Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 22:18, курсовая работа
Цель работы: внедрение компьютерных технологий в образовательном процессе, определение отношения учащихся к этому явлению. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
- дать определение понятиям информационных технологий, раскрыть их содержание, провести научно-педагогический анализ накопленного опыта в сфере информатизации образования;
- определить научно-практический потенциал использования компьютерного обучения в образовательном процессе.
Эффективность проведения занятия с компьютерным сопровождением зависит от многих факторов. К ним, как известно, относятся: содержание учебного материала (его противоречивость, насыщенность математическим аппаратом или гуманитарным содержанием, возможность его программирования, создания проблемных ситуаций и др.); форма проведения занятий (урок, лекция, практическое занятие, коллоквиум, консультация и др.); выбранная преподавателем форма сочетания компьютера с применяемыми им методами обучения; актуальный уровень развития у учащихся интеллектуальной, мотивационной и других сфер; наконец, уровень методического мастерства преподавателя и его умение отбирать и применять программные педагогические средства (ППС). [8]
Таким образом, модель компьютерного занятия как дидактическая система включает номенклатуру целей обучения знаниям и умениям, целей развития основных сфер человека, целей формирования учебной деятельности; характеристику содержания учебного материала, критерии его отбора для создания программных педагогических средств, связи программного материала с остальным содержанием занятия; характеристику дидактической структуры занятия; мотивационное его обеспечение; указания на формы связи деятельности преподавателя и применения компьютера и связанное с ними сочетание методов обучения. Педагогическая эффективность компьютерного занятия зависит от ряда вышеназванных факторов и от того, насколько реализован замысел, представленный в его модели.
2.2 Диагностика уровня использования персонального компьютера при обучении.
В рамках прохождения практики на базе ГУО ОСШ № 7 г. Барановичи, мы провели анкетирование о средствах и методах использования компьютера в рамках процесса обучения (Приложение А), выборка составила 43 школьника из подгрупп 11 «А», «Б», «В» и «Г» классов, из них 24 девушки и 19 юношей.
На первый вопрос анкетирования «На протяжении дня, сколько времени вы уделяете компьютеру?» было выявлено, что 10 (23,3%) учеников уделяют 4 часа, 6 (13,9%) учеников – 5 часов, 12 (27,9%) учеников – 3 часа, 9 (20,9%) учеников – 1 час, 2 (4,7%) ученика – 2 часа, 4 (9,3) ученика – 8 часов. (Рисунок 2.1)
Рисунок 2.1 Время работы с компьютером учеников в день
Проанализировав ответы, можно увидеть, что у ребят время работы с компьютером занимает в среднем около 3-4 часов в день, что говорит о том, как широко компьютер и компьютерное обучение внедряются в образовательный процесс.
На второй вопрос «Чаще используете компьютер как средство развлечения либо для работы с учебным материалом?» респонденты ответили следующим образом: 12 (27,9%) учеников используют компьютер как развлечение, 31 (72,1%) – для работы с учебным материалом. (Рисунок 2.2)
Рисунок 2.2 Использование компьютера учениками
Результаты ответов на второй вопрос показали, что компьютер как средство разлечения уходит на второй план, а все чаще ученики используют его как средство для работы с учебным материалом. Данный факт доказывает плодотворное влияние компьютерного обучения.
При ответе на третий вопрос «Для Вас удобнее заниматься поиском учебного материала в интернете или же в библиотеке?» результаты оказались следующими: 7 (16,3%) учеников занимаются поиском информации в библиотеке, 36 (83,7%) – в интернете. (Рисунок 2.3)
Рисунок 2.3 Удобное использование поиска информации для учеников
Результаты опять же говорят, что использование современных информационных технологий способствует модификации и улучшения уровня педагогического процесса.
На четвертый вопрос «Для лучшего понимания учебной информации, какие обучающие программы используете?» были получены результаты: 11 (25,6%) учеников используют средства Microsoft Office, 23 (53,5%) – электронный словарь Lingvo, 9 (20,9%) – не используют. (Рисунок 2.4)
Рисунок
2.4 Использование учащимися
По-скольку данное анкетировние проводилось на базе ГУО ОСШ № 7 г. Барановичи, где наблюдается высокий уровень преподавания английского языка и учащиеся с большой охотой изучают данную дисциплину, то не удивительно, что наиболее часто используемой обучающей программой ребята указали именно приложение Lingo, которое способствует лучшему усвоению и запоминанию учебного материала.
На заключительный вопрос анкеты «Как часто на учебных занятиях используется мультимедийные презентации?»: 22 (51,2%) ученика ответили, что мультимедийные презентации используются часто, 18 (41,9%)учеников – редко, 3 (6,9%) – не используются. (Рисунок 2.5)
Рисунок 2.5 Частота использования мультимедийных презентаций на учебных занятиях
После ответов на данный
вопрос, можно сделать вывод об
эффективности использования
Проведенная диагностика показала, что использование компьютерного обучения имеет достаточную популярность у учеников старших классов. Нужно отметить, что модель компьютерного занятия должна быть многогранной, или полифункциональной: формировать не только знания, но и развивать обучаемых, вовлекать их в сферу разносторонней психической деятельности. На этой основе происходит развитие интеллекта, мотивации, воли и др. Модель должна также отвечать критериям противоречивости и проблемности, вариативности и гибкости.
В рамках проведения уроков по английскому языку на базе ГУО ОСШ №7 были проведены уроки в подгруппах 11 «А» и «Б» классов с использованием мультимедийной презентации (Приложение Б), а в подгруппах 11 «В» и «Г» был дан тот же материал, но без использования презентации. По завершении занятий были подведены итоги и выставлены отметки. Результаты оказались следующими: в подгруппах, где применялись элементы компьютерного обучения (11 «А» и 11 «Б» классы) 3 ученика (14,3%) получили «7» баллов, 10 учеников (47,6%) – «8» баллов, 8 учеников (38,1%) – «9» баллов. (Рисунок 2.6)
Рисунок 2.6 Отметки за урок с применением элементов компьютерного обучения
В подгруппах, где не применялись элементы компьютерного обучения (11 «В» и 11 «Г» классы): 4 ученика (18,2%) получили «5» баллов, 14 учеников (63,6%) – «6» баллов, 4 ученика (18,2%) – «7» баллов. (Рисунок 2.7)
Рисунок 2.7 Отметки за урок без применения элементов компьютерного обучения
Таким образом, было выявлено, что компьютерные технологии, использованные на занятиях, помогли повысить мотивацию к учению, разнообразили образовательный процесс, а также улучшили понимание нового материала, что в итоге сказалось на результатах промежуточного контроля.
Следовательно, можно сделать вывод об эффективности использования мультимедийного сопровождения в образовательном процессе в средней школе. Мультимедийная презентация послужила средством доступа информационным материалам, помогла разнообразить материал урока, улучшила эмоциональный настрой учащихся. На практике нами была продемонстрирована непосредственная значимость использования компьютерного обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время немаловажным фактором успешного развития общества является умение работать с большими объемами информации, что, в свою очередь, подразумевает компьютерную грамотность индивидов.
Процесс обучения неоднократно подвергался серьезные изменения. В наши дни компьютерное обучение используется не только на уроках информатики, но и практически на всех других учебных дисциплинах, а формы и методы преподавания стали более разнообразными. Интегрированные уроки приобретают большую популярность, т.к. способствуют повышению эффективности и качества процесса обучения.
Проведенное нами исследование методом наблюдения, в котором выборка составила 43 школьника, было нацелено на то, чтобы выявить и показать значимость компьютерного обучения в образовательном процессе, определить отношение учащихся к этому явлению.
В данной работе мы дали определения понятиям информационных технологий, описали особенности организации компьютерного обучения, а также формы применения компьютера в педагогическом процессе.
В практической части мы провели анкетирование среди 43 учащихся 11 классов на базе ГУО ОСШ № 7 г. Барановичи. Нам удалось выявить, что использование компьютерного обучения является хорошим дополнением к словам учителя, а также способствует повышению мотивации и эмоционального состояния учащихся.
Мы описали общие дидактические задачи, при решении которых целесообразно применять обучающие программы на отдельных этапах урока.
В результате анкетирования, наблюдения и бесед выяснилось, что компьютерное обучение довольно широко используется при построении педагогического процесса, а так же самостоятельной работы самих учащихся.
Так же, мы выявили, что компьютерные технологии, использующиеся на занятиях, помогают повысить мотивацию к учению, разнообразить образовательный процесс, а также улучшить понимание нового материала.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование возможностей персонального компьютера на занятиях и дома значительно повышает эффективность процесса обучения. Следовательно, можно сказать, что ученики и учителя должны применять компьютерные технологии в процессе обучения, тогда и уровень качества обучения повысится.
В результате решения поставленных задач цель исследования: внедрение компьютерных технологий в образовательном процессе, определение отношения учащихся к этому явлению достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Адарченко, Е.Л. Справочник по дидактике в схемах и понятиях / Е.Л.Адарченко, Л.Н.Городецкая, Н.А.Хмельницкая. – 4-е изд. – Мозырь: Содействие, 2008. – 56 с.
2 Александрова, З. В. Методические особенности
организации и проведения компьютерных
уроков / З. В. Александрова // Калейдоскоп
учителя [Электронный ресурс]. – 2011. –
Режим доступа: http://edu-teacherzv.ucoz.ru/
3 Захарова, И. Г. Информационный технологии в образовании / И.Г.Захарова. – М. : Изд. Центр «Академия», 2003. – 320 с.
4 Информатизация школы // Государственное
образовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 985 ЮАО г.Москвы [Электронный ресурс].
– 2009. – Режим доступа: http://www.sch985.edusite.ru/
5 Информационные процессы и технологии
// Информатика, математика лекции учебники
курсовые студенту и школьнику [Электронный
ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://256bit.ru/informat/eu_
6 Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: К57 Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2011. – 399с.
7 Компьютерные средства обучения // Научная
электронная библиотека, монографии, изданные
в издательстве Российской Академии Естествознания
[Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа:
http://www.monographies.ru/42-
8 Компьютерные средства обучения [Электронный
ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://psylist.net/pedagogika/
9 Общие основы использования компьютера
в образовании // Монографии, изданные
в издательстве Российской Академии Естествознания
[Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа:
http://www.rae.ru/monographs/
10 Основы применения мультимедиа в
открытом образовании // Институт дистантного
образования Российского университета
дружбы народов [Электронный ресурс]. –
2009. – Режим доступа: http://www.ido.edu.ru/open/
11 Открытое образование // Московский открытый
юридический институт [Электронный ресурс].
– 2011. – Режим доступа: http://www.oji.ru/
12 Санитарные правила и нормы 9-131 РБ 2000
"Гигиенические требования к видеодисплейным
терминалам, электронно-вычислительным
машинам и организации работы", утвержденные
постановлением Главного государственного
санитарного врача Республики Беларусь
от 10 ноября 2000 г. № 53, с изменениями и дополнениями,
утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Республики
Беларусь от 30 мая 2006 г. № 70, с изменениями,
утвержденными постановлением Министерства
здравоохранения Республики Беларусь
от 4 февраля 2009 г. № 12 // Министерство здравоохранения
Республики Беларусь [Электронный ресурс].
– 2009. – Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/med/
13 Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 2 т. – 816 с.
14 Сивашинская, Е.Ф. Лекции по педагогике: интегрированный курс. В двух частях. Часть 2 / Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Жасскон, 2008. – 192 с.
Информация о работе Применение компьютера в образовательном процессе