Принцип единства обучения и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 21:35, реферат

Описание работы

Общая педагогика определяет методику как научную дисциплину, изучающую общие закономерности педагогического процесса на материале какого-либо предмета. Соответственно, методику музыкального воспитания школьников следует понимать как научную дисциплину, изучающую закономерности педагогического процесса воспитания школьников средствами музыкального искусства. При этом понятие "воспитание" включает в себя единство нескольких значений:
образования, как овладение школьниками системой музыкальных знаний, приобщение к накопленному человечеством опыту художественного усвоения мира;
обучения, т.е. усвоение детьми практических музыкально-творческих умений, способов действий и развития личности каждого ребенка: количественные и качественные изменения в музыкально-эстетической культуре школьников, а также в формировании музыкальных способностей учащихся.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 75.37 Кб (Скачать файл)

Принцип творческой активности учителя и учащихся. «Уроки  любого  учителя  только  тогда  становятся  настоящими,  качественными,  когда  отражают  его  творческую  индивидуальность», - замечал Д.Кабалевский. Педагогика не только  наука, но  и  искусство неразрывно  связанное  с  творческой  инициативой, а тем  боле – урок музыки – это  урок сотворчества  учащихся  и  учителя, поэтому учителю важно  обладать не только  разносторонними  знаниями,  но  не  в  меньшей  мере  и  творческой  изобретательностью.Решающую роль в этом процессе играют музыкально-слуховые представления, интеллект музыканта, его музыкальный опыт, владение средствами художественной выразительности.В работе учителя музыки художественное творчество проявляется в умении интересно, увлекательно, эмоционально проводить уроки музыки и внеклассные занятия, ярко, образно исполнять музыкальные произведения,применять богатство художественных ассоциаций, педагогическую импровизацию, которая обуславливается его способностью быстро и правильно оценивать ситуацию и поведение учащихся и оперативно находить решение, подбирать репертуар для урока музыки и для внеклассной работы, включая  произведения, которые могут служить основой для развития конкретных творческих навыков:ассоциативного мышления, привлекая  аналогичный материал из смежных областей других видов искусства; использовать разнообразные формы работы, способствующие созданию на занятиях атмосферы творческой активности, заинтересованности (словесно-иллюстративная, поисковая и т.д.); разрабатывать серии творческих заданий, применять различные виды творческой деятельности,  проводить  нетрадиционные   типы  уроков: урок-викторина,  урок-театр,  урок-игра. Творя замысел урока, важно представлять себе основы его драматургии, владеть искусством педагогического перевоплощения: об этическом рассказывать неспешно и величаво, о смешном живее  и т.д.

Толчком для начала активного творческого поиска могут служить проблемные ситуации, которые создает учитель различными приемами, как   столкновение различных мнений учащихся, столкновение противоречивых мнений великих людей прошлого и современников, столкновение жизненных представлений учащихся с явлениями и фактами. Так,   например,   возьмем

- сравнение двух контрастных  по характеру произведений (Прелюдия  №4 и Этюд №12 А. Скрябина, Прелюдия  №7 и №20 Ф. Шопена) или двух контрастных образов в произведении («Эгмонт» Л. Бетховена, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева);

- сравнение романсов разных  композиторов, написанных на стихи  одного поэта («Горные вершины»  А. Варламова, С. Танеева на стихи  М. Лермонтова, «На холмах Грузии»  Н. Римского-Корсакова, Д. Аракашвили  на стихи А. Пушкина);

- сравнение оригинальной  народной песни или романса  и инструментальных вариаций  на их тему (русская народная  песня «Перепелочка» и вариации  на её тему А. Эшпая, «Соловей»  А. Алябьева и вариации М. Глинки, «Каприс» Н. Паганини и вариации  Берковича на эту тему).

Другая творческая процедура - видение новой функции знакомого объекта. Так, во втором классе, уже знакомую детям попевку «Крокодил и Чебурашка» учитель предлагает прослушать и исполнить в новом качестве - в характере вальса, марша, песни и польки. Таким образом, они находят новую функцию знакомого для них объекта. Ещё одна творческая характеристика - умение видеть альтернативу решения. Включение детей в такие виды деятельности, как сочинение музыки («досочинить» строчку в песне, фразу, музыкальный фрагмент), игра на музыкально-шумовых инструментах (импровизация музыкального сопровождения песни) позволяет проявить собственное видение решения такого творческого задания, увидеть разные его варианты и тем самым формировать альтернативное видение решения, пускай благодаря совместному поиску учеников. При этом творческий процесс приобретает двусторонний характер: с одной стороны, творчества учителя, с другой – на основе применяемых им стимулирующих методов возникает творческая деятельность учащихся. Творческая деятельность учителя музыки зависит от ряда обстоятельств: от условий, в которых он работает, от уровня общего развития класса и музыкальной подготовки школьников, собственных личностных качеств.

Современный урок музыки - это всегда сплав поэзии и творческого анализа, непосредственных музыкальных впечатлений и размышлений о музыкальном искусстве, восхищения вокальным произведением и тщательной исполнительской работой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Ребенок, испытавший  радость  творчества  даже  в  самой  минимальной  степени,  становится  другим,  чем  ребенок, подражающий  актам  других»

Б.Асафьев

 

Обзор  основных  дидактических  и  специальных,  свойственных музыкальной  педагогике,  принципов  позволяет  отметить  их  тесную  связь между собой  и  взаимное  проникновение  друг  в друга. Нельзя  говорить  об  одном  из  них  вне  связи  с  другим,  а  получить  наиболее  оптимальный  результат  в  музыкальном  развитии  обучаемых  можно  только  при  творческом  применении,  единстве    общедидактических  принципов,  специальных, свойственных музыкальной педагогике,  а    также  конкретно  вокально-хоровых    принципов  обучения  и, конечно  же,  при  этом  гибких  методах  обучения.

Реализация дидактических принципов на музыкальных занятиях  – это основное руководство в формировании основ музыкальной культуры у детей школьного возраста.

 

 

 

                          

                               Библиография

 

  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - Москва, 1983.
  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта. Москва, 2000.
  3. Б.Голуб «Основы  общей  дидактики»
  4. Дмитриева Л.Г., Червоиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. Москва, 1989.
  5. Кузнецов И.«Настольная  книга  преподавателя».- Минск, 2005.
  6. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. - Р/н.Дону, 2002.
  7. Нипков К.Э.«Ян Коменский сегодня».  СПб 1995 
  8. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – Москва, 2006.
  9. Харламов И.Ф. Педагогика. Минск,  2001.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Принцип единства обучения и воспитания