Применение инновационных форм организации обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить теоретические основы применения инновационных форм организации обучения и разработать методические рекомендации по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения в процессе преподавания дисциплины «Основы экономики» в ОГАОУ СПО "Ракитянский агротехнологический техникум". Цель работы предполагает решение ряда задач:
- определить теоретические основы применения инновационных форм организации обучения;
- провести исследование проблем применения инновационных форм организации обучения в процессе преподавания дисциплины «Основы экономики» в ОГАОУ СПО «Ракитянский агротехнологический техникум»;
- разработать ряд рекомендаций по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ………………………………………………..6
1.1. Инновационные формы организации обучения в профессиональном образовании…………………………………………………………….………………6
1.2. Виды инновационных форм организации обучения………………………….13
ГЛАВА42.jРАЗРАБОТКАj РЕКОМЕНДАЦИЙj ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОГАОУ СПО «РАКИТЯНСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»……………………………………..26
2.1. Исследование проблем применения инновационных форм организации обучения в ОГАОУ СПО «Ракитянский агротехнологический техникум» в процессе преподавания дисциплины «Основы экономики»………………………26
2.2. Методические рекомендации по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения. ……………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….….33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..35
Приложения…………………………………………………………………...……….37

Файлы: 1 файл

teoria_mpo.docx

— 88.66 Кб (Скачать файл)

 Целью данного анкетирования  было выявление удовлетворенности студентов формами организации обучения, применяемыми преподавателем на занятиях по дисциплине «Основы экономики». (Приложения)

В качестве респондентов выступила 32 группа (код профессии 190631.01 Автомеханик) – 17 студентов. В результате анкетирования было выявлено, что преподаватель данной дисциплины проводил занятие с применением инновационных форм обучения  лишь один раз, в то время как  большинство студентов заинтересовались инновационными формами организации занятия. Об этом говорят следующие данные: 15 студентов отдали бы предпочтение инновационным формам организации обучения, 2 студента признались в том, что для них это безразлично. Также большинство (11) студентов уверены, что форма организации занятия влияет на их заинтересованность  в обучении по данной дисциплине, 5 респондентов говорят о том, что для них это не имеет значения, 1 студент не считает, что смена форм организации обучения влияет на его заинтересованность в предмете. Большинство опрошенных студентов техникума иногда хотели бы видеть занятие по дисциплине «Основы экономики» другим, что следует из ответов на 4-ый пункт анкеты. Исходя из результатов анкетирования, студенты удовлетворены тем, как проходят занятия по данной дисциплине. Но хотели бы, чтобы преподаватель периодически видоизменял занятия, применяя инновационные формы организации обучения. Некоторые студенты предлагают использовать такие формы организации обучения при изучении сложных тем.

Таким образом, мы обосновали необходимость применения инновационных форм организации обучения не только теоретически, но и с помощью небольшого исследования, на котором студенты продемонстрировали свою заинтересованность в иных формах организации занятий.

Вторая часть исследования была направлена на выявление сложностей, с которыми сталкивается преподаватель при планировании и реализации учебного занятия с применением инновационных форм организации обучения. Для того чтобы в полной мере понять суть возникающих проблем, был выбран другой метод исследования – беседа, предполагающая более полные и обоснованные ответы, чем, например, использованное ранее анкетирование. (Приложения)

Была проведена беседа с преподавателем дисциплины «Основы экономики» Ивановой Натальей Анатольевной. Преподаватель имеет стаж  педагогической деятельности  17 лет и  высшую квалификационную категорию. В ходе проведения беседы удалось выяснить отношение педагога к инновационным формам организации обучения. Преподаватель считает, что такие формы обучения обладают рядом преимуществ перед традиционными формами обучения. Среди них она назвала такие преимущества как способность активизации мышления студентов, возможность разнообразить учебную деятельность и одновременно повышать ее эффективность, а также выделила воспитательную составляющую инновационных форм организации обучения. При этом она отметила, что форма организации обучения существенно влияет на качество усвоения учебного материала, поскольку определяет логику, последовательность и содержание работы студента на занятии.

На вопрос о том, применяет ли преподаватель инновационные формы организации обучения в своей педагогической деятельности, она ответила, что делает это очень редко – примерно один раз в семестр (была проведена ролевая игра). Отвечая на вопрос о возможных причинах, по которым преподаватель не применяет (или применяет очень редко) в своей педагогической деятельности инновационные формы организации обучения, она ответила, что зачастую опасается планировать такие учебные занятия в связи со сложным возрастом (подростковым) обучающихся. Нередко для организации отдельных студентов на занятиях такого рода необходимо гораздо более часто призывать к дисциплине и порядку, управляя их излишней эмоциональностью. С другой же стороны, преподаватель отмечает, что студентов легче заинтересовать учебным материалом, если он преподается на занятии с применением инновационных форм организации обучения. Есть еще одна проблема, по мнению преподавателя – она определяет сложность реализации такого занятия и заключается в его планировании.

Вопрос о сложностях при планировании и реализации занятий, предусматривающих инновационные формы организации обучения, оказался ожидаемым. Наталья Анатольевна выделила такие основные сложности при планировании как выбор наиболее подходящей формы организации занятия и преобразование в эту форму учебного материала; проблематичность задействования каждого студента на занятии в соответствии с его знаниями, умениями  и способностями и сложность при разработке критериев оценки работы студента на занятии (связи с тем, что некоторые инновационные формы организации обучения предполагают многообразие мнений).

А также такие проблемы в реализации: трудности в поддержании дисциплины; проблемы с организацией работы студентов в пределах норм времени, установленных при планировании; сложность при анализе проделанной на занятии работы студентов – также  связи с тем, что некоторые инновационные формы организации обучения предполагают многообразие мнений.

При выборе инновационных форм организации обучения нужна мера – считает педагог. По ее мнению, место нетрадиционных занятий в общей системе должно определяться самим преподавателем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого преподавателя. Она также считает, что такие занятия не следует проводить слишком часто – они имеют свойство «перегружать» студентов активной деятельностью. В таком случае на смену ожидаемой заинтересованности студента в учебном материале приходит эмоциональная усталость и непричастность к происходящему на занятии.

На вопрос о том, что может помочь преподавателю применять инновационные формы организации обучения на занятиях, она ответила, что по ее мнению, педагогам, которые не используют пока в своей преподавательской деятельности такие формы организации обучения а также преподавателям, которые бы хотели  повысить эффективность их применения, нуждаются в методической помощи, в частности, методических рекомендациях по применению инновационных форм организации обучения.

Таким образом, в следующей главе курсового исследования мы разработали ряд методических рекомендаций по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения в ОГАОУ СПО «Ракитянский агротехнологический техникум».

 

Глава 2.2. Методические рекомендации по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения

 

На основании анализа теоретической литературы, а также результатов исследования, проведенного в предыдущей главе курсовой работы, был разработан ряд методических рекомендаций по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения в ОГАОУ СПО «Ракитянский агротехнологический техникум».

1. Инновационные формы на  занятии осуществляются при обязательном участии всех студентов группы, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видео техники, выставки, буклеты, стенды). [12] При этом на занятиях, предусматривающих групповую работу  целесообразно формирование подгрупп таким образом, чтобы в ней находились и слабые и сильные студенты и организовывать их работу так, чтобы каждый студент в подгруппе выполнял определенную функцию. Это облегчит поддержание дисциплины и порядка. Также необходимо обеспечить условия, при которых каждый студент мог бы высказать свою точку зрения;

2. Выбор формы инновационного занятия педагогу необходимо учитывать множество факторов. В системе среднего профессионального образования сложились определенные подходы к выбору форм организации обучения в зависимости от конкретных обстоятельств. Выбор форм организации обучения определяется:

- общими целями обучения, воспитания и развития студента;

- особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;

- целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;

- временем, отведенным на изучение того или иного материала;

- уровнем образования и практического опыта обучаемого;

- уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;

- уровнем квалификации и личных качеств преподавателя.

С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретной формы организации обучения;

3. При планировании занятия с применением игровых форм организации обучения необходимо особенно четко обозначить временные рамки каждого этапа учебного занятия, а при реализации занятия – строго следить за выполнением студентами заданных временных норм.  Организационные вопросы – такие как  распределение ролей, выбор жюри и экспертной группы, формирование игровых групп, ознакомление с обязанностями, знакомство с темой, проблемой, ознакомление с инструкциями, заданиями, сбор материала и  анализ материала целесообразно решать заранее, чтобы сохранить время для решения конкретных задач.

4. Применение инновационных форм организации обучения наиболее эффективно, как правило, на занятиях после изучения какой-либо темы или нескольких тем, они выполняют функции обучающего контроля и оценки знаний студентов. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку атмосфера на таких занятиях более непринужденная и способствует снятию психологического барьера, возникающего в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку;

5. При реализации занятия с применением инновационных форм организации обучения должна быть создана одновременно и рабочая атмосфера, а также присутствовать дух творчества и  доверия;

6. Необходимо разработать определенные критерии оценки проявленных знаний и умений в процессе учебного занятия с применением инновационных форм организации обучения. Среди них необходимо обязательно выделять такие как: знание теоретического материала занятия; способность применить теоретические знания на практике; креативность мышления и умение находить нестандартные способы решения проблем; умение обобщать, систематизировать материал и делать собственные выводы, выражать и отстаивать свое мнение; а также степень самостоятельности при решении проблем, задач, заданий.

7. На занятиях с  применением инновационных форм организации обучения целесообразно обозначить практическую значимость получаемых знаний, умений, навыков для студентов. Это позволит заинтересовать их в выполнении предложенной преподавателем работе;

8. Поддержание дисциплины на занятиях с применением инновационных форм организации обучения облегчится, если за нарушение дисциплины и порядка студент вместе с его подгруппой будут наделяться штрафными баллами и дополнительными заданиями повышенной сложности;

9. Не рекомендуется слишком часто обращаться к подобным формам организации обучения, поскольку это может привести к потере устойчивого интереса к предмету и процессу учения.

Таким образом, мы полагаем, что соблюдение вышеперечисленных методических рекомендаций по планированию и реализации занятий с применением инновационных форм организации обучения будет способствовать повышению эффективности учебного процесса.

 

 

Заключение

 

Такая проблема в профессиональном образовании как недостаточно эффективное применение инновационных форм организации обучения обусловили актуальность темы исследования и ее практическую значимость. В соответствии с проблемой исследования нами были выделены цель и следующие задачи курсовой работы:

        - определить теоретические основы применения инновационных форм организации обучения;

- провести исследование проблем применения инновационных форм организации обучения в ОГАОУ СПО «Ракитянский агротехнологический техникум» на примере дисциплины «Основы экономики»;

-  разработать ряд рекомендаций по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения.

 В ходе работы над курсовым исследованием нами были решены поставленные задачи и достигнута цель – были разработаны рекомендации по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

В первой главе рассмотрены инновационных форм организации обучения в профессиональном образовании и их роль в образовании, значение занятий с применением инновационных форм организации обучения в формировании личности студентов. Использование инновационных форм организации обучения создает благоприятные условия для:

- формирования умения работать в коллективе;

- появления и развития познавательного интереса, потребности в расширении и приобретении знаний, положительного отношение к учебной деятельности;

- реализации межпредметных и внутрипредметных связей;

- формирования у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственности за последствия своей деятельности, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей;

- мотивации студентов к эффективной трудовой и учебной деятельности.

Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как в конечном счете приведет к падению у студентов интереса к предмету.

Вторая глава - является практической частью курсовой работы. В ней разрабатываются методические рекомендации по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения в ОГАОУ СПО «Ракитянский агротехнологический техникум».

Из второй главы следует, что эффективность учебного процесса во многом зависит от умения преподавателя правильно организовать занятие и грамотно выбрать ту или иную форму организации обучения.

В результате проведенного исследования по проблеме использования инновационных форм организации обучения на занятиях по дисциплине «Основы экономики», были сделаны следующие выводы: студентам интересны занятия с применением инновационных форм организации обучения, они способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач. Однако в связи со сложностью в планировании и проведении подобного рода занятий, преподаватели редко к ним прибегают. Таким образом, преподаватель считает, что методические рекомендации по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения смогут помочь преподавателям в их педагогической деятельности.

Информация о работе Применение инновационных форм организации обучения