Применение активных методовобучения при работе с электронными таблицами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы – выявить психолого-педагогические условия повышения роли методов активного обучения в учреждениях профессионально-технического образования.
Объектом исследования являются особенности работы с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования.
Предметом исследования – являются активные методы обучения работе с электронными таблицами.
Задачи исследования:
- изучение сущности метода проектов через анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме

Содержание работы

Введение
Активные методы обучения работе с электронными таблицами (система профессионального образования).
1.1 Сущность активных методов обучения, их характеристика.
1.2 Обучение работе с электронными таблицами в среднем профессиональном образовании
1.3 Методы, средства обучения с электронными таблицами
2. Применение активных методовобучения при работе с электронными таблицами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Курсовая работа активнык методы.docx

— 234.20 Кб (Скачать файл)

Методика  организации и проведения мозгового  штурма

Организационный этап проводится с одной группой. До начала занятия, когда учащиеся входят в аудиторию и рассаживаются по местам, можно включить бодрую, динамичную музыку, предпочтительно инструментальную, так как текст может повлиять на формирование установки у учащихся.

В начале занятия преподаватель сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему, которую нужно решить, обосновывает задачу для поиска решения. Затем он знакомит учащихся с условиями коллективной работы и выдает им правила мозгового штурма.

После этого  формируется несколько рабочих  групп по 3—5 человек. Каждая группа выбирает эксперта, в обязанности которого входит фиксация идей, их последующая оценка и отбор наиболее перспективных предложений.

Формировать рабочие группу целесообразно в  соответствии с личными пожеланиями  учеников, но группы должны быть примерно равными по числу участников.

Группы  рассаживаются так, чтобы было удобно работать и чтобы ученики могли видеть друг друга.

На этот этап в среднем затрачивается  около 10 минут.

Разминка  проводится фронтально со всей группой. Цель этапа — помочь учащимся освободиться от стереотипов и психологических барьеров. Обычно разминка проводится как упражнение в быстром поиске ответов на вопросы. Для разминки важен быстрый темп работы. Поэтому, если возникает пауза, преподаватель сам должен выдвинуть 1—2 варианта ответа. Как только ученики начинают с трудом находить ответы, надолго задумываются, стоит переходить к следующему вопросу. Для того чтобы создать и поддержать непринужденную и живую атмосферу, преподаватель подготавливает неожиданные, оригинальные вопросы, которые прямо с темой штурма не связаны, но взяты из близкой сферы.

Преподаватель в ходе разминки не дает оценки ответам  учеников, однако все их воспринимает доброжелательно, поддерживая положительную реакцию аудитории.

Время разминки — 15—20 минут.

В самом  начале собственно «штурма» поставленной проблемы преподаватель напоминает проблему, уточняет поставленную задачу, дает критерии оценки идей, повторяет правила мозгового штурма.

Подается  сигнал, после которого одновременно во всех группах начинается высказывание идей. Эксперт на отдельном листке записывает все выдвигаемые идеи. Не бойтесь легкого шума и оживления в аудитории — непринужденность обстановки способствует активизации мысли.

Преподавателю лучше не вмешиваться в работу групп, чтобы не мешать им. Лишь в случае, когда группа нарушает правила работы (например, начинает обсуждать или критически оценивать идею), он в тактичной и доброжелательной форме возвращает группу в рабочее состояние.

Время основной сессии — 10—15 минут. Это этап интенсивной  нагрузки учащихся, обычно к его  концу чувствуется явное утомление участников «штурма».

На этапе  оценки и отбора лучших идей эксперты объединяются в группу и по выделенным критериям оценивают идеи, отбирая  лучшие для представления участникам игры. Если есть возможность, экспертам на время работы можно перейти в другое помещение, чтобы группа не мешала им. Преподаватель определяет время работы для экспертов в 15—20 минут.

Рабочие группы на этом этапе отдыхают. Можно  включить музыку и дать возможность подвигаться, переключиться, либо предложить им несложные задания в игровой форме, например, кроссворд по данному курсу, обсуждение интересных ситуаций и др.

На заключительном этапе представители группы экспертов  делают сообщение о результатах мозгового штурма. Они называют общее количество предложенных в ходе штурма идей, знакомят с лучшими из них. Авторы отмеченных идей обосновывают и защищают их. По результатам обсуждения принимается коллективное решение о внедрении тех или иных предложений в практику.

Педагог подводит итоги, дает общую оценку работе групп. При этом важно отметить положительное в работе, моменты проявления высокой степени творчества, успехи коллективной деятельности и т.п. Такая итоговая оценка создает в учебной группе творческую атмосферу, поддерживает учеников. Даже если успехи группы не блестящи, все равно нужно опираться на положительное в ее работе, чтобы стимулировать у учащихся желание добиться больших результатов в будущем.

По времени  заключительный этап самый продолжительный (10— 15 минут). Этот этап очень важен  в учебном плане, так как при  обсуждении и защите идей происходит интенсивный обмен информацией, ее осмысление и активное усвоение.

Как правило, мозговой штурм проходит очень продуктивно  и дает хорошие результаты. В случае неудачи педагогу не следует скоропалительно отказываться от этой формы работы, а нужно еще раз тщательно проанализировать подготовку к занятию и весь его ход, постараться найти причины неудачи, метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

К деловым  играм нельзя относить все появляющиеся новые приемы и методы обучения и любую учебную игру, как это иногда делается как в педагогической практике, так и в отдельных выступлениях в печати. Поэтому такие формы проведения уроков, как урок-концерт, урок-экзамен, урок-соревнование, урок-викторина, имитация познавательно-развлекательных телепередач на уроках, не относятся не только к деловой игре, но и к технологии активного обучения, да и вообще к новым формам и методам. Эти методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, оживление учебного процесса с помощью всевозможных игровых ситуаций не отвечают тем особенностям и условиям организации, которые определяют технологию активного обучения. В викторине, соревновании ученик может принимать участие, может и не принимать, но останется пассивным участником-зрителем. Попытки заставить его приведут к потере игрового момента и положительной настроенности на деятельность. В технологии активного обучения «вынужденная активность» участников обусловлена условиями и правилами, при которых ученик или активно участвует, напряженно думает, или вообще выбывает из процесса.

Правила деловой игры определяются выбранной  деятельностью. Одним из ее вариантов являются ролевые игры. Когда дети играют в «дочки-матери», они точно имитируют все входящие в игру роли и не могут от них отступать: так папы не делают, детям так вести себя нельзя, мама должна... и т.д. Возможно использование деловой игры в учебном процессе. Например, исходя из современных рыночных условий жизни, на занятиях по основам экономических знаний можно провести деловую игру «Банк», в которой в процессе проигрывания ситуаций работы банка лучше понимается и осваивается сложная для заучивания терминология, что она обозначает, сам характер деятельности банка, его место и значение в рыночных отношениях. Такая игра может быть организована и на этапе первичного закрепления материала, и как обобщение, и как определенная форма контроля. В данном случае речь идет о самом стандартном варианте деловой игры. Такие варианты, как организационно-Деловые и организационно-мыслительные игры и аналогичные им, требуют очень серьезной специальной подготовки их организаторов.

С появлением технологии активного обучения давно  известные Учителям драматизация и  театрализация стали одним из вариантов деловой игры и широко используются в технологии диалога культур. Драматизация — инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках. Ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний.

 

1.2 Обучение работе с  электронными таблицами в системе  начального профессионального обучения

 

 

На основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации разработана рабочая программа учебной дисциплины «Основы информационных технологий». Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы.

В данной программе на изучение электронных  таблиц отведено: максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов, в том числе:

обязательной  аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;

самостоятельной работы обучающегося 35 часов.

Объем учебной  дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной  работы      Объем часов

Максимальная  учебная нагрузка (всего)    105

Обязательная  аудиторная учебная нагрузка (всего)  70

в том  числе: 

     практические занятия      35

     контрольные работы      5

Самостоятельная работа обучающегося (всего)   35

в том  числе: 

домашняя  работа        20

реферат         15

Итоговая  аттестация в форме дифференциального  зачета 

Тема 4.2. Табличный редактор.

Содержание  учебного материала:

  1. Назначение, возможности и применение электронных таблиц, принципы их построения и  организация  работы с ними.

2. Основные элементы экранного интерфейса. Опции меню и панели инструментов.

3. Правила ввода, обработки, оформления, редактирования данных и выполнения вычислительных операций

4. Приемы построения алгоритмов обработки информации.

Практические  занятия:

1. Разработка  электронной таблицы: ввод и  редактирование формул, изменение  оформления ЭТ (граница, заливка,  шрифты)

2. Использование  абсолютной и относительной адресации.  Сортировка данных.

3. Графическая  обработка табличных данных.  Табулирование  функций на  заданном отрезке с указанным  шагом табуляции; создание  графики  заданной функции.

4. Построение  диаграмм заданного типа, использование  меток, легенды и заголовков  осей при создании диаграммы

Самостоятельная работа обучающихся

Примерная тематика домашних заданий:

1. Создание  макроса с помощью авторекодера. Редактирование макроса с помощью редактора VisualBasic

2. Сводные  таблицы. Мастер сводных таблиц. Консолидация данных. Методы изменения  структуры листа электронной  таблицы.

3. Функции.  Конструктор функций. Редактирование  функций

Примерная тематика рефератов:

1. Применение  и возможности электронных таблиц

Для применения проектного метода взяты следующие  темы учебного материала:

Назначение, возможности и применение электронных  таблиц, принципы их построения и  организация  работы с ними. Основные элементы экранного интерфейса. Опции меню и панели инструментов. Правила ввода, обработки, оформления, редактирования данных и выполнения вычислительных операций.

Информационное  обеспечение обучения

Перечень  рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные  источники:

1. Горнец Н.Н., Соломенцев В.В., Рощин А.Г.Организация ЭВМ и систем. Учебное пособие для ст удентов высших учебных заведений Издательский центр "Академия", 2006.

2. Гук М.Ю. Аппаратные средства IBM PC. Энциклопедия. 3-е издание

Питер, 2006.

3. Денисов Д. В. Аппаратное обеспечение вычислительных систем Маркет ДС, 2007.

4. Жмакин А.П.Архитектура ЭВМ БХВ-Петербург, 2008.

5. Киселев С.В.  Оператор ЭВМ. Изд.3-е, Издательский центр Академия, 2007. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для образовательных учреждений начального профессионального образования

6. Партыка Т.Л., Попов И.И.Периферийные устройства вычислительной техники Форум, 2007.

7. Партыка Т.Л., Попов И.И.Электронные вычислительные машины и системы. Учебное пособие для ССУЗов Форум, 2007.

8. Тюнина Н.А., Родина А.В. Современные принтеры. Секреты эксплуатации и ремонта Солон-Пресс2006.

Дополнительные  источники:

1. Жук  А. И., Кондратьев Г. Г.Железо  ПК. Популярный самоучитель 

Питер, 2007.

В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:

работать  с графическими операционными системами  персонального компьютера (ПК): включать, выключать, управлять сеансами и  задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера;

работать  с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами;

работать  в прикладных программах: текстовых  и табличных редакторах, редакторе  презентаций, пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок;

Знать:

основные  понятия: информация и информационные технологии;

технологии  сбора, хранения, передачи, обработки  и предоставления информации;

классификацию информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой  и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления  информации, языки разметки документов;

общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального  компьютера, сервера;

назначение  компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и  программное обеспечение;

процессор, ОЗУ, дисковая и видео подсистемы;

периферийные  устройства: интерфейсы, кабели и разъемы;

операционную  систему персонального компьютера (ПК), файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами;

локальные сети: протоколы и стандарты локальных  сетей; топология сетей, структурированные  кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети;

Информация о работе Применение активных методовобучения при работе с электронными таблицами