Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:04, курсовая работа
Цель исследования: теоретически установить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность внутренней дифференциации как условия личностно-ориентированного обучения иностранным языкам младших школьников.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что применение внутренней дифференциации является наиболее эффективным условием личностно-ориентированного обучения иностранным язкам в начальной школе.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие «внутренней дифференциации» в психолого-педагогической литературе.
3. Выявить психологические особенности детей младшего школьного возраста.
1.Введение_____________________________________3
2.Глава 1. Внутренняя дифференциация как условие личностно-ориентированного обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста______________________________6
3.Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по индивидуализации и применении внутренней дифференциации обучения на уроках английского языка во 2 классе________________________________13
4.Заключение ___________________________________23
5.Список использованной литературы _______________25
В условиях урока внутренняя дифференциация учащихся реализуется в разумной дифференциации учебных заданий, постановок перед учащимися посильных задач, где посильность и лёгкость отнюдь не тождественные понятия. Это посильное задания, упражнения, предлагаемые с учётом уровня знаний, умений и навыков учащихся и предполагающее последовательное усложнение познавательных задач. Путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у разных школьников не одинаков. Главной задачей учителя — сократить у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных.
В начальных классах
умственная деятельность и в
более широком плане учебная
деятельность лишь формируются.
Важная предпосылка осуществления внутренней дифференциации к учащимся — направленность обучения на формирование личности ученика, которая предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности на каждом уроке. В привитии интереса необходим и коллективный, и индивидуальный подходы: поставить перед классом цель, помочь каждому включиться в учебный труд.
Внутриклассную дифференциацию называют ещё «внутренней», в отличие от всех других видов «внешней» дифференциации. При её использовании уроки по каждой учебной теме следует разделить на пять типов, идущих один за другим: первый – уроки общего разбора темы; второй – уроки проработки учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся; третий – уроки обобщения и систематизации знаний; четвёртый – уроки защиты тематических заданий; пятый – уроки-практикумы.
В силу неравномерности развития личностных качеств и других причин в классе появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому мы организуем уровневую дифференциацию работы этих учащихся на уроке, на всех его этапах: при предъявлении нового материала, закреплении, повторении, при контроле знаний, умений, навыков. Для этого выделяется три типа дифференцированных заданий: «А», «В», «С», разной степени трудности.
Дифференцированные задания предусматривают два важнейших аспекта:
1) обеспечение определённого уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого);
2) обеспечение
определённой степени
Между заданиями существует строгая преемственность, каждой теме предоставлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать цельную картину основных представлений.
Задания группы «С» зафиксированы
как базовый уровень (стандарт). Выполняя
их, ученик овладевает конкретным материалом
по предмету на уровне его воспроизведения.
Работа по первичному усвоению материала
на этом уровне имеет свои особенности.
Она требует многократного
Задания группы «В» обеспечивают овладение учащимися теми общими и специальными приёмами учебной работы и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение в практической деятельности. Поэтому помимо конкретных заданий мы вводим дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основное знание, показывают применение понятий. Этот уровень помогает глубже понять основной материал.
Выполнение программы «А» поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Эти задания предполагают свободное владение фактическим материалом, приёмами учебной работы и умственных действий. Они вводят ученика в суть проблем, которые можно решить на основе полученных в школе знаний, дают развивающие сведения. Этот уровень позволяет ребёнку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.
Таким образом, внутренняя дифференциация является одним из важнейших условий личностно-ориентированного обучения младших школьников. Реализация данного подхода в обучении позволяет учителю в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление каждого из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по индивидуализации и применении внутренней дифференциации обучения на уроках английского языка во 2 классе.
Как уже было отмечено
в первой главе курсовой
В любой группе можно без особых трудностей выявить учеников с хорошими знаниями по предмету, со средними и с плохими. Чтобы правильно понять причины неравномерной успеваемости учеников класса, необходимо выявить причины отставания каждого и разобраться в них. Таких причин множество: один пропустил урок по болезни, другой был невнимателен на уроке, а третий не понял объяснения учителя. Кроме того, способности школьников к изучению иностранного языка не одинаковы: одним язык дается легко, другим - с большим трудом. Следует отметить и тот факт, что учебный материал на разных ступенях обучения может усваиваться учащимися одного и того же класса по-разному: одни легче усваивают лексику в силу хорошей механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они хорошо справляются с заданиями по аудированию и так далее. Кроме того, у всех детей разный склад мышления.
Следовательно, изучение
интересов и склонностей
Кроме того, многие
педагоги, такие как В. Ф. Корнилова,
обращают внимание на то, что
организация работы по
Надо отметить, что «внутриклассная» дифференциация осуществляется в основном при самостоятельной работе в классе и дома.
Теоретические основы внутренней дифференциации, изложенные нами в первой главе данной курсовой работы, были осуществлены практической деятельности во время наблюдения за работой учителя во 2 классе одной из школ нашего города.
Для начала, необходимо отметить особенность обучения во 2-х классах учебных заведений. Поступившие во второй класс ученики оказываются в сложном положении: им приходится привыкать к тому , что вместо одного учителя, как было раньше, появляется новый преподаватель иностранного языка. Все это - стресс для ребенка. Также при изучении особенностей младших школьников, был сделан упор на знания учащихся и выявлено, что многие ученики пытаются использовать ранее полученные знания, но у них нет системы знаний или эти знания отрывочные, однако учащиеся неплохо владеют приемами учебной работы, такими как сравнение, выделение главного, обобщение. Во многих случаях происходит простое заучивание текстов из учебника без их осмысливания.
Вот почему, планируя работу с учениками данного класса, ставились такие задачи, на которые нужно было обратить внимание в первую очередь:
- на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся;
- на формирование умения привлекать имеющиеся знания при усвоении новых;
- на пробуждение интереса
к предмету посредством
Ученики в группе начали изучение английского языка со второго класса, то есть это были учащиеся первого года обучения, поэтому пробелы в знаниях было восполнить нетрудно.
В самом начале работы для проверки уровня знаний учащихся была выдана каждому ученику проверочная работа по пройденному материалу (для выполнения в классе), в которой задания были разной степени сложности, начиная от самых простых (репродуктивных), заканчивая творческими заданиями. При этом, учащимся была предложена работа в индивидуальном темпе и предлагалось выполнить столько заданий, сколько в их силах. Данную работу исследователь посчитал очень важным этапом, так как одним из способов выявления реального уровня знаний учащихся по предмету - это самостоятельная работа ученика в классе.
После проверки и
анализа работ, после бесед
с учителем английского языка
в группе и самостоятельного
проведения ряда уроков у
В начале исследования учащиеся заканчивали изучение темы «My House». На последнем уроке изучения темы совместно с учителем было решено ввести проектную технологию по теме «The House Of My Dream». Здесь приведен конкретный пример урока по индивидуализации и внутренней дифференциации школьников 2 класса.
Для начала ученики были разделены на три рабочие группы (гетерогенные): две группы по четыре ученика, одна - по пять. Поскольку психологическая атмосфера во всей учебной группе благоприятная, проблем с делением учащихся не возникло.
Задание было дано
за неделю до проведения