Введение
«Искусство требует
знаний»
Б.Брехт
«…Дидактические принципы
определяют содержание образования,
необходимое при выборе методов
и форм обучений»
Б.Голуб «Основы общей дидактики»
Общая педагогика определяет
методику как научную дисциплину, изучающую
общие закономерности педагогического
процесса на материале какого-либо предмета.
Соответственно, методику музыкального
воспитания школьников следует понимать
как научную дисциплину, изучающую закономерности
педагогического процесса воспитания
школьников средствами музыкального искусства.
При этом понятие "воспитание" включает
в себя единство нескольких значений:
- образования, как овладение школьниками системой музыкальных знаний, приобщение к накопленному человечеством опыту художественного усвоения мира;
- обучения, т.е. усвоение детьми практических
музыкально-творческих умений, способов действий и развития
личности каждого ребенка: количественные
и качественные изменения в музыкально-эстетической
культуре школьников, а также в формировании
музыкальных способностей учащихся.
Как педагогическая наука методика
музыкального воспитания определяется
закономерностями педагогического процесса
и отражающими эти закономерности дидактическими
принципами. Как замечает в своей
книге «Основы общей дидактики» Б.Голуб:
“…Дидактические принципы определяют
содержание образования, необходимое
при выборе методов и форм обучения”.
Цель данной
работы – познакомиться с дидактическими
принципами и их воплощением в музыкальной
педагогике.
Методической опорой
рассматриваемого вопроса послужат
труды методистов в области дидактики:
Я.А.Коменского, Э.Б. Абдуллина, Л.В. Школяр,
Л.В. Горюновой, Ю.Б. Алиева, Д.Б.Кабалевского,Л.Г.
Дмитриевой, Н.М. Черноиваненко,Б.Голуб,
В.В.Крюковой и др.
«Музыкальные педагоги
должны ввести учащихся в мир музыкального
искусства, научить их любить и понимать
музыку во всём богатстве её форм и жанров,
иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную
культуру как неотъемлемую часть всей
их духовной культуры»
Д.Б. Кабалевский
Современной дидактикой,
творчески переосмысливающей многовековой
педагогический опыт и разрабатывающей
теорию обучения и образования,
созданы определенные принципы,
правила и требования, способствующие
лучшему усвоению знаний и
умственному развитию учащихся.
Дидактика (с греческогоdidaktikós– поучающий,
относящийся к обучению) – раздел
педагогики, изучающий закономерности
усвоения знаний, умений, навыков
и формирование убеждений.
Дидактика отвечает
на вопросы:
- Чему учить?
- Как учить?
- Где учить?
- Как организовать учёбу?
Дидактические принципы
(принципы
дидактики) – это основные положения,
определяющие содержание, организационные
формы и методы учебного процесса в соответствии
с его общими целями и закономерностями;
нормативные требования к организации
и проведению педагогического процесса,
т.е. это принципы обучения, которые определяют
успешность обучения (позволяют достичь
максимальных результатов в обучении
учащихся).
Общеизвестно, что основоположником
педагогической теории считается выдающийся
чешский ученый Ян Амос Коменский (1592 –
1670), написавший труд «Великая
дидактика» (1658), в котором обосновал систему
педагогических взглядов на процесс образования,
обучения и воспитания детей. Он провозгласил
необходимость всеобщего образования
для всех детей; обосновал содержание
и принципы обучения, т.е. дидактические; классно-урочную организацию
учебных занятий (ввел понятия урок, перемена,
учебный год, и т.д.); разработал методы
обучения, требования, которым должна
удовлетворять учебная и педагогическая
деятельность.
- Современной дидактикой
созданы следующие дидактические принципы:принцип единства обучения и воспитания, принцип сознательности и активности, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности, принцип прочности усвоения знаний, принцип доступности обучения, принцип научности, принцип связи теории и практики, принцип индивидуального подхода. Применительно к области музыкальной педагогики следует выделить такие принципы: сходства и различия, интереса, связи музыки и жизни,
Художественности, взаимосвязи
искусств, образности, единства эмоционального
и сознательного, единства художественного
и технического, единства развития ладового,
ритмического чувства и чувства формы,
принцип единства (единообразия) вокальных
навыков,
творческой активности учителя
и учащихся.
Рассмотрим основные
положения выше приведенных
принципов и их воплощение в
музыкальной педагогике.
1.Принцип единства
обучения и воспитания.
Хороший учитель не пропускает ни одного
случая, чтобы научить чему-то полезному.
Я. А. Коменский
Согласно этому принципу
обучение обязательно должно
быть воспитующим. Воспитание
следует рассматривать не как
дополнение к обучению, но
как неотъемлемую часть единого
педагогического процесса. На протяжении
процесса обучения преподаватель
формирует профессиональные знания,
умения, навыки у учащихся, однако
и личностные качества
самого преподавателя, его взгляды, отношение
к жизни, мировоззрение, авторитет
оказывают немаловажное влияние
на ученика. Поэтому обучение должно
быть направлено не только
на формирование системы знаний
и умений, но и на всестороннее
развитие личности, нравственных
и эстетических чувств.
Эстетические чувства –
это эмоциональное отношение
человека к прекрасному: в
природе, в жизни людей, в
искусстве. Формируя эстетический
вкус, педагог учит отличать
истинно прекрасное, возвышенное,
гармоничное от низменного,
безобразного. А такой человек
не только получает возможность
наслаждаться прекрасным, но
и способен занять активную
позицию в жизни. В неразрывной
связи с эстетическим протекает
и нравственное воспитание, которое
проявляется в формировании
нравственно-моральных, качеств, личностных
качеств.
Поэтому обучая, педагог
должен помнить, что он параллельно
всегда и воспитывает - вопрос возникает
лишь «на что оно направлено?»
Музыка является активно действенным
средством эмоциональной коррекции, помогает
детям войти в нужное эмоциональное состояние,
оказывает сильное эмоциональное воздействие,
способствует и интеллектуальному развитию
ребёнка. Слушая музыкальные произведения,
ребёнок приобретает знания и представления
о мире.Воспитывать музыкой – это значит
воспитывать и самим процессом
работы - правильная посадка, певческая
установка, соблюдение закона музыки,
воспитывать на шедеврах мирового искусства,
постоянно расширять их представления
о музыке разных времён. Получая с детства
художественные полноценные музыкальные
впечатления, ребёнок привыкает к языку
интонаций народной, классической и современной
музыки, постигает «интонационный словарь»
музыки разных эпох и стилей («Моцарт для
детей», русская народная музыка – «Ах,
вы сени», «Танечка, баю-бай» (р.н.п)., обр.
В. Агафонникова, «Воротики» (р.н.м).,
обр. Р. Рустамова, «Пружинки» (р.н.м.), обр.
В. Агафонникова, «Певучая пляска»
(р.н.м.), обр. Е. Тиличеевой, «Сорока-сорока»(р.н.п.),
обр. Т. Попатенко, «Чики-чики-чикалочки»
(р.н.м.), обр. Е. Тиличеевой и т.д.). На
музыкальных занятиях закладываются и
основы познания культуры народа (хороводы,
песни, пляски, костюмы вызывают интерес
к творчеству своего и других народов:
украинского – «Гопачок», обр. М. Раухвергера,
«Стуколка», обр. Т. Ломовой; эстонского
– «Приседай», обр. А Роомере).
Таким образом, всеми
средствами педагог должен прививать
любовь к музыке, развивать эмоциональную
отзывчивость на исполняемые произведения,
развивать художественный вкус,
расширять мировоззрение учащихся
и формировать их взгляды.
2.Принцип сознательности
и активности — один из главных принципов
современной дидактической системы.
«Ничего нельзя заставлять заучивать,
кроме того, что хорошо понятно».Я.А.Коменский
«Одна из труднейших педагогических
задач при развитии восприятия музыки
заключается в сохранении эмоционального
отношения привсё возрастающей сознательности».
Б.М. Теплов
«Правильно обучать юношество - это не
значит вбивать в головы собранную из
авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений,
а это значит - раскрывать способность
понимать вещи, чтобы именно из этой способности,
точно из живого источника, потекли ручейки
знания». Я.А.Коменский
Воспитание сознательности
и активности Я.А.Коменский считает
важнейшей задачей: «Чтобы
все делалось посредством теории, практики
и применения, и притом так, чтобы каждый
ученик изучал сам, собственными чувствами,
пробовал все произносить и делать и начинал
все применять. У своих учеников я всегда
развиваю самостоятельность в наблюдении,
в речи, в практике и в применении, как
единственную основу для достижения прочного
знания, добродетели».
В основе принципа сознательности
лежат установленные наукой закономерные
положения:
- подлинную сущность образования
составляют глубоко и самостоятельно
осмысленные знания, приобретённые
путём интенсивного напряжения
собственной умственной деятельности;
- сознательное усвоение
знаний зависит от ряда условий
и факторов: мотивов обучения,
уровня и характера познавательной
деятельности обучаемых, методов
и средств обучения, применяемых
преподавателем;
- собственная познавательная
активность обучаемого – важный
фактор обучаемости, влияет на
темп, глубину и прочность
овладения материалом.
Реализация рассматриваемого
принципа осуществляется: в
ясном понимании целей и задач
предстоящей работы, перспективах,
осознании того, что необходимо
делать, а не механическое
выполнение заданий; в понимании
обучаемыми смысла понятий,
требований, то, что неизвестно
логически увязывать с известным.
Например,на музыкальных занятиях
это проявляется в понимании сущности
вокального явления, знании
способов образования качеств
певческого звука,средств музыкальной
выразительности. Однако, прежде чем подходить
к вопросу о сознательном отношении детей
к певческому обучению, необходимо, чтобы
дети поняли, что собой представляет урок
«Музыка» как учебный предмет. Хотя,
при этом важно помнить, что
главное не предмет, которому
обучаем, а личность, которую
формируем, учить различать
главное от второстепенного,
широко использовать арсенал
примеров при освоении материала,
выработка умения обучаемого
самостоятельно разбираться в
поставленных задачах. Я.А.Коменский
пишет: «Никакая
повивальная бабка не в силах вывести
на свет плод, если не будет живого и сильного
движения и напряжения самого плода».
Исходя из этого, одним из самых главных
врагов обучения он считал бездеятельность
и лень учащегося,которая выражается
в том, что они «не думают,
как бы приобрести самим себе свет истинного
и полного просвещения, и еще менее того
принимают на себя труд, потребный для
достижения такого просвещения».
Сознательное отношение детей
к урокам – одно из важнейших условий
продуктивности певческой работы,
что связано с активизацией
умственной деятельности, эмоциональной
сферы детей, творчеством детей. Принцип активности
исходит из задачи добиться
максимальных результатов в
музыкальном развитии, он предполагает
в качестве методического приёма
преодоление заданий высокого
уровня трудности в отношении
репертуара, выполнении художественных
и технических требований
педагога.
Воспитание сознательности
и как, следствие активности детей
на уроке,достигается и доходчивым
словом учителя, насыщенностью урока,требовательностью
учителя, хорошо организованной практикой
пения, в ходе которой дети чувствуют движение
вперёд, выработкой интереса
к предмету и самостоятельностью в получении
знаний. Например, говоря о доходчивом слове
учителя, выражение “распредели дыхание
так, чтобы хватило его до конца фразы”
можно сказать и по-другому: “не разрывай
фразу на два кусочка”. Имея перед собой
такую задачу, ребёнок регулирует своё
дыхание. В таком виде деятельности,
как слушание музыки,
необходимо использовать разнообразные
приёмы активизации восприятия, как,
через движение, игру на простейших инструментах,
а также вокализацию тем, также
это могут быть интересные
факты из биографии композитора,
поэта, слушание в грамзаписи
разучиваемых произведений, эмоциональное
слово учителя…Такое сознательное
отношение к слушанию музыки играет
важную роль в воспитании любви к музыке,
в запоминании прослушанного, впонимании
его смысла и содержания. А
для этого также необходимо соблюдение
требования тишины во время слушания,
на что обращает внимание
учитель: “Музыку нужно слушать в полной
тишине. В музыке есть развитие, и если
кто-то зашумит, то могут быть упущены
важные моменты произведения”. Дети должны
понять, что любое произведение – результат
нелёгкого труда композитора, певца, которые
что-то хотят сказать людям. Учитель, исполняя
произведение, вкладывает свои силы, чтобы
произведение ожило, стало доступно. Наряду
с этим важнейшую роль играет интерес
к произведению.
Детей необходимо постоянно
ставить в поисковые и проблемные ситуации,
успешно менять методические приёмы на
закрепление знаний. Педагог поддерживает,
формирует незначительные ещё творческие
проявления, которые активизируют восприятие
и представление, будят фантазию и воображение,
придают деятельности ребёнка поисковый
характер, а поиск всегда требует умственной
активности. В этом отношении
целесообразно применять методы
сравнения, сопоставления, выделение черт
общего и различного и др. Ведь когда
интересно, то активность возрастает.