Применение компьютера в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: внедрение компьютерных технологий в образовательном процессе, определение отношения учащихся к этому явлению. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
- дать определение понятиям информационных технологий, раскрыть их содержание, провести научно-педагогический анализ накопленного опыта в сфере информатизации образования;
- определить научно-практический потенциал использования компьютерного обучения в образовательном процессе.

Файлы: 1 файл

Основная часть Почебут.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Информационные технологии стремительными темпами завоевывают наше жизненное пространство. Современный мир невозможно представить без технических средств, которые окружают нас повсюду. Процесс обучения также претерпел некоторые изменения, которые повлекло за собой развитие информационных и компьютерных технологий. В педагогике возникло новое направление – информационная дидактика, занимающаяся разработкой информационных основ содержания и процесса обучения [16, с.60].

Первыми, кто попытался рассмотреть использование компьютерных технологий в обучении, были американские исследователи в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века. В это время большую популярность приобрела теория программированного обучения Б.Скиннера и Н.Краудера. Исследования российских ученых А.И.Берга, Б.С.Гершунского, В.Я.Ляудис, Е.И.Машбица, Н.Ф.Талызиной и других дали возможность провести работу о качественно новых возможностях организации педагогического процесса на основе применения информационных технологий. В Республике Беларусь данной проблемой занимаются И.И.Цыркун, В.Н.Пунчик, Л.А.Козинец, М.В.Дубовик.

Использование компьютерных технологий способствует улучшению  компьютерной грамотности учащихся и учителей, развивает и обновляет  образование в школе, формирует  у учащихся положительную мотивацию к обучению и развитию у них навыков самообразования и стремления к продолжению образования.

Данное исследование направлено на рассмотрения влияния компьютерного обучения в общеобразовательной школе.

Цель работы: внедрение компьютерных технологий в образовательном процессе, определение отношения учащихся к этому явлению.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

- дать определение понятиям  информационных технологий, раскрыть  их содержание, провести научно-педагогический анализ накопленного опыта в сфере информатизации образования;

- определить научно-практический потенциал использования компьютерного обучения в образовательном процессе.

Объект исследования: средства, методы, формы организации  компьютерного обучения.

Предмет исследования: компьютерное обучение в общеобразовательной школе.

Методы исследования: наблюдение; теоретический анализ психолого-педагогической и научной литературы; беседа; анкетирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЙНЫЕ ОСНОВЫ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

1.1. Определение  понятия информационных технологий

В соответствии с Кодексом об образовании Республики Беларусь к  средствам обучения относятся приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аудиовизуальные средства и иные материальные объекты, необходимые для реализации образовательной программы [6]. В настоящее время государство в полной мере способствует развитию процесса информатизации образования, а также стремится к повышению качества образования, что способствует успешному развитию белорусского общества.

Информационная техника  представляет собой материальную основу информационной технологии, с помощью  которой осуществляется сбор, хранение, передача и обработка информации [5].

Информационные технологии обучения – педагогические технологии, использующие специальные методы, программные и технические средства работы с информацией и предназначенные для создания новых возможностей эффективного достижения дидактических целей [3, с. 24].

Компьютерные технологии обучения — технологии обучения, в которых главным средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер [13, c. 182]. Использование таких технологий способствует улучшению компьютерной грамотности учащихся и учителей, развивает и обновляет образование в школе, формирует у учащихся положительную мотивацию к обучению и развитию у них навыков самообразования и стремления к продолжению образования [4].

Компьютерные технологии – способы использования вычислительной техники, программного обеспечения, систем связи и данных, подлежащих приему,  передаче, обработке и хранению, и отражающие реальную действительность или интеллектуальную деятельность во всех сферах жизни общества [19].

В широком (нестрогом) смысле информационными технологиями обучения называют технологии, основу которых составляет информация и её движение, а в узком (строгом) смысле, согласно Г. К. Селевко, информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства [14, с. 58].

Под компьютерной грамотностью понимается умение находить и воспринимать информацию применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать  связи в гиперсреде, включающей в  себя все типы и носители информации, конструировать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера. Компьютерная грамотность является элементом информационной культуры личности, предполагающей способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему [9].

Информатизация как  свойство образования представляет собой широкое использование  вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения [1, с.15]. Но информатизация – это не наличие персональных компьютеров и уроков информатики, а сложный многоуровневый процесс, связанный с уровнем применения информационных и телекоммуникационных технологий и степенью включения школы в единое информационное пространство. Главная цель данного процесса – формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров [9].

Включение компьютера в учебное занятие предполагает работу со специальными дидактическими компьютерными средствами, по поводу общего названия которых ученые не пришли к единому мнению. Остановимся на наиболее общем понятии — педагогические программные средства. Педагогические программные средства (ППС) — компьютерные продукты и системы, специально разработанные или адаптированные для применения в обучении, отражающие содержание некоторой предметной области (по Г.К.Селевко). ППС в большей или меньшей степени реализуют технологию изучения предметной области, обеспечивают условия для осуществления различных видов учебной деятельности [15, c. 181].

Распределенный информационный образовательный ресурс (РИОР) — совокупность ППС, электронных изданий и другой информации образовательного назначения, представленной в глобальных сетях (Г.К.Селевко). Если компьютер используется учащимся как средство доступа к РИОР для поиска различных источников информации в глобальной и локальных сетях, обеспечения телекоммуникационного взаимодействия между удаленными субъектами обучения, то компьютер является в этом случае средством телекоммуникации или провайдером [15, c. 183].

Учебная информационная среда — совокупность средств и условий, обеспечивающих информационно-учебное взаимодействие между учащимися, учителями и информационно-коммуникационными средствами обучения, которые направлены на формирование познавательной активности обучаемого (С.М.Попов) [15, c. 187].

Автоматизированная обучающая  система - это также компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, как для предъявления новой информации, так и для научения навыкам и умениям, промежуточного и итогового тестирования, обладающее развитой системой помощи, как по самой обучающей программе, так и по изучаемому предмету; обладающее возможностью настройки на уровень знаний обучаемого, скорости и пути продвижения по учебному материалу; обладающее развитой системой сбора и обработки статистической информации об отдельном обучаемом, группе и потоке обучаемых; накапливающее информацию о часто встречающихся ошибках при работе с обучающей системой и ошибках по изучаемой теме или дисциплине [17, c. 1].

Виртуальное обучение —  процесс коммуникативного взаимодействия субъектов и объектов обучения в  виртуальной учебной среде, специфику  содержания которой определяют конкретные субъекты и объекты только во время самого взаимодействия (А.В.Хуторской) [18, c. 451].

Дистанционное обучение — характеризующаяся удаленностью учителей и учеников друг от друга  форма организации обучения, в  рамках которой интерактивное взаимодействие между ними осуществляется при помощи компьютерных телекоммуникаций. Материальной основой современного дистанционного обучения выступают компьютеры, телекоммуникации, системы мультимедиа и другие виды информационных технологий. Дистанционное обучение может осуществляться через сеть Интернет, с помощью локальных сетей, видеосвязи и других средств [15, c. 187].

Если в дистанционном  обучении средством телекоммуникации является сеть Интернет, то такая форма  организации обучения называется Интернет-обучением [18, c. 453].

Открытое образование – система организационных, педагогических и информационных технологий, в которой архитектурными и структурными решениями обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, стабильности, эффективности и других положительных качеств, достигаемых при создании открытых систем [11]. Иными  словами, открытое образование — система обучения, использующая технологии и методики дистанционного обучения, обеспечивающая обучение в ритме, удобном учащемуся, и доступная любому желающему, без анализа исходного уровня его знаний [15, c. 188].

Интеграцию дистанционной и  традиционной форм организации обучения отражает понятие «электронное обучение». Электронное обучение — обучение, основанное на применении в педагогическом процессе информационных и телекоммуникационных технологий, таких как on-line-обучение, обучение на основе веб-технологий, мультимедиа и др. [15, c. 188].

Компьютерное обучение – это  использование компьютеров в процессе обучения общеобразовательным предметам [10].

В настоящее время термин «электронное обучение» постепенно вытесняет  термины «дистанционное обучение»  и «компьютерное обучение», поскольку  компьютерные технологии обучения широко применяются как в традиционных системах обучения, так и в системах дистанционного обучения [15, c. 188].

Гиперссылка (Гиперсвязь, гиперпереход, Hyperlink) – осуществление связи между элементами гипертекстовой системы или документа. Переход от текста или изображения к странице или другому типу файла в WWW, а также на другой Web сервер [17, c. 2].

Гипертекст (Hypertext) – любая текстовая информация на компьютере, содержащая переходы к другой информации, способ перемещения между страницами и Web серверами [17, c. 2].

Мультимедиа (Multimedia) – реалистичное представление информации, включающее использование текста, графических изображений, звука, анимации и видео с помощью компьютера или другой электронной техники. Линейный проект определяет последовательность просмотра элементов мультимедиа заранее заданным сценарием. Интерактивное мультимедиа предоставляет пользователю возможность выбирать и управлять элементами также называется гипермедиа. Аппаратные и программные средства, обеспечивающие воспроизведение мультимедиа и ограничивающие возможности проекта, называются платформой или средой мультимедиа [17, c. 4].

Веб-страница (интернет-страница, web-страница, web-page) – это логическая единица интернета, однозначно определяемая адресом (URL), может включать картинки, музыку, видео, скрипты и др. [17, c. 4].

Интернет (Internet) – глобальная всемирная сеть ЭВМ, состоящая из широкомасштабных сетей, локальных вычислительных сетей и отдельных компьютеров. Включает различные сервисы: электронную почту, всемирную паутину, файловые архивы, интерактивный разговор и др. [17, c. 3].

1.2. Особенности  организации компьютерного обучения

Информационные технологии в педагогическом процессе могут  применяться на трех уровнях:

I – «проникающие» технологии (применение информационных технологий обучения на отдельных этапах урока для решения определенных дидактических задач);

II – «определяющие» технологии (информационные технологии являются доминирующими в процессе обучения);

III – монотехнологии (все обучение и организация учебного процесса опирается на применение информационных технологий). 

Проведение компьютерных уроков не должно носить случайный  характер, их эффективность обеспечивается системой работы. Это возможно при  наличии программно-методического  комплекса по предмету, который содержательно  соответствует школьной программе по данному курсу. Комплекс должен включать набор компьютерных программ по основным темам курса, примерное тематическое планирование использования данных программ и методические рекомендации по проведению уроков с их использованием [2].

Проектирование компьютерных уроков начинается с составления календарно-тематического плана изучения темы. При этом учитывается содержание изучаемого материала; основная педагогическая технология; наличие в школе компьютерных, программных и аудио-видео средств; психологические и социометрические характеристики группы и каждого ребёнка; необходимость чередования различных типов компьютерных средств и др. [2].

Информация о работе Применение компьютера в образовательном процессе