Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:04, курсовая работа
Цель исследования: теоретически установить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность внутренней дифференциации как условия личностно-ориентированного обучения иностранным языкам младших школьников.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что применение внутренней дифференциации является наиболее эффективным условием личностно-ориентированного обучения иностранным язкам в начальной школе.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие «внутренней дифференциации» в психолого-педагогической литературе.
3. Выявить психологические особенности детей младшего школьного возраста.
1.Введение_____________________________________3
2.Глава 1. Внутренняя дифференциация как условие личностно-ориентированного обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста______________________________6
3.Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по индивидуализации и применении внутренней дифференциации обучения на уроках английского языка во 2 классе________________________________13
4.Заключение ___________________________________23
5.Список использованной литературы _______________25
Можно сказать, что после проведения описанного выше урока была достигнута одна из поставленных целей: самое главное, с помощью организации и проведения данного проекта исследователю удалось заинтересовать слабого ученика, дать ему возможность проявить себя. В дальнейшем, он не только стал добросовестно выполнять домашние задания, а также активно работал на уроке, улучшилась успеваемость по предмету. Другие учащиеся также почувствовали уверенность в своих силах, испытали удовлетворение от выполненных заданий. В написании данных выводов исследователь опирался на данные рефлексии в течении ряда уроков, а также в следствии наблюдения за учащимися и бесед с ними. Кроме того, такая работа выполнялась учащимися впервые, они проявили интерес, активность, самостоятельность, творчество.
Также хочется более подробно остановиться на том, как были применены приемы индивидуализации и внутренней дифференциации на уроках иностранного языка при обучении разным видам речевой деятельности.
В процессе работы исследователем было выявлено, что у учащихся возникают определенные проблемы с аудированием. Учащиеся не понимают общий смысл высказывания, не могут ответить на вопросы по прослушанному материалу, даже сильные ученики испытывают трудности. Методика работы, предложенная авторами учебника, предполагает прослушивание текста со зрительной опорой на текст. Однако, исследователь решил попробовать провести аудирование без опоры, так как учащиеся должны научиться распознавать лексические и грамматические явления, тем более только что усвоенные, не только зрительно, но и наслух. Непосредственно перед аудированием всегда осуществлялась подготовительная работа, в которой ученикам разъяснились трудности, с которыми они могут столкнуться во время непосредственного прослушивания. Например, на карточку (для каждого ученика) выносились незнакомые лексические единицы, имена героев, которые произносились сначала вслед за учителем, затем самостоятельно каждым учеником; сложные или длинные предложения, которые могли вызвать непонимание текста, прослушивались с пленки обособленно, разбирались с точки зрения употребления грамматики и выбора лексических единиц, упрощались.
Хочется привести в
пример фрагмент урока по
Как мы знаем, уровень понимания сильных и слабых учеников различный. Поэтому, после первого прослушивания сильным и средним учащимся предлагалось ответить на ключевые вопросы по содержанию текста. По ходу ответов на вопросы составляется социограмма "Kate and her pet", которая в дальнейшем поможет слабым ученикам пересказать текст. В составлении социограммы участвуют все учащиеся. So, answer my questions and help me to fill in "the sun":
Where does Kate live?
Has she got a pet? Who it is? What is its name?
How long has Rover been living with Kate`s family?
Does she want to have another pet? Who is it?
Why can`t she have another pet?
После этого, слабые и средние ученики, дополнив самостоятельно услышанную информацию и прослушав текст во второй раз, пересказывали текст, отвечая на вопросы учителя и опираясь на схему: Now retell the story answering my questions. The scheme will help you.
1. Does Kate live in the house or in the flat?
2. Has she got a pet? Tell me about her pet.
3. Does she want to have one more pet?
4. Why do Kate`s parents forbid her to have another pet?
Таким образом, в работу вовлечены все учащиеся: слабые, средние и сильные. При работе с лексикой, помимо того, что учащиеся выписывали лексические единицы в словарь и выучивали их, сильным ученикам иногда давалось задание придумать предложения с этими словами, а слабым ученикам было предложено выполнить лексические упражнения типа: «Make up the sentences using the words below», «Finish the sentences», «Match the beginning and the end of the sentence» и так далее.
Исследователем также были дифференцированы домашние и самостоятельные (контрольные) упражнения по проверке усвоения грамматического материала. Вообще, грамматика является в школе одним из самых сложных аспектов, поскольку грамматика родного языка отличается от грамматики иностранного языка, у многих учащихся происходит соскальзывание на русский язык.
При совершенствовании
умения устной речи, в том числе
при пересказе текста, слабым
учащимся разрешалось
Чаще всего учащиеся
работали в классе
Уже отмечалось ранее,
что дифференцировать следует
не только задания, но и
В течении данного исследования были использованы следующие методы и приемы обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (наглядные - иллюстрационные, демонстрационные; практические - упражнения; часто нами использовалась самостоятельная работа, работа с текстами), методы стимулирования (игры, ситуации удивления, успеха, методы поощрения), методы контроля и самоконтроля (индивидуальный, фронтальный опрос, контрольные письменные работы).
По окончанию исследования совместно с учителем были сделаны следующие выводы:
-поднялась средняя успеваемость по предмету
- повысился интерес к английскому языку. В начале исследования было проведено анкетирование, где одним из вопросов было выбрать 5 самых любимых предметов в школе и расставить их в порядке начиная от более до менее любимого. Только у пятерых английский вошел в список любимых предметов (у трех сильных учеников и двух средних). В конце педпрактики было проведено подобное анкетирования, в ходе которого выяснилось, что английский язык стал одним из любимых уже у десятерых, в том числе и у слабого ученика.
Несмотря на достигнутые результаты, исследователь столкнулся и с некоторыми трудностями, особенно с трудностями при выставлении оценок, когда одни учащиеся, выполняя более сложные задания, получали такие же оценки, как те ученики, которые работали с более простыми упражнениями. В подобных случаях исследователь пытался объяснить, что оценки могут ставиться не только за сложность задания, но и за прогресс, который сделал тот или иной ученик. Также очень часто привлекались сами учащиеся к выставлению оценок, тем самым, исключая кажущийся учащимся субъективизм со стороны учителя. Кроме того, конечно, работа по индивидуализации и дифференциации требует огромных временных затрат. Всегда учитывать настроение, возможности, интересы, уровень знаний
Апробировав полученные
теоретические знания на
1. Дифференциация и
2. Процесс обучения
3. Повышается уровень знаний, умений, интерес к предмету.
4. Но, дифференциация и
индивидуализация являются
Заключение.
В заключение нужно отметить, что была проделана большая работа, которая проходила в несколько этапов:
I этап: подбор и изучение литературы;
II этап: написание теоретической части курсовой работы, в ходе которой были выявлены:
-определения понятий индивидуализации и дифференциации обучения;
-проведен анализ этих понятий;
-выявлены сходства и различия между ними;
-определены особенности индивидуализации и дифференциации
-сделаны выводы.
III этап: апробация полученных знаний исследования во втором классе.
IV этап: написание II главы данной курсовой работы, в которой были:
-определены особенности учащихся, поступивших во второй класс;
-отмечены особенности, достоинства, трудности применения индивидуализации и дифференциации на практике при обучении разным видам речевой деятельности;
-сделаны выводы.
Цель, поставленная в начале работы по проблеме: теоретически установить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность внутренней дифференциации как условия личностно-ориентированного обучения иностранным языкам младших школьников была достигнута.
Задачи, которые были
определены для достижения
Гипотеза, выдвинутая нами, подтверждена.
Действительно, для
успешного применения
Список использованной литературы
1. Акимова, М. К., Козлова,
В. Т. Индивидуальность
2. Бутузов, И. Д.
3. Индивидуальный подход
к школьникам в процессе
4. Кирсанов, А. А. Индивидуализация
учебной деятельности как
5. Кирсанов, А. А. Психологические
основы индивидуализации
6. Осмоловская И.М. Организация дифференциации обучения в современной общеобразовательной школе, 1998, стр. 5.
7. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников [Текст] / Е. С. Рабунский. - М.: Педагогика, 1975.
8. Российская педагогическая энциклопедия, М, Научное общество, 1993, т. 1.
9. Русских, Г. А. Технология
уровневой дифференциации в
10. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособия [Текст] / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998.
11. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И. Э Унт. - М.: Педагогика, 1990.
12. Чередов, И. М. О
дифференциации обучения на
13. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И. С. Якиманская. - М., 1996.
14. Вайсбург, М. Л., Кузьмина, Е. В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении устно-речевому общению // Иностранные языки в школе. - 1999. - №1. - С. 5.
15. Ивченко, Т. П. Личностный
подход к отбору