Применение активных методовобучения при работе с электронными таблицами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы – выявить психолого-педагогические условия повышения роли методов активного обучения в учреждениях профессионально-технического образования.
Объектом исследования являются особенности работы с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования.
Предметом исследования – являются активные методы обучения работе с электронными таблицами.
Задачи исследования:
- изучение сущности метода проектов через анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме

Содержание работы

Введение
Активные методы обучения работе с электронными таблицами (система профессионального образования).
1.1 Сущность активных методов обучения, их характеристика.
1.2 Обучение работе с электронными таблицами в среднем профессиональном образовании
1.3 Методы, средства обучения с электронными таблицами
2. Применение активных методовобучения при работе с электронными таблицами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Курсовая работа активнык методы.docx

— 234.20 Кб (Скачать файл)

поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей;

идентификацию и авторизацию пользователей  и ресурсов сетей;

общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресацию, доменные имена, протоколы  передачи данных, гипертекстовое представление  информации, сеть World Wide Web (WWW), электронную почту, серверное и клиентское программное обеспечение;

информационную  безопасность: основные виды угроз, способы  противодействия угрозам

 

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

2.1 Дискуссия на современном уроке.

Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в  обучении, развитии и воспитании будущего специалиста.

Дискуссия  (от лат. discussio - рассмотрение, исследование) - способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.

Дискуссия обеспечивает активное включение учеников в  поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в  процессе группового взаимодействия. Дискуссию можно рассматривать как метод активного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и целостно -  ориентирующей деятельности учащихся в других технологиях и методах обучения: социально-психологическом тренинге, деловых играх, анализе производственных ситуаций и решений производственных задач. В качестве своеобразной технологии дискуссия  сама включает в себя другие методы и приемы обучения: «мозговой штурм», «синектика», «анализ ситуаций» и т.д.

Обучающий эффект дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных и профессиональных задач.

Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества обучающихся, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности учеников, их эмоциональной включенности в  учебный процесс.

Влияние дискуссии на личностное становление подростков обусловливается ее целостно-  ориентирующей направленностью, созданием благоприятных условий для проявления индивидуальности, самоопределения в  существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции; для формирования умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников обсуждения.

 

Подготовка преподавателя  и студентов к дискуссии

По степени  управления различают свободные, не контролируемые ведущим и направляемые дискуссии. Дискуссии,  применяемые в  процессе обучения, являются преимущественно управляемыми преподавателем или студентом (при условии его готовности к ее организации).

Основные шаги при подготовке к  дискуссии: выбор темы дискуссии, которая определяется целями обучения и содержанием учебного материала. При этом на обсуждение студентов выносятся  темы, имеющие проблемный характер, содержащие в  себе противоречивые точки зрения, дилеммы, задевающие привычные установки обучающихся. Целесообразно предложить студентам на выбор несколько вариантов проблем, связанных с конкретной учебной темой. В ситуации выбора происходит принятие студентами темы как значимой для себя, возникает мотивация к ее активному обсуждению;  тема разбивается на отдельные вопросы, которые сообщаются студентам. Указывается литература, справочные материалы, необходимые для подготовки к дискуссии. Организуется самостоятельная работа студентов.

Проведение дискуссии

Выделяется  несколько этапов дискуссии.

Этап 1-й, введение в дискуссию:

  • формулирование проблемы и целей дискуссии;
  • создание мотивации к обсуждению - определение значимости проблемы, указание на нерешенность и противоречивость вопроса и т.д.;
  • установление регламента дискуссии и ее основных этапов;
  • совместная выработка правил дискуссии;
  • выяснение однозначности понимания темы дискуссии, используемых в ней терминов, понятий.

Приемы введения в дискуссию:

  • предъявление проблемной производственной ситуации;
  • демонстрация видеосюжета;
  • демонстрация материалов (статей, документов);
  • ролевое проигрывание проблемной ситуации;
  • анализ противоречивых высказываний - столкновение противоположных точек зрения на обсуждаемую проблему;
  • постановка проблемных вопросов;
  • альтернативный выбор (участникам предлагается выбрать одну из нескольких точек зрения или способов решения проблемы).

 

 

 

Этап 2-й, обсуждение проблемы: - обмен участниками мнениями по каждому вопросу. Цель этапа - собрать максимум мнений, идей, предложений, соотнося их друг с другом.

Обязанности преподавателя (ведущего):

  • следить за соблюдением регламента;
  • обеспечить каждому возможность высказаться, поддерживать и стимулировать работу наименее активных участников с помощью вопросов («А как считаете вы?», «Вы удовлетворены таким объяснением?», «Вы согласны с данной точкой зрения?», «Нам очень бы хотелось услышать ваше мнение» и т.д.);
  • не допускать отклонений от темы дискуссии;
  • предупреждать переход дискуссии в спор ради спора;
  • следить за тем, чтобы дискуссия не переходила на уровень межличностного противостояния и конфликта;
  • стимулировать активность участников в случае спада дискуссии.

 

 Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения:

  • уточняющие вопросы побуждают четче оформлять и аргументировать мысли («Что вы имеете в  виду, когда говорите, что...?», «Как вы докажете, что это верно?»);
  • парафраз - повторение ведущим высказывания, чтобы стимулировать переосмысление и уточнение сказанного («Вы говорите, что...», «Я так вас понял?»);
  • демонстрация непонимания - побуждение студентов повторить, уточнить суждение («Я не совсем понимаю, что вы имеете в  виду. Уточните, пожалуйста»);
  • «сомнение» позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания («Так ли это?», «Вы уверены в  том, что говорите?»);
  • «альтернатива» - ведущий предлагает другую точку зрения, акцентирует внимание на противоположном подходе;
  • «доведение до абсурда» - ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы;
  • «задевающее утверждение» - ведущий высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет резкую реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное суждение и изложить свою точку зрения;
  • «нет-стратегия» - ведущий отрицает высказывания участников, не обосновывая свое отрицание («Этого не может быть»).

 

 

 

Этап 3-й, подведение итогов обсуждения:

  • выработка студентами согласованного мнения и принятие группового решения;
  • обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения в  ситуации, когда дискуссия не привела к полному согласованию позиций участников;
  • настрой обучающихся на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения;
  • совместная оценка эффективности дискуссии в  решении обсуждаемой проблемы и в  достижении педагогических целей, позитивного вклада каждого в  общую работу.

Пример урока-дискусии по предмету математика в ПРИЛОЖЕНИИ А.

 

2.2 Применение игровых методов на уроке.

Игра - это яркий и эмоциональный праздник. В организации игры все должно быть продумано до мелочей.

Выбор игры:

Учитель должен выбрать игру соответствующую  программному содержанию и четко  представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто  зависит оформление замысла, игровые  действия, содержание и формулировка правил, ход игры.

Выбор игровых  технологий в практике работы педагогического  коллектива продиктован принципом  активности учеников в процессе обучения, которая характеризуется высоким  уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью  и соответствием социальным нормам, т.к. игра наряду с трудом и учением - одна из основных видов деятельности человека.

Игра используется в качестве:

  • самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемент более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технологии внеклассной работы.

Различные виды игр используются практически  на всех ступенях обучения.

Однако чтобы  использовать игровые технологии на уроке педагогу необходимо знать, уметь  подобрать педагогическую игру. В  настоящее время интерес к  игре быстро растет, это естественным образом приводит к увеличению числа  игр, а также к их разнообразию. Ориентироваться в них становится сложнее. Поэтому актуальность вопроса  классификации игр повышается с  каждым днем. Рассмотрим несколько  классификаций педагогических игр  и выберем одну, наиболее приемлемую в данном исследовании.

При рассмотрении классификаций, предложенных различными исследователями игр, чаще всего  разделяют по месту и времени  их проведения. Это игры на воздухе  и в помещениях, игры на воде и  спортивной площадке, зимние и летние игры. Все это подводит к некоторому разделению игр:

  • по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые
  • по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические;
  • по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драматизации);
  • по предметной области (математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, прикладные, производственные, спортивные, народные, туристические, управленческие, экономические, педагогические, досуговые и др.);
  • по игровой среде (с предметами и без предметов, компьютерные, пространственно-временные).

В учебной  практике же выделяют дидактические, имитационные, проблемные, сюжетные, ситуационные, ролевые, деловые игры. К этим играм применимо понятие «учебная игра». Учебная игра как специальный вид деятельности, направленный на усвоение определенных знаний, умений и навыков, является средством обучения, основной педагогический смысл и назначение которого - создать условия для саморазвития личности учащихся.

Е. А. Крюкова подразделяет учебные  игры на ситуационные, ролевые и деловые. Объединяют все эти игры, подчеркивает автор, то, что они личностно ориентированы. Выигрывает та личность, которая была более оригинальна, сумела представить себя в новой роли, убедила большинство в правоте своих воззрений.

Классификация по сущностной игровой  основе выглядит следующим образом:

  • игры с правилами;
  • ролевые игры;
  • комплексные игровые системы (КВН).

В данной работе также важна классификационная  модель по структурным элементам  урока, в зависимости от дидактических  целей игры, ее  возьмем как основную:

  • игры для изучения нового материала;
  • игры для закрепления;
  • игры для проверки знаний;
  • обобщающие игры;
  • релаксационные игры - паузы.

При планировании педагогической работы в определенных случаях важно  разделять игры по количеству участников на: групповые, индивидуальные, диалоговые (парные), массовые.

Игры, как элемент системы занятий  существуют в определенных условиях, которые воздействуют на них и  они в свою очередь активно  воздействует на условия, в которых  действуют, также они активно  взаимодействуют с традиционными  методами проведения занятий. При этом система развивается, расширяются  её границы.

Подготовка игры

  1. Предварительная подготовка учащихся к игре.

Задача  учителя заключается в том, чтобы  все ученики понимали, что они  должны делать входе подготовительной работе. Предварительная подготовка зачастую несет основную дидактическую  нагрузку. Это в основном относится  к ролевым играм. Но учителю надо больше доверять детям, не надо полностью  организовывать подготовку, пусть они  сами проявят самостоятельность.

  1. Подготовка непосредственно перед игрой.

Этот  этап должен быть направлен на создание эмоционального игрового настроения.

Рассмотрим основные требования к  игре и условиям её проведения:

  • Психологические требования. Учебная игра должна иметь личный смысл и значимость для каждого из участников. Игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны использовать потребность в ней. Немаловажную роль играет психологическая и интелл<span clas

Информация о работе Применение активных методовобучения при работе с электронными таблицами