Применение инновационных
форм организации обучения позволяет
реализовывать в практике процесса профессионального
обучения одну важную закономерность:
человек запоминает 1/4 услышанного, 1/3
увиденного и услышанного одновременно
и 3/4 материала, если он ко всему прочему
вовлечен в активные действия. Это наглядно
иллюстрируется «пирамидой познания»
Дж. Мартина. На ней в процентах обозначен
тот объем учебного материала, который
усваивается обучающимися при использовании
различных методов:
Таблица 1. Пирамида познания
Методы обучения: |
Объем усваиваемого учебного
материала, % |
Лекция |
5 |
Чтение |
10 |
Аудиовизуальные методы
|
20 |
Демонстрация |
30 |
Дискуссионные методы
|
50 |
Практические действия
|
70 |
Обучение других |
90 |
Не требует особых комментариев
то, именно методы, обозначенные наиболее
эффективными, составляют суть инновационных
форм организации обучения: дискуссионные
методы, практические действия и обучение
других. Инновационные формы организации
обучения, несомненно, обладают большим
обучающим и развивающим потенциалом,
способствующим становлению личности
будущего профессионала. Обоснованием
этой позиции стало исследование А. С.
Зверева.
Существующая система образования
кажется для работающего в ней педагога
настолько понятной, что сделанные психологами,
социологами в этой области открытия или
выводы кажутся совершенно неожиданными,
приводят в недоумение и ставят под сомнение
всю его деятельность.
Исследование, описываемое
в статье А. Зверева "10 и 90 - новая статистика
интеллекта", начиналось с обычного
эксперимента, проводимого американскими
социологами. Они обратились к молодым
людям из разных стран, недавно окончившим
школу, с рядом вопросов из различных учебных
курсов. И оказалось, что только в среднем
10% опрошенных правильно ответили на все
вопросы. [23]
Результат этого исследования
подтолкнул российского педагога М. Балабана
сделать вывод, который и приводит в недоумение
педагогов: учебное заведение, независимо
от того, в какой стране оно находится,
учит успешно только одного из десяти
своих студентов. Говоря другими словами,
только для 10% студентов приемлемы методы,
используемые в традиционном образовании.
Оставшиеся 90% студентов также способны
учиться, но не с книгой в руках, а по-другому:
«своими поступками, реальными делами,
всеми органами чувств».
Результаты этого исследования
привели к выводу, что профессиональное
обучение должно строиться иначе, по-другому,
таким образом, чтобы все студенты могли
учиться. Один из вариантов организации
учебного процесса – применение инновационных
форм организации обучения. [19, 22]
Инновационные формы организации
учебного процесса в первую очередь позволяют
сменить целевую установку занятия «дать
образование» на установку «образование
как самореализация». Происходит смена
принципа репродуктивного усвоения материала
на принцип продуктивности, определяющий
такую основную задачу преподавателя,
как определение того, что именно, какой
образовательный продукт создадут студенты
в ходе занятия.
Также значение инновационных
форм организации обучения состоит в переходе
от профессиональной подготовки, ориентированной
на знания, умения и навыки на компетентностностный
подход. [26, 24] Этот процесс имеет место,
если происходит включение в план проведения
занятия выявление личностной и социальной
значимости темы, способствующее образованию
реальной заинтересованности студентов
в учебном материале, несущем практическую
значимость. [1,3]В свою очередь это происходит
благодаря замещению заданий, не предполагающих
индивидуального решения, на эвристические
- открытые задания. Такие задания не имеют
однозначных «правильных» ответов. Любой
ответ всегда уникален и отражает степень
творческого самовыражения студента.
Средством инновационного продвижения
данного новшества выступают дистанционные
эвристические олимпиады.
В то же время ограниченность
содержания занятия рамками аудиторных
стен преодолевается с помощью телекоммуникаций
и ресурсов Интернет. Участие в дистанционных
курсах, проектах, конференциях - и подготовка
к ним - средства для перехода к открытому,
распределенному образованию.
Таким образом, сотрудничество
студента и преподавателя, предполагающееся
в инновационных формах организации обучения,
приводит к тому, что усвоение знаний
становится уже внутренней целью обучающихся
– это и повышает эмоциональный уровень,
интенсифицируя усвоение материала. [18]
Максимальная приближенность
результатов обучения к сфере практической
деятельности слушателей и пригодность
результатов к практическому внедрению
способствует повышению значимости материала
для студентов. А активное, творческое,
инициативное участие студентов в процессе
получения необходимых им знаний увеличивает
интерес студентов к самому процессу обучения.[2,4]
1.2. Виды инновационных форм
организации обучения
Преподаватель стремится к
прогрессу, хочет изменить свою деятельность
к лучшему – именно этот процесс является
инновацией. Изобретательная деятельность
преподавателя на занятии с применением
инновационных форм обучения раскрывается
в разнообразных, необычных заданиях,
неординарных действиях, конструктивных
предложениях, занимательных упражнениях,
конструировании хода урока, создании
учебных ситуаций, дидактическом материале,
подборе научных фактов, организации творческой
работы студентов. [17]
Существует огромное количество
различных форм организации обучения,
видоизменяющих те или иные структурные
элементы традиционного учебного занятия.
Однако мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся
в современном образовательном процессе.
Таким образом, нами будут проанализированы
следующие инновационные формы организации
обучения: занятия в форме самостоятельной
деятельности; исследовательские; на основе
групповой технологии; проблемные; на
основе проектной деятельности; занятия-тренинги
и игровые формы организации обучения:
деловые и ролевые игры, а также инновационные
формы организации обучения теоретических
занятий – лекция вдвоем и лекция-провокация.
Занятия в форме самостоятельной
деятельности. Занятия самостоятельной
деятельности – форма организации учебного
процесса на основе организации самостоятельной
работы студентов. Цель таких занятий
– формирование и развитие механизмов
независимости студентов, утверждение
самостоятельных качеств личности. Такими
механизмами могут быть привычки, убеждения,
традиции, действия. [8]
Данная форма организации обучения
играют большую воспитательную роль. При
подготовке к занятиям данного вида необходимо
изучить уровни общеучебных умений и навыков
студентов, их способности к самостоятельной
работе; определить содержание и направленность
самостоятельной деятельности студентов.
Для каждого студента разрабатывается
модель самостоятельной работы: подбирается
технология обучения; объем и содержание
учебного материала; литература и дидактический
материал; технико-технологические средства
учебного процесса. Каждому студенту выдаются
соответствующие рекомендации в письменной
и устной форме. [17]
На уроках самостоятельной
деятельности должны быть четко определены
позиции преподавателя и студента:
-лпозиция преподавателя: инициирование
субъективного опыта студента и развитие
его индивидуальных способностей в течение
учебного процесса; выбор технологии обучения
(как и чему буду учить);
- позиция студента: выбор технологии
обучения (что и как сам буду изучать) на
определенный период времени.
Уроки самостоятельной деятельности
не могут показать полную картину педагогического
мастерства преподавателя, они лишь частично
раскрывают аспекты его творчества и самобытности.
В связи с особенностями занятий самостоятельной
деятельности, можно выделить несколько
рекомендаций преподавателю по применению
такой формы организации обучения:
- демонстрировать доверие;
- не мешать при выполнении задания,
пока студент сам не попросит помощи;
- не критиковать за ошибки;
- собеседование вести в виде
уточнения деталей;
- определять конкретный объем
работы для того, чтобы студент мог рассчитать
свои силы;
- установить временные рамки
для выполнения работы;
- создать условия для осуществления
самооценки студентами результата собственной
деятельности;
- определять критерии выполнения
самостоятельной работы;
- разработать формы контроля
самостоятельной деятельности, критерии
оценки результата деятельности преподавателем. [16]
Исследовательское занятие.
Исследовательское занятие – это форма
обучения студентов на основе познания
окружающей действительности, организации
исследования того или иного предмета
или явления. Цель исследовательского
занятия – использование, развитие и обобщение
опыта студентов и их представлений о
существующем порядке вещей.
В основе такого занятия – организация
практического лабораторного исследования
проблемы, темы или поставленной задачи.
Студенты на занятии сами подбирают
вопросы для изучения, ведут поиск решения
проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют,
вырабатывая идеальный вариант предложений
для изучения. [19]
Цель деятельности студентов
на исследовательском уроке – получение
конкретного результата (продукта). Отличительные
особенности такой продуктивной (нацеленного
на получение продукта) формы организации
обучения:
- самостоятельная учебная деятельность
студента тесно связана с его реальной
трудовой деятельностью;
- ориентация учебы и труда на
конечный результат;
- смена традиционных, замкнутых
форм отношений между педагогом и студентами
на более открытые, направленные на совместную
деятельность и сотрудничество.
Форма организации обучения
на основе групповой технологии. Такая
форма организации обучения может представлять
собой работу в микрогруппах; по вариантам
или даже зачет в парах. Цель данной формы
обучения – обучение умению работать
в коллективе и средствами коллектива.
Каждый участник групповой
деятельности непроизвольно включается
в совместную работу и оказывается перед
выбором: либо делать как все, либо определить
себе место, роль и функцию в коллективе.
Для студентов, стремящихся к самоутверждению
среди сверстников, подобное самоопределение
в деятельности имеет большое значение. [1]
Опыт показывает, что групповая
работа особенно эффективна, если преподавателем
организован процесс распределения учебных
заданий и продумана технология обсуждения
их в коллективе. Именно сам процесс обсуждения
учебных заданий, проблем, научных фактов
в студенческом коллективе воспринимается
так, как будто бы взрослые советуются
со студентами, спрашивают об отношении
к происходящему и прислушиваются к их
мнению. Подобная ситуация помогает студентам
целенаправленно осуществлять процесс
познания и чувствовать себя более уверенно.
Наиболее эффективны такие формы организации
обучения на основе методов диалога, собеседования,
обмена мнениями, совместной деятельности.[17]
Проблемные занятия. Проблемные
занятия – форма организации обучения
студентов на основе создания проблемной
ситуации. На таком занятии перед студентами
либо ставится, либо вместе с ними определяется
проблема. Цель проблемного обучения –
активизация познавательной сферы деятельности
студентов на основе выявления причинно-следственных
связей.[22]
Но прежде уточним, чем отличается
проблема от задачи. Проблема – это противоречие,
которое может проявляться в каких-либо
действиях, явлениях, фактах. Сама проблема
не имеет выраженных условий протекания.
Задача обязательно имеет какие-либо условия,
раскрывающие характер действия, события,
явления, и требует исполнения. Например,
ситуация 1 – пожар (предмет – БЖД). Условия
проблемы не ясны. Возникает ряд вопросов:
что горит? почему горит? где горит? что
делать? Ситуация 2: горит квартира на первом
этаже кирпичного здания на улице Лесная,
д. 3. Данная задача уже относительно понятна,
поскольку раскрыты условия процесса
пожара. Соответственно, понятны и действия
спасательной службы.
Проблемное обучение – это
обучение умению видеть и выделять противоречия
по конкретному предмету, а также умению
решать проблемы. Проблемные занятия структурно
немного напоминают психологические ситуации,
которые имеют своеобразную конструкцию
деятельности. Искусство преподавателя
заключается в том, чтобы дать учебный
материал как неизвестные знания, которые
студенты должны открыть для себя сами.
Без знаний закономерностей
мыслительной деятельности обучающихся
дать урок проблемного обучения практически
невозможно. [8]
Занятие-тренинг. Представляет
такую форму организации учебной деятельности
студентов на основе процесса отработки
определенных действий и закрепления
учебного материала. Цель данной формы
организации обучения – приобретение
студентами определенных умений и навыков
при помощи неоднократного повторения
одних и тех же знаний или действий. Эта
специфическая тренировочная деятельность
может быть как индивидуальной, так и групповой.
Индивидуальные уроки-тренинги отличаются
от групповых спецификой проблем. На занятиях-тренингах
групповой технологии рассматривается
проблема, характерная для всех участников
учебно-воспитательного процесса, на индивидуальной
– для конкретного студента.
Принципы ведения уроков-тренингов
подбираются или разрабатываются преподавателем
в зависимости от характера проблемы,
социально-педагогических условий ведения,
а также целей и задач закрепления изученного
материала. Для таких занятий разрабатываются
критерии действий студентов как эталон
умений, на занятиях раздаются печатные
образцы разных видов деятельности. Например,
образец выполнения одного упражнения;
образец выполнения другого более сложного
задания. Данные образцы помогают студентам
быстрее и эффективнее приобрести тот
или иной навык или умение. [18]Преподаватель
помогает отслеживать процедуру выполнения
конкретного задания, выявлять ошибки
в учебных действиях и обязательно осуществляет
измерение и оценку деятельности, без
которых невозможно определить результат
достижения.