Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 22:18, курсовая работа
Цель работы: внедрение компьютерных технологий в образовательном процессе, определение отношения учащихся к этому явлению. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
- дать определение понятиям информационных технологий, раскрыть их содержание, провести научно-педагогический анализ накопленного опыта в сфере информатизации образования;
- определить научно-практический потенциал использования компьютерного обучения в образовательном процессе.
Требования к организации режима работы компьютером учащихся всех типов учебных заведений, включая вузы:
- при проведении занятий в компьютерных классах обязательно чередование теоретической и практической работы с компьютером на протяжении урока;
- продолжительность занятий с компьютером зависит от возраста учащихся, технических данных компьютера, характера и сложности выполняемой работы;
- длительность работы с компьютером не должна превышать:
- для предупреждения
развития переутомления при
Для плана конкретного
компьютерного урока необходимо
- составить временную структуру урока, наметить задачи и необходимые этапы для их достижения;
- из резервов компьютерного обеспечения отобрать наиболее эффективные средства, рассмотреть целесообразность их применения в сравнении с традиционными;
- отобранные материалы оценить во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала; запланировать резерв времени;
- составить поминутный план урока;
- при недостатке компьютерного иллюстративного либо программного материала провести поиск в библиотеке, Интернете или составить авторскую программу;
- из найденных материалов создать мультимедийную презентацию;
- планируя достижение определённых целей, предусмотреть их поэтапную и результирующую диагностику [2].
1.3. Формы применения компьютерного обучения в педагогическом процессе
Достоинствами компьютера как средства обучения являются высокое быстродействие, алгоритмическая универсальность и наличие памяти, а также возможность управляемости и контролируемости обучения. Его применение позволяет обеспечить объективность, систематичность и оперативность контроля, возможность реализации индивидуализированного контроля при групповых формах обучения [15, c. 181].
Компьютеризация дает возможность перехода на качественно новый уровень информационного обеспечения учебного процесса. Это обусловлено, в частности, широкими возможностями компьютеров в представлении и обеспечении доступа к информации. Особое значение имеют мультимедийные возможности компьютера: графика, звук, анимация и др. Они обеспечивают не просто наглядность и доступность изложения, а полисенсорное восприятие материала. Этот аспект использования компьютеров в учебном процессе особенно способствует повышению интереса к изучаемому материалу, усилению мотивации учения [15, c. 182].
Компьютерное занятие не предполагает стопроцентного использования времени на работу с компьютером. Поэтому необходимо рассмотреть проблему сочетания слова преподавателя и использования компьютера. Можно выделить несколько форм такого сочетания:
1) преподаватель руководит
работой обучаемых с
2) знания об объекте
изучения обучаемый получает
от преподавателя, а компьютер
служит подтверждением или
3) на основании работы
с компьютером, осуществленной
учащимися, преподаватель
4) опираясь на информацию,
заложенную в компьютер,
Форма применения компьютера определяется его ролью в процессе усвоения, которая может быть следующей:
- поддержка учебного занятия и связанных с ним видов деятельности учителя и учащихся («проникающая» технология);
- обеспечение прохождения обучаемым и обучаемыми одного из этапов процесса усвоения («проникающая» технология);
- среда для изучения объекта, процесса, явления, предметной ситуации («определяющая» технология);
- обеспечение полного усвоения определенной темы («определяющая» технология) [15, c. 182].
Для обеспечения полного усвоения материала компьютер моделирует действия учителя, работающего индивидуально с учащимся, при этом компьютер выступает в форме репетитора. В этом случае каждое действие обучаемого находится под контролем педагогического программного средства. В настоящее время на основе искусственного интеллекта создаются принципиально новые обучающие системы, осуществляющие рефлексивное управление учебной деятельностью. Если компьютер применяется в форме репетитора для изучения всего предмета, то реализуется монотехнология электронного обучения [15, c. 182].
Компьютер также может обеспечивать прохождение обучаемыми отдельного этапа урока, осуществляя при этом одну из следующих функций: оценка текущего уровня знаний; преподнесение нового материала; выработка одного или нескольких практических умений; контроль знаний и умений и др. В этом случае он используется в форме квазипреподавателя. Применение компьютера в такой форме на уроке эффективно в том случае, если компьютерная программа реализует функции учителя на данном этапе учебного занятия быстрее или качественнее, чем это мог бы сделать сам преподаватель [15, c. 182].
Исследование различных объектов, процессов, явлений, предметных ситуаций на компьютере связано с работой в специализированных средах. При этом изучение реального объекта с помощью его компьютерной модели становится важнейшим инструментом познания. Дополняя и видоизменяя модель, можно добиться полного описания того или иного явления. Использование компьютерных моделей обеспечивает наглядность восприятия материала, позволяет преодолеть трудности, обусловленные сложностью объектов изучения. В этом случае компьютер применяется как моделирующая среда [15, c. 183].
Применение компьютера для поддержки процесса усвоения и связанных с ним видов деятельности учащихся имеет несколько аспектов. Компьютер в форме сервисного средства является источником предоставления учащимся информации в электронном виде, выступая мультимедийным аналогом традиционных средств обучения. Это могут быть презентации, сопровождающие и иллюстрирующие объяснение; справочные системы, содержащие иерархически организованный информационно-справочный материал; учебно-методические материалы в электронном виде, электронные хрестоматии, электронные дидактические комплексы и т. д. [15, c. 183].
Применение компьютера как инструментального средства предполагает, что на этапах учебной деятельности определенный вид работы либо отдельные действия осуществляются учеником с использованием компьютера. Это связано с созданием и оформлением учащимися собственных образовательных продуктов: ведением конспектов в электронном виде, компьютерным оформлением рефератов и творческих работ, созданием презентаций выступлений и т. п. [15, c. 183].
Компьютер в настоящее время широко используется как средство доступа к ресурсам сети Интернет. Информация в Интернет, имеющая дидактическую ценность, находится на различных сайтах, она динамична и не сосредоточена в определенном месте. Если компьютер используется учащимся как средство доступа к распределенному информационному образовательному ресурсу для поиска различных источников информации в глобальной и локальных сетях, обеспечения телекоммуникационного взаимодействия между удаленными субъектами обучения, то компьютер является средством телекоммуникации или провайдером [15, c. 183].
Таким образом, формы применения компьютера на уроке могут быть разнообразными: как специфически педагогическими, связанными с управлением познавательной деятельностью учащегося (репетитор, квазипреподаватель, моделирующая среда), так и общего назначения, играющими вспомогательную роль в процессе усвоения (сервисное средство, инструментальное средство, средство телекоммуникации).
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
2.1. Средства, методы и формы организации компьютерного обучения в средней школе.
К средствам обучения относят наглядные пособия, технические средства обучения, дидактические материалы и т.п. В последнее время существенно изменились средства обучения. В связи с появлением персональных компьютеров возник новый вид процесса проблемного обучения - проблемно-компьютерное обучение. Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе во многом может изменить ее функции и позволяет достичь нового педагогического эффекта.
Как и при внедрении всякого
другого средства обучения, возникает
ряд проблем, связанных с психолого-
Анализ научного знания позволяет систематизировать и выделить следующие функции компьютера в обучении:
- технико-педагогические (обучающие
и управляющие программы,
- дидактические ( компьютер как
тренажер, как репетитор, как ассистент,
как устройство, моделирующее определенные
ситуации; компьютер как средство
интенсификации учебной
Задача педагогики в этой связи состоит в том, чтобы определить и обеспечить те условия, при которых обозначенные функции действительно достигаются. На практике же эти условия или не выявлены, или не используются, поэтому и функции компьютера реализуются зачастую на примитивном (в педагогическом аспекте) уровне [8].
Не претендуя на абсолютную полноту, можно назвать следующие условия:
- взаимосвязь применения
- сочетание слова преподавателя и применения компьютера;
- дидактическая структура
- мотивационное обеспечение
Информация о работе Применение компьютера в образовательном процессе