Видео урок
Овладеть
коммуникативной компетенцией, не находясь
в какой-либо ситуации или месте, дело
весьма трудное. Поэтому важной задачей
учителя является создание реальных и
воображаемых ситуаций общения на уроке
с использованием различных приемов работы.
В этих целях большое значение имеют
аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.
Их использование способствует
реализации важнейшего требования коммуникативной
методики – представить процесс индивидуализации
обучения и развитию и мотивированности
речевой деятельности обучаемых.
Еще одним достоинством видеофильма
является его эмоциональное воздействие
на учащихся. Поэтому внимание должно
быть направлено на формирование у школьников
личностного отношения к увиденному. Использование
видеофильма помогает также развитию
различных сторон психической деятельности
учащихся, и прежде всего внимания и памяти.
Во время просмотра в классе возникает
атмосфера совместной познавательной
деятельности. В этих условиях даже невнимательный
ученик становится внимательным. Для того,
чтобы понять содержание фильма, школьникам
необходимо приложить определенные усилия.
Так, непроизвольное внимание переходит
в произвольное, его интенсивность оказывает
влияние на процесс запоминания. Использование
различных каналов поступления информации
(слуховое, зрительное, моторное восприятие)
положительно влияет на прочность запечатления
материала.
Таким образом, психологические особенности
воздействия учебных видеофильмов на
учащихся способствует интенсификации
учебного процесса и создает благоприятные
условия для формирования коммуникативной
компетенции учащихся. Практика показывает,
что видео-уроки являются эффективной
формой обучения.
Игровые методики.
В настоящее время проведение уроков на
основе младших классах выходит на первый
план. Это связано с тем, что эти методики,
включая в себя практически все формы
работы (диалог, работа в группе и т.д.),
предоставляют широкие возможности для
творческой деятельности, интеллектуального
развития ребенка.
Как известно, игра дает перерыв в повседневности
с ее утилитаризмом, монотонностью, с ее
жесткой детерминацией образа жизни.
Игра дает порядок. Система правил в игре
абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать
правила и быть в игре. Это качество порядка
очень ценно в нашем нестабильном, беспорядочном
мире.
Игра дает возможность создать и сплотить
коллектив. Привлекательность игры столь
велика и игровой контакт людей друг с
другом столь полон и глубок, что игровые
содружества обнаруживают способность
сохраняться и после окончания игры, вне
ее рамок.
Игра дает элемент неопределенности,
который возбуждает, активизирует ум,
настраивает на поиск оптимальных решений.
Игра дает понятие о чести, о
самоограничении и самопожертвовании
в пользу коллектива.Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.
Игра дает развитие психологической
пластичности.
Игра далеко не одно только состязание,
но и театральное искусство, способность
вживаться в образ и довести его до конца.
Не случайно все наиболее удачные обучающие
компьютерные программы построены с использованием
игровых методик, например, "Роботландия".
Современному учителю чрезвычайно важно
владеть классификацией и теорией построения
игр, использующихся в обучении.
Примем следующее определение игры. Игра - это деятельность, мотив которой
лежит в ней самой. То есть такая деятельность, которая
осуществляется не ради результата, а
ради самого процесса.
Игры, использующиеся в обучении, делятся
на ролевые, организационные и деловые. Имеется
определенная сложность в определении
типа игры, так как некоторые принципы
построения у различных игр сходны, но,
тем не менее, у них есть существенные,
принципиальные различия. Все игры, так
или иначе, решают своим воздействием
на участников три основные задачи:
Однако четкую границу провести между
функциями игры невозможно, Каждая игра
чему-то учит, воспитывает определенные
качества у игроков и в то же время обеспечивает
достижение развлекательной цели, за исключением,
пожалуй, деловых игр.
Организационные
игры. Организационно-деятельностные
игры (ОДИ) как особая форма организации
и метод стимулирования коллективной
мыслидеятельности, нацеленной на решение
проблем, возникла в 80-х годах и широко
распространилась как в сфере решения
творческих задач, так и в интеллектуальных
системах управления.
В "классическом" варианте ОДИ применяется
в качестве инструмента коллективного
поиска оптимальных решений сложных технических,
организационных или управленческих проблем
в реальных условиях предприятий, учреждений.
Сущность ОДИ в том, что эта игра представляет
собой комплекс взаимосвязанных методик
или техник (мыслительно-интеллектуальных,
социально-психологических и др.), обеспечивающих
логически обоснованную смену различных
видов коллективной, групповой, микрогрупповой
деятельности, нацеленных на создание
"продукта игры" — текста, содержащего
решение поставленной или даже сформулированной
в ходе самой игры проблемы. Решение проблемы
и составляет предмет этой игры.
Организационно-обучающие игры
решают проблемы профессионального обучения
и общего социального развития взрослых
людей путем таких средств и методов, которые
обеспечивают развитие личности и формируют
у человека способности исследовательского
и творческого, преобразующего отношения
к окружающей действительности.
Обучение взрослых может быть эффективным
при реализации принципов развивающего
обучения. Это означает, что процесс образования
должен быть не столько процессом передачи
знаний, сколько процессом управления
развитием личности.
Деловые
игры. В последнее время деловые игры находят
все более широкое применение в самых
разных областях: в основном в экономике
и политике, а также в социологии, экологии,
администрировании, образовании, городском
планировании, истории. Деловые, или имитационные,
игры используются для подготовки специалистов
в соответствующих областях, а также для
решения задач исследования, прогноза,
апробирования намечаемых нововведений.
При описании этого метода встречаются
разные термины. Обычно если игра проводится
экономистами, то она называется деловой
игрой (business gате), реже управленческой (тапаgетепtgате) или
операционной. В сфере политики, городского
планирования, как правилоигровых методик
при обучиспользуется термин "имитационная
игра" (simulation gате). Использование термина "имитационная
игра" связано с выделением существенных
характеристик этого метода. Имитационная
игра основывается на конкретных ситуациях,
взятых из реальной жизни, и представляет
собой динамическую модель упрощенной
действительности. То есть в основе деловой
игры лежит имитационная модель, которая
реализуется через Действия участников
игры. Они берут на себя роли административных
работников или политических деятелей
и разыгрывают заданную хозяйственную,
управленческую или политическую ситуацию
в зависимости от содержания игры. Деловые,
или имитационные, игры являются "серьезными"
играми для взрослых, а не развлечением
или не отдыхом.
Отличительным признаком
собственно деловой или имитационной
игры является наличие имитационной модели,
ни в организационно-деятельностных, ни
в ролевых играх имитационные модели не
строятся.
Ролевые
игры. Термин ролевая игра весьма многозначен.
В соответствии с принятыми в отечественной
психологии взглядами, ролевая игра считается
высшей формой развития детской игры.
Она достигает своего расцвета в дошкольном
возрасте, выступая в этот период в качестве
ведущей деятельности, а затем уступает
свою ведущую роль учебе и больше не рассматривается
в качестве самостоятельной движущей
силы дальнейшего развития.
Но как же тогда относиться к ролевым
играм детей более старшего возраста (а
также играм взрослых)? Классификацию ролевых игр (РИ)
можно провести по различным признакам.
РИ делятся на классы в зависимости от
способа их создания и места проведения,
по уровням сложности и по временному
или целевому признаку. Для успешного
проведения даже простой РИ организатору
необходимо определить ее конкретные
классификационные признаки.
Территориальные
признаки
Настольные РИ. Большинство
таких игр предусматривает наличие подготовленного
ведущего, предварительная подготовка
игроков не обязательна.
Павильонные РИ проводятся
в помещении и ориентированы на моделирование
значительных по протяженности территорий
и процессов. Для их проведения желательно наличие антуража и соответствующего снаряжения. Для этих игр необходимо присутствие ведущих, регулирующих ход игры.
РИ на местности. Это наиболее
сложные по техническим требованиям игры,
особенно когда они проводятся в течение
нескольких дней и требуют решения транспортных
и бытовых проблем. Как правило, для проведения
ролевой игры на местности необходимы
элементы антуража, костюмы для участников, игровое
и туристское снаряжение. Для проведения
масштабных ролевых игр необходимо присутствие
подготовленных игротехников и административной группы, которые заранее готовятся к проведению мероприятия и курируют подготовку участников.
Уровень сложности
1. Военные игры(типа "Зарница").
Сказочные игры. Это военные
игры, в которых присутствуют сказочные
персонажи и магия.
Историко-этнографические игрымогут проводиться по мотивам как исторических событий, так и литературных произведений, или по собственным разработкам организаторов. Проведение исторических и особенно историко-этнографических игр требует детальной разработки легенд, моделирования политики, экономики, духовной сферы, элементов материальной культуры и прочих областей жизни выбранного для игры периода.
Информационные игры наиболее
спокойный класс игр, их участники весьма
ограничены в выборе активных игровых
действий. Другое название таких игр -
интеллектуальные, так как игровые вопросы решаются
при помощи политических, экономических
и магических рычагов воздействия. При
подготовке интеллектуальных игр необходима
разносторонняя подготовка участников
(теоретическая, театральная, психологическая)
и игротехников.
Целевой и
временной признаки
Целевые игры. В сценарии игр
этого класса изначально заложено, что
при достижении группой игроков определенной
цели они объявляются победителями. Игра
на этом заканчивается.
Игры с открытым концом. Сценарий
игры этого класса имеет ограничение по
времени проведения. Необходима тщательная
проработка сценария, предполагающего
возможные направления хода игры. Каждый
игрок имеет свою цель (как минимум, одну),
однако ее выполнение не является для него концом игры.
Возможно появление новых, более глобальных,
целей. Основным критерием подготовки
участника игры является его способность
вжиться в игровой образ и провести его
до конца.
Нон-стоп (игры без остановки).
Сценарий игры этого класса создается
с таким расчетом, чтобы игроки имели возможность
продолжить игру с того места, где она
кончилась вчера, и так до бесконечности.
Моделируемый мир совершенствуется и
развивается, с ним совершенствуются и
игроки.
Уровни участия
в игре
Участие игроков в ролевых играх можно
классифицировать по "глубине погружения".
Уровень участия повышается в зависимости
от подготовленности игрока и его опыта.
Пассивное участие (экскурсант).
На этом этапе участники не принимают
активных действий, а только наблюдают
за развитием сюжета, разыгрываемого группой игротехников или более опытными игроками.
Ограниченное участие (ведомый). Участники непосредственно включены в игру, но их инициатива ограничена ведущими. Группа игротехников согласно сценарию, в котором заранее расписаны ключевые моменты, разыгрывает театрализованные фрагменты, с помощью которых разъясняется сложившаяся ситуация и дается толчок дальнейшему ходу игры.
Свободное участие (игрок). Для
осуществления такого уровня участия
необходимы наличие опыта у игроков и
четкая работа ведущих, Игроки самостоятельно
определяют свои действия, разрабатывают
личные и командные легенды. Ход игры в
основном зависит от самих участников,
ведущие следят за соблюдением правил
и регулируют ход игры.
Использование уроков
нетрадиционной формы на среднем этапе
обучения.
Так говоря о нетрадиционных
уроках, на наш взгляд, необходимо заострить
внимание на принципы организации и проведения,
периоды подготовки и проведения нетрадиционных
уроков.