Принцип единства обучения и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 21:35, реферат

Описание работы

Общая педагогика определяет методику как научную дисциплину, изучающую общие закономерности педагогического процесса на материале какого-либо предмета. Соответственно, методику музыкального воспитания школьников следует понимать как научную дисциплину, изучающую закономерности педагогического процесса воспитания школьников средствами музыкального искусства. При этом понятие "воспитание" включает в себя единство нескольких значений:
образования, как овладение школьниками системой музыкальных знаний, приобщение к накопленному человечеством опыту художественного усвоения мира;
обучения, т.е. усвоение детьми практических музыкально-творческих умений, способов действий и развития личности каждого ребенка: количественные и качественные изменения в музыкально-эстетической культуре школьников, а также в формировании музыкальных способностей учащихся.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 75.37 Кб (Скачать файл)

Доступность,  как  и  убедительность,  зависит  от  ясности  изложения  и  речи  преподавателя:  чётко  и  однозначно необходимо  учителю формулировать  понятия, избегать  монотонности,  обучать  образно.Например, доступность содержания музыки понимается не только в   использовании близких детям программно-изобразительных средств и образов,  как  природа, сказка, образы животных, пение птиц и т.д., но прежде всего – как  соответствие чувствам, которые дети способны пережить в данный момент в том или ином возрасте. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребёнком  оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки родного края, дать возможность её почувствовать.

7. Принцип  научности.

 

«Учителя как  местные  светочи  науки  должны  стоять  на  полной  высоте  современных  знаний  в  своей  специальности. Только  тот  учитель  и  будет  действовать  плодотворно  на  всю  массу  учеников,  который  сам  силен  в  науке,  ее  обладает  и  ее  любит».

Д.И.Менделеев

 

Данный  принцип  требует,  чтобы  предлагались  для  усвоения подлинные,  прочно  установленные  наукой  знания. Принцип научности в  музыкальном  воспитании требует отбора самого существенного содержания, отвечающего логике наук об искусстве, идейного богатства произведений искусства, их художественной ценности. Этот принцип  означает построение эстетического воспитания на основе глубокого изучения соответствующего по возрасту детей содержания, методов, и форм воспитания и обучения.  Так, например, одночастные формы перерастают в крупные; примитивные шумовые инструменты – в музыкальные; дети различают сначала тембры 2-х музыкальных инструментов, затем различные группы; знакомятся    с пьесами  изобразительного характера, затем с изобразительностью в музыке и т.п.

Не  для  кого  ни  секрет в  том,что  музыка развивает ребёнка умственно. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях.  Поэтому  важно  давать  знания детям      достоверные:      о жизни композиторов, об истории создания музыкального произведения,   о жанрах музыки, вести изучение  музыкально-теоретических  вопросов  на  основе  достижений  современного  музыкознания,  методов  хоровой работы – на  основе    накопленного   предшественниками  опыта  хороуправления,   методики  преподавания  урока «Музыка  в школе»,   новейших  достижений  психологии,  педагогики,   дидактики.

Кроме  того, этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках   в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, способам научной организации учебного труда.Так, в  работе  на  уроке  с  детьмицелесообразноиспользовать все виды музыкальных занятий: фронтальные, объединённые, подгрупповые,  индивидуальные.

8.Принцип  связи  теории    с  практикой.

Эффективность  и  качество  обучения  проверяются,  подтверждаются  и направляются  практикой:  практика – критерий  истины,  правильно  поставленное  воспитание  и  образование  вытекает  из  самой  жизни,  практики,  неразрывно  с ней  связано. Необходимо  настойчиво  приучать  обучаемыхприменять  свои знания  на практике.  Так, например, осваивая  нотную  грамоту,  ритм  в  детском  хоре,  практиковать при  этом чтение с  листа   музыкальных  номеров, применять  этот  метод на  практике    при    разучивании  новых  произведений.  В  вопросе  репертуара  исходить  не  только из  доступности, художественности,  но  и  из  востребованности   его  временем. Помнить, что само  существование  хорового  коллектива  вне  связи  с  практикой, т.е.  концертной  жизнью  не  может  быть.  В  ней  и  вдохновение,  и  анализ  ошибок, и  проверка  методов  работы, накопленных  певческих  навыков,   музыкальных  знаний…  Связь теории с  практикой  проявляется    в  результатах   не  только   образовательного, но  и  воспитательного  процесса,  в   воспитании  художественного  вкуса,  эстетических  эмоций,  формировании  взглядов.

9.Принцип  индивидуального  подхода (принцип  оптимизации  по  Абдуллину).  Этот  принцип  связан  с  задачей  развития  присущих  каждому  обучаемому  черт,  свойств,  особенностей,  составляющих  творческую  музыкальную  индивидуальность.  Индивидуальный  подход    предполагает  видение   педагогом музыкально-слуховых, певческих, интеллектуальных,  понимание психических  особенностей  каждого  обучаемого, что позволит учителю правильно, т.е. по способностям распределить  музыкальные задания, чтобы  каждый ребёнок чувствовал себя счастливым и мог развиваться музыкально дальше, т.к. в любом классе дети имеют разный уровень музыкальной подготовки и культуры. Кроме того, индивидуальный подход предполагает определение педагогом особенностей психики каждого учащегося. Без знания закономерностей психики ребёнка, её проявлений и развития, без понимания, что такое музыкальные способности и человеческая деятельность в тесной связи с психологией методика музыкального воспитания,  не может решить вопросы о доступности учащимися того или иного материала, его объёме, а также об эффективности используемых методов.  Важно смело  поощрять  активных,  инициативных, стимулировать  пассивных, менее  способных.  Наиболее  активно  воздействовать  на  музыкальное  развитие  обучаемых  позволяют  индивидуальные  занятия, например, по  постановке  голоса,    изучению  хоровых партий.

Итак,  мы   попытались  рассмотреть  общедидактические  принципы  обучения. Опираясь на  специфику  нашего  предмета,  обратим  внимание и на   принципы  музыкальной  педагогики.  К  таковым  относятся принципы:

  • сходства и различия;
  • интереса;
  • связи музыки и жизни;
  • художественности;
  • взаимосвязи искусств;
  • образности;
  • единства эмоционального и сознательного;
  • единства художественного и технического;
  • единства развития ладового, ритмического чувства и чувства формы;
  • принцип единства (единообразия) вокальных  навыков.
  • творческой активности учителя и учащихся.

Принцип «сходства и различия»  позволяет более осознанно выявлять общее   и  разное  в музыке. Этот  принцип  широко  использует  в  своей  педагогической   концепции Д.Б. Кабалевский с  первых  уроков,  когда  дети  определяют  «трех  китов» (песню,  танец  и  марш)  по их  различию,   а  объединяют  разновидности  одного и  того  же  «кита»   по  сходству.  И  на  протяжении  всех  занятий  это  принцип  играет  решающую роль  во  всех  проявлениях,  начиная  от  восприятия  и  осознания  мельчайших «строительных»  элементов  музыки,  вплоть  до  различения   полной несхожести или,  напротив,  значительной  близости  творческих  стилей разных  композиторов.  Также  и  в  изучении музыки разных  народов невозможно  обойтись  без сопоставления её по сходству и различию с музыкой родного народа.

Принцип интереса. Только в состоянии  интереса занятия искусством имеют личностный смысл и вызывают положительный эмоциональный отклик учащихся. Особенно ценным  являются в обучении интересы художественно-познавательные (в отличие от развлекательных, потребительских интересов).

Принцип связи музыки и жизни подразумевает опору музыкально-эстетического образования на реальный жизненный и музыкальный опыт каждого ребёнка, его расширение и осмысление с помощью искусства.Этот вопрос должен рассматриваться  с двух сторон:

- в школьных занятиях  отражаются явления и события  окружающейжизни-государственного, всенародного, местного значения;

- явления повседневной  жизни, быта детей в школе  и  дома, их интересы в области  знаний, труда, искусства.

Связь с жизнью осуществляется через репертуар современных песен и инструментальных произведений. Важную роль играют песни и пьесы, посвящённые труду человека, миру между народами. Знакомство с произведениями народного творчества, произведениями классиков русских, белорусских и западно-европейской музыки может послужить материалом для беседы учителя, в которой он свяжет события современности прошлого. Органично входят в урок музыки сообщения по вопросам музыкальной жизни: детей интересуют международные музыкальные конкурсы, фестивали, выступления музыкантов на Родине и за рубежом, музыкальные кинофильмы. Связь преподавания уроков музыки с жизнью выражается тогда, когда школьный репертуар выходит за пределы класса – на родительские собрания, на сбор, на вечер. Воспитательная ценность этого процесса бесспорна, с одной стороны, - продвигаются в жизнь  уроков хорошие песни, с другой – выступление – это хороший опыт жизненного применения школьных навыков и знаний.

Принцип художественности раскрывается в учебном процессе в явлениях образности, эмоциональности, красоты, творчества. Урок музыки должен быть уроком искусства, непохожим на другие предметы. Постижение  интонационно-образного языка музыки  возможно лишь в процессе восприятия-переживания,интерпретации или порождения музыкальных образов.  «Лишь  там,  где урок – искусство,  есть  место  искусству… Быть  художником  на  уроке  при  его  исполнении  ныне  также  необходимо,  как  и  знатоком     своего  предмета», - писал  Е.Н.Ильин. Этот  принцип  проявляется   через    образное  мышление   учителя  музыки,  развитую  фантазию,  творческое    воображение,  исполнительскую  эмоциональность,  артистизм.   Художественному  общению  с  музыкой  нужно  учить,  включая  учащихся  в  творческое  взаимодействие,  диалог  с  композитором,  произведением, другим  видом  искусства,  персонажем.

Принцип взаимосвязи искусств. В преподавании любого искусства все другие виды должны создавать необходимую ассоциативную духовную атмосферу, которая способствует расширению жизненного ихудожественного опыта учащихся, питает их фантазию, воображение. Так, материал   урока  музыки  должен подкрепляться  материалом  художественной  литературы,  живописи,  скульптуры, танца,  театрального  искусства.

Принцип образности.Целостные конкретно-чувственное, образное освоение действительности – существенная особенность психики ребёнка. Именно, через образное  видение мира он  пускается  в путь обобщения.

Принцип  единства  эмоционального и  сознательного  обусловлен  спецификой  музыкального   искусства  и  особенностями  его восприятия,  развитие  которого  требует  осознания  эмоциональных впечатлений,  вызываемых  музыкой,  а также  её  выразительных  средств. Осознание воздействия музыкального произведения  способствует раскрытию его содержания, накоплению учащимися музыкального опыта,  который  усиливает воздействие музыки, обогащает духовный мир учащихся, их чувства, мысли, переживания.

Этот  принцип,  например, активно   реализуется  в  беседе  после   слушания   музыкального сочинения, когда  выявляются  образы произведения  и  средства  музыкальной  выразительности,  которые  их  реализуют,сведения об оркестрах, инструментах, хорах, певческих голосах – всё это помогает ученикам воспринимать музыку на более высоком уровне, подготавливает почву для музыкального самообразования, делает процесс обучения более эффективным. Также  этот  принцип  мы  можем  увидеть  в  словах великого русского  баса  Ф.Шаляпина,  касающиеся вопросаисполнения  музыки:один  Шаляпин  исполняет,  а  другой  контролирует  этот  процесс,  т.е.  эмоциональный  тонус, переживание  образа  должно  быть   под  контролем  сознания  поющего.

Принцип единства художественного и технического основывается на том, что выразительное  исполнение произведения требует соответствующих навыков и умений, овладение которыми  и   является  средством  достижения  цели (художественного исполнения). Вспомним известный  афоризм «Не может  быть  ни  искусства  без  упражнения,  ни  упражнения  без  искусства». Таким образом, в пении равно важными являются выразительность исполнения и мастерство владения вокально-хоровыми навыками:  певческой  установки,  певческого  дыхания  атаки  звука,  хорошего  произношения,  чистой  интонации, а  также  закладываются  основы    необходимого тембра,  динамики,  штриха и  т.д. А  возьмем, к примеру, слушание музыки детьми,  которое предполагает не только получение ими эстетического наслаждения, но и приобретение историко-теоретических знаний,  как  понимание стиля, формы, жанров, выполнение музыкально-ритмических движений - проявление эмоционального отклика на восприятие музыки и одновременно понимание особенностей музыкального языка (метроритма, динамики, фактуры и др.).

Надо  отметить, что единство художественного технического достигается при условии развития творческой инициативы учащихся. Их участие в создании замысла исполнения произведения активизирует воображение и в то же время способствует осознанию того, что исполнительские навыки и умения являются необходимым средством достижения выразительного, художественного исполнения произведения .

Принцип единства развития ладового, ритмического  чувства и чувства формы лежит в основе  различных видов музыкальной деятельности. Благодаря комплексному, последовательному развитию  музыкальных способностей у школьников  формируются представления  о принципах развития музыки, выразительности элементов музыкальной речи, выразительных возможностях музыкальных форм.

Важным  в  вокально-хоровой  работе с детьми является принцип единства (единообразия) вокальных навыков. Певческий коллектив – явление  социальное,  здесь поют  дети   не  только  с  разными  музыкально-слуховыми,  психофизическими   особенностями, но  и   разными  по  силе  голосами, разной  интонацией,  тембрами. А  ведь хор  тогда  состоится,  когда все  будут «как  один и  один  как  все»    в  техническом,  художественном   и  эмоциональном  плане. Поэтому певцы  должны  отличаться  единством  действий  в  вопросах: певческой  установки,  верного  дыхания,  звукообразования (тембровая  слитность), интонации, штриха, позиционности  звука, дикции. Без  этого  недостижим  ансамбль  партии,    что  является  залогом  общехорового  ансамбля. Вспомним  слова  С.Казачкова  в  книге «От урока  к  концерту»: «Хоровая  партия  всегда  монолитна…». Дирижёр  имеет  в виду   монолит,  т.е.    полную слитность, единство, единообразие  всех  компонентов  вокально-хоровой  техники  и  без  сомнения    психологическое единство  поющих.

Информация о работе Принцип единства обучения и воспитания