Применение активных методовобучения при работе с электронными таблицами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы – выявить психолого-педагогические условия повышения роли методов активного обучения в учреждениях профессионально-технического образования.
Объектом исследования являются особенности работы с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования.
Предметом исследования – являются активные методы обучения работе с электронными таблицами.
Задачи исследования:
- изучение сущности метода проектов через анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме

Содержание работы

Введение
Активные методы обучения работе с электронными таблицами (система профессионального образования).
1.1 Сущность активных методов обучения, их характеристика.
1.2 Обучение работе с электронными таблицами в среднем профессиональном образовании
1.3 Методы, средства обучения с электронными таблицами
2. Применение активных методовобучения при работе с электронными таблицами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Курсовая работа активнык методы.docx

— 234.20 Кб (Скачать файл)

Преподаватель также располагается в общем  кругу, как равноправный член группы, что создает менее формальную обстановку по сравнению с общепринятой, где он сидит отдельно от учеников они обращены к нему лицом. В классическом варианте участники дискуссии адресуют свои высказывания преимущественно ему, а не друг другу. А если преподаватель сидит среди учеников, обращения членов группы друг к другу становятся более частыми и менее скованными, это также способствует формированию благоприятной обстановки для дискуссии и развития взаимопонимания между педагогами и учениками.    

Основную  часть «круглого стола» по любой  тематике составляет дискуссия. Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.

При организации  дискуссии в учебном процессе обычно ставятся сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, конечно, тесно связаны с ее темой. Если тема обширна, содержит большой объем информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения.

Во время  дискуссии учащиеся могут либо дополнять  друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются  черты диалога, а во втором дискуссия  приобретает характер спора. Как  правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, поэтому неправильно сводить понятие дискуссии только к спору. И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу.

Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как:

  • подготовка (информированность и компетентность) ученика по предложенной проблеме;
  • семантическое однообразие (все термины, дефиниции, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми учащимися);
  • корректность поведения участников;
  • умение учителя проводить дискуссию.

Правильно организованная дискуссия проходит в три стадии развития: ориентация, оценка и консолидация.

На первой стадии учащиеся адаптируются к проблеме и друг к другу, т.е. в это время вырабатывается определенная установка на решение поставленной проблемы. При этом перед учителем (организатором дискуссии) ставятся следующие задачи:

1. Сформулировать проблему и цели дискуссии. Для этого надо объяснить, что обсуждается, что должно дать обсуждение.

2. Провести знакомство участников (если группа в таком составе собирается впервые). Для этого можно попросить представиться каждого ученика или использовать метод «интервьюирования», который заключается в том, что учащиеся разбиваются на пары и представляют друг друга после короткой ознакомительной (не более 5 минут), направленной беседы.

3.  Создать необходимую мотивацию, т.е. изложить проблему, показать ее значимость, выявить в ней нерешенные и противоречивые вопросы, определить ожидаемый результат (решение).

4.  Установить регламент дискуссии, а точнее, регламент выступлений.

5.  Сформулировать правила ведения дискуссии, основное из которых — выступить должен каждый. Кроме того, необходимо: внимательно выслушивать выступающего, не перебивать, аргументированно подтверждать свою позицию, не повторяться, не допускать личной конфронтации, сохранять беспристрастность, не оценивать выступающих, не выслушав до конца и не поняв позицию.

6. Создать доброжелательную атмосферу, а также положительный эмоциональный фон. Здесь преподавателю могут помочь персонифицированные обращения к ученикам, динамичное ведение беседы, использование мимики и жестов, и, конечно, улыбки. Следует помнить, что основой любого активного метода обучения является бесконфликтность!

7. Добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у учеников установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой.

Вторая  стадия — стадия оценки — обычно предполагает ситуацию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей, который в случае, неумелого руководства дискуссией может перерасти в конфликт личностей. На этой стадии перед педагогом (организатором «круглого стола») ставятся следующие задачи:

1.  Начать  обмен мнениями, что предполагает  предоставление слова конкретным  участникам. Преподавателю не рекомендуется брать слово первым.

2.  Собрать  максимум мнений, идей, предложений.  Для этого необходимо активизировать  каждого ученика. Выступая со  своим мнением, ученик может сразу внести свои предложения, а может сначала просто выступить, а позже сформулировать свои предложения.

3.   Не уходить от темы, что требует  некоторой твердости организатора, а иногда даже авторитарности. Следует тактично останавливать отклоняющихся, направляя их в заданное «русло».

4.  Поддерживать  высокий уровень активности всех  участников. Не допускать чрезмерной  активности одних за счет других, соблюдать регламент, останавливать затянувшиеся монологи, подключать к разговору всех присутствующих школьников.

5.  Оперативно  проводить анализ высказанных  идей, мнений, позиций, предложений  перед тем, как переходить к  следующему витку дискуссии. Такой  анализ, предварительные выводы  или резюме целесообразно делать через определенные интервалы (каждые 10—15 минут), подводя при этом промежуточные итоги. Подведение промежуточных итогов очень полезно поручать учащимся, предлагая им временную роль ведущего.

Третья  стадия — стадия консолидации — предполагает выработку определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений. На этом этапе осуществляется контролирующая функция занятия. Задачи, которые должен решить преподаватель, можно сформулировать следующим образом:

1.  Проанализировать  и оценить проведенную дискуссию,  подвести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале дискуссии цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.

2.  Помочь  участникам дискуссии прийти  к согласованному мнению, чего можно достичь путем внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих тенденций для принятия решений.

3.  Принять  групповое решение совместно  с участниками. При этом следует  подчеркнуть важность разнообразных  позиций и подходов.

4.  В  заключительном слове подвести  группу к конструктивным выводам,  имеющим познавательное и практическое  значение.

5. Добиться  чувства удовлетворения у большинства  участников, т.е. поблагодарить всех  студентов за активную работу, выделить тех, кто помог в  решении проблемы.

При проведении «круглого стола» студенты воспринимают не только высказанные идеи, новую информацию, мнения, но и носителей этих идей и мнений, и прежде всего учителя. Поэтому целесообразно конкретизировать основные качества и умения, которыми педагог (организатор) должен обладать в процессе проведения «круглого стола»:

  • высокий профессионализм, хорошее знание материала в рамках учебной программы;
  • речевая культура и, в частности, свободное и грамотное владение профессиональной терминологией;
  • коммуникабельность, а точнее — коммуникативные умения, позволяющие педагогу найти подход к каждому ученику, заинтересованно и внимательно выслушать каждого, быть естественным, найти необходимые методы воздействия на учеников, проявить требовательность, соблюдая при этом педагогический такт;
  • быстрота реакции;
  • способность лидировать;
  • умение вести диалог;
  • прогностические способности, позволяющие заранее предусмотреть все трудности в усвоении материала, а также спрогнозировать ход и результаты педагогического воздействия, предвидеть последствия своих действий;
  • умение анализировать и корректировать ход дискуссии;
  • умение владеть собой
  • умение быть объективным.
  • Составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов. Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков и ответ) позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающего и тем самым определить дальнейшую тактику проведения «круглого стола».

С функциональной точки зрения, все  вопросы можно разделить на две  группы:

 Уточняющие (закрытые) вопросы, направленные на выяснение истинности или ложности высказываний, грамматическим признаком которых обычно служит наличие в предложении частицы «ли», например: «Верно ли, что?», «Правильно ли я понял, что?». Ответить на такой вопрос можно только «да» или «нет».

 Восполняющие (открытые) вопросы, направленные на выяснение новых свойств или качеств интересующих нас явлений, объектов. Их грамматический признак — наличие вопросительных слов: что, где, когда, как, почему и т.д.

С грамматической точки зрения, вопросы бывают простые и сложные, т.е. состоящие из нескольких простых. Простой вопрос содержит в себе упоминание только об одном объекте, предмете или явлении.

Если  на вопросы смотреть с позиции  правил проведения дискуссии, то среди них можно выделить корректные и некорректные как с содержательной точки зрения (некорректное использование информации), так и с коммуникативной точки зрения (например, вопросы, направленные на личность, а не на суть проблемы). Особое место занимают так называемые, провокационные или улавливающие вопросы. Такие вопросы задаются для того, чтобы сбить с толку оппонента, посеять недоверие к его высказываниям, переключить внимание на себя или нанести критический удар.

С педагогической точки зрения, вопросы могут быть контролирующими, активизирующими внимание, активизирующими память, развивающими мышление.

В дискуссии  предпочтительнее использовать простые  вопросы, так как они не несут  в себе двусмысленности, на них легко  дать ясный и точный ответ. Если ученик задает сложные вопросы, целесообразно попросить его разделить свой вопрос на несколько простых. Ответы на вопросы могут быть: точными и неточными, верными и ошибочными, позитивными (желание или попытка ответить) и негативными (прямой или косвенный уход от ответа), прямыми и косвенными, односложными и многосложными, краткими и развернутыми, определенными (не допускающий различного толкования) и неопределенными (допускающими различное толкование).

Мозговой  штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Использование метода мозгового штурма в учебном  процессе позволяет решить следующие  задачи:

  • творческое усвоение учащимися учебного материала;
  • связь теоретических знаний с практикой;
  • активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
  • формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
  • формирование опыта коллективной мыслительной деятельности. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися    как учебная задача.

Подготовка  к мозговому штурму включает следующие  шаги:

  • определение цели занятия, конкретизация учебной задачи;
  • планирование общего хода занятия, определение времени каждого этапа занятия;
  • подбор вопросов для разминки;
  • разработка критериев для оценки поступивших предложений и идей, что позволит целенаправленно и содержательно провести анализ и обобщение итогов занятия.

Информация о работе Применение активных методовобучения при работе с электронными таблицами