Применение компьютера в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: внедрение компьютерных технологий в образовательном процессе, определение отношения учащихся к этому явлению. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
- дать определение понятиям информационных технологий, раскрыть их содержание, провести научно-педагогический анализ накопленного опыта в сфере информатизации образования;
- определить научно-практический потенциал использования компьютерного обучения в образовательном процессе.

Файлы: 1 файл

Основная часть Почебут.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)

Требования к организации  режима работы компьютером учащихся всех типов учебных заведений, включая вузы:

- при проведении занятий в компьютерных классах обязательно чередование теоретической и практической работы с компьютером на протяжении урока;

- продолжительность  занятий с компьютером зависит  от возраста учащихся, технических  данных компьютера, характера и  сложности выполняемой работы;

- длительность работы с компьютером не должна превышать:

    • на развивающих игровых занятиях: для детей 5 лет – 7 минут; для детей 6 лет – 10 минут; для учащихся начальной школы – 15 минут; для учащихся 5-7-х классов, имеющих навыки работы с компьютером – 20 минут;
    • на уроках по основам информатики и вычислительной техники: у учащихся 8-х классов – 25 минут; у учащихся 9-х классов – 40 минут;
    • у учащихся 10-11-х классов, учащихся 1-2-х курсов профессионально-технических и средних специальных учебных заведений такого же возраста, применение компьютера допускается не более чем на одном сдвоенном уроке в день: 30 минут на первом уроке и 30 минут на втором уроке с интервалом в работе не менее 20 минут, включая перемену, объяснение учебного материала, опрос учащихся и т.п.;
    • у учащихся третьего и старше года обучения профессионально-технических и средних специальных учебных заведений использование компьютера на учебных занятиях допускается не более 3 часов в день;
    • у студентов высших учебных заведений первых трех курсов должно быть не более 3 часов в день работы с компьютером, у старшекурсников – не более 4-х часов;

- для предупреждения  развития переутомления при работе  с компьютером необходимо осуществлять  комплекс профилактических мероприятий:

    • устраивать перерывы после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 10 минут;
    • проводить во время перерывов сквозное проветривание компьютерного класса с обязательным выходом учащихся из него;
    • проводить упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы на компьютере. При появлении зрительного дискомфорта, выражающегося в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т.п., упражнения для глаз проводятся индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;
    • для снятия статического напряжения должны осуществляться физкультурные минутки в течение 1-2 минут целенаправленного назначения индивидуально или организованно при появлении начальных признаков утомления;
    • для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног, следует проводить физкультпаузы во время перерывов в течение 3-4 минут. Комплексы упражнений следует менять через 2-3 недели [12].

Для плана конкретного  компьютерного урока необходимо:

- составить временную структуру урока, наметить задачи и необходимые этапы для их достижения;

- из резервов компьютерного обеспечения отобрать наиболее эффективные средства, рассмотреть целесообразность их применения в сравнении с традиционными;

- отобранные материалы  оценить во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала; запланировать резерв времени;

- составить поминутный  план урока;

- при недостатке компьютерного иллюстративного либо программного материала провести поиск в библиотеке, Интернете или составить авторскую программу;

- из найденных материалов создать мультимедийную презентацию;

- планируя достижение определённых целей, предусмотреть их поэтапную и результирующую диагностику [2].

 

1.3. Формы применения компьютерного обучения в педагогическом процессе

Достоинствами компьютера как средства обучения являются высокое быстродействие, алгоритмическая универсальность и наличие памяти, а также возможность управляемости и контролируемости обучения. Его применение позволяет обеспечить объективность, систематичность и оперативность контроля, возможность реализации индивидуализированного контроля при групповых формах обучения [15, c. 181].

Компьютеризация дает возможность  перехода на качественно новый уровень  информационного обеспечения учебного процесса. Это обусловлено, в частности, широкими возможностями компьютеров в представлении и обеспечении доступа к информации. Особое значение имеют мультимедийные возможности компьютера: графика, звук, анимация и др. Они обеспечивают не просто наглядность и доступность изложения, а полисенсорное восприятие материала. Этот аспект использования компьютеров в учебном процессе особенно способствует повышению интереса к изучаемому материалу, усилению мотивации учения [15, c. 182].

Компьютерное занятие не предполагает стопроцентного использования времени на работу с компьютером. Поэтому необходимо рассмотреть проблему сочетания слова преподавателя и использования компьютера. Можно выделить несколько форм такого сочетания:

1) преподаватель руководит  работой обучаемых с компьютером,  знания об объекте изучения они извлекают сами;

2) знания об объекте  изучения обучаемый получает  от преподавателя, а компьютер  служит подтверждением или конкретизацией  вербальных сообщений; 

3) на основании работы  с компьютером, осуществленной  учащимися, преподаватель решает  совместно с ними учебную проблему;

4) опираясь на информацию, заложенную в компьютер, педагог  сам решает проблему (и показывает ее решение) [7].

Форма применения компьютера определяется его ролью в процессе усвоения, которая может быть следующей:

- поддержка учебного  занятия и связанных с ним  видов деятельности учителя и  учащихся («проникающая» технология);

- обеспечение прохождения  обучаемым и обучаемыми одного  из этапов процесса усвоения («проникающая» технология);

- среда для изучения  объекта, процесса, явления, предметной  ситуации («определяющая» технология);

- обеспечение полного  усвоения определенной темы («определяющая»  технология) [15, c. 182].

Для обеспечения полного усвоения материала компьютер моделирует действия учителя, работающего индивидуально с учащимся, при этом компьютер выступает в форме репетитора. В этом случае каждое действие обучаемого находится под контролем педагогического программного средства. В настоящее время на основе искусственного интеллекта создаются принципиально новые обучающие системы, осуществляющие рефлексивное управление учебной деятельностью. Если компьютер применяется в форме репетитора для изучения всего предмета, то реализуется монотехнология электронного обучения [15, c. 182].

Компьютер также может  обеспечивать прохождение обучаемыми отдельного этапа урока, осуществляя  при этом одну из следующих функций: оценка текущего уровня знаний; преподнесение  нового материала; выработка одного или нескольких практических умений; контроль знаний и умений и др. В этом случае он используется в форме квазипреподавателя. Применение компьютера в такой форме на уроке эффективно в том случае, если компьютерная программа реализует функции учителя на данном этапе учебного занятия быстрее или качественнее, чем это мог бы сделать сам преподаватель [15, c. 182].

Исследование различных  объектов, процессов, явлений, предметных ситуаций на компьютере связано с  работой в специализированных средах. При этом изучение реального объекта с помощью его компьютерной модели становится важнейшим инструментом познания. Дополняя и видоизменяя модель, можно добиться полного описания того или иного явления. Использование компьютерных моделей обеспечивает наглядность восприятия материала, позволяет преодолеть трудности, обусловленные сложностью объектов изучения. В этом случае компьютер применяется как моделирующая среда [15, c. 183].

Применение компьютера для поддержки процесса усвоения и связанных с ним видов деятельности учащихся имеет несколько аспектов. Компьютер в форме сервисного средства является источником предоставления учащимся информации в электронном виде, выступая мультимедийным аналогом традиционных средств обучения. Это могут быть презентации, сопровождающие и иллюстрирующие объяснение; справочные системы, содержащие иерархически организованный информационно-справочный материал; учебно-методические материалы в электронном виде, электронные хрестоматии, электронные дидактические комплексы и т. д. [15, c. 183].

Применение компьютера как инструментального средства предполагает, что на этапах учебной деятельности определенный вид работы либо отдельные действия осуществляются учеником с использованием компьютера. Это связано с созданием и оформлением учащимися собственных образовательных продуктов: ведением конспектов в электронном виде, компьютерным оформлением рефератов и творческих работ, созданием презентаций выступлений и т. п. [15, c. 183].

Компьютер в настоящее  время широко используется как средство доступа к ресурсам сети Интернет. Информация в Интернет, имеющая дидактическую ценность, находится на различных сайтах, она динамична и не сосредоточена в определенном месте. Если компьютер используется учащимся как средство доступа к распределенному информационному образовательному ресурсу для поиска различных источников информации в глобальной и локальных сетях, обеспечения телекоммуникационного взаимодействия между удаленными субъектами обучения, то компьютер является средством телекоммуникации или провайдером [15, c. 183].

Таким образом, формы  применения компьютера на уроке могут  быть разнообразными: как специфически педагогическими, связанными с управлением познавательной деятельностью учащегося (репетитор, квазипреподаватель, моделирующая среда), так и общего назначения, играющими вспомогательную роль в процессе усвоения (сервисное средство, инструментальное средство, средство телекоммуникации).

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

 

2.1. Средства, методы и формы организации компьютерного обучения в средней школе.

К средствам обучения относят наглядные пособия, технические  средства обучения, дидактические материалы  и т.п. В последнее время существенно  изменились средства обучения. В связи  с появлением персональных компьютеров возник новый вид процесса проблемного обучения - проблемно-компьютерное обучение. Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе во многом может изменить ее функции и позволяет достичь нового педагогического эффекта.

Как и при внедрении всякого  другого средства обучения, возникает  ряд проблем, связанных с психолого-педагогическими  условиями применения компьютера в  процессе обучения. В то же время  компьютер дает такие возможности  информационного обеспечения учебного процесса, которых до сих пор никогда не было. Возникает серьезная многоаспектная проблема выбора стратегии внедрения компьютера в обучение, которая позволила бы использовать все его преимущества и избежать потерь, влияющих на качество педагогического процесса и затрагивающих развитие основных сфер человека. Поэтому прежде чем приступить к проектированию учебного процесса с использованием ЭВМ, преподаватель должен знать методику обучения с применением компьютера. Следовательно, правомерно ставить вопрос о новой технологии обучения, которая давала бы преимущества, компенсирующие затраты на приобретение ЭВМ и на овладение навыками работы с ней. Для этого нужен поиск принципиально новых перспективных решений использования компьютера как эффективного средства обучения.

Анализ научного знания позволяет  систематизировать и выделить следующие  функции компьютера в обучении:

- технико-педагогические (обучающие  и управляющие программы, диагностирующие,  моделирующие, экспертные, диалоговые, консультирующие, расчетно-логические);

- дидактические ( компьютер как  тренажер, как репетитор, как ассистент,  как устройство, моделирующее определенные  ситуации; компьютер как средство  интенсификации учебной деятельности, оптимизации деятельности преподавателя;  компьютер как средство, выполняющее функции: оперативного обновления учебной информации, получения оперативной информации об индивидуальных особенностях обучающихся; компьютер как средство корректировки, контроля и оценки их деятельности, ее активизации и стимулирования).

Задача педагогики в этой связи  состоит в том, чтобы определить и обеспечить те условия, при которых  обозначенные функции действительно  достигаются. На практике же эти условия  или не выявлены, или не используются, поэтому и функции компьютера реализуются зачастую на примитивном (в педагогическом аспекте) уровне [8].

Не претендуя на абсолютную полноту, можно назвать следующие условия:

- взаимосвязь применения компьютера  и целей, содержания, форм и  методов обучения;

- сочетание слова преподавателя  и применения компьютера;

- дидактическая структура компьютерного  занятия;

- мотивационное обеспечение компьютерного  занятия;

Информация о работе Применение компьютера в образовательном процессе