Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:50, курсовая работа
Цель данной работы заключается в раскрытии сущности педагогики сотрудничества, а также способов ее применения для повышения качества образования. Изучение особенностей структуры и содержания педагогики сотрудничества, как совместной развивающей деятельности учителя и учеников.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучить классификационные характеристики и концептуальные положения педагогики сотрудничества;
раскрыть основные направления и особенности содержания педагогики сотрудничества;
провести психолого-педагогический анализ педагогики сотрудничества;
Введение 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА
1.1. Понятие педагогики сотрудничества 5
1.2. Классификационные характеристики и концептуальные положения 7
1.2.1. Направления и особенности содержания педагогики
сотрудничества 10
1.2.2. Идеи педагогики сотрудничества 12
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ИДЕИ СВОБОДЫ ВЫБОРА
2.1. Философское понимание свободы в рамках исторического процесса 16
2.2. Идея свободного выбора в отечественной педагогике 20
2.3. Внедрение и применение идеи свободного выбора в педагогике сотрудничества 26
ГЛАВА 3. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА
3.1. Традиционные методы работы в группах 28
Заключение 33
Библиографический список 35
3. Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции технологий воспитания в современной школе:
Идеология и технология педагогики сотрудничества определяет содержание образования.
4. Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение среди других институтов воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому "на первый план выдвигаются идеи компетентного управления школой, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства.
1.2.2. Идеи педагогики сотрудничества.
Основными идеями педагогики сотрудничества являются:
Ученье без принуждения:
Педагоги-новаторы обобщив свой педагогический опыт отметили, что ребят, которые вырастают в атмосфере сотрудничества, можно описать так: «все они умеют и любят думать; процедура думания — ценность для них; все обладают дидактическими способностями: каждый может объяснить материал другому; все обладают организаторскими и коммуникативными способностями; все в той или иной степени ориентированы на людей; все способны к творчеству; все обладают чувством социальной ответственности». В этом и есть высшая индивидуализация учения и воспитания. [4, c. 128]
Таким образом можно сделать вывод, что основным условием осуществления человеком собственной свободы является образование, а основной задачей нравственного воспитания – воспитание к свободе (свободоспособности) личности. Из объединенных идей педагогов новаторов можно сделать обобщенный вывод, что свобода выбора — самый простой шаг к развитию творческой мысли.
ГЛАВА 2. Содержание идеи свободы выбора.
2.1. Философское понимание свободы в рамках исторического.
Чтобы понять каково содержание идеи свободного выбора в педагогике в настоящее время, следует рассмотреть исторические аспекты данной темы, а именно ее философское понимание.
Понятие свободы и свободы выбора – одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями. Весьма близко к понятию «свобода» понятие автономии. В настоящее время автономию человека определяют как способность самополагания своих замыслов и дел.
Следует отметить, что изначально исследование феномена и категории свободы имело место в Западной философской мысли, что потребовало обращения к соответствующему философскому наследию. В истории социально -философской мысли наиболее распространенной была традиция исследования проблемы свободы в её соотнесении с необходимостью, которая занимала умы еще античных и средневековых философов.
Решение антиномии «свобода или необходимость» зависело от того, к какому из направлений тяготели философы – к эссенциализму, где исходным была сущность человека, объективно обусловленная, детерминированная внешними силами, а свобода выступала как эманация необходимости (Аристотель, средневековые мыслители, Гегель) или к экзистенциализму, который видел в человеке существо, независимое от каких бы то ни было внешних обстоятельств, а свобода понималась ими как первичная реальность (Сократ, философия жизни, экзистенциалисты)
Как отмечает Е.В. Иванов, центральными вопросами в философии являются проблемы свободы воли (хотения), свободы выбора (границы хотения и чем они определяются) и свободы действия (практическая реализация хотения).
Начиная с эпохи Возрождения,
под свободой понималось беспрепятственное
раскрытие природного потенциала человека.
Эпоха Просвещения
Философия Руссо оказала огромное влияние на развитие философии образования в России; с ней был хорошо знаком широкий круг русских философов XVIII века.
Свобода человека возрастает
исторически. В демократиях Нового
Времени она реализуется не только
привилегированными сословиями, управляющими
государством и церковью, но и более
широкими слоями в контексте обособления
от государства все новых
Кант, учитывая эту особенность,
обосновал новый образ
Сюда относится и философия К. Роджерса. Одним из основных положений К. Роджерса выступает гуманистический тезис об уникальности человека, его праве на свой жизненный путь, собственное принятие решений. Идея свободного, целостно функционирующего человека, представленная в работах К.Роджерса, предполагает свободу и ответственность, целостность и гармоничность, актуализацию и реализацию всех потенциальных возможностей человека. Ориентация на данную систему ценностей, на процессы "становления человека" привела К. Роджерса к неизбежному разрыву с "истеблишментом", определила особое качество его личности, которое он сам назвал "спокойной революционностью".
По мнению К. Роджерса, одним из основных недостатков традиционной системы обучения является чрезмерная переоценка роли преподавания (и преподавателя) и в то же время недооценка роли осмысленного учения (и учащегося). Такое положение является своего рода данью прошлому, педагогическим атавизмом, поскольку переоценка роли преподавания имеет несомненный приспособительный смысл лишь для жизни человека в неизменной природной и социальной среде. Сейчас такая жизнь, как правило, уже безвозвратно ушла в прошлое. В современном мире, характеризующемся постоянными и все более быстрыми и масштабными изменениями, совершенно необходимо перенести акцент в процессе обучения с преподавания на учение, организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию (фасилитацию) процессов осмысленного учения.
Анализ конкретного опыта человекоцентрированного обучения на разных ступенях системы образования и в различных учебных контекстах, многообразие педагогического опыта учителей, разными путями приходящих к идеям фасилитирующего обучения, свидетельствует о том, что это - не некий единый метод, не некая одинаковая для всех педагогическая технология, но совокупность ценностей, особая педагогическая философия, неразрывно связанная с личностным способом бытия человека. По мнению К. Роджерса, эту систему ценностей составляют убеждения в личностном достоинстве каждого человека, в значимости для каждой личности способности к свободному выбору и ответственности за его последствия, в радости учения как творчества.
Глубинное раскрытие взаимосвязи свободы и необходимости как пары категорий, находящихся в диалектическом единстве впервые в истории философии встречается в работах Г.Гегеля. Свобода для него есть «познание необходимости, ее снятие и преодоление».
В антропософии Р. Штайнера свобода тесно связывается с проблемой нравственности, нравственного поступка. Свободный поступок обусловлен внутренней детерминацией субъекта. Совершая свой собственный поступок, человек не ориентируется на то, как бы в этом случае поступил другой человек. По его мнению, человек свободен, поскольку он в каждое мгновение жизни в состоянии следовать самому себе. При этом поступок, совершенный из свободы, не исключает нравственных законов, а включает их, так как он лишь оказывается на более высокой ступени по сравнению с тем, который только продиктован этими законами. Свобода выбора поведения мыслима только с точки зрения этического индивидуализма.
В философии, начиная с Ф. Ницше, выделяют негативный феномен свободы («свободу от») и позитивный («свободу для») смыслы, которые сложились в рамках античного и христианского (средневекового) мировидения и содержательно оформились в научных теориях последующего времени.
Отсюда можно сделать вывод по сформулированной проблеме о том, что «свобода для» является воплощением творческого начала детей в процессе обучения, которая необходима личности ребенка. Но стоит отметить, что о свободе выбора ученика, как об инструменте для развития творчества говорят и другие авторы, идеи которых были рассмотрены выше.
Таким образом, в философии различают следующие аспекты свободы: выражение свободы как автономности субъекта (И.Кант, экзистенциализм, антропософия); взаимосвязь свободы и необходимости (Г.Гегель); свобода как познанная необходимость (марксизм); негативный и позитивный смыслы (Ф. Ницше), свобода внешняя и внутренняя, воли, выбора и действий (Д.С.Милль), свобода физическая, интеллектуальная и моральная (А.Шопенгауэр).
Информация о работе Прикладные аспекты использования педагогики сотрудничества