Принцип единства обучения и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 21:35, реферат

Описание работы

Общая педагогика определяет методику как научную дисциплину, изучающую общие закономерности педагогического процесса на материале какого-либо предмета. Соответственно, методику музыкального воспитания школьников следует понимать как научную дисциплину, изучающую закономерности педагогического процесса воспитания школьников средствами музыкального искусства. При этом понятие "воспитание" включает в себя единство нескольких значений:
образования, как овладение школьниками системой музыкальных знаний, приобщение к накопленному человечеством опыту художественного усвоения мира;
обучения, т.е. усвоение детьми практических музыкально-творческих умений, способов действий и развития личности каждого ребенка: количественные и качественные изменения в музыкально-эстетической культуре школьников, а также в формировании музыкальных способностей учащихся.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 75.37 Кб (Скачать файл)

Сознательное отношение детей к занятиям  нотной грамотой способствует  лучшему пониманию учебного материала. Ребёнку, должны быть понятны задачи и способ их решения.

3. Принцип  систематичности  и последовательности.

«Знания должны быть в строгом логическом порядке, всякое овладение наукой предполагается логический порядок».

 К. Ушинский

Без  сомнения,  что  главным  способом  формирования  системы  знаний  является  организованное  обучение,  т.е.преподавание  и  усвоение  знаний  предполагает  в определенном  порядке,системе,  которая  определяется  внутренней логикой  учебного  материала  и  познавательными  возможностями  обучаемых. Последовательность и систематичность в первую очередь касаются следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом; какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т.п. Поэтому   на каждый год, каждый месяц, день и час должны быть  поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.Требование систематичности и последовательности в обучении направлено на сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок  - это логическое продолжение предыдущего. Таким  образом, процесс  обучения,  состоящий  из  отдельных  шагов,  протекает  успешнее, когда  он  регулярен,  выстроен  по  плану. Все занятия должны бать распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и закреплялся последующим.

Только  систематическая  работа   приносит   положительные     результаты.   Так,  например, если музыкальные занятия проводить изредка – это не даст никаких результатов, не  уделив    достаточного  времени  на  каждом  занятии  знаний по  музыкальной  грамоте,  выработке  вокально-хоровой  техники,  не  возможно   полноценно разучивать,а  затем  и реализовать художественный  образ   произведения.  Взяв  в  программу    непосильное  произведение, теряем  много  времени  на  его  освоение,  теряется  интерес  к  работе  на  уроке,  снижается певческий  тонус  детей. Только при систематическом слушании музыки дети начинают выделять её настроение, эмоциональную окраску: радость, грусть.  Систематические упражнения приводят к элементарному освоению игры на детских музыкальных инструментах, развитию певческих навыков и умений (пение после вступления и т.д.),  но в  работе, например,  с  младшими  школьниками     они      должны быть облечены в интересную игровую форму.Обращаясь  к  темам   занятий   с детьми старшего дошкольного возраста заметим,  что  однавытекает из другой: «Что выражает музыка?», «О чём рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?», «Что и как рассказывает музыка?». Не  надо  бояться   постоянно  и  настойчиво,  но  доброжелательно  исправлять  ошибки обучаемых, важно  приучать  их  к  анализу  собственных  ошибок.Как  замечает Я.А.Коменский: «подкреплять все основания разума - это значит всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, нотакже показывать, почему оно не может быть иначе. Ведь знать что-нибудь - это значит называть вещь в причинной связи».

Процесс  обучения    должен  вестись    в   неразрывной  последовательности, например от более общего к более частному, от более легкого - к более трудному, от известного - к неизвестному, от более близкого к более отдаленному и т.д.Это  касается  и выбора  репертуара,   формирования  музыкальных  знаний, умений, развития  музыкальных  способностей,  знакомства  с  жанрами: простые жанры музыки перерастают в  сложные (танец - в балет, песня – в оперу, в мюзикл).Посильность учебного материала и педагогических требований имеет важнейшее значение для эффективности музыкального обучения.Этот вопрос встаёт при подборе песни, репертуара для слушания музыки, упражнений по читке с листа и других заданий.  В  классе находятся дети  сразными  с разными  музыкальными способностями  и  если  уделять внимание только слабым учащимся, то можно оставить без внимания остальных, т.е. сильных. Поэтому усилия должны быть направлены на поиски дифференцированного подхода к группам учащихся и к отдельным детям. Наиболее сложно осуществить это в пении и нотной грамоте. Иногда устраивается это таким способом: когда дело касается различия в диапазоне певческих голосов и различии качества интонирования, класс разделяется на несколько групп и работают по трудности для каждой из этих групп.

Таким  образом, реализуя    принципсистематичности  и последовательности, понимаем,  что  сегодняшнее должно  закреплять  вчерашнее и  пролагать  дорогу  для   завтрашнего.

4. Принцип  наглядности.

«Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении».

Я.А.Коменский

Принцип  наглядности  обучения  служит  «внешней  опорой внутренних  действий, совершаемых обучаемыми  под  руководством    учителя  в  процессе  овладения  знаниями». С точки зрения буквального понимания «наглядность» - это обращение к зрительному восприятию детьми тех или иных явлений, связанных с музыкой.Это один  из самых  известных  и  интуитивно  понятных  принципов  обучения.Принцип наглядности обучения предполагает, прежде всего, усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Я.А.Коменский считал золотым правилом обучения, именно он первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.

Я.А.Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:

1) «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство»;

2) «Поэтому школы должны  предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д.»;

3) «То, что нужно знать о вещах, должно быть «преподаваемо посредством самих вещей».

Для осуществления правильного наблюдения Коменский категорически требовал: «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно представлятьдля восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязание - путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

И  это  действительно  так. Установлено,  что  органы  зрения  «пропускают»  в  мозг  почти  в  5  раз больше  информации,  чем  органы  слуха,  почти в 13  раз  больше,  чем тактильные  органы. Запоминание  ряда  информации  на картинках, моделях,  таблицах  происходит  лучше,  легче  и  быстрее,  чем  запоминание  того же  ряда  в  словесной  форме,  устной  письменной.  Поскольку, обучаемый  мыслит  формами,  красками,  звуками, отсюда и  необходимость  наглядного  обучения.

Принцип   наглядности  на  практике реализуется  в  использовании  иллюстрированного  материала:   портреты  композиторов,  репродукции  картин,  фотографий,  связанных  с  содержанием  произведений,  использование  таблиц (например,  с изображением музыкальных инструментов, для овладении  нотным  материалом,  многоголосием,  ритмом),графические записи, и рисунки, плакаты, иллюстрации, схемы,   карточки с изображением жанров, характера музыки,  на различие тембров музыкальных инструментов, регистров и т.д.

Одним  из  видов  наглядности  является  и  педагогический  или  исполнительский показ (иллюстрация),  например,  как  указание    способов    овладения  дыханием,   голосом,  демонстрация  музыки  в  записи,  на  инструменте.Причем, выразительное  исполнение педагогом музыкального материала или в записи – доминирующий метод (слуховая наглядность), «живое» исполнение – это общепризнанный педагогический приём. Чем эмоциональнее исполнение музыки, тем лучше воспримут  её дети.

 Наглядное знакомство  с музыкальными инструментами, их  устройством и исполнением на  них, с приёмами вокального и  инструментального исполнения приносит  в класс киноплёнка или видеозапись, мультипликация.Однако  нельзя  увлекаться  наглядностью,  так  как наглядность не  цель,  а  средство.

5. Принцип  прочности  усвоений  знаний.

«Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понятно и тщательно закреплено памятью»Я.А.Коменский

Общим  условием  прочности усвоения  знаний является  реализация  принципов  обучения:  систематичности  и  сознательности,  связь теории с  практикой,  интереса  и  активности, наглядности. 

Так, показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.Принцип повторения и упражнения также стар, как и само обучение. Еще древний китайский философ Конфуций строил систему обучения на принципе повторения и упражнения. В средние века они стали универсальными методами обучения.

Однако понимание упражнения изменялось в различные времена и эпохи в связи с изменением целей и содержания обучения. Во времена Я.Коменского в школах господствовавшее положение занимали формализм и зубрежка.Я.Коменский в понятия упражнения и повторения вложил новое содержание, он поставил перед ними новую задачу - глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности учащихся. По его мнению, упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению  использованию в практической деятельности. Коменский связывает упражнения с памятью и пишет: «Упражнения памяти должны практиковаться беспрерывно». Но вместе с тем Коменский выступает против механического запоминания в пользу логического. Придавая большое значение упражнениям и повторениям, Я.Коменский  выдвигает ряд указаний и правил для осуществления этого принципа в обучении:«Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений». «Когда столько раз повторяется одно и тоже, то даже наиболее отстающие поймут изложенное настолько, чтобы идти наравне с остальными».

Таким  образом,  в  нашем  случае  прочность знаний  и  умений  обуславливается такими методами  работы  с  обучаемыми, как  систематическое развитие музыкально-слуховых  представлений,  певческих  навыков, музыкально-теоретические  сведения (знаний  нот,  понимание  ритма), чтение  по  нотам, навыки  многоголосия, развитие  музыкального   кругозора   –   всё  это  при  систематической  работе содействует  уровню    обучаемых. Важно  развивать  память, следить  за  логикой  обучения,  повторение  и  закрепление  материала  производить так, чтобы  активизировать не  только  память,  но    и  мышление,  и  чувства  обучаемых.   Работая над  закреплением  знаний,  постепенно  расширять  их  объём. Надо заметить, что вокальное воспитание детей в школе – область новая в музыкальной педагогике. В ней нет устоявшейся системы и единой методике обучения(учитель сам ищет пути разучивания заучивания и т.д.).

Приобретение детьми прочных хоровых навыков и умений тесно связано с постоянством, единством требований учителя.Прочность знаний и умений обуславливается методами работы. Если они опираются на систематическое развитие музыкально-слуховых представлений, певческих навыков, то можно ожидать, что навыки окажутся крепкими.

 Одним из условий, влияющих  на прочность внедрения певческих  навыков, является частота упражнений. Если в занятиях наступает длительный перерыв (2-3 месяца), он менее страшен, если ему предшествует систематическая работа. Например,  вопрос о хорошем усвоении репертуара зависит от интереса к тому или иному произведению, от того, с какой активностью разучивается произведение.Качество исполнения музыки и методы разучивания имеют также  большое значение: выразительно исполненная песня, творчески проведённое разучивание могут оказать решающее влияние на их запоминание. Понятно,  почему   А.В.Свешников  при разучивании песни  настойчиво говорил о  методе  предупреждения  ошибок,  т.е. изначально  учить  максимально  правильно,  не  давать  петь  фальшиво,  обращать  внимание  на  детали, чтобы песня «улеглась» правильно в памяти с первого раза.

 

6. Принцип  доступности.

Этот  принцип  обучения  связан  с  необходимостью  учитывать    возрастные,    музыкальные  и  индивидуальные  способности  обучаемых.  Принцип  проявляется  в  посильности  музыкального  материала:   содержании  и понимании  репертуара  детьми, соответствие  его их   диапазону голоса,  интонационно-ритмическими сложностями  песни, разных  заданий  по  музыкальному  развитию  обучаемых,  как  упражнения  по   чтению  с  листа,  репертуара  для  слушания  музыки и  т.д. Известны  классические  правила,  относящиеся  к  практической  реализации  рассматриваемого  принципа,  сформулированные  Я.А.Коменским:  от    от  известного к  неизвестному, от простого  к  сложному.  Таким  образом, важно  помнить,  что  обучая,  нужно  исходить  из уровня  подготовленности  и  развития  обучаемых,  опираться  на их  возможности,  учитывая    и  жизненный  опыт  обучаемых,  их  интересы. Учитывая  индивидуальные  особенности,  объединять  в  дифференцированные  подгруппыобучаемых  с  одинаковой  обучаемостью.  Держать  оптимальный  темп  обучения. Для  доступности  широко  применять  аналогию,  сравнение,  сопоставление,  противопоставление.  При изучении  нового  и  сложного  материала  целесообразно  привлекать  сильных  обучаемых, а  при  закреплении -  средних  и  слабых. Ведь  если  уделять особое внимание слабым учащимся, то можно оставить без внимания остальных(т.е. сильных). Поэтому усилия учителя должны быть направлены на поиски дифференцированного подхода к группам учащихся и к отдельным детям.Наиболее сложно осуществить это в пении и нотной грамоте. Иногда устраивается это таким способом, когда дело касается различия в диапазоне певческих голосов и различии качества интонирования, класс разделяется на несколько групп и работают по трудности для каждой из этих групп.

Информация о работе Принцип единства обучения и воспитания