Причины нарушения прав ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:47, контрольная работа

Описание работы

В повседневной жизни для детей значимость представляют права, которые непосредственно находят отражение в их повседневной жизни - личные и социально-культурные права. К первым можно отнести: право на жизнь, право жить в своей семье, право на имя, право на счастье, право на безопасное существование без эксплуатации или небрежного отношения, право на защиту от жестокости, издевательств и несправедливого отношения, право свободно выражать свое мнение, право на гражданство и др. Ко второй группе относятся: права на образование, на здоровье, на доступ к культурным ценностям, на интеллектуальное, психологическое, физическое, умственное развитие и на достойный уровень жизни.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
1.Права детей, гарантированные Конвенцией
и Законом Республики Беларусь…………………………………………………...4
2. Причины и предупреждение нарушений прав ребенка……………………………….8
Заключение………………………………………………………………………………....17
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

К.р. по правам реб. Причины нарушения прав ребёнка.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

         право на неприкосновенность внешнего облика;

         право на неприкосновенность частной документации;

           право   на образование  и  труд;

           право на защиту  чести и  достоинства;

           право на свободу объединений  и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

 

 

2. Причины  и предупреждение  нарушений   прав ребенка.

 

     В  республике  сохраняются и продолжают обостряться многие  проблемы в области  гарантии и защиты прав ребенка.   Причины, нарушения  прав ребенка:

         кризисные явления в семье (рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни родителей, падение уровня жизни и, как следствие, ухудшение условий содержания детей);

         распространение жестокого обращения с детьми в семьях, снижение ответственности за их судьбу;

         обвальное снижение количества бесплатных учреждений для 
отдыха и организации досуга детей в связи с влиянием рыночной экономики и оскудением государственных дотаций  [8, с. 8].

     Конвенция  о правах ребенка   и ст. 6 Закона утверждают, что все дети равны. Недопущение дискриминации означает, что все дети могут в равной  мере осуществлять свои   права -  право на выживание, развитие, участие и защиту  - без исключения и на равной основе.

     Тем, не менее, суровая действительность такова, что дискриминация существует во всех обществах и может воздействовать на все стороны жизни ребенка. Дискриминация проявляется каждый раз, когда ребенок лишается своих прав, отчуждается или отстраняется от участия в жизни общины в связи с тем или иным его личным качеством.

Неравное  отношение принимает самые разнообразные  формы. Ребенка могут дискриминировать, потому что он инвалид, сирота, живет на улице, инфицирован ВИЧ или болен СПИДом либо имеет другие проблемы здоровья, не был зарегистрирован при рождении, живет в сельской местности или имел дело с системой правосудия для несовершеннолетних. Дискриминация может основываться также на расе, поле, языке, этническом происхождении, религии или каких-либо иных обстоятельствах.

     Неравное отношение так же многогранно, как и культурные предпочтения, привычки и установки, которые его увековечивают. Хотя дискриминация имеет много форм, последствия для детей одинаково беспощадны: отсутствие заботы, болезни, злоупотребления, эксплуатация и меньшие возможности в жизни.

О детях, подвергающихся дискриминации, можно зачастую сказать: «С глаз долой — из сердца вон». Они терзаются в оковах сиротских приютов или систем правосудия. Они живут в отдаленных зонах, на улицах и вне сферы социальной защиты. Об этих детях обычно мало что известно, поскольку статистические средние скрывают их от официального взгляда. Однако процедура представления докладов, предусмотренная Конвенцией, предлагает правительствам давать информацию с указанием форм дискриминации, которым подвергаются дети в их странах. Зачастую само получение правильных данных может положить начало процессу изменений.

Особо подвержены дискриминации  дети-инвалиды. Конвенция признает это, и в ст. 23, а также ст. 31  Закона утверждается их право на особый уход, образование и подготовку. В статье отмечается также, что эти дети не должны изолироваться от общины из-за отрицательных социальных установок. Дети, ставшие инвалидами в результате болезней или несчастных случаев и проживающие в сельских районах, наиболее серьезно изолированы и наименее вероятно получают помощь. Усилия по борьбе с детской инвалидностью должны концентрироваться на профилактике заболеваний (улучшение здравоохранения и образования), раннем выявлении и реабилитации.

Жестокое  отношение к детям формирует жестокость и злобу в их характере и служит питательной средой для дальнейшего вовлечения в противоправное  поведение. Многие  подростки ищут выход из состояния неопределенности, нестабильности, напряженности не в семье и школе, а в социальной среде,  ближайшем микросоциуме, которые  могут предложить им самые разные жизненные ориентации.

Спасаясь  от жестокого обращения, дети уходят из  дома, находятся  в розыске  как без вести пропавшие. Опрос, помещаемых в приемники-распределители  для несовершеннолетних и социальные приюты, показал, что почти  60% из  них неоднократно уходили  из дома. В качестве  основных причин уходов из дома 40%  назвали  пьянство  родителей, 16%  - конфликты  в семье, 13%  - плохое  материальное положение, 11%  -  развод родителей и постоянное пребывание в доме посторонних   людей  [18, с.89].

 Проблема  безнадзорнасти  и правонарушений  остается одной из актуальных  сегодня.  Общество особенно тревожит  рост преступности  среди  детей и подростков.  Беспризорные  дети  и подростки, являясь так называемой  группой риска, не имея средств к существованию,  изыскивают их  доступным для себя способом, не всегда  законным  путем и, как следствие, -   пополняют ряды несовершеннолетних  преступников, число которых в последние годы растет.

     Главной причиной беспризорности детей является семейное неблагополучие, продолжающийся рост числа родителей, не выполняющих должным образом своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.

Главное последствие  безнадзорности детей — социальная дезадаптация личности ребёнка. Дети, предоставленные сами себе, не посещают учебно-воспитательные заведения, попрошайничают, начинают воровать. Причём в большей степени этому подвержены дети, лишённые родительского попечения. Безнадзорные дети имеют больший риск стать жертвами преступлений, насилия, употребляют наркотики, алкоголь, ведут аморальный образ жизни, занимаются проституцией и т. п. Дети и подростки из дезадаптированных семей являются источником формирования и пополнения рядов «уличных» несовершеннолетних правонарушителей.

Отсутствие  нормальных жилищных условий (а порой  пребывание в антисанитарных условиях), медицинской помощи, регулярного и правильного питания подрывает здоровье безнадзорных детей. В социально-реабилитационные учреждения они попадают в состоянии истощения, отягощенного рядом серьёзных психосоматических, инфекционных и венерических заболеваний.  В виду, что безнадзорные и беспризорные дети наиболее уязвимы с точки зрения заражения ВИЧ-инфекцией.

     Конвенция о  правах   ребенка  устанавливает, что насилие в отношении  детей в любой  форме и в любом  месте не имеет оправдание. В соответствии  с Конвенцией дети имеют право на физическую и личную неприкосновенность, и личную неприкосновенность и защиту от всех форм физического или психологического насилия. Ст. 9  Закона  «О  правах  ребенка»  утверждается, что каждый  ребенок имеет право на защиту  своей  личности от любых видов  эксплуатации  и насилия. Государство  обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет  его защиту  от всех видов эксплуатации, включая  сексуальную, от  физического и (или)  психического  насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения,  унижения, сексуальных  домогательств, в том числе со стороны  родителей (опекунов, попечителей) и   родственников, от  вовлечения в преступную  деятельность  и т.д.

В течение  последнего десятилетия   росло  осознание   международной общественности понимания масштаба насилия в  отношении детей. Дети  становятся   жертвами   насилия дома,  в школе, на улицах,  в государственных учреждениях.

 Печальный факт заключается в том, что насилие в отношении детей, то есть преднамеренное нанесение физического или психологического ущерба, более распространено, чем насилие в отношении взрослых. Это происходит потому, что обстановка, в которой дети должны получать наибольшую защиту и заботу, становится также местом, где они наиболее вероятно могут подвергнуться злоупотреблениям или останутся без внимания. Похищения, детоубийства, убийства, традиционная практика, причиняющая увечья, а также сексуальные, психические и физические злоупотребления происходят чаще в рамках семьи, чем вне ее. Более того, некоторые формы злоупотреблений все еще социально приемлемы. Во многих странах родителям по-прежнему разрешается использовать «разумные» формы физического наказания, чтобы дисциплинировать своих детей. Избиение и порка продолжаются отчасти потому, что они юридически и социально допустимы.

Проверяя, как  выполняется законодательство о  защите интересов несовершеннолетних, Генпрокуратура  пришла к печальным выводам: дети  месяцами живут в экстремальных условиях, недоедают,  терпят побои, издевательства  домочадцев,  а службы, которые призваны оберегать   детей, зачастую ничего не предпринимают.

Каждый  день  два-три ребенка изымаются  из неблагополучных  семей. В то же время  около   18  тысяч  несовершеннолетних  нуждаются в помощи государства. Если верить статистике, с каждым  годом  несчастных детей  становится  меньше. Только цифры  и реальность  частенько   разнятся  [7,с. 11].

Например, буквально  среди грязи, гнили и плесени   жил витебский  школьник Миша, настолько  антисанитарной  была обстановка в  его квартире. Мамаша  же постоянно  где-то  пропадала, бродяжничала, пила, не работала. Как  выяснилось, все это хорошо  знали школьные педагоги Миши, но только тревогу никто не бил, пока  не вмешалась прокуратура района.

В некоторых  неблагополучных семьях всё чаще и чаще происходит насилие над детьми. В основном угнетение ребёнка и издевательство над ним идёт от родителей, которые под воздействием алкоголя, своих личным проблем сгоняют зло на собственных детях. Иногда они это делают в «воспитательных целях», ведь унизить ребёнка, стукнуть его намного проще, чем объяснить с помощью слов. Над  4-летним  Илюшей  не  раз измывался отчим, точнее, очередной любовник  матери. Перманентно пьяный  мужик колотил ребенка и … тушил о маленькое тельце  сигареты.

Бывают случаи, когда насилие происходит во вполне благополучных и нормальных семьях — где нет пьяниц, наркоманов, а проживают адекватные и достаточно интеллигентные люди. Что такое экстремальная жизненная ситуация, 15-летняя Таня, к сожалению, тоже  знает не понаслышке, хотя  ее  семья официально  считается вполне  благополучной. В таких  условиях  она прожила почти год:  изо  дня в день, из месяца в месяц  ее  избивал  родной  отец.

Домашнее  насилие — это семейный конфликт, целью которого зачастую является достижение власти и контроля в семейных отношениях, контроля над близким человеком, ребёнком. Большинство всех семейных конфликтов возникает на бытовой почве, и жертвами агрессии становятся женщины и маленькие дети. Ведь именно мать и ребёнок не могут защитить себя от домашнего тиранства, и женщины продолжают всю жизнь терпеть издевательства и избиения.

Вторая причина  безграничного терпения издевательств  женщиной и ребёнком — финансовая зависимость жены от мужа. Многие женщины посвятили свою жизнь воспитанию ребёнка, стирке-готовке-уборке, и пустили карьеру на самотёк. А чтобы избавиться от мужа-тирана, женщина должна сама себя обеспечивать и самостоятельно поднимать своих детей. Однако не все женщины, которые долгое время «сидели на шее» у мужа, смогут это.

К великому сожалению, избиение и запугивание детей — это  не предел жестокости некоторых родителей. Нужно отметить сексуальное насилие над детьми. Сексуальное насилие совершается в основном в семьях, относящихся к группе риска:

         1.Неполная семья с многочисленными финансовыми и социальными проблемами.

         2.Семья, где мать остро нуждается во внимании и поддержке (у нее такая низкая самооценка и настолько выражена потребность в зависимости, что она готова не замечать опасности).

         3.Семья, в которой ребенок ощущает дефицит внимания и заботы.

        4.Семья, где есть трудности в общении между ребенком и матерью.

         5.Семья, в которой у матери низкая родительская уверенность и компетентность, где мать не склонна верить ребенку.

         6.Семья, имеющая проблемы общения с внешним миром.

         7.Семья, где выражен дефицит доверия друг к другу, где возможны угрозы,  шантаж, обвинения  [4, с. 18].

 Ведь страшно  даже подумать, что отцу или  отчиму взбредёт в голову изнасиловать своего малолетнего ребёнка. И как после пережитой трагедии жить ребёнку? Как научиться, снова доверять людям, пережив боль, суметь построить счастливую семью? Насильник думает только об удовольствии, своём авторитете, о подчинённости людей слабее его. А вот на сломанную жизнь, искалеченную психику ему глубоко плевать.

И хорошо, если ребёнок не побоится и расскажет о варварских деяниях своего родителя. А вот большинство несовершеннолетних боятся огласки об издевательствах над ними, предпочитают молчать о своей боли. И многие насильники остаются безнаказанными. В результате сексуального насилия у ребёнка исчезают как ощущение защищённости и целостности собственного тела, так и чувство уверенности в себе и в близких людях.

Вот и получается, что насилие, убийства, совершаемые  на сексуальной почве, жестокие преступления, тысячи искалеченных душ и сломанных детских судеб — всё это зло находится рядом с нами.

Однако  насилие в отношении детей происходит и вне дома. Как и насилие в семье, зачастую оно незаметно и выпадает из сферы социального сознания. Дети, которые живут и работают на улице, особенно уязвимы к злоупотреблениям со стороны полицейских и других членов общества. Дети, которые подвергаются сексуальной эксплуатации, постоянно подвержены различным формам насилия, а многих работающих детей самым суровым образом наказывают за любые ошибки или признаки «расслабления» на работе. Дети могут стать жертвами насилия или унизительной дисциплины в таких местах, как детские группы, детские сады, различного рода приюты и сиротские дома, а также в самой системе правосудия.

Информация о работе Причины нарушения прав ребёнка