7. Перенесенные в рамках
урока традиционные формы внеклассной
работы: КВН, «следствие ведут знатоки»,
утренник, спектакль, концерт, инсценировка
художественного произведения, диспут,
«посиделки», «клуб знатоков».
8. Интегрированные уроки.
9. Трансформация традиционных
способов организации урока: лекция-парадокс,
парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет
(защита оценки), урок-консультация, защита
читательского формуляра, телеурок без
телевидения.
Мы предлагаем следующую классификацию
нестандартных уроков для обучения:
1. Уроки с использованием
современных аудиовизуальных и
технических средств обучения:
Интернет урок (использование Интернет
на уроке, либо использование Интернет
материалов), видео урок
2. Уроки, направленные на
установление межпредметных связей:
урок-проект, интегрированный урок.
3. Уроки творчества:
Урок-экскурсия, урок-спектакль, урок-праздник,
урок-интервью, урок-мюзикл, урок-суд, урок-сказка.
Нетрадиционный урок
как категория педагогического процесса.
К традиционным школьным
занятиям принадлежат, как известно, уроки
изучения нового материала, закрепления
знаний, умений и навыков, проверки и учета
приобретенных знаний, умений и навыков,
анализа контрольных работ, обобщения
и систематизации выученного, повторение
темы или раздела. Наряду с этими формами
обучения в последнее время широко используются
и нетрадиционные или нестандартные -
занятия, специфически направленные на
развитие базовых психических функций
детей. Это в частности: уроки-семинары,
зачеты, лекции, конкурсы, путешествия,
интегрированные уроки, занятия-конференции,
диспуты, уроки-сказки, тематичные игровые
уроки, благодаря которым ученики быстрее
и лучше усваивают программный материал.
Они приобретают всё большее
значение. Причина тому ¾ психофизиологические особенности
младших школьников, а именно то обстоятельство,
что в 6-9-летнем возрасте, характеризующимся
повышенной сензитивностью, наиболее
интенсивно протекает и, по существу, завершается
физиологическое созревание основных
мозговых структур. Таким образом, именно
на этом этапе возможно наиболее эффективное
воздействие на интеллектуальную и личностную
сферы ребенка, способное, в частности,
компенсировать в известной степени задержки
психического развития, имеющие неорганическую
природу (вызванные зачастую недостаточным
вниманием к воспитанию и развитию детей
со стороны родителей).
Еще одна важная причина, побуждающая
активнее внедрять специфические развивающие
упражнения в учебный процесс начальных
классов, ¾ возможность проведения эффективной
диагностики интеллектуального и личностного
развития детей, являющейся основой для
целенаправленного планирования индивидуальной
работы с ними. Возможность такого непрерывного
мониторинга обусловлена тем, что развивающие
игры и упражнения базируются в большинстве
своем на различных психодиагностических
методиках, и, таким образом, показатели
выполнения учащимися тех или иных заданий
предоставляют школьным психологам непосредственную
информацию о текущем уровне развития
детей.
И, наконец, возможность представления
заданий и упражнений преимущественно
в игровой форме, наиболее доступной для
детей на этапе характерной для первых
месяцев пребывания ребенка в школе смены
ведущей деятельности (переход от игровой
деятельности к учебной), способствует
сглаживанию и сокращению адаптационного
периода. Следует также отметить, что игровой,
увлекательный характер заданий, являющихся
в то же время психологическими тестами,
снижает стрессогенный фактор проверки
уровня развития, позволяет детям, отличающимся
повышенной тревожностью, в более полной
мере продемонстрировать свои истинные
возможности.
Проведение уроков с нетрадиционной
формой организации позволяет оптимизировать
деятельность, как педагога, так и учащихся.
Такой подход выводит на первый план личность,
её индивидуальные особенности, направленность
мышления и т.п.
Особенности нетрадиционных форм
урока.
Сегодня все большее
внимание уделяется человеку как личности
– его сознанию, духовности, культуре,
нравственности, а также высоко развитому
интеллекту и интеллектуальному потенциалу.
Соответственно, не вызывает сомнения
чрезвычайная важность, острая необходимость
такой подготовки подрастающего поколения,
при которой среднюю школу оканчивали
бы образованные интеллектуальные личности,
обладающие знанием основ наук, общей
культурой, умениями самостоятельно и
гибко мыслить, инициативно, творчески
решать жизненные и профессиональные
вопросы.
В учебных заведениях должен происходить
постоянный поиск, цель которого - найти
новые формы и приемы, позволяющие слить
в единый процесс работу по образованию,
развитию и воспитанию учащихся на всех
этапах обучения. Коллективу учителей
школ необходимо реализовать концепцию,
которая предполагает необходимость обеспечения
учащихся прочными знаниями материала
программы с одновременным осуществлением
разноаспектного развития и формирования
личности каждого обучаемого – с учетом
его индивидуальных способностей и возможностей.
Пути и способы реализации этих
принципов должны быть в значимой степени
творческими, нетрадиционными и в то же
время эффективными.
Нетрадиционные формы урока реализуются,
как правило, после изучения какой-либо
темы или несколько тем, выполняя функции
обучающего контроля. Такие уроки проходят
в необычной, нетрадиционной обстановке.
Подобная смена привычной обстановки
целесообразна, поскольку она создает
атмосферу праздника при подведении итогов
проделанной работы, снимает психический
барьер, возникающий в традиционных условиях
из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные
формы урока осуществляются при обязательном
участии всех учеников, а также реализуются
с непременным использованием средств
слуховой и зрительной наглядности. На
таких уроках удается достичь самых разных
целей методического, педагогического
и психологического характера, которые
можно суммировать следующим образом:
осуществляется контроль знаний,
навыков и умений учащихся по определенной
теме;
обеспечивается деловая, рабочая
атмосфера, серьезное отношение учащихся
к уроку;
предусматривается минимальное участи в уроке учителя.
Методически высоко эффективными, реализующими
нетрадиционные формы обучения, развития
и воспитания учащихся являются урок-спектакль,
урок–праздник, видеоурок, урок-экскурсия,
урок-эксперимент, урок–интервью и другие
формы занятий.
Подводя итог, можно сказать, что нетрадиционный
урок – органичное сочетание образования,
развития и воспитания. Нетрадиционные
уроки нравятся детям, т.к. они творческие
и необычные, а самое главное – эффективные.
Но не следует слишком часто проводить
нетрадиционные уроки, т.к. они станут
традиционными и уровень эффективности
снизится.
Если нетрадиционная обучающая
система Д.Б.Эльконина ¾ В.В.Давыдова предполагает
коренную «ломку» самого учителя, полного
отказа от привычного, традиционного способа
преподавания (что весьма проблематично
для учителей немолодых), то сиситема Н.Б.Истоминой
намного гибче: во-первых, эта методика
формирует и развивает все мыслительные
операции ¾ классификацию, аналогию, обобщение;
творческие способности учащихся; обеспечивает
самостоятельность мышления детей в эмоционально
благоприятной доверительной атмосфере.
И главное, гарантирует преемственность
со средней школой.
Необходимо подчеркнуть, что
никакого специального отбор в экспериментальный
и контрольный классы не было. В течение
первого учебного года заместитель директора
и школьный психолог неоднократно посещали
уроки учителей, работающих по новой методике,
сравнивали их с традиционными. И выяснили,
что в экспериментальном классе наиболее
ярко проявились индивидуальные особенности
мышления учащихся, развитие навыков само-
и взаимоконтроля.
В последние годы интерес к
нетрадиционному обучению в начальной
школе значимо усилился. Это связано с
социальными преобразованиями, происходящими
в нашей стране, которые создали определенные
условия для перестроечных процессов
в сфере образования ¾ создания новых типов школ,
активного внедрения в практику различных
педагогических инноваций, авторских
программ и учебников.
Организация нетрадиционного
развивающего обучения предполагает создание
условий для овладения школьниками приемами
умственной деятельности. Овладение ими
не только обеспечивает новый уровень
усвоения, но и дает существенные сдвиги
в умственном развитии. Овладев этими
приемами, ученики становятся более самостоятельными
в решении различных учебных заданий,
могут рационально строить свою деятельность
по усвоению новых знаний.
Урок обязательно
должен включать в себя что-то новое, незнакомое,
интересное для ребят, иначе уже с начальных
классов они почувствуют «показуху» в
уроках, а это еще больше будет способствовать
их разочарованию, вырабатывать отрицательное
отношение к школе.
Подбор материала ¾ одна из самых главных задач
подготовки. Книги (или материал из периодики)
должны быть в достаточном количестве
(один экземпляр на 1-2 человека). Можно
сделать выставку-обзор книг, представить
справочную литературу.
Элементы театра, изобразительного
искусства, музыки, выразительное чтение
детей и учителя на уроке обязательны,
считает Г.И.Модылевская.
И все это, несомненно, способствует
достижению основных целей урока: повышению
у ребят интереса к книге, к знаниям; эстетическому
и нравственному воспитанию.
В условиях коренной перестройки
всех сфер жизнедеятельности нашего общества
особое значение приобретает эстетическое
воспитание и развитие подрастающих поколений.
Ситуация переходного периода развития
общества обостряет процессы поиска человеком
смысла существования и своего места в
мире и приводит к необходимости гуманизации
образования. В этот период возрастает
ценность эстетического образования школьников.
Эстетическое воспитание и
образование начинает играть особо важную
роль при переходе от педагогики знаний,
умений и навыков к педагогике развития.
Эстетическое начало пронизывает все
стороны жизни учащихся, играет огромную
роль в процессе их обучения.
Уроки с использованием современных
аудиовизуальных и
технических средств обучения.
Интернет-урок
Компьютер вообще
и интернет в частности относятся к тем
техническим средствам, которые выполняют
информационные, но и первую очередь другие
функции. Однако в связи со своими большими
возможностями интернет вскоре после
своего возникновения привлек внимание
преподавателей-практиков и методистов.
Интернет используется сейчас для обучения
самым различным предметам.
Интернет обладает колоссальными
информационными возможностями и не менее
впечатлительными услугами. Поэтому, прежде
всего, следует определить, для решения
каких дидактических задач в практике
обучения могут оказаться полезными ресурсы
и услуги, которая представляет всемирная
сеть.
Готовясь к очередному уроку,
учителю важно иметь в виду дидактические
свойства и функции каждого из отбираемых
средств обучения, четко представляя себе,
для решения какой методической задачи
то или иное средство обучения может оказаться
наиболее эффективным.
Если иметь в виду предмет нашего
обсуждения – интернет, то также важно
определиться, для каких целей мы собираемся
использовать его возможности и ресурсы.
Например:
для включения материалов сети
в содержание урока;
для самостоятельного поиска
информации учащихся в рамках работы над
проектом;
для ликвидации пробелов в знаниях;
Используя информационные ресурсы
сети интернет, можно, интегрируя их в
учебный процесс, более эффективно решать
целый ряд дидактических задач на уроке:
совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети интернет;
формировать устойчивую мотивацию
деятельности.
Существуют три области, в которых
интернет может вывести обучение на новый
уровень. Это коммуникация, информация
и публикация. Коммуникация осуществляется
с помощью электронной почты, огромные
пласты информации заключены во всемирной
паутине (World Wide Web), публикация может осуществляться
путем создания собственной страницы
в интернете. В принципе, все это можно
делать и без интернета. Общаться можно
с помощью писем или по телефону, за информацией
ходить в библиотеку, а публиковать свои
труды в журналах и газетах. Однако интернет
вносит в эти области новое измерение.
Коммуникация значительно облегчается
и ускоряется, информация становится доступна,
актуальна и аутентична, а публикация
в Интернете имеет неизмеримо более широкую
аудиторию, чем в журнале или газете.
С дидактической точки зрения
преимущество интернета перед традиционными
средствами обучения заключается, прежде
всего, в доступности и актуальности аутентичных
материалов, а также в облегчении и ускорении
межнациональной коммуникации.
Существуют сторонники идеи
обучения только с помощью интернета,
без традиционной работы с учебником.
Но большинство преподавателей предпочитают
использовать интернет наряду с традиционными
средствами обучения, интегрируя его в
учебный процесс.
Наиболее полно возможности
интернета раскрываются при использовании
его непосредственно в школьной аудитории.
Идеальными условиями для такой работы
является наличие компьютерного класса
с подключением к интернету.
Использование интернета на
занятии не должно представлять собой
самоцель.
Для того чтобы правильно определить
место и роль интернета в обучении, прежде
всего, необходимо найти для себя четкие
ответы на вопросы: для кого, для чего,
когда, в каком объеме он должен использоваться.