Применение инновационных форм организации обучения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 16:12, курсовая работа
Описание работы
Цель работы: изучить теоретические основы применения инновационных форм организации обучения и разработать методические рекомендации по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения в процессе преподавания дисциплины «Основы экономики» в ОГАОУ СПО "Ракитянский агротехнологический техникум". Цель работы предполагает решение ряда задач: - определить теоретические основы применения инновационных форм организации обучения; - провести исследование проблем применения инновационных форм организации обучения в процессе преподавания дисциплины «Основы экономики» в ОГАОУ СПО «Ракитянский агротехнологический техникум»; - разработать ряд рекомендаций по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….…3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ………………………………………………..6 1.1. Инновационные формы организации обучения в профессиональном образовании…………………………………………………………….………………6 1.2. Виды инновационных форм организации обучения………………………….13 ГЛАВА42.jРАЗРАБОТКАj РЕКОМЕНДАЦИЙj ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОГАОУ СПО «РАКИТЯНСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»……………………………………..26 2.1. Исследование проблем применения инновационных форм организации обучения в ОГАОУ СПО «Ракитянский агротехнологический техникум» в процессе преподавания дисциплины «Основы экономики»………………………26 2.2. Методические рекомендации по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения. ……………………………………..30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….….33 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..35 Приложения…………………………………………………………………...……….37
На занятии-тренинге студентам
приходится выполнять однообразную работу,
поэтому опытные преподаватели всегда
используют элементы педагогического
творчества, таких, например, как подбор
необычных заданий, дидактического материала;
организацию соревнований, взаимного
контроля.
Занятия на основе проектной
деятельности. Занятия на основе проектной
деятельности предусматривают развитие
познавательных навыков студентов, умения
самостоятельно конструировать свои знания,
анализировать полученную информацию,
выдвигать гипотезы и находить решения.
Использование проектной формы обучения
делает учебный процесс творческим, целенаправленным,
а студента – ответственным и целеустремленным.
Обязанность преподавателя – подготовить
всех студентов к посильной для каждого,
но обязательной познавательной деятельности.
[3,6]
На основе вышеизложенного,
выделим некоторые преимущества проектной
формы обучения:
- системное закрепление знаний
по другим учебным предметам. Часто знания,
необходимые для работы над проектом,
"подстегивают" интерес студента
к другим дисциплинам;
-оразвитие навыков и умений планирования,
исследования и систематизации полученных
данных;
- развитие социальных (работа
в команде) и физических умений и навыков;
- развитие уверенности в своих
силах. Студенты учатся подходить к
любой деятельности творчески, обретают
уверенность в том, что они могут улучшить
свою жизнь и жизнь других людей.
Игровые формы обучения. Они
являются наиболее сложными в планировании
и реализации, по нашему мнению, формами
организации обучения. Сложность игр на
этапе планирования для преподавателя
определяется трудностями в подборе вида
игры, способа участия в них партнеров
и алгоритма ее проведения.
В то же время игра для студента
– хороший стимул в достижении успеха
там, где порой оказываются неэффективными
многочисленные традиционные упражнения.
Деловая игра. В деловых
играх на основе игрового замысла моделируются
жизненные ситуации и отношения, в рамках
которых выбирается оптимальный вариант
решения рассматриваемой проблемы и имитируется
его реализация на практике. Деловые игры
делятся на производственные, организационно-деятельностные,
проблемные, учебные и комплексные.
В рамках занятия чаще всего
ограничиваются применением учебных деловых
игр. Их отличительными свойствами являются:
- моделирование приближенных
к реальной жизни ситуаций;
-лпоэтапное развитие игры, в
результате чего выполнение предшествующего
этапа влияет на ход следующего;
-дналичие конфликтных ситуаций;
обязательная совместная деятельность
участников игры, выполняющих предусмотренные
сценарием роли;
-лиспользование описания объекта
игрового имитационного моделирования;
- контроль игрового времени;
элементы состязательности; правила,
системы оценок хода и результатов игры.
Планирование и проведение
деловых игр требует особой подготовки
преподавателя. В том числе необходимо
обратить внимание на методику разработки
деловых игр, включающую в себя следующие
этапы:
- обоснование требований к
проведению игры;
- составление плана ее разработки;
- написание сценария, включая
правила и рекомендации по организации
игры;
- подбор необходимой информации,
средств обучения, создающих игровую обстановку;
- уточнение целей проведения
игры, составление руководства для ведущего,
инструкций для игроков, дополнительный
подбор и оформление дидактических материалов;
- разработка способов оценки
результатов игры в целом и ее участников
в отдельности.
После выполнения обозначенных
выше этапов следует озадачиться самой
структурой деловой игры, являющейся ее
основой, «скелетом».
Возможный вариант структуры
деловой игры на уроке может быть таким:
- знакомство с реальной
ситуацией;
- построение ее имитационной
модели;
- постановка главной задачи
командам (бригадам, группам), уточнение
их роли в игре;
- создание игровой проблемной
ситуации;
- вычленение необходимого
для решения проблемы теоретического
материала;
- разрешение проблемы;
- обсуждение и проверка
полученных результатов;
- коррекция;
- реализация принятого
решения;
- анализ итогов работы;
- оценка результатов работы.[2]
Занятие – ролевая игра. Специфика
ролевой игры, в отличие от деловой характеризуется
более ограниченным набором структурных
компонентов, основу которых составляют
целенаправленные действия студентов
в моделируемой жизненной ситуации в соответствии
с сюжетом игры и распределенными ролями.
Уроки ролевые игры можно разделить
по мере возрастания их сложности на три
группы:
1) имитационные – о направленные
на имитацию определенного профессионального
действия;
2) ситуационные – связанные
с решением какой-либо узкой конкретной
проблемы игровой ситуации;
3) условные – посвященные
разрешению, например, учебных или производственных
конфликтов.
Формы проведения ролевых игр
могут быть самыми разными: это и воображаемые
путешествия, и дискуссии на основе распределения
ролей, и пресс-конференции, и занятия-суды.
Методика разработки и проведения
ролевых игр предусматривает включение
в полной мере или частично следующих
этапов: подготовительного, игрового,
заключительного и этапа анализа ролевой
игры.
На подготовительном этапе
решаются вопросы как организационные,
так и связанные с предварительным изучением
содержательного материала игры. Организационные
вопросы: распределение ролей, выбор жюри
и экспертной группы, формирование игровых
групп, ознакомление с обязанностями.
Предваряющие: знакомство с темой, проблемой,
ознакомление с инструкциями, заданиями,
сбор материала, анализ материала, подготовка
сообщения, консультации. [4]
Игровой этап характеризуется
включением в проблему и осознанием проблемной
ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой
аспект: индивидуальное понимание проблемы,
дискуссия в группе, выявление позиций,
принятие решения, подготовка сообщения. Межгрупповой сообщений
групп, оценка решения.
На заключительном этапе вырабатываются
решения по проблеме, заслушивается сообщение
экспертной группы, выбирается наиболее
удачное решение.
Проведение ролевой игры, как
и всякой другой, построенной на использовании
имитации, связано с преодолением трудностей,
заложенном в ее противоречивом характере.
Противоречивость ролевой игры заключается
в том, что в ней всегда должны иметь место
и условность, и серьезность. Кроме того,
она проводится в соответствии с определенными
правилами, предусматривающими элементы
импровизации. Если хотя бы один этих факторов
отсутствует, игра не достигает цели. Она
превращается в скучную инсценировку
в случае излишней регламентации и отсутствии
импровизации, или в фарс, когда играющие
утрачивают серьезность и их импровизации
носят абсурдный характер.[6]
Одна из инновационных форм
обучения, применяемая на теоретическом
занятии – «лекция вдвоем», в которой реализуются
принципы проблемности и диалогичности
общения. Лекция вдвоем представляет собой
работу двух преподавателей, читающих
лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих
на проблемно организованном материале,
как между собой, так и с аудиторией. В
диалоге преподавателей и аудитории осуществляется
постановка проблемы и анализ проблемной
ситуации, выдвижение гипотез, их опровержение
или доказательство, разрешение возникающих
противоречий и поиск решений. Такая лекция
содержит в себе конфликтность, которая
проявляется как в неожиданности самой
формы, так и в структуре подачи материала,
который строится на столкновении противоположных
точек зрения, на сочетании теории и практики.[9]
Методика чтения подобной лекции
предполагает:
- выбор соответствующей темы,
в содержании которой есть противоречия,
разные точки зрения или высокая степень
сложности;
- подбор двух преподавателей,
совместимых как с точки зрения стиля
мышления, так и способа мышления;
- разработку сценария чтения
лекции (блоки содержания, распределенные
по времени).
Сценарий необходим лишь на
первых этапах работы. В дальнейшем рекомендуется
использовать больше импровизации. Лекция
вдвоем фактически представляет собой
мини-игру, театр двух актеров, что создает
эмоциональный, положительно окрашенный
фон и повышает заинтересованность студентов.
Очень близкой к игровой форме
занятия является «лекция-провокация».
Это лекция с запланированными ошибками.
Методика проведения лекции-провокации
может быть следующая.[22]
После объявления темы лекции
неожиданно преподаватель сообщает, что
в ней будет допущено определенное количество
ошибок различного типа – содержательные,
методические, поведенческие и другие.
При этом он должен иметь перечень этих
ошибок на бумаге, и предъявить его в конце
занятия студентам. Только в этом случае
обеспечивается полное доверие аудитории
к преподавателю. Количество ошибок зависит
от характера и содержания, а также подготовленности
студентов по данной теме. В конце занятия
преподаватель должен оставить 10-15 минут
на выявление и анализ студентами допущенных
ошибок.
Лекция-провокация требует
большого мастерства и чувства ответственности,
тщательного отбора материала для ошибок
и их маскировки в ткани изложения. Важно
подчеркнуть, что подобная лекция выполняет
не только стимулирующие, но и контрольные
функции, поскольку позволяет преподавателю
оценить качество усвоения предшествующего
материала, а студентам – проверить себя
и продемонстрировать свое знание предмета,
умение ориентироваться в нем.
Однако независимо от выбранной
формы организации обучения, подготовка
и проведение занятий с применением различных
инновационных форм организации обучения
состоит из нескольких этапов: замысла,
организации, проведения и анализа.
Замысел – это самый сложный
и ответственный этап. Он включает следующие
составляющие: определение временных
рамок; определение темы занятия; определение
типа занятия; выбор кабинета; выбор
нетрадиционной формы урока; выбор форм
учебной работы.
Этап организации в свою очередь
состоит из подэтапов: распределение
обязанностей (между преподавателями
и студентами); написание сценария
занятия (с указанием конкретных целей);
подбор заданий и критериев их оценки,
методов занятия и средств обучения; разработка
критериев оценки деятельности студентов.
Проведение любой нетрадиционной
формы урока требует от педагога больших
затрат сил и времени, поскольку он выступает
в роли организатора. Поэтому прежде чем
браться за подобную работу следует взвесить
собственные силы и оценить возможности.
Для успешной подготовки нетрадиционного
занятия и его проведения преподаватель
должен обладать рядом личностных качеств
и соответствовать некоторым требованиям,
основными из которых являются: хорошее
знание предмета и методики; творческий
подход к работе, изобретательность; осознанное
отношение к использованию нетрадиционных
форм урока в учебном процессе; учет собственного
характера и темперамента.
Заключительным этапом проведения
занятия с применением инновационных
форм организации обучения является его
анализ. Анализ - это оценка прошедшего
занятия, ответы на вопросы: что получилось,
а что нет; в чем причины неудач, оценка
всей проделанной работы; взгляд "назад",
помогающий делать выводы на будущее необходимо
обратить внимание на следующие важные
моменты.
Анализ нетрадиционного урока
должен происходить как на уровне группы
обучаемых, так и на педагогическом уровне,
для чего на урок могут быть приглашены
другие преподаватели.
Таким образом, были проанализированы
особенности некоторых инновационных
форм организации обучения, а также общие
закономерности процесса их подготовки
и проведения. Разобравшись в теоретической
основе применения инновационных форм
организации обучения, в следующей главе
мы определим основные проблемы их
применения в ОГАОУ СПО «Ракитянский агротехнологический
техникум» на примере дисциплины «Основы
экономики».
Глава 2. Разработка рекомендаций
по повышению эффективности применения
инновационных форм организации обучения
в ОГАОУ СПО «Ракитянский агротехнологический
техникум» в процессе преподавания дисциплины
«Основы экономики»
2.1. Исследование проблем применения
инновационных форм организации обучения
в ОГАОУ СПО «Ракитянский агротехнологический
техникум» в процессе преподавания
дисциплины «Основы экономики»
В действительности, роль инновационных
форм организации обучения в образовательном
процессе сложно переоценить. Однако рассмотрение
целей и задач учебных занятий, их типологии
и структуры, педагогических требований
к нему, особенностей состава студентов,
помогает осознать важность, необходимость
и сложность выбора форм организации обучения. Это
является одной из проблем применения
инновационных форм организации обучения
преподавателем образовательного учреждения
СПО. Для того, чтобы выявить проблемы,
с которыми сталкивается преподаватель
при применении инновационных форм организации
обучения, было проведено исследование
в ОГАОУ СПО «Ракитянский агротехнологический
техникум». Методологической основой
исследования выступили такие методы
как анкетирование и беседа.
В первую очередь была предложена
анкета студентам, изучающим дисциплину
«Основы экономики». Данная дисциплина
относится к циклу общепрофессиональных
дисциплин и способствует формированию
следующих ОК: ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, исходя из цели и способов
ее достижения, определенных руководителем;
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию,
осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности,
нести ответственность за результаты
своей работы; ОК 4. Осуществлять поиск
информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач. [26]
Результатом освоения дисциплины «Основы
экономики» является умение студентов
свободно обращаться с категориальным
аппаратом экономических наук; развитие
аналитического мышления у студентов
при рассмотрении экономических явлений
не только самих по себе, но и во взаимосвязи
с социальными процессами, политикой,
этикой, ценностями той или иной нации;
формирование у студентов представления
о современных школах и направлениях развития
экономической науки.