Применение инновационных форм организации обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить теоретические основы применения инновационных форм организации обучения и разработать методические рекомендации по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения в процессе преподавания дисциплины «Основы экономики» в ОГАОУ СПО "Ракитянский агротехнологический техникум". Цель работы предполагает решение ряда задач:
- определить теоретические основы применения инновационных форм организации обучения;
- провести исследование проблем применения инновационных форм организации обучения в процессе преподавания дисциплины «Основы экономики» в ОГАОУ СПО «Ракитянский агротехнологический техникум»;
- разработать ряд рекомендаций по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ………………………………………………..6
1.1. Инновационные формы организации обучения в профессиональном образовании…………………………………………………………….………………6
1.2. Виды инновационных форм организации обучения………………………….13
ГЛАВА42.jРАЗРАБОТКАj РЕКОМЕНДАЦИЙj ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОГАОУ СПО «РАКИТЯНСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»……………………………………..26
2.1. Исследование проблем применения инновационных форм организации обучения в ОГАОУ СПО «Ракитянский агротехнологический техникум» в процессе преподавания дисциплины «Основы экономики»………………………26
2.2. Методические рекомендации по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения. ……………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….….33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..35
Приложения…………………………………………………………………...……….37

Файлы: 1 файл

teoria_mpo.docx

— 88.66 Кб (Скачать файл)

На занятии-тренинге студентам приходится выполнять однообразную работу, поэтому опытные преподаватели всегда используют элементы педагогического творчества, таких, например, как подбор необычных заданий, дидактического материала; организацию соревнований, взаимного контроля. 

Занятия на основе проектной деятельности. Занятия на основе проектной деятельности предусматривают развитие познавательных навыков студентов, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения. Использование проектной формы обучения делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а студента – ответственным и целеустремленным. Обязанность преподавателя – подготовить всех студентов к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности. [3,6]

На основе вышеизложенного, выделим некоторые преимущества  проектной формы обучения:

- системное закрепление знаний по другим учебным предметам. Часто знания, необходимые для работы над проектом, "подстегивают" интерес студента к другим дисциплинам;

-оразвитие навыков и умений планирования, исследования и систематизации полученных данных;

- развитие социальных (работа в команде) и физических умений и навыков;

- развитие уверенности в своих силах. Студенты учатся подходить к  любой деятельности творчески, обретают уверенность в том, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь других людей.

Игровые формы обучения. Они являются наиболее сложными в планировании и реализации, по нашему мнению, формами организации обучения. Сложность игр на этапе планирования для преподавателя определяется трудностями в подборе вида игры, способа участия в них партнеров и алгоритма ее проведения.

 В то же время игра для студента – хороший стимул в достижении успеха там, где порой оказываются неэффективными многочисленные традиционные упражнения.

 Деловая игра. В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делятся на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

В рамках занятия чаще всего ограничиваются применением учебных деловых игр. Их отличительными свойствами являются:

-  моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

-лпоэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;

-дналичие конфликтных ситуаций; обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

-лиспользование описания объекта игрового имитационного моделирования;

- контроль игрового времени; элементы состязательности; правила, системы оценок хода и результатов игры.

Планирование и проведение деловых игр требует особой подготовки преподавателя. В том числе необходимо обратить внимание на методику разработки деловых игр, включающую в себя следующие этапы:

- обоснование требований к проведению игры;

- составление плана ее разработки;

- написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;

- подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку;

- уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;

- разработка способов оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности.

После  выполнения обозначенных выше этапов следует озадачиться самой структурой деловой игры, являющейся ее основой, «скелетом».

Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:

- знакомство с реальной  ситуацией;

- построение ее имитационной  модели;

- постановка главной задачи  командам (бригадам, группам), уточнение  их роли в игре;

- создание игровой проблемной  ситуации;

- вычленение необходимого  для решения проблемы теоретического  материала;

- разрешение проблемы;

- обсуждение и проверка  полученных результатов;

- коррекция;

- реализация принятого  решения;

- анализ итогов работы;

- оценка результатов работы.[2]

Занятие – ролевая игра. Специфика ролевой игры, в отличие от деловой характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия студентов в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.

Уроки ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:

1) имитационные – о направленные на имитацию определенного профессионального действия;

2) ситуационные –  связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы игровой ситуации;

3) условные –  посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов.

Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: это и воображаемые путешествия, и дискуссии на основе распределения ролей, и пресс-конференции, и занятия-суды.

Методика разработки и проведения ролевых игр предусматривает включение в полной мере или частично следующих этапов: подготовительного, игрового, заключительного и этапа анализа ролевой игры.

На подготовительном этапе решаются вопросы как организационные, так и связанные с предварительным изучением содержательного материала игры. Организационные вопросы: распределение ролей, выбор жюри и экспертной группы, формирование игровых групп, ознакомление с обязанностями. Предваряющие: знакомство с темой, проблемой, ознакомление с инструкциями, заданиями, сбор материала, анализ материала, подготовка сообщения, консультации. [4]

Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание проблемы, дискуссия в группе, выявление позиций, принятие решения, подготовка сообщения. Межгрупповой сообщений групп, оценка решения.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение.

Проведение ролевой игры, как и всякой другой, построенной на использовании имитации, связано с преодолением трудностей, заложенном в ее противоречивом характере. Противоречивость ролевой игры заключается в том, что в ней всегда должны иметь место и условность, и серьезность. Кроме того, она проводится в соответствии с определенными правилами, предусматривающими элементы импровизации. Если хотя бы один этих факторов отсутствует, игра не достигает цели. Она превращается в скучную инсценировку в случае излишней регламентации и отсутствии импровизации, или в фарс, когда играющие утрачивают серьезность и их импровизации носят абсурдный характер.[6]

Одна из инновационных форм обучения, применяемая на теоретическом занятии – «лекция вдвоем», в которой реализуются принципы проблемности и диалогичности общения. Лекция вдвоем представляет собой работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно организованном материале, как между собой, так и с аудиторией. В диалоге преподавателей и аудитории осуществляется постановка проблемы и анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез, их опровержение или доказательство, разрешение возникающих противоречий и поиск решений. Такая лекция содержит в себе конфликтность, которая проявляется как в неожиданности самой формы, так и в структуре подачи материала, который строится на столкновении противоположных точек зрения, на сочетании теории и практики.[9]

Методика чтения подобной лекции предполагает:

- выбор соответствующей темы, в содержании которой есть противоречия, разные точки зрения или высокая степень сложности;

- подбор двух преподавателей, совместимых как с точки зрения стиля мышления, так и способа мышления;

- разработку сценария чтения лекции (блоки содержания, распределенные по времени).

Сценарий необходим лишь на первых этапах работы. В дальнейшем рекомендуется использовать больше импровизации. Лекция вдвоем фактически представляет собой мини-игру, театр двух актеров, что создает эмоциональный, положительно окрашенный фон и повышает заинтересованность студентов.

Очень близкой к игровой форме занятия является «лекция-провокация». Это лекция с запланированными ошибками. Методика проведения лекции-провокации может быть следующая.[22]

После объявления темы лекции неожиданно преподаватель сообщает, что в ней будет допущено определенное количество ошибок различного типа – содержательные, методические, поведенческие и другие. При этом он должен иметь перечень этих ошибок на бумаге, и предъявить его в конце занятия студентам. Только в этом случае обеспечивается полное доверие аудитории к преподавателю. Количество ошибок зависит от характера и содержания, а также подготовленности студентов по данной теме. В конце занятия преподаватель должен оставить 10-15 минут на выявление и анализ студентами допущенных ошибок.

Лекция-провокация требует большого мастерства и чувства ответственности, тщательного отбора материала для ошибок и их маскировки в ткани изложения. Важно подчеркнуть, что подобная лекция выполняет не только стимулирующие, но и контрольные функции, поскольку позволяет преподавателю оценить качество усвоения предшествующего материала, а студентам – проверить себя и продемонстрировать свое знание предмета, умение ориентироваться в нем.

Однако независимо от выбранной формы организации обучения, подготовка и проведение занятий с применением различных инновационных форм организации обучения состоит из нескольких этапов: замысла, организации, проведения и анализа.

Замысел – это самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие: определение временных рамок; определение темы занятия;  определение типа занятия;  выбор кабинета; выбор нетрадиционной формы урока; выбор форм учебной работы.

Этап организации в свою очередь состоит из подэтапов: распределение обязанностей (между преподавателями и студентами);  написание сценария занятия (с указанием конкретных целей); подбор заданий и критериев их оценки, методов занятия и средств обучения; разработка критериев оценки деятельности студентов.

Проведение любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Для успешной подготовки нетрадиционного занятия и его проведения преподаватель должен обладать рядом личностных качеств и соответствовать некоторым требованиям, основными из которых являются: хорошее знание предмета и методики; творческий подход к работе, изобретательность; осознанное отношение к использованию нетрадиционных форм урока в учебном процессе; учет собственного характера и темперамента.

Заключительным этапом проведения занятия с применением инновационных форм организации обучения является его анализ. Анализ - это оценка прошедшего занятия, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд "назад", помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты.

Анализ нетрадиционного урока должен происходить как на уровне группы обучаемых, так и на педагогическом уровне, для чего на урок могут быть приглашены другие преподаватели.

Таким образом, были проанализированы особенности некоторых  инновационных форм организации обучения, а также общие закономерности процесса их подготовки и проведения. Разобравшись в теоретической основе применения инновационных форм организации обучения, в следующей главе  мы определим  основные проблемы их применения в ОГАОУ СПО «Ракитянский агротехнологический техникум» на примере дисциплины «Основы экономики».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.   Разработка  рекомендаций по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения в ОГАОУ СПО «Ракитянский агротехнологический техникум» в процессе преподавания дисциплины «Основы экономики»

 

 

2.1. Исследование проблем применения инновационных форм организации обучения в ОГАОУ СПО «Ракитянский агротехнологический техникум»  в процессе преподавания дисциплины «Основы экономики»

 

В действительности, роль инновационных форм организации обучения в образовательном процессе сложно переоценить. Однако рассмотрение целей и задач учебных занятий, их типологии и структуры, педагогических требований к нему, особенностей состава студентов, помогает осознать важность, необходимость и сложность выбора форм организации обучения. Это является одной из проблем применения инновационных форм организации обучения преподавателем образовательного учреждения СПО. Для того, чтобы выявить проблемы, с которыми сталкивается преподаватель при применении инновационных форм организации обучения, было проведено исследование в ОГАОУ СПО «Ракитянский агротехнологический техникум». Методологической основой исследования выступили такие методы как анкетирование и беседа.

В первую очередь была предложена анкета студентам, изучающим дисциплину «Основы экономики». Данная дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и способствует формированию следующих ОК: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы; ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. [26] Результатом освоения дисциплины «Основы экономики» является умение студентов свободно обращаться с категориальным аппаратом экономических наук; развитие аналитического мышления у студентов при рассмотрении экономических явлений не только самих по себе, но и во взаимосвязи с социальными процессами, политикой, этикой, ценностями той или иной нации; формирование у студентов представления о современных школах и направлениях развития экономической науки.

Информация о работе Применение инновационных форм организации обучения