Принцип единства обучения и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 21:35, реферат

Описание работы

Общая педагогика определяет методику как научную дисциплину, изучающую общие закономерности педагогического процесса на материале какого-либо предмета. Соответственно, методику музыкального воспитания школьников следует понимать как научную дисциплину, изучающую закономерности педагогического процесса воспитания школьников средствами музыкального искусства. При этом понятие "воспитание" включает в себя единство нескольких значений:
образования, как овладение школьниками системой музыкальных знаний, приобщение к накопленному человечеством опыту художественного усвоения мира;
обучения, т.е. усвоение детьми практических музыкально-творческих умений, способов действий и развития личности каждого ребенка: количественные и качественные изменения в музыкально-эстетической культуре школьников, а также в формировании музыкальных способностей учащихся.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 75.37 Кб (Скачать файл)

              

                                   Введение

«Искусство  требует  знаний» 

Б.Брехт

«…Дидактические принципы определяют  содержание  образования,    необходимое  при  выборе  методов и  форм  обучений»

Б.Голуб «Основы  общей  дидактики»

Общая педагогика определяет методику как научную дисциплину, изучающую общие закономерности педагогического процесса на материале какого-либо предмета.  Соответственно, методику музыкального воспитания школьников следует понимать как научную дисциплину, изучающую закономерности педагогического процесса воспитания школьников средствами музыкального искусства. При этом понятие "воспитание" включает в себя единство нескольких значений:

  • образования,  как   овладение школьниками системой музыкальных знаний, приобщение к накопленному человечеством опыту художественного усвоения мира;
  • обучения, т.е. усвоение детьми практических музыкально-творческих умений,  способов действий  и развития личности каждого ребенка: количественные и качественные изменения в музыкально-эстетической культуре школьников, а также в формировании музыкальных способностей учащихся.

Как педагогическая наука методика музыкального воспитания определяется закономерностями педагогического процесса и отражающими эти закономерности дидактическими принципами. Как  замечает в своей  книге «Основы общей дидактики» Б.Голуб: “…Дидактические принципы определяют содержание образования,  необходимое при выборе методов и форм обучения”.

Цель  данной  работы – познакомиться   с дидактическими принципами и их воплощением в музыкальной педагогике.

Методической  опорой   рассматриваемого  вопроса  послужат  труды  методистов в области  дидактики:    Я.А.Коменского, Э.Б. Абдуллина, Л.В. Школяр, Л.В. Горюновой, Ю.Б. Алиева, Д.Б.Кабалевского,Л.Г. Дмитриевой, Н.М. Черноиваненко,Б.Голуб, В.В.Крюковой  и  др.

 

«Музыкальные педагоги должны ввести учащихся в мир музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры»                                                              

Д.Б. Кабалевский

Современной  дидактикой,  творчески  переосмысливающей  многовековой  педагогический  опыт  и  разрабатывающей  теорию  обучения  и  образования,  созданы  определенные  принципы,  правила  и  требования,  способствующие  лучшему  усвоению  знаний  и  умственному  развитию  учащихся.

Дидактика (с  греческогоdidaktikós– поучающий, относящийся к обучению) – раздел    педагогики,  изучающий  закономерности  усвоения  знаний,  умений,  навыков  и  формирование убеждений.

Дидактика отвечает на вопросы:

  • Чему учить?
  • Как учить?
  • Где учить?
  • Как организовать учёбу?

Дидактические принципы  (принципы дидактики) – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями; нормативные требования к организации и проведению педагогического процесса, т.е. это принципы обучения, которые определяют успешность обучения (позволяют достичь максимальных результатов в обучении учащихся).

Общеизвестно,  что  основоположником педагогической теории считается выдающийся чешский ученый Ян Амос Коменский (1592 – 1670),  написавший   труд «Великая дидактика» (1658), в котором обосновал систему педагогических взглядов на процесс образования, обучения и воспитания детей. Он провозгласил необходимость всеобщего образования для всех детей; обосновал содержание и принципы обучения, т.е. дидактические; классно-урочную организацию учебных занятий (ввел понятия урок, перемена, учебный год, и т.д.); разработал методы обучения, требования, которым должна удовлетворять учебная и педагогическая деятельность.

 

  • Современной  дидактикой созданы  следующие  дидактические  принципы:принцип  единства     обучения и воспитания, принцип  сознательности  и  активности, принцип  систематичности  и   последовательности,  принцип  наглядности,  принцип прочности  усвоения  знаний,  принцип  доступности  обучения,  принцип  научности,   принцип связи  теории  и  практики,  принцип  индивидуального  подхода. Применительно  к  области  музыкальной  педагогики  следует   выделить  такие  принципы: сходства и различия, интереса, связи музыки и жизни,

Художественности,  взаимосвязи искусств,  образности, единства эмоционального и сознательного, единства художественного и технического, единства развития ладового, ритмического чувства и чувства формы,  принцип единства (единообразия) вокальных  навыков,

творческой активности учителя и учащихся.

Рассмотрим  основные  положения  выше  приведенных  принципов  и  их воплощение  в  музыкальной  педагогике.

1.Принцип единства  обучения  и  воспитания.

 

Хороший учитель не пропускает ни одного случая, чтобы научить чему-то полезному. 

Я. А. Коменский

Согласно  этому  принципу обучение  обязательно   должно  быть  воспитующим.  Воспитание  следует  рассматривать  не как  дополнение  к  обучению,  но  как  неотъемлемую  часть  единого  педагогического  процесса. На  протяжении  процесса  обучения преподаватель    формирует  профессиональные  знания, умения,  навыки у  учащихся, однако   и     личностные  качества самого преподавателя, его взгляды, отношение к жизни, мировоззрение, авторитет  оказывают  немаловажное  влияние  на  ученика. Поэтому  обучение должно    быть  направлено  не  только  на  формирование  системы  знаний  и  умений,  но  и   на  всестороннее  развитие  личности,  нравственных  и  эстетических  чувств.

Эстетические  чувства – это  эмоциональное  отношение  человека  к  прекрасному:   в  природе,  в  жизни  людей,  в  искусстве. Формируя  эстетический  вкус,  педагог  учит  отличать  истинно  прекрасное,  возвышенное,  гармоничное  от  низменного,  безобразного. А  такой  человек  не  только  получает  возможность  наслаждаться  прекрасным,  но  и  способен  занять  активную  позицию  в  жизни. В неразрывной  связи  с  эстетическим  протекает  и  нравственное  воспитание, которое  проявляется  в  формировании    нравственно-моральных, качеств,  личностных качеств.

Поэтому  обучая,  педагог должен  помнить,  что  он  параллельно  всегда  и  воспитывает - вопрос возникает лишь  «на  что  оно направлено?»

Музыка является активно действенным средством эмоциональной коррекции, помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние, оказывает сильное эмоциональное воздействие, способствует и интеллектуальному развитию ребёнка. Слушая музыкальные произведения, ребёнок приобретает знания и представления о мире.Воспитывать музыкой – это  значит  воспитывать и   самим процессом работы - правильная посадка, певческая установка, соблюдение закона музыки, воспитывать на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представления о музыке разных времён.  Получая с детства художественные полноценные музыкальные впечатления, ребёнок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей («Моцарт для детей», русская народная музыка – «Ах, вы сени», «Танечка, баю-бай» (р.н.п)., обр. В.  Агафонникова, «Воротики» (р.н.м)., обр. Р. Рустамова, «Пружинки» (р.н.м.), обр. В.  Агафонникова, «Певучая пляска» (р.н.м.), обр. Е. Тиличеевой, «Сорока-сорока»(р.н.п.), обр. Т. Попатенко, «Чики-чики-чикалочки» (р.н.м.), обр. Е. Тиличеевой  и т.д.). На музыкальных занятиях закладываются и основы познания культуры народа (хороводы, песни, пляски, костюмы вызывают интерес к творчеству своего и других народов: украинского – «Гопачок», обр. М. Раухвергера,  «Стуколка», обр. Т. Ломовой; эстонского – «Приседай», обр. А Роомере).

Таким  образом,  всеми  средствами  педагог  должен  прививать  любовь  к  музыке, развивать  эмоциональную  отзывчивость  на исполняемые  произведения,  развивать  художественный  вкус,  расширять   мировоззрение учащихся и  формировать  их  взгляды.

 

2.Принцип  сознательности  и  активности — один из главных принципов современной дидактической системы.

«Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме  того, что хорошо понятно».Я.А.Коменский

«Одна из труднейших педагогических  задач при развитии восприятия музыки заключается в сохранении эмоционального отношения привсё возрастающей сознательности».

Б.М. Теплов

«Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки знания». Я.А.Коменский

Воспитание сознательности  и  активности Я.А.Коменский считает важнейшей задачей: «Чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять. У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную основу для достижения прочного знания, добродетели».

В  основе  принципа сознательности лежат установленные  наукой  закономерные  положения:

  • подлинную  сущность  образования  составляют  глубоко  и  самостоятельно осмысленные  знания,  приобретённые  путём  интенсивного  напряжения  собственной  умственной  деятельности;
  • сознательное  усвоение  знаний  зависит от  ряда  условий  и  факторов:  мотивов  обучения,  уровня  и характера  познавательной  деятельности  обучаемых,  методов  и  средств  обучения,  применяемых  преподавателем;
  • собственная  познавательная  активность  обучаемого – важный  фактор обучаемости,  влияет  на  темп,  глубину  и  прочность  овладения  материалом.

Реализация   рассматриваемого принципа  осуществляется:  в  ясном  понимании  целей  и задач  предстоящей  работы, перспективах, осознании  того,  что  необходимо  делать,  а  не  механическое  выполнение  заданий; в  понимании  обучаемыми  смысла  понятий,  требований, то,  что  неизвестно  логически  увязывать с  известным. Например,на  музыкальных  занятиях  это  проявляется в понимании  сущности  вокального  явления,  знании  способов  образования  качеств  певческого  звука,средств музыкальной выразительности. Однако, прежде чем подходить к вопросу о сознательном отношении детей к певческому обучению, необходимо, чтобы дети поняли, что собой представляет урок «Музыка» как учебный предмет. Хотя,  при  этом  важно  помнить,  что  главное не  предмет, которому   обучаем,  а  личность,  которую  формируем, учить   различать  главное  от   второстепенного, широко  использовать  арсенал  примеров  при  освоении  материала, выработка  умения  обучаемого  самостоятельно  разбираться  в  поставленных   задачах. Я.А.Коменский пишет: «Никакая повивальная бабка не в силах вывести на свет плод, если не будет живого и сильного движения и напряжения самого плода». Исходя из этого, одним из самых главных врагов обучения он считал бездеятельность и лень  учащегося,которая  выражается  в  том,  что они «не думают, как бы приобрести самим себе свет истинного и полного просвещения, и еще менее того принимают на себя труд, потребный для достижения такого просвещения».

Сознательное отношение детей к урокам – одно из важнейших условий продуктивности певческой  работы,  что  связано  с  активизацией  умственной деятельности,  эмоциональной  сферы  детей,  творчеством  детей. Принцип  активности    исходит  из  задачи  добиться  максимальных  результатов  в  музыкальном развитии,  он предполагает в  качестве  методического  приёма  преодоление  заданий  высокого  уровня  трудности  в  отношении  репертуара,  выполнении  художественных    и  технических  требований    педагога.

Воспитание сознательности  и  как,  следствие активности детей  на  уроке,достигается и доходчивым словом учителя,  насыщенностью урока,требовательностью учителя, хорошо организованной практикой пения, в ходе которой дети чувствуют движение вперёд,  выработкой   интереса  к  предмету и самостоятельностью  в получении знаний.  Например, говоря  о  доходчивом  слове  учителя, выражение “распредели дыхание так, чтобы хватило его до конца фразы” можно сказать и  по-другому: “не разрывай фразу на два кусочка”. Имея перед собой такую задачу, ребёнок регулирует своё дыхание. В  таком  виде  деятельности,  как слушание музыки,  необходимо  использовать разнообразные приёмы активизации восприятия, как,    через движение, игру на простейших инструментах, а также вокализацию тем,  также  это  могут  быть  интересные   факты из  биографии  композитора,   поэта,  слушание  в  грамзаписи   разучиваемых  произведений,  эмоциональное слово  учителя…Такое  сознательное отношение к слушанию музыки  играет важную роль в воспитании любви к музыке, в запоминании прослушанного, впонимании его  смысла  и  содержания. А  для  этого также  необходимо соблюдение требования тишины во время слушания, на что  обращает  внимание   учитель: “Музыку нужно слушать в полной тишине. В музыке есть развитие, и если кто-то зашумит, то могут быть упущены важные моменты произведения”. Дети должны понять, что любое произведение – результат нелёгкого труда композитора, певца, которые что-то хотят сказать людям. Учитель, исполняя произведение, вкладывает свои силы, чтобы произведение ожило, стало доступно. Наряду с этим важнейшую роль играет интерес к произведению.

Детей  необходимо постоянно ставить в поисковые  и проблемные ситуации, успешно менять методические приёмы на закрепление знаний. Педагог поддерживает, формирует незначительные ещё творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение, придают деятельности ребёнка поисковый характер, а поиск всегда требует умственной активности. В  этом  отношении  целесообразно  применять  методы  сравнения, сопоставления, выделение черт общего и различного и др. Ведь когда  интересно,  то активность  возрастает. 

Информация о работе Принцип единства обучения и воспитания