детьми в семьях, снижение ответственности за их судьбу;
обвальное снижение количества
бесплатных учреждений для
отдыха и организации досуга детей в связи
с влиянием рыночной экономики и оскудением
государственных дотаций [8, с. 8].
Конвенция о правах ребенка и ст. 6 Закона утверждают, что все дети равны. Недопущение дискриминации означает, что все дети могут в равной мере осуществлять свои права - право на выживание, развитие, участие и защиту - без исключения и на равной основе.
Тем, не менее, суровая действительность такова, что дискриминация существует во всех обществах и может воздействовать на все стороны жизни ребенка. Дискриминация проявляется каждый раз, когда ребенок лишается своих прав, отчуждается или отстраняется от участия в жизни общины в связи с тем или иным его личным качеством.
Неравное
отношение принимает самые
Неравное отношение так же многогранно, как и культурные предпочтения, привычки и установки, которые его увековечивают. Хотя дискриминация имеет много форм, последствия для детей одинаково беспощадны: отсутствие заботы, болезни, злоупотребления, эксплуатация и меньшие возможности в жизни.
О детях, подвергающихся дискриминации, можно зачастую сказать: «С глаз долой — из сердца вон». Они терзаются в оковах сиротских приютов или систем правосудия. Они живут в отдаленных зонах, на улицах и вне сферы социальной защиты. Об этих детях обычно мало что известно, поскольку статистические средние скрывают их от официального взгляда. Однако процедура представления докладов, предусмотренная Конвенцией, предлагает правительствам давать информацию с указанием форм дискриминации, которым подвергаются дети в их странах. Зачастую само получение правильных данных может положить начало процессу изменений.
Особо подвержены дискриминации дети-инвалиды. Конвенция признает это, и в ст. 23, а также ст. 31 Закона утверждается их право на особый уход, образование и подготовку. В статье отмечается также, что эти дети не должны изолироваться от общины из-за отрицательных социальных установок. Дети, ставшие инвалидами в результате болезней или несчастных случаев и проживающие в сельских районах, наиболее серьезно изолированы и наименее вероятно получают помощь. Усилия по борьбе с детской инвалидностью должны концентрироваться на профилактике заболеваний (улучшение здравоохранения и образования), раннем выявлении и реабилитации.
Жестокое отношение к детям формирует жестокость и злобу в их характере и служит питательной средой для дальнейшего вовлечения в противоправное поведение. Многие подростки ищут выход из состояния неопределенности, нестабильности, напряженности не в семье и школе, а в социальной среде, ближайшем микросоциуме, которые могут предложить им самые разные жизненные ориентации.
Спасаясь от жестокого обращения, дети уходят из дома, находятся в розыске как без вести пропавшие. Опрос, помещаемых в приемники-распределители для несовершеннолетних и социальные приюты, показал, что почти 60% из них неоднократно уходили из дома. В качестве основных причин уходов из дома 40% назвали пьянство родителей, 16% - конфликты в семье, 13% - плохое материальное положение, 11% - развод родителей и постоянное пребывание в доме посторонних людей [18, с.89].
Проблема безнадзорнасти и правонарушений остается одной из актуальных сегодня. Общество особенно тревожит рост преступности среди детей и подростков. Беспризорные дети и подростки, являясь так называемой группой риска, не имея средств к существованию, изыскивают их доступным для себя способом, не всегда законным путем и, как следствие, - пополняют ряды несовершеннолетних преступников, число которых в последние годы растет.
Главной причиной беспризорности детей является семейное неблагополучие, продолжающийся рост числа родителей, не выполняющих должным образом своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.
Главное последствие безнадзорности детей — социальная дезадаптация личности ребёнка. Дети, предоставленные сами себе, не посещают учебно-воспитательные заведения, попрошайничают, начинают воровать. Причём в большей степени этому подвержены дети, лишённые родительского попечения. Безнадзорные дети имеют больший риск стать жертвами преступлений, насилия, употребляют наркотики, алкоголь, ведут аморальный образ жизни, занимаются проституцией и т. п. Дети и подростки из дезадаптированных семей являются источником формирования и пополнения рядов «уличных» несовершеннолетних правонарушителей.
Отсутствие нормальных жилищных условий (а порой пребывание в антисанитарных условиях), медицинской помощи, регулярного и правильного питания подрывает здоровье безнадзорных детей. В социально-реабилитационные учреждения они попадают в состоянии истощения, отягощенного рядом серьёзных психосоматических, инфекционных и венерических заболеваний. В виду, что безнадзорные и беспризорные дети наиболее уязвимы с точки зрения заражения ВИЧ-инфекцией.
Конвенция о правах ребенка устанавливает, что насилие в отношении детей в любой форме и в любом месте не имеет оправдание. В соответствии с Конвенцией дети имеют право на физическую и личную неприкосновенность, и личную неприкосновенность и защиту от всех форм физического или психологического насилия. Ст. 9 Закона «О правах ребенка» утверждается, что каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия. Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную, от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, унижения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей (опекунов, попечителей) и родственников, от вовлечения в преступную деятельность и т.д.
В течение последнего десятилетия росло осознание международной общественности понимания масштаба насилия в отношении детей. Дети становятся жертвами насилия дома, в школе, на улицах, в государственных учреждениях.
Печальный факт заключается в том, что насилие в отношении детей, то есть преднамеренное нанесение физического или психологического ущерба, более распространено, чем насилие в отношении взрослых. Это происходит потому, что обстановка, в которой дети должны получать наибольшую защиту и заботу, становится также местом, где они наиболее вероятно могут подвергнуться злоупотреблениям или останутся без внимания. Похищения, детоубийства, убийства, традиционная практика, причиняющая увечья, а также сексуальные, психические и физические злоупотребления происходят чаще в рамках семьи, чем вне ее. Более того, некоторые формы злоупотреблений все еще социально приемлемы. Во многих странах родителям по-прежнему разрешается использовать «разумные» формы физического наказания, чтобы дисциплинировать своих детей. Избиение и порка продолжаются отчасти потому, что они юридически и социально допустимы.
Проверяя, как выполняется законодательство о защите интересов несовершеннолетних, Генпрокуратура пришла к печальным выводам: дети месяцами живут в экстремальных условиях, недоедают, терпят побои, издевательства домочадцев, а службы, которые призваны оберегать детей, зачастую ничего не предпринимают.
Каждый день два-три ребенка изымаются из неблагополучных семей. В то же время около 18 тысяч несовершеннолетних нуждаются в помощи государства. Если верить статистике, с каждым годом несчастных детей становится меньше. Только цифры и реальность частенько разнятся [7,с. 11].
Например, буквально среди грязи, гнили и плесени жил витебский школьник Миша, настолько антисанитарной была обстановка в его квартире. Мамаша же постоянно где-то пропадала, бродяжничала, пила, не работала. Как выяснилось, все это хорошо знали школьные педагоги Миши, но только тревогу никто не бил, пока не вмешалась прокуратура района.
В некоторых неблагополучных семьях всё чаще и чаще происходит насилие над детьми. В основном угнетение ребёнка и издевательство над ним идёт от родителей, которые под воздействием алкоголя, своих личным проблем сгоняют зло на собственных детях. Иногда они это делают в «воспитательных целях», ведь унизить ребёнка, стукнуть его намного проще, чем объяснить с помощью слов. Над 4-летним Илюшей не раз измывался отчим, точнее, очередной любовник матери. Перманентно пьяный мужик колотил ребенка и … тушил о маленькое тельце сигареты.
Бывают случаи, когда насилие происходит во вполне благополучных и нормальных семьях — где нет пьяниц, наркоманов, а проживают адекватные и достаточно интеллигентные люди. Что такое экстремальная жизненная ситуация, 15-летняя Таня, к сожалению, тоже знает не понаслышке, хотя ее семья официально считается вполне благополучной. В таких условиях она прожила почти год: изо дня в день, из месяца в месяц ее избивал родной отец.
Домашнее насилие — это семейный конфликт, целью которого зачастую является достижение власти и контроля в семейных отношениях, контроля над близким человеком, ребёнком. Большинство всех семейных конфликтов возникает на бытовой почве, и жертвами агрессии становятся женщины и маленькие дети. Ведь именно мать и ребёнок не могут защитить себя от домашнего тиранства, и женщины продолжают всю жизнь терпеть издевательства и избиения.
Вторая причина безграничного терпения издевательств женщиной и ребёнком — финансовая зависимость жены от мужа. Многие женщины посвятили свою жизнь воспитанию ребёнка, стирке-готовке-уборке, и пустили карьеру на самотёк. А чтобы избавиться от мужа-тирана, женщина должна сама себя обеспечивать и самостоятельно поднимать своих детей. Однако не все женщины, которые долгое время «сидели на шее» у мужа, смогут это.
К великому сожалению, избиение и запугивание детей — это не предел жестокости некоторых родителей. Нужно отметить сексуальное насилие над детьми. Сексуальное насилие совершается в основном в семьях, относящихся к группе риска:
1.Неполная семья с многочисленными финансовыми и социальными проблемами.
2.Семья, где мать остро нуждается во внимании и поддержке (у нее такая низкая самооценка и настолько выражена потребность в зависимости, что она готова не замечать опасности).
3.Семья, в которой ребенок ощущает дефицит внимания и заботы.
4.Семья, где есть трудности в общении между ребенком и матерью.
5.Семья, в которой у матери низкая родительская уверенность и компетентность, где мать не склонна верить ребенку.
6.Семья, имеющая проблемы общения с внешним миром.
7.Семья, где выражен дефицит доверия друг к другу, где возможны угрозы, шантаж, обвинения [4, с. 18].
Ведь страшно даже подумать, что отцу или отчиму взбредёт в голову изнасиловать своего малолетнего ребёнка. И как после пережитой трагедии жить ребёнку? Как научиться, снова доверять людям, пережив боль, суметь построить счастливую семью? Насильник думает только об удовольствии, своём авторитете, о подчинённости людей слабее его. А вот на сломанную жизнь, искалеченную психику ему глубоко плевать.
И хорошо, если ребёнок не побоится и расскажет о варварских деяниях своего родителя. А вот большинство несовершеннолетних боятся огласки об издевательствах над ними, предпочитают молчать о своей боли. И многие насильники остаются безнаказанными. В результате сексуального насилия у ребёнка исчезают как ощущение защищённости и целостности собственного тела, так и чувство уверенности в себе и в близких людях.
Вот и получается, что насилие, убийства, совершаемые на сексуальной почве, жестокие преступления, тысячи искалеченных душ и сломанных детских судеб — всё это зло находится рядом с нами.
Однако насилие в отношении детей происходит и вне дома. Как и насилие в семье, зачастую оно незаметно и выпадает из сферы социального сознания. Дети, которые живут и работают на улице, особенно уязвимы к злоупотреблениям со стороны полицейских и других членов общества. Дети, которые подвергаются сексуальной эксплуатации, постоянно подвержены различным формам насилия, а многих работающих детей самым суровым образом наказывают за любые ошибки или признаки «расслабления» на работе. Дети могут стать жертвами насилия или унизительной дисциплины в таких местах, как детские группы, детские сады, различного рода приюты и сиротские дома, а также в самой системе правосудия.