Применение компьютера в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: внедрение компьютерных технологий в образовательном процессе, определение отношения учащихся к этому явлению. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
- дать определение понятиям информационных технологий, раскрыть их содержание, провести научно-педагогический анализ накопленного опыта в сфере информатизации образования;
- определить научно-практический потенциал использования компьютерного обучения в образовательном процессе.

Файлы: 1 файл

Основная часть Почебут.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)

Эффективность проведения занятия с компьютерным сопровождением зависит от многих факторов. К ним, как известно, относятся: содержание учебного материала (его противоречивость, насыщенность математическим аппаратом  или гуманитарным содержанием, возможность его программирования, создания проблемных ситуаций и др.); форма проведения занятий (урок, лекция, практическое занятие, коллоквиум, консультация и др.); выбранная преподавателем форма сочетания компьютера с применяемыми им методами обучения; актуальный уровень развития у учащихся интеллектуальной, мотивационной и других сфер; наконец, уровень методического мастерства преподавателя и его умение отбирать и применять программные педагогические средства (ППС). [8]

Таким образом, модель компьютерного занятия как дидактическая система включает номенклатуру целей обучения знаниям и умениям, целей развития основных сфер человека, целей формирования учебной деятельности; характеристику содержания учебного материала, критерии его отбора для создания программных педагогических средств, связи программного материала с остальным содержанием занятия; характеристику дидактической структуры занятия; мотивационное его обеспечение; указания на формы связи деятельности преподавателя и применения компьютера и связанное с ними сочетание методов обучения. Педагогическая эффективность компьютерного занятия зависит от ряда вышеназванных факторов и от того, насколько реализован замысел, представленный в его модели.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Диагностика  уровня использования персонального компьютера при обучении.

 В рамках прохождения практики  на базе    ГУО ОСШ № 7 г. Барановичи, мы провели анкетирование о средствах и методах использования компьютера в рамках процесса обучения (Приложение А), выборка составила 43 школьника из подгрупп 11 «А», «Б», «В» и «Г» классов, из них 24 девушки и 19 юношей.

На первый вопрос анкетирования «На протяжении дня, сколько времени вы уделяете компьютеру?» было выявлено, что 10 (23,3%) учеников уделяют 4 часа, 6 (13,9%) учеников – 5 часов, 12 (27,9%) учеников – 3 часа, 9 (20,9%) учеников – 1 час, 2 (4,7%) ученика – 2 часа, 4 (9,3) ученика – 8 часов. (Рисунок 2.1)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Рисунок 2.1 Время работы с компьютером учеников в день

 

Проанализировав ответы, можно увидеть, что у ребят время работы с компьютером занимает в среднем около 3-4 часов в день, что говорит о том, как широко компьютер и компьютерное обучение внедряются в образовательный процесс.

 

На второй вопрос «Чаще используете компьютер  как средство развлечения либо для работы с учебным материалом?» респонденты ответили следующим образом: 12 (27,9%) учеников используют компьютер как развлечение, 31 (72,1%) – для работы с учебным материалом. (Рисунок 2.2)

                              

        


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 Использование компьютера учениками

 

Результаты  ответов на второй вопрос показали, что компьютер как средство разлечения уходит на второй план, а все чаще ученики используют его как средство для работы с учебным материалом. Данный факт доказывает плодотворное влияние компьютерного обучения.

 

 

 

 

 

При ответе на третий вопрос «Для Вас удобнее заниматься поиском учебного материала в интернете или же в библиотеке?» результаты оказались следующими: 7 (16,3%) учеников занимаются поиском информации в библиотеке, 36 (83,7%) – в интернете. (Рисунок 2.3)

                           

Рисунок 2.3 Удобное использование  поиска информации для учеников

 

Результаты  опять же говорят, что использование  современных информационных технологий способствует модификации и улучшения уровня педагогического процесса.

На четвертый  вопрос «Для лучшего понимания учебной информации, какие обучающие программы используете?» были получены результаты: 11 (25,6%) учеников используют средства Microsoft Office, 23 (53,5%) – электронный словарь Lingvo, 9 (20,9%) – не используют. (Рисунок 2.4)

Рисунок 2.4 Использование учащимися обучающих  программ

По-скольку данное анкетировние проводилось на базе ГУО ОСШ № 7 г. Барановичи, где наблюдается высокий уровень преподавания английского языка и учащиеся с большой охотой изучают данную дисциплину, то не удивительно, что наиболее часто используемой обучающей программой ребята указали именно приложение Lingo, которое способствует лучшему усвоению и запоминанию учебного материала.

На заключительный вопрос анкеты «Как часто на учебных занятиях используется мультимедийные презентации?»: 22 (51,2%) ученика ответили, что мультимедийные презентации используются часто, 18 (41,9%)учеников  – редко, 3 (6,9%) – не используются. (Рисунок 2.5)

Рисунок 2.5 Частота использования мультимедийных презентаций на учебных занятиях

После ответов на данный вопрос, можно сделать вывод об эффективности использования мультимедийного  сопровождения в образовательном  процессе в средней школе. Нужно отметить, что в вышеуказанном учреждении образования проводиться работа по достижению дидактических задач по углублению знаний и введению дополнительного материала в процессе обучения многих учебных дисциплин при помощи компьютера, компьютерного обучения и других средств ТСО.

Проведенная диагностика показала, что использование компьютерного обучения имеет достаточную популярность у учеников старших классов. Нужно отметить, что модель компьютерного занятия должна быть многогранной, или полифункциональной: формировать не только знания, но и развивать обучаемых, вовлекать их в сферу разносторонней психической деятельности. На этой основе происходит развитие интеллекта, мотивации, воли и др. Модель должна также отвечать критериям противоречивости и проблемности, вариативности и гибкости.


В рамках проведения уроков по английскому  языку на базе ГУО ОСШ №7 были проведены уроки в подгруппах 11 «А» и «Б» классов с использованием мультимедийной презентации (Приложение Б), а в подгруппах 11 «В» и «Г» был дан тот же материал, но без использования презентации. По завершении занятий были подведены итоги и выставлены отметки. Результаты оказались следующими: в подгруппах, где применялись элементы компьютерного обучения (11 «А» и 11 «Б» классы) 3 ученика (14,3%) получили «7» баллов, 10 учеников (47,6%) – «8» баллов, 8 учеников (38,1%) – «9» баллов. (Рисунок 2.6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.6 Отметки за урок с применением элементов  компьютерного обучения

В подгруппах, где не применялись  элементы компьютерного обучения (11 «В» и 11 «Г» классы): 4 ученика (18,2%) получили «5» баллов, 14 учеников (63,6%) – «6» баллов, 4 ученика (18,2%) – «7» баллов. (Рисунок 2.7)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.7 Отметки за урок без применения элементов компьютерного обучения

 

 Таким образом, было выявлено, что компьютерные технологии, использованные на занятиях, помогли повысить мотивацию к учению, разнообразили образовательный процесс, а также улучшили понимание нового материала, что в  итоге сказалось на результатах промежуточного контроля.

Следовательно, можно сделать вывод об эффективности использования мультимедийного сопровождения в образовательном процессе в средней школе. Мультимедийная презентация послужила средством доступа информационным материалам, помогла разнообразить материал урока, улучшила эмоциональный настрой учащихся. На практике нами была продемонстрирована непосредственная значимость использования компьютерного обучения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время  немаловажным фактором успешного развития общества является умение работать с большими объемами информации, что, в свою очередь, подразумевает компьютерную грамотность индивидов.

Процесс обучения неоднократно подвергался серьезные изменения. В наши дни компьютерное обучение используется не только на уроках информатики, но и практически на всех других учебных дисциплинах, а формы и методы преподавания стали более разнообразными. Интегрированные уроки приобретают большую популярность, т.к. способствуют повышению эффективности и качества процесса обучения.

Проведенное нами исследование методом наблюдения, в котором выборка составила 43 школьника, было нацелено на то, чтобы выявить и показать значимость компьютерного обучения в образовательном процессе, определить отношение учащихся к этому явлению.

В данной работе мы дали определения понятиям информационных технологий, описали особенности организации компьютерного обучения, а также формы применения компьютера в педагогическом процессе.

В практической части мы провели анкетирование среди 43 учащихся 11 классов на базе ГУО ОСШ № 7 г. Барановичи. Нам удалось выявить, что использование компьютерного обучения является хорошим дополнением к словам учителя, а также способствует повышению мотивации и эмоционального состояния учащихся.

Мы описали общие дидактические задачи, при решении которых целесообразно применять обучающие программы на отдельных этапах урока.

В результате анкетирования, наблюдения и бесед выяснилось, что компьютерное обучение довольно широко используется при построении педагогического процесса, а так же самостоятельной работы самих учащихся.

Так же, мы выявили, что  компьютерные технологии, использующиеся на занятиях, помогают повысить мотивацию к учению, разнообразить образовательный процесс, а также улучшить понимание нового материала.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что использование  возможностей персонального компьютера на занятиях и дома значительно повышает эффективность процесса обучения. Следовательно, можно сказать, что ученики и учителя должны применять компьютерные технологии в процессе обучения, тогда и уровень качества обучения повысится.

В результате решения поставленных задач цель исследования: внедрение компьютерных технологий в образовательном процессе, определение отношения учащихся к этому явлению достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Адарченко, Е.Л. Справочник по дидактике в схемах и понятиях / Е.Л.Адарченко, Л.Н.Городецкая, Н.А.Хмельницкая. – 4-е изд. – Мозырь: Содействие, 2008. – 56 с.

2 Александрова, З. В. Методические особенности организации и проведения компьютерных уроков / З. В. Александрова // Калейдоскоп учителя [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://edu-teacherzv.ucoz.ru/publ/innovacionnye_tekhnologii_obuchenija/metodicheskie_osobennosti_organizacii_i_provedenija_kompjuternykh_urokov/3-1-0-42. –Дата доступа: 22. 03. 2011. 

3 Захарова, И. Г. Информационный технологии в образовании / И.Г.Захарова. – М. : Изд. Центр «Академия», 2003. – 320 с.

4 Информатизация школы //  Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 985 ЮАО г.Москвы [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.sch985.edusite.ru/p50aa1.html. - Дата доступа: 11.10.2010.

5 Информационные процессы и технологии // Информатика, математика лекции учебники курсовые студенту и школьнику [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://256bit.ru/informat/eu_intro/i2.htm. – Дата доступа: 18. 04. 2011.

6 Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: К57 Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2011. – 399с.

7 Компьютерные средства обучения // Научная электронная библиотека, монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.monographies.ru/42-1347. – Дата доступа: 16. 12. 2010.

8   Компьютерные средства обучения [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://psylist.net/pedagogika/comcrd.htm. – Дата доступа: 16. 04. 2011.

 

9 Общие основы использования компьютера в образовании // Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/42-13450. – Дата доступа: 11.10.2010.

10 Основы применения мультимедиа  в открытом образовании // Институт дистантного образования Российского университета дружбы народов [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.ido.edu.ru/open/multimedia/mult2.htm. – Дата доступа: 03. 11. 2010.

11 Открытое образование // Московский открытый юридический институт [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.oji.ru/Открытоеобразование/tabid/132/Default.aspx \. – Дата доступа: 25. 03. 2011.

12 Санитарные правила и нормы 9-131 РБ 2000 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 10 ноября 2000 г. № 53, с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 30 мая 2006 г. № 70, с изменениями, утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 февраля 2009 г. № 12 // Министерство здравоохранения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/med/article/tnpa_d.php?&prg=2_2_1&lst_p=2. – Дата доступа: 12. 02. 2011.

13 Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 2 т. – 816 с.

14 Сивашинская, Е.Ф. Лекции по педагогике: интегрированный курс. В двух частях. Часть 2 / Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Жасскон, 2008. – 192 с.

Информация о работе Применение компьютера в образовательном процессе