Применение активных методовобучения при работе с электронными таблицами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы – выявить психолого-педагогические условия повышения роли методов активного обучения в учреждениях профессионально-технического образования.
Объектом исследования являются особенности работы с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования.
Предметом исследования – являются активные методы обучения работе с электронными таблицами.
Задачи исследования:
- изучение сущности метода проектов через анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме

Содержание работы

Введение
Активные методы обучения работе с электронными таблицами (система профессионального образования).
1.1 Сущность активных методов обучения, их характеристика.
1.2 Обучение работе с электронными таблицами в среднем профессиональном образовании
1.3 Методы, средства обучения с электронными таблицами
2. Применение активных методовобучения при работе с электронными таблицами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Курсовая работа активнык методы.docx

— 234.20 Кб (Скачать файл)

Введение

  1. Активные методы обучения работе с электронными таблицами (система профессионального образования).

1.1 Сущность активных методов обучения, их характеристика.

1.2 Обучение работе с электронными таблицами в среднем профессиональном образовании

1.3 Методы, средства обучения с  электронными таблицами

2. Применение активных методовобучения при работе с электронными таблицами

        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

Введение

Целью современного образования является развитие личности студента, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном профессионально-техническом образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению подростков; у педагогов появилась свобода для творческого поиска; активно используется зарубежный опыт. Вместе с тем, по моему мнению, в настоящее время теория и практика профессионально-технического образования желает быть значительно лучше в методическом и практическом отношении, а что касается теории, то недостаточно описаны активные методы обучения и воспитания в учебных заведениях, а еще меньше используется в педагогическом процессе.

Проблема  активности личности в обучении –  одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в  образовательной практике.

Цель моей курсовой работы – выявить психолого-педагогические условия повышения роли методов активного обучения в учреждениях профессионально-технического образования.

Объектом  исследования  являются особенности работы с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования.

 Предметом исследования – являются  активные  методы обучения работе с электронными таблицами.

Задачи  исследования:

- изучение  сущности метода проектов через  анализ научно-педагогической литературы  по данной проблеме

- анализ  содержания учебно-методической  документации по профессии начального  профессионального образования  230103.02 Мастер по обработке цифровой  информации                        

- разработка  занятий по обучению работе  с электронными таблицами с  использованием проектного метода.

 

 1.2 Сущность активных методов обучения, их характеристика

Проблемное  обучение  — такая форма, в  которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской  деятельности. Успешность проблемного  обучения обеспечивается совместными  усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

Логика  проблемного обучения  принципиально  отлична от логики  информационного  обучения. Если в информационном обучении содержание  вносится как известный, подлежащий лишь запоминанию материал, то при проблемном обучении новое знание вводится как неизвестное для учащихся. Функция учащихся — не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания. [8, с. 192]

Основной  дидактический прием «включения»  мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей  форму познавательной задачи, фиксирующей  некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие.

Познавательные  задачи должны быть доступны по своей  трудности для учащихся, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, лежать в русле изучаемого предмета и быть значимы для усвоения нового материала.

Каково же дидактическое построение проблемного обучения? Главный ее метод, — логически стройное устное изложение, точно и глубоко освещающее основные положения темы. Учебная проблема и система соподчиненных подпроблем, составленных преподавателем, «вписываются» в логику изложения. С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) педагог побуждает учащихся к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Важнейшая роль в проблемном обучении принадлежит общению диалогического типа.

Таким образом, при проблемном обучении базовыми являются следующие два  важнейших элемента:

  • система познавательных задач, отражающих основное содержание темы;
  • общение диалогического типа, предметом которого является вводимый учителем  материал.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

  • Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:
  • наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения. Например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитировано производственное совещание;
  • взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников;
  • ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.;

Метод разыгрывания ролей  наиболее эффективен при решении  таких отдельных, достаточно сложных  управленческих и экономических задач, оптимальное решение которых не может быть достигнуто формализованными методами. Решение подобной задачи является результатом компромисса между несколькими участниками, интересы которых не идентичны.

Разыгрывание  ролей требует для разработки и внедрения значительно меньших затрат времени и средств, чем деловые игры. При этом оно является весьма эффективным методом решения определенных организационных, плановых и других задач.

Ориентировочно  метод разыгрывания ролей требует  для проведения от 30 до 35 минут.

Игровое производственное проектирование —  активный метод обучения, характеризующийся  следующими отличительными признаками:

  • наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;
  • разделение участников на небольшие соревнующиеся группы (группу может представлять один учащийся) и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи).
  • проведение заключительного заседания научно-технического совета (или другого сходного с ним органа), на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений (с их предварительным рецензированием).

Метод игрового производственного проектирования значительно активизирует изучение учебных дисциплин, делает его более результативным вследствие развития навыков проектно-конструкторской деятельности обучаемого. В дальнейшем это позволит ему более эффективно решать сложные методические   проблемы.

Семинар-дискуссия  (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

На семинаре-дискуссии  подростки учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию одногруппника. В такой работе учащийся получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.

Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются учащимися  на предыдущих занятиях, в процессе самостоятельной работы. Успешность семинара-дискуссии во многом зависит и от умения преподавателя его организовать. Так, семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.

В первом случае участники стремятся выдвинуть  как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом выделяются главные, обсуждаются и развиваются, оцениваются возможности их доказательства или опровержения.

В другом случае семинар-дискуссия получает своего рода ролевую «инструментовку», отражающую реальные позиции людей, участвующих в научных или иных дискуссиях. Можно ввести, например, роли ведущего, оппонента или рецензента, логика, психолога, эксперта и т.д., в зависимости от того, какой материал обсуждается и какие дидактические цели ставит преподаватель перед семинарским занятием. Если учащийся назначается на роль ведущего семинара-дискуссии, он получает все полномочия преподавателя по организации дискуссии: поручает кому-то из старшеклассников сделать доклад по теме семинара, руководит ходом обсуждения, следит за аргументированностью доказательств или опровержений, точностью использования понятий и терминов, корректностью отношений в процессе общения, и т.д.

Оппонент  или рецензент: воспроизводит процедуру оппонирования, принятую в среде исследователей. Он должен не только воспроизвести основную позицию докладчика, продемонстрировав тем самым ее понимание, найти уязвимые места или ошибки, но и предложить свой собственный вариант решения.

Логик: выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждениях докладчика или оппонента, уточняет определения понятий, анализирует ход доказательств и опровержений, правомерность выдвижения гипотезы, и т.д.

Эксперт: оценивает продуктивность всей дискуссии, правомерность выдвинутых гипотез и предложений, сделанных выводов высказывает мнение о вкладе того или иного участника дискуссии в нахождение общего решения, дает характеристику того, как шло обучение участников дискуссии, и т.д.

Преподаватель может ввести в дискуссию любую  ролевую позицию, если это оправдано целями и содержанием семинара. Целесообразно вводить не одну, а две парные роли (два логика, два эксперта), с тем, чтобы большее число студентов получили соответствующий опыт.

Но особая роль принадлежит, конечно, преподавателю. Он должен организовать такую подготовительную работу, которая обеспечит активное участие в дискуссии каждого учащегося. Он определяет проблему и отдельные подпроблемы, которые будут рассматриваться на семинаре; подбирает основную и дополнительную литературу для докладчиков и выступающих; распределяет функции и формы участия студентов в коллективной работе; готовит учащихся к роли оппонента, логика; руководит всей работой семинара; подводит итоги состоявшейся дискуссии.

Во время  семинара-дискуссии преподаватель задает вопросы, делает отдельные замечания, уточняет основные положения доклада ученика, фиксирует противоречия в рассуждениях.

На таких  занятиях необходим доверительный  тон общения с учащимися, заинтересованность в высказываемых суждениях, демократичность, принципиальность в требованиях. Нельзя подавлять своим авторитетом инициативу учащихся, необходимо создать условия интеллектуальной раскованности, использовать приемы преодоления барьеров общения, реализовывать, в конечном счете, педагогику сотрудничества.

 «Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Важное  условие при организации «круглого  стола»: нужно, чтобы он был действительно круглым, т.е. процесс коммуникации, общения, происходил «глаза в глаза». Принцип «круглого стола» (не случайно он принят на переговорах), т.е. расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, в целом приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого учащегося в обсуждение, повышает мотивацию учащихся, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления.

Информация о работе Применение активных методовобучения при работе с электронными таблицами